Мониторинг технического состояния вооружения и военной техники

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/2001

Мониторинг технического состояния вооружения и военной техники

Полковник В.М. БУРЕНОК,

доктор технических наук

Полковник Г.С. ТОЛСТОВ,

кандидат технических наук

МОРАЛЬНОЕ и физическое старение парка вооружения, острый дефицит всех видов ресурсов сделали крайне актуальными задачи рационального расходования финансовых и материальных средств, долгосрочного прогноза последствий принимаемых решений. Сложность управления техническим состоянием вооружения и военной техники (ВВТ) обусловлена высоким динамизмом изменения этого состояния в условиях общего снижения надежности техники, выработки ресурса и гарантийных сроков, недостатка средств на восстановление техники, ограниченности, низкой достоверности и оперативности информации о ее состоянии, сложности оценок последствий принимаемых решений. В связи с длительным недофинансированием Вооруженных Сил предсказуемость и управляемость процессов изменения состояния парка ВВТ снижаются, возрастает моральное и физическое старение техники. При этом тенденция снижения качества техники распространилась как на новые изделия, так и на прошедшие капитальный ремонт. Одна из причин снижения качества разработки, производства и капитального ремонта ВВТ - отсутствие у производителя и заказчика достоверной и полной информации о техническом состоянии их продукции в процессе войсковой эксплуатации. Важным условием решения этой проблемы является мониторинг технического состояния ВВТ.

В узком смысле оценка технического состояния ВВТ - это определение его соответствия требованиям конструкторской и другой нормативной документации. За рамками этого понятия остаются данные о моральном старении техники, о сравнительной эффективности образцов ВВТ и другая информация, крайне важная для принятия решений по развитию системы вооружения. Все это имеет непосредственное отношение к понятию «качество вооружения» как свойство, характеризующее способность ВВТ удовлетворять потребности войск в высокоэффективных средствах ведения боевых действий. Поэтому в дальнейшем, определяя задачи мониторинга технического состояния ВВТ, будем использовать понятие «техническое состояние» в расширенном смысле, включая в него и оценки степени удовлетворения потребностей войск в современном оружии и боевой технике, а также данные о силах и средствах технического обеспечения.

Мониторинг призван решать задачу контроля, то есть оценки текущего состояния ВВТ, и задачу управления этим состоянием в части выработки, обоснования управленческих решений и оценки их последствий. Учитывая, что уровень показателей технического состояния (качества) ВВТ закладывается на этапах разработки и производства соответствующих образцов, а на этапе эксплуатации лишь поддерживается в установленных пределах, мониторинг должен быть распространен на все этапы жизненного цикла образцов ВВТ.

Особенностью современного этапа развития зарубежных систем технического обеспечения вооруженных сил является изменение роли информации в процессах приобретения и эксплуатации вооружения. Переход на цифровое представление информации, интеграция баз данных о ВВТ вооруженных сил и возможностях промышленности рассматриваются как важнейшие средства сокращения расходов на закупки вооружения, материально-техническое обеспечение и эксплуатацию ВВТ. Для гармонизации процессов приобретения военной техники и материально-технического обеспечения войск в США еще в 1985 году была разработана стратегия, обозначаемая аббревиатурой CALS. Ее цель - улучшение качества систем вооружения, сокращение времени на разработку, повышение боевой готовности войск и снижение затрат на обеспечение жизненного цикла образцов вооружения. В фокусе CALS находится реинжиниринг (непрерывная оценка эффективности и совершенствование) информационной инфраструктуры министерства обороны и промышленности. Эта стратегия была распространена и на другие страны НАТО, что позволило включить в процесс интеграции инфраструктуры армий и промышленности всех государств альянса и реализовать преимущества нового подхода как на национальном, так и на межнациональном уровнях.

Мировая практика показала, что возрастающая сложность образцов ВВТ, рост конкуренции на мировых рынках требуют пересмотра систем обеспечения качества продукции. Вместо контроля качества на основе проверок и испытаний с последующим устранением выявленных отклонений следует осуществлять всестороннее обеспечение качества, исключая предпосылки для появления отклонений и создавая условия для непрерывного развития системы обеспечения качества на этапах разработки, производства и эксплуатации промышленных изделий. Такой подход нашел отражение в международных стандартах серии ИСО 9000.

Обеспечение качества продукции по стандартам этой серии достигается за счет совершенствования процесса разработки и производства изделия. Инструментом такого совершенствования являются непрерывно реализуемые циклы, включающие: выявление запросов потребителя; анализ недостатков продукции и определение их причин; выявление ключевых факторов затрат и рисков; коррекцию производственного процесса; анализ реакции потребителя на продукцию повышенного качества; выявление неудовлетворенного спроса и т.д. Реализация таких циклов требует эффективной системы сбора и обработки данных по эксплуатации техники. Такой подход к контролю и управлению качеством ВВТ реализован в армиях НАТО. Стандарт AQAP-100 «Руководство по обеспечению качества в НАТО» обязывает производителя, заказчика и потребителя ВВТ установить эффективную информационную связь и возлагает на службы войсковой эксплуатации техники ответственность за предоставление заказчику и производителю полной и достоверной информации о техническом и качественном состоянии ВВТ, эффективности, затратах на эксплуатацию и т.п.

Инструментом реализации принципа непрерывной оценки эффективности и совершенствования процессов создания и эксплуатации ВВТ является система сбора информации, позволяющая обеспечить интегрированную логистическую поддержку (ИЛП) закупки, производства и эксплуатации ВВТ.

В рамках ИЛП разработана методология технико-экономического расчета и прогнозирования затрат на жизненный цикл, созданы специализированные базы данных, в которые заносятся оценки, прогнозы, модели, полученные на этапах проектирования, производства и эксплуатации образца ВВТ и всей системы его поддержки. Эти базы данных пополняются и используются совместно военными и гражданскими службами, что позволяет существенно повысить качество проектирования ВВТ и планирования технического обеспечения войск.

В целом основными направлениями развития систем сбора и обработки данных о техническом состоянии ВВТ в практике иностранных армий являются переход от бумажного документооборота к использованию электронной учетной, отчетной, деловой, нормативной и конструкторской документации, использование распределенных баз данных о ВВТ, введение единых правил представления и передачи данных о ВВТ для армии и промышленности, использование принципа саморазвития системы технического обеспечения войск через непрерывную оценку эффективности всех элементов системы, тесный информационный контакт заказчика, производителя и потребителя, системное применение методов военно-экономического анализа.

Рассматривая организационно-техническую и методическую базу развертывания системы мониторинга технического состояния ВВТ ВС РФ, следует отметить, что существующая технология сбора и обработки информации о техническом состоянии ВВТ ориентирована на бумажные формы представления данных и на визуально-ручную технологию их формирования и обработки. Электронное дублирование бумажных форм ничего не меняет, поскольку в настоящее время статус электронного документа в ВС РФ не определен, а сама форма документа не ориентирована на автоматизацию работы с ним. Выходом из этой ситуации является организация полноценного электронного документооборота с приданием электронному документу статуса официального документа, визируемого цифровой подписью должностного лица. Использование цифровой подписи позволяет устанавливать подлинность отправителя сообщения (проводить аутентификацию) и контролировать целостность (отсутствие искажений после утверждения подписью) передаваемых сообщений.

Мониторинг технического состояния ВВТ должен стать средством информационно-методического обеспечения решения следующих первоочередных задач: повышения эффективности использования имеющихся сил и средств эксплуатации и ремонта ВВТ; обоснования, формирования, размещения и обеспечения исполнения государственного оборонного заказа по ремонту ВВТ на предприятиях Вооруженных Сил; обеспечение оперативного и эффективного управления бюджетными и внебюджетными финансовыми ресурсами, выделяемыми на содержание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию ВВТ Вооруженных Сил; проведения единой и эффективной ценовой политики в отношении ремонта ВВТ на унитарных предприятиях Вооруженных Сил и утилизации ВВТ; повышения оперативности и эффективности взаимодействия с органами государственной власти, другими государственными ведомствами в вопросах планирования эксплуатации, ремонта и утилизации ВВТ; создания единой системы эксплуатации, ремонта и утилизации ВВТ общего назначения, боеприпасов, военно-технического имущества всех силовых министерств (ведомств) и взаимодействия в вопросах накопления и эшелонирования запасов ВВТ, боеприпасов и военно-технического имущества (ВТИ) на военное время.

Разработка информационно-методического обеспечения решения каждой из указанных задач предполагает обоснование состава исходных данных, т. е. построение оптимальных планов сбора, систематизации и обработки многомерных статистических данных о техническом состоянии парка ВВТ, силах и средствах технического обеспечения и разработку методик оптимального управления сложной системой в условиях неопределенности. В настоящее время в ВС РФ не сформированы базы данных по анализу логистической поддержки, аналогичные используемым в практике зарубежных армий, а потому информационная база решения задач мониторинга технического состояния ВВТ существенно сужена.

Как уже отмечалось, в настоящее время только незначительная часть учетных данных в эксплуатирующих частях переведена в электронную форму. Учетно-операционная деятельность в низовых частях не автоматизирована, поэтому весь процесс сбора, представления, верификации, первичной обработки и передачи данных в тактическом звене остается «ручным», а значит, остаются низкими качество и оперативность исходных данных, вводимых в автоматизированные системы стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления техническим обеспечением. Контроль и управление процессами технического обеспечения Вооруженных Сил в режиме реального времени в рамках мониторинга технического состояния ВВТ станет возможным лишь после автоматизации учетно-операционной деятельности в тактическом звене, для чего в состав средств автоматизации технического обеспечения ВС, разрабатываемых в рамках опытно-конструкторских работ, должны быть включены средства автоматизации считывания данных на основе штрихового кодирования.

Одной из важнейших задач автоматизации системы сбора и обработки данных о техническом состоянии ВВТ является формирование единого информационного пространства ВС и оборонной промышленности РФ. Важно, чтобы принципы, методы классификации и кодирования данных в МО РФ строились с учетом положений стандартов, разработка которых предусмотрена Программой стандартизации в области CALS-технологий на 2000-2003 годы, подготовленной с участием МО РФ. Программа закладывает нормативную базу использования международного опыта информационного сопровождения процессов разработки, производства и эксплуатации промышленной продукции, в том числе изделий ВВТ. Важнейшими для решения задач управления качеством ВВТ являются стандарты, определяющие правила планирования и управления ресурсами в процессе реализации жизненного цикла изделия (интегрированная логистическая поддержка), представления данных о промышленной продукции на всех этапах ее жизненного цикла, автоматизированного обмена технической и деловой информацией, правила управления проектами, моделирования, планирования и осуществления бизнес-процессов, а также требования к электронной технической документации, автоматизированным системам управления конфигурацией (идентификацией версий изделий, программных продуктов, проведением изменений в технической документации). Данная программа стандартизации включает более сотни документов, создающих основу безбумажной технологии управления жизненным циклом наукоемких изделий и ВВТ, включая этапы заказа изделий, НИОКР и производства, поставок потребителю, обслуживания и ремонта, модернизации, поддержки эксплуатации и утилизации.

Система мониторинга технического состояния ВВТ должна