Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 62-70
Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах
Полковник В.И.ЛУТОВИНОВ,
доктор философских наук
ИДЕЯ патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и др. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, кризисные явления, обострение борьбы за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.
В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Естественно, что это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Вследствие преувеличения в советском обществе значения социально-политического, классового, идеологического был резко ослаблен национальный фактор, что повлияло на направленность русского самосознания («старший брат обязан помочь младшим братьям»). Период социалистического строительства весьма активно повлиял на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое время формировалось в ущерб традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа. Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. Основная часть советского образованного общества стала активным проводником официальной политики, которая часто деформировала, а порой умаляла истинные национальные интересы как русского, так и других народов России.
В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом. Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.
Большой интерес для понимания проблемы российского патриотизма представляет научно-исследовательская литература, охватывающая отрезок времени с конца 80-х годов XX века по настоящее время. Этот период связан с развитием кардинальных преобразований во всех сферах жизни народа. Глубокие изменения претерпели не только основы непосредственного бытия, но и высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т.п.
Сегодня все многообразие в трактовании патриотизма можно условно дифференцировать по нескольким направлениям.
К первому из них следует отнести возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина «патриотизм». Это направление характеризуется фиксацией определенного, безусловно позитивного, нередко ярко выражаемого отношения к Отечеству, ограничивающегося главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому, к картинам детства и т.д. Именно так понимается патриотизм многими людьми. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным. Суть его заключается в многообразном проявлении возвышенного чувства любви к Родине, особенно в духовном и нравственном смысле. В нем безотносительно к характеристике субъекта доминируют направленность, сила, возвышенность самого чувства к объекту, который имеет для субъекта (кем бы он ни был) исключительное значение.
С этим направлением тесно связано второе, которое также основывается на понимании d патриотизма как одного из высших, наиболее значимых чувств. Однако наряду с эмоциональной стороной рассматриваемое направление включает также и деятельностный момент. Сила патриотического чувства не ограничивается выражением глубокой и возвышенной любви к Отечеству, она побуждает граждан к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. От того, каков вклад той или иной личности (группы) в дело Отечества, насколько та или иная деятельность способствует его развитию и укреплению, зависят уровень сформированное™ патриотизма и степень его проявления у конкретного субъекта. Характерной особенностью данного направления является необходимость реализации патриотичности посредством конкретных действий, поступков в интересах общества и государства, что позволяет назвать его активно-деятельностным. По своей сути это одно из высших, наиболее значимых чувств, воплощенное в действенной побудительной силе, реализующей это чувство в процессе целеустремленной социальной деятельности граждан в интересах общества, на благо Отечества.
В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Различные точки зрения в отношении его конкретизации образуют весьма широкий спектр. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. В условиях более жесткого руководства и регламентированного функционирования советской общественной системы патриотизм представлял собой одну из ее важнейших идеологических основ, являлся одним из стержневых направлений воспитания подрастающего поколения. В рамках этого направления патриотизм можно определить как сложное, многоаспектное явление, пронизывающее все сферы общества, особенно его сознание и духовную жизнь, обладающее огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития.
Четвертое направление характеризуется тем, что в качестве главного объекта патриотизма рассматривается государство, поэтому данное направление с полным основанием можно назвать государственным. Возникновение такой разновидности патриотизма было вызвано определенными историческими условиями, а именно - необходимостью консолидации усилии для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти. Главная идея этого направления заключается в том, что патриотизм понимается как проявление его субъектами чувства национальной гордости за свою державу и предполагает их активное участие в укреплении государства и государственности в качестве первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.
Пятое направление в определенной мере является альтернативным по отношению к предыдущему. Его приверженцы, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе и по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. В отличие от предыдущего, которое рассматривает в качестве главного объекта патриотизма государство, в данном направлении первостепенная роль отводится субъекту, то есть личности, которая занимает безусловно доминирующее положение. Патриотизм определяется как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными качествами, до осознания ее нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения Родине, своему народу.
