Совершенствование подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 47-50

Совершенствование подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

Полковник А.Н.МАРДАС,

кандидат технических наук, доцент

УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ вооруженных сил личным составом запаса во многом определяет способность любого государства своевременно осуществлять перевод их с мирного на военное положение.

Известно, что большинство стран мира комплектуют резервные компоненты, используя один из трех принципов: добровольный, на основе всеобщей воинской повинности (обязанности), смешанный. Первый применяют, как правило, экономически высокоразвитые и удаленные от сухопутных театров военных действий страны, для которых внезапное широкомасштабное вторжение армии противника маловероятно, например США и Великобритания, второй - Франция, третий - ФРГ. Вооруженные Силы бывшего СССР резервный компонент комплектовали на основе всеобщей воинской обязанности, что было оправданно как с экономической, так и с военной точки зрения. В Российской Федерации законодательно закреплен смешанный принцип комплектования при сохранении всеобщей воинской обязанности для резервного компонента.

Следует отметить, что призыв граждан на военную службу по контракту позволяет более полно удовлетворять потребности ВС мирного времени в специалистах высокой квалификации, назначаемых на должности, которые определяют боеспособность частей. Вместе с тем переход на смешанный принцип негативно повлияет на качество укомплектованности по мобилизационному плану. Анализ показывает, что с завершением к 2000 году перехода на смешанный принцип комплектования ВС количество солдат и сержантов, ежегодно увольняемых с действительной военной службы, уменьшится в 3-4 раза. Это значительно снизит общую численность военно-обученных граждан, пребывающих в запасе.

Кроме того, финансовые трудности в стране ведут к свертыванию подготовки военно-обученных ресурсов, и недостаток специалистов, определяющих боеспособность частей, становится хроническим. В то же время интересы обеспечения обороноспособности страны требуют поддержания системы подготовки и накопления военно-обученных ресурсов (ПНВР) на должном уровне, а несоответствие ее традиционной схемы условиям рыночной экономики и принципу смешанного комплектования ВС - пересмотра организационных основ. В связи с этим для определения возможных направлений совершенствования организации ПНВР автор счел необходимым сравнить эффективность систем, построенных на различных принципах комплектования.

Результаты исследований позволили разработать соответствующую методику. Ее основу составляют индексные матрицы параметров характеристик подсистем, участвующих в процессе подготовки и накопления ресурсов, с помощью которых можно рассчитать обобщенный показатель эффективности системы по отношению к любой другой и выявить факторы, повышающие или снижающие ее.

Суть методики заключается в том, что, используя избранные для анализа характеристики и их параметры, строят матричные модели сравниваемых систем. Модель представляет собой матрицу производительности системы, элементы которой (бинарные отношения соответствующих параметров в строке и столбце) характеризуют взаимодействие функциональных подсистем. Для сравнения систем, подвергающихся влиянию различных факторов, рассчитывают агрегатные индексы путем поэлементного деления индексов соответствующих столбцов матричных моделей и получают показатель относительной эффективности, который указывает на изменения в производительности систем под влиянием исследуемого фактора. Затем определяют обобщенный показатель (среднее геометрическое произведений агрегатных индексов, рассчитанных для всех характеристик), отражающий эффективность систем ПНВР в целом.

Исходными данными для оценки эффективности систем ПНВР являются характеристики и параметры подготовки однотипных войсковых формирований, рассчитанные на один учебный год и отвечающие требованиям законодательных и нормативных актов государств (см. таблицу).

Характеристики и параметры оценки эффективности систем подготовки и накопления военно-обученных ресурсов в армиях России и США

Совершенствование подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

Примечание. Параметры последней характеристики указаны с учетом полного цикла подготовки формирования.

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что доля накопления военно-обученных ресурсов с достаточным уровнем подготовки, привлекавшихся на сборы в предыдущем году, в армии России в 4 раза меньше, чем в армии США, а продолжительность цикла подготовки формирования в 5 раз превышает этот показатель в армии США. Кроме того, низка загрузка учебно-материальной базы.

Результаты расчетов, проведенных по данной методике, показали, что обобщенный показатель эффективности системы ПНВР ВС России не превышает 15% от соответствующей величины для армии США, а эффективность расходования средств при подготовке военнообязанных запаса России по причине вышеуказанных недостатков в 3 раза ниже, чем США.

Результаты исследований свидетельствуют также о более высокой действенности системы ПНВР, основанной на принципе добровольного комплектования резервных компонентов, особенно в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает: высокую степень укомплектованности соответствующих формирований; кратчайшие сроки отмобилизования военно-обученного контингента; способность резервистов выполнять поставленные задачи без дополнительных занятий, а в отдельных случаях и без боевого слаживания подразделений благодаря постоянной боевой подготовке; строгую периодичность учебных сборов; ежегодное широкомасштабное привлечение резервных формирований к участию в учениях регулярных войск, в том числе и на возможных ТВД.

Поскольку такие системы обладают более высокой эффективностью, то в перспективе резервы постоянной и мобилизационной готовности ВС России, по нашему мнению, могут комплектоваться на добровольной основе. Вместе с тем опыт свидетельствует, что это возможно только в определенных социально-экономических, геополитических и демографических условиях. Если исходить из демографических возможностей России, то она способна обеспечить добровольное комплектование резервных компонентов ВС, однако сложившиеся социально-экономические и геополитические условия не позволяют даже затрагивать вопрос об единовременном переходе к добровольности в подготовке военно-обученных ресурсов.

Таким образом, условия, в которых осуществляются подготовка и накопление ресурсов, а также недостатки в их организации приводят к отставанию российской системы ПНВР от ее аналогов в ведущих мировых державах и соответственно к снижению боевой готовности частей резервного компонента. Выход из этой ситуации, на наш взгляд, заключается в поэтапном реформировании существующей системы подготовки и накопления резервов.

Прежде чем перейти к рассмотрению содержания этапов реформирования, отметим, что система ПНВР должна строиться с учетом оперативного предназначения войск, построения группировок ВС, их эшелонирования и дислокации. Для этого необходимо все мобилизационные ресурсы личного состава дифференцировать по категориям и видам резервов, тесно увязав порядок их подготовки и распределения с предназначением и задачами войск, для которых они создаются.

Личный состав запаса, по нашему мнению, должен быть разделен на следующие виды резервов: постоянной готовности, мобилизационной готовности и общий резерв.

Резерв постоянной готовности включает граждан, пребывающих в запасе и предназначенных для доукомплектования органов управления, соединений и частей, входящих в состав войск прикрытия, Мобильных сил, а также других войск с коротким сроком готовности.

Резерв мобилизационной готовности состоит из двух очередей и включает военнообязанных граждан, предназначенных для полномасштабного развертывания ВС. Резерв первой очереди используется для укомплектования развертываемых войск первого оперативного эшелона, резерв второй - для укомплектования остальных войск и первоочередных стратегических резервов.

Общий резерв - это обученные и необученные граждане, пребывающие в запасе, которые могут быть использованы после начала боевых действий для создания стратегических резервов, развертывания дополнительных формирований и восполнения потерь действующей армии.

Рассмотрим содержание этапов реформирования.

На первом этапе (2-3 года) необходимо, не отступая от принципа всеобщей воинской обязанности, создать целесообразную структуру резервов. С этой целью резерв постоянной готовности следует комплектовать, на наш взгляд, за счет граждан первого возрастного разряда, зачисляя в него тех, кто в течение последнего предшествующего года либо завершил действительную военную службу по призыву или контракту, либо получил военную специальность в учебных заведениях или на учебных сборах. Резервисты постоянной готовности приписываются на определенные должности в те части, в которые они могут прибыть в требуемые сроки после введения высших степеней боевой готовности. Уровень военной подготовки данной категории граждан должен обеспечивать исполнение ими прямых обязанностей без дополнительных занятий. Для этого они в соответствии с законодательством в обязательном порядке не реже одного раза в три года привлекаются на учебные сборы. Подготовку резерва постоянной готовности целесообразно проводить в частях, для которых он создается. При этом программа сборов должна предусматривать участие резервистов в тактических учениях на должностях предназначения и непосредственно в подразделениях, которые ими доукомплектовываются.

В состав первой очереди резерва мобилизационной готовности следует зачислять подготовленных в военном отношении граждан первого и второго возрастных разрядов, не вошедших в резерв постоянной готовности, которые, как правило, могут быть использованы по прямому должностному предназначению.

В состав второй очереди резерва целесообразно зачислять военнообязанных граждан, которых можно использовать для укомплектования остальных войск и первоочередных стратегических резервов. Периодичность привлечения личного состава на учебные сборы - один раз в три года для резерва первой очереди и один раз в пять лет для резерва второй очереди. Подготовка должна, на наш взгляд, проходить в специально созданных территориальных учебных центрах подготовки резерва (ТУЦПР). Они должны обеспечивать поточную переподготовку резерва, а состав и вооружение учебных подразделений таких центров - отвечать структуре соединений и частей, в целях резвертывания которых осуществляется подготовка личного состава запаса.

На втором этапе (3-5 лет) можно постепенно создать ядро добровольного резерва. Для этого целесообразно было бы, не выходя за рамки, установленные законодательством, обеспечить заключение контрактов на прохождение военной службы в резерве постоянной готовности (а при благоприятных социально-экономических условиях - ив резерве первой очереди) для лиц, получивших военное образование или выслуживших установленные сроки по наиболее дефицитным военно-учебным специальностям (командиры взводов, экипажей и расчетов, механики-водители и т.п.). Тогда резервистов можно было бы 2-4 раза в месяц привлекать на однодневные занятия в свои части (резервисты первой очереди - в ТУЦПР) и ежегодно - на учебные сборы. При выплате им соответствующего денежного довольствия и наличии предусмотренных законодательством льгот такой порядок прохождения службы в запасе станет достаточно престижным и в итоге приведет к значительному повышению уровня боеготовности ВС.

Таким образом, предложенные пути поэтапного реформирования системы подготовки и накопления военно-обученных ресурсов позволят уже через несколько лет значительно улучшить качество перевода войск с мирного на военное положение.

Далее по тексту приводятся материалы этих исследований.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации