Компьютеризация военного образования проблемы и пути их решения

Военная мысль №01(01-02)/ 2001, стр.33-36

Компьютеризация военного образования: проблемы и пути их решения

Полковник ЮЛ. ПАНОВ,

кандидат технических наук

Полковник ИЛ. СКАЛЬСКИЙ,

доктор военных наук

ЭФФЕКТИВНОСТЬ подготовки высококвалифицированных во-енных кадров в современных условиях во многом определяется уров-нем компьютеризации различных сфер военно-образовательной деятельности. Анализ материалов печати показывает, что подходы к этому процессу в системе образования далеко не однозначны: от радикаль-ных, утверждающих, что альтернативы информатизации образования нет, до консервативных, признающих применение компьютеров в обу-чении нецелесообразным. Такое положение во многом обусловлено от-сутствием целостной теории компьютеризации образовательного процес-са, слабой разработанностью методологии внедрения в него новых инфор-мационных технологий, недостаточной проработкой психолого-педагоги-ческих проблем компьютерного обучения, низкой общей компьютерной подготовкой руководящего и преподавательского состава. Эти и многие другие причины привели к тому, что высокие потенциальные дидакти-ческие возможности компьютерных технологий находятся в явном несоответствии с уровнем их реализации в условиях сложившейся в вузах системы обучения.

Для преодоления указанного противоречия необходимо подойти к компьютеризации военного образования с системных позиций, рас-сматривая образовательный процесс во всей его многогранности и сложности. Исследования показывают, что в рамках деятельности вуза целесообразно выделить основные области компьютеризации военно-го образования.

Первой и наиболее важной областью является учебно-воспитатель-ный процесс (УВП).

На начальной стадии УВП, когда происходит конкурсный отбор кандидатов, к тестированию привлекаются специалисты (эксперты) в соответствующих отраслях знаний. Упростить процедуру поможет ис-пользование компьютерных технологий: автоматизированные систе-мы не только проверят способности кандидатов, но и выдадут реко-мендации об их зачислении в военно-учебное заведение.

На основной стадии УВП решается комплексная задача по привитию обучаемым знаний, умений и соответствующих навыков. Репродуктив-ные виды учебных занятий в этот период по существу являются способа-ми передачи информации о предмете обучения. Ее поток в настоящее время столь велик, что не может быть передан только с использованием доски и мела. Необходимость внедрения в учебный процесс автоматизированных обучающих систем (АОС) уже не вызывает сомнений.

Наблюдавшийся в 80-е годы бум вокруг АОС сменился некоторым разочарованием в эффективности их применения. Во многом такое положение обусловлено тем, что применяемые в вузах устаревшие ин-струментальные средства разработки требуют привлечения к созда-нию АОС программистов, выполняющих большой объем рутинной работы. Они являются «посредниками» в переносе опыта и мастерст-ва преподавателя, выступающего в качестве эксперта, в компьютер-ную форму представления - обучающую программу. При таком «по-средничестве» из АОС часто исчезают ценные педагогические при-емы, плохо поддающиеся формализации, в результате чего получен-ный программный продукт лишь отдаленно напоминает тот, которого ожидал преподаватель, и с трудом вписывается в учебный процесс. Кроме того, использование устаревших инструментальных средств значительно увеличивает сроки создания АОС, обусловливает их низ-кую дидактическую эффективность ввиду практической невозможно-сти воссоздания на компьютере объектов и явлений с достаточной степенью реалистичности.

Новый этап развития АОС характеризуется широким использова-нием технологии мультимедиа, обеспечивающей интеграцию в единой программно-управляющей среде различных видов информации - гра-фики, анимации, видеоизображения, звука. Технологии мультимедиа позволяют существенно повысить эффективность занятий с использо-ванием компьютеров за счет комплексного воздействия на каналы вос-приятия информации обучаемых, повышения реалистичности и на-глядности учебного материала, «погружения» слушателя в виртуаль-ную учебную среду. Современные инструментальные средства созда-ния обучающих мультимедиа-систем обеспечивают возможность реа-лизации алгоритмов обучения практически любой степени сложности, при этом от разработчика не требуется знание специальных языков программирования. Таким образом, преподаватель может самостоя-тельно создавать автоматизированные обучающие системы, реализуя в них особенности своего дидактического подхода, без привлечения профессионалов-программистов.

Кроме того, использование АОС позволяет в широких масштабах оперативно контролировать степень усвоения изучаемого материала, осуществлять сбор и обработку статистики, выдавать рекомендации по повышению эффективности проведения репродуктивных занятий.