Шестое направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что очень часто (хотя и не всегда) субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап развития личности, а именно - ее духовного самовыражения. Уровень такого развития очень высок, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление ею ряда важнейших качеств/ основывающихся на религиозности и характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью их сформирован ности, что позволяет определить данное направление как духовно-религиозное^Оно имеет богатые традиции, глубокие и мощные корни. Это объясняется не только огромным, более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов, чувств, но и величайшим вкладом в разработку направления многих видных представителей власти, Русской православной церкви, литературы, искусства, философских и других наук. В рамках этого направления патриотизм выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей такого уровня развития, при котором испытываемая ею божественная по природе любовь к Отечеству соединяется с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага.
Глубокий анализ этих и других направлений приводит к необходимости дать такое определение патриотизма, в котором в той или иной степени преодолевались бы ограниченность и односторонность каждого из направлений. При этом следует исходить из уяснения главного содержания, всего комплекса идей, вытекающих из их теоретических установок. Изучение основных подходов к пониманию сущности патриотизма дает возможность составить более глубокое представление о нем. Благодаря этому можно сформулировать новое определение, включающее в себя важнейшие признаки патриотизма, содержащиеся в вышерассмотренных шести направлениях.
Патриотизм как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, его идеологическую опору, является одним из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее «я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты. При этом личность испытывает постоянную потребность в своем дальнейшем развитии посредством участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе, государстве.
В настоящее время общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Размывание духовно-нравственных ценностей привело к тому, что Вооруженные Силы уже не символизируют, как прежде, мужество, доблесть и славу. Армейскую среду все более пронизывают ростки «новой» морали, основанной на власти денег.
В этой ситуации общество и его военная организация должны выбрать путь развития, основанный на использовании бесценного духовного богатства, накопленного в течение многовековой истории. Реализуя огромный духовно-нравственный потенциал народов России, мы можем решить важнейшие задачи в различных сферах жизни общества - социально-экономической, политической, правовой, военной и др. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, ибо возрождение российской державы, ее военной мощи возможно лишь при воссоединении мироощущения и национального самосознания. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия, способствовали совершенствованию воинской деятельности, формированию боевого духа армии и флота. С учетом развития современных тенденций в общественной жизни, особенно если иметь в виду ее духовно-нравственный компонент, предполагается переосмыслить прежде всего ценностные основы воинского воспитания, определяющие его сущность и принципы. Система ценностей воспитания в целом и воинского воспитания в частности эволюционирует, претерпевая значительные изменения в контексте социальной динамики реформируемого государства и его Вооруженных Сил. Среди наиболее значимых духовно-нравственных ценностей армии и флота военнослужащие отмечают воинскую честь и достоинство, воинские ритуалы, верность Отечеству, мужество и отвагу и некоторые другие.
К основным составляющим системы приоритетных духовных ценностей Вооруженных Сил России, лежащих в основе воинского воспитания, следует отнести: гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность; общенациональность в государственном масштабе; патриотизм, готовность к служению Отечеству; преемственность в сохранении и развитии лучших традиций армии и флота; самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; гуманизм, социальную справедливость; интегративность (консолидирующий характер) и др.
В целом система должна быть нацелена на создание современной армии и флота, характеризующихся высокой дееспособностью, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач в условиях реформирования российского общества.
Реализация этих качеств в процессе воинского воспитания должна способствовать развитию у военнослужащих стремления быть достойными великой державы; формированию уважительного отношения к лучшим традициям «воинства русского» от Святослава, Александра Невского до Георгия Жукова, героев наших дней и готовности следовать им при выполнении воинского долга; консолидации, объединению на основе обеспечения защиты Отечества всех социальных групп и категорий военнослужащих вне зависимости от их религиозно-этнических, социокультурных, мировоззренческих, демократических и иных различий; аккумулированию в условиях воинской деятельности основных достижений современной жизни общества.
Реализация системы духовно-нравственных ценностей в процессе воинского воспитания основывается на формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, обеспечении его готовности к достойному выполнению воинского долга; на развитии и удовлетворении у различных категорий военнослужащих потребностей, устремлений, мотивов с учетом специфики воинского труда; на улучшении качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную жизнь в условиях воинской деятельности; на использовании ее воспитательного потенциала в целях развития у военнослужащих высокой-духовности, нравственности и патриотизма.
В директивных документах, регламентирующих жизнедеятельность войск и сил флота, эти аспекты учитываются пока лишь в незначительной степени. Сказывается традиционный подход, согласно которому в жизни и деятельности военнослужащих все должно быть подчинено главной задаче. Но выполнение воинского долга в его духовно-нравственном, а не только в служебно-правовом понимании возможно лишь при создании необходимых условий для развития и самореализации личности военнослужащего. Ответственность за добросовестное выполнение военнослужащим своих обязанностей должна соизмеряться с ответственностью государства за выполнение обязательств перед каждым военнослужащим во всех сферах жизни.
Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского воспитания, ориентированного на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в военной службе и достойного выполнения воинского долга, является предоставление воинам возможностей для реализации их важнейших потребностей, интересов с учетом сил И средств, которыми располагает для этого общество и его военная организация. Тем самым действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечиваются не только командиром и органами военного управления, но и обществом в целом, всей системой соответствующих государственных институтов.
Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально значимыми ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе воинского воспитания, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей, аскетизм.
Духовные ценности неразрывно связаны с нравственно-гуманистическими, культурно-историческими, интеллектуально-образовательными, общественно-гражданскими, конституционно-государственными, патриотическими, этническими, военно-профессиональными и социально-политическими ценностями, которые также являются составляющими воинского воспитания.
Обновленная система ценностей воспитания, в том числе военно-патриотического, условно может быть разделена на три сферы: государственную (защита социально-экономических, геополитических, духовных интересов россиян, их свободы и независимости, суверенитета и целостности страны, верность Конституции и закону); патриотическую (любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу); нравственную (совестливость, добросовестное отношение к военной службе, честность, коллективизм и взаимовыручка, следование лучшим воинским традициям, уважение к старшим, достоинство и соблюдение воинского этикета).
Воинское воспитание, основанное на новой системе патриотических ценностей и подлинных приоритетов должно занять достойное место в жизни и деятельности Вооруженных Сил, каждого военнослужащего. В противном случае нельзя рассчитывать на преодоление тех негативных явлений, которые основательно подорвали морально-психологическую устойчивость личного состава армии и флота. Вернуть офицеру, военнослужащему духовность, чувство высокого долга, которые были присущи в прежние времена человеку в мундире Российской армии, - одна из важнейших задач формирования личности в обновленных Вооруженных Силах. Или она будет решена, или дальнейшее падение социального престижа армии и флота неизбежно.
Введение в содержание воинского воспитания системы духовно-нравственных и патриотических ценностей, ее идеологического обеспечения - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без этого система воинского воспитания по-прежнему останется непрочной конструкцией, будет оторвана и от важнейших функций Вооруженных Сил и от общественных приоритетов.
Формирование этих ценностей в процессе военно-патриотического воспитания военнослужащих осуществляется по следующим основным направлениям.
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: повышение образованности и культуры, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к до.стойному служению Отечеству, формирование высоких нравственных и профессионально-этических норм поведения, воинской чести, чувства ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с его судьбой, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли нашего государства в мировом историческом процессе, военной организации - в развитии и укреплении общества, защите его от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, веровании и традиций народов России, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений Концепции безопасности страны и военной доктрины, места И роли Вооруженных Сил в политической системе общества и государства. Оно включает: ознакомление с законами государства, особенно с Правами и обязанностями гражданина России, функциями и правовыми Основами деятельности военной организации общества; осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь к своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, причастность к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионалъно-деятелъностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у военнослужащих высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному противнику, мирному населению зарубежных стран и пленным.
Это направление включает: активное использование героических достижений, боевых традиций прославленных отечественных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн и вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; повышение эмоциональности в проведении воинских ритуалов, воспитывающих у военнослужащих чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.
Все рассмотренные направления органически взаимосвязаны между собой, имеют единые цели, задачи, духовно-нравственную и мировоззренческую основу, принципы, формы и методы военно-патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание - важнейшая составляющая более общей системы формирования патриотизма в обществе в целом. Решение любых, в том числе воспитательных, задач в Вооруженных Силах все в большей степени зависит от состояния проблемы формирования гражданина - патриота России во всех сферах общественной жизни, особенно на ранних стадиях данного процесса. В связи с этим, а также по причине значительного усиления депатриотизации общественного сознания, особенно среди молодежи, незамедлительного решения требует весь комплекс проблем патриотического воспитания граждан РФ. При этом следует учитывать основные изменения, происходящие в нашей стране, а также нестабильность военно-политической обстановки в мире.
Важнейшим условием решения проблемы возрождения патриотизма в обществе и в его военной организации является разработка и последующая реализация Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», которая осуществляется по Поручению Правительства Российской Федерации от 23 марта 1998 года и по предложениям и инициативам органов исполнительной власти субъектов РФ. В разработке данной программы, рассчитанной на 2000 - 2005 годы, принимают участие около 30 министерств, ведомств, государственных органов, общественных объединений и организаций. Ведущим исполнителем является Министерство обороны РФ, при активном участии которого разработаны концепция и система мероприятий программы.
Программа исходит из наличия в российском обществе и государстве необходимых предпосылок, которые требуют значительного развития, создания качественно иных основ для обеспечения функционирования эффективной системы патриотического воспитания. Такими ее элементами, которые в совокупности призваны способствовать успешному выполнению задач по развитию патриотизма у граждан РФ, и прежде всего в процессе реализации программы как главного инструмента решения данной проблемы в целом, являются следующие:
высшие органы государственной власти Российской Федерации;
система государственных институтов (соответствующие министерства, ведомства, органы и организации; дошкольные воспитательные учреждения, Министерство общего и профессионального образования России, Министерство культуры России, СМИ, Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, Госкомитет по делам молодежи РФ, ГКФТ, Минздравмедпром России, Минсоцтруда, Министерство региональной политики, Министерство национальной политики, Минюст и др.);
система социальных институтов: семья, общественные объединения патриотической направленности, организации ветеранов Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов, военной службы и труда; Русская православная церковь и другие крупнейшие религиозные конфессии; творческие, спортивные и другие организации и объединения;
система элементов содержательной структуры патриотического воспитания (образовательное, научно-теоретическое, методическое, информационное, социальное, культурное, историческое и военно-историческое, институциональное, правовое, системно-регулятивное, физкультурно-оздоровительное, военно-прикладное и др);
вертикальный и горизонтальный уровни деятельности субъекто в патриотического воспитания и направления их взаимодействия с основными категориями граждан РФ;
совокупность основных элементов патриотического воспитания как взаимосвязанного процесса (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, субъект-объектное взаимодействие, ожидаемый и конечный результаты);
различные сменяющие друг друга этапы патриотического воспитания (первый из которых начинается с рождения личности), в соответствии с которыми население дифференцируется по социально-демографическому признаку на различные возрастные категории, из которых приоритетное внимание уделяется подрастающему поколению;
управление системой патриотического воспитания в обществе в целом, координация и объединение взаимосвязи и взаимодействия между всеми ее элементами для достижения его цели и общих задач.
Создание такой системы - не самоцель, а жизненно важная необходимость. Как показывает практика всей проводившейся в последнее десятилетие воспитательной работы, уровень развития патриотизма у российских граждан упал до катастрофически низкой отметки и значительно уступает патриотизму населения большинства развитых стран мира. Это грозит не только полной потерей авторитета государственной власти, но и развитием необратимых процессов деградации общества, самораспада и возможной гибели Российской Федерации как самостоятельного государства.
В этих условиях Вооруженные Силы представляют собой один из немногих государственных институтов, в котором сложилась и функционирует система военно-патриотического воспитания с присущими ей направлениями, формами и методами работы. Одним из показателей эффективности этой системы являются многочисленные примеры мужества и отваги, проявленных военнослужащими в Чеченской Республике (120 воинам присвоено звание Героя Российской Федерации). Несмотря на все трудности, испытываемые армией и флотом, личный состав в своем большинстве достойно выполняет воинский долг. Этому способствует организованная командирами всех степеней, офицерами штабов и воспитательных структур система военно-патриотического воспитания.
Вооруженные Силы были и остаются школой патриотизма, мужества, стойкости и выдержки. Но в одиночку они, безусловно, не в состоянии решить столь сложную и масштабную задачу, каковой является формирование гражданина - защитника Отечества. Это тем более невозможно, поскольку через Вооруженные Силы проходит лишь меньшая часть подрастающего поколения. Требуется сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой сферы воспитательной деятельности. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение в наше трудное время первоочередной и наиболее важной задачи российского общества и его военной организации - возрождения истинного патриотизма и величия нашей державы.