Учебные занятия, развивающие творческие способности, относятся в основном к игровым формам обучения. Они представляют собой имитацию практической деятельности в условном масштабе времени. Игры преследуют цель подготовить обучаемых к принятию решений в обстановке, близкой к реальной. Здесь существенный эффект даст при-менение тренажеров и игровых компьютерных систем, ими-тирующих боевые условия и требующих от обучаемых активных дейст-вий. В настоящее время организация командно-штабных военных игр сопряжена со значительными материальными затратами, что не позво-ляет проводить их в необходимом количестве, а ведь этот вид занятий является по существу основой для привития обучаемым навыков в пла-нировании боевых действий, управлении войсками, в организации всех видов их обеспечения. В такой ситуации поистине незаменимым стано-вится применение компьютерных технологий «виртуальной реальнос-ти» в совокупности со средствами имитационного моделирования и ба-зами данных для решения таких задач, как анализ и классификация си-туаций боевой обстановки, планирование действий с учетом ее измене-ния и т.д. Средства ЭВТ обеспечивают возможность действий обучае-мых в реальном масштабе времени, при максимальном приближении учебной обстановки к реальной, позволяют сочетать групповое и инди-видуальное обучение, повысить его качество за счет многократного повторения отрабатываемых элементов, способов действий.

С применением АОС значительно возрастает объем самостоятель-ной работы обучающихся. Деятельность же преподавателя смещается в сторону управления познавательным процессом, консультирования и разработки новых средств обучения.

Создание всего многообразия АОС в системе военного образования целесообразно осуществлять по единой методике, основными этапами которой являются; определение исходных данных (условий ди-дактической задачи, сформулированной в соответствии с целью обуче-ния); отбор и структурирование содержания обучения, соответствую-щего условиям дидактической задачи; разработка листа основного со-держания изучаемого элемента учебной информации (тема, раздел, курс, дисциплина); проектирование сценария предъявления информа-ции (для лекционных этапов) и предполагаемого учебного диалога обучающегося и преподавателя; создание компьютерных средств кон-троля результатов решения дидактической задачи. Предлагаемая мето-дика является универсальным средством, не привязанным к конкрет-ной предметной области. Правильное ее использование совместно с развивающимися программными и инструментальными средствами позволит в значительной степени повысить эффективность процесса разработки АОС.

К основным задачам завершающей стадии УВП относятся: выбор актуальных тем для дипломных работ и проектов, рациональное их распределение и обеспечение слушателей необходимой методической и учебной литературой, информационно-справочное обеспечение, планирование сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов и работ, подготовка отчетных документов.

Эффективность завершающей стадии УВП может быть значительно повышена за счет использования информационно-справочных сис-тем, организации доступа обучаемых к информационным ресурсам, включая глобальную сеть Интернет, с безусловным соблюдением мер безопасности информации.

Вторая важная область компьютеризации - управление УВП, одной из основных задач которого является разработка квалификационных требований. Внедрение компьютерных технологий в данную область, а также для создания программ учебных дисциплин и расписания за-нятий, проведения контроля успеваемости позволит обеспечить эффективное планирование УВП, устранить дублирование в содержа-нии учебных дисциплин, повысить оперативность управления и кон-троля УВП и в итоге будет способствовать сокращению разрыва между ожидаемым и фактическим уровнем подготовки.

Качество военного образования напрямую зависит от уровня обес-печения УВП, являющегося третьей областью компьютеризации. По-вышение научности, плановости, оперативности и коллегиальности при решении задач, связанных с методическим обеспечением УВП, достигается использованием информационно-справочных систем для систематического обобщения, анализа и распространения опыта преподавания, отработки и обновления содержания учебных дисцип-лин, планирования развития и совершенствования учебно-матери-альной базы.

Массовое внедрение компьютерных технологий в вузе должно со-провождаться своевременным принятием мер по обеспечению их высокого качества за счет стандартизации и сертификации.

Специфика подготовки специалистов в системе военного образо-вания, с одной стороны, и объективная необходимость сертифика-ции информационных технологий - с другой, делают очевидной по-требность в создании отраслевой системы сертификации для вузов Министерства обороны. Такая система должна обеспечить проведе-ние единой политики в области компьютеризации военного образо-вания, объективную и независимую оценку АОС на соответствие тре-бованиям стандартов (международных, государственных и отрасле-вых), а также всестороннюю экспертизу информационных техноло-гий вуза. Ведь, как правило, разрабатываемые в инициативном порядке АОС имеют эффективную предметно-содержательную часть, но низкое качество оформления интерфейса, у них отсутству-ют методическое сопровождение и документация, что затрудняет распространение соответствующего программного продукта в систе-ме военного образования.

Компьютеризация является сложным, многогранным процессом, затрагивающим все стороны военного образования. Поэтому для ее ус-пешной реализации необходимо объединить усилия широкого круга профессионалов: преподавателей, военных ученых, программистов, специалистов в области стандартизации и сертификации. Только за счет компьютеризации можно существенно повысить эффективность подготовки кадров и создать предпосылки для формирования системы непрерывного военного образования.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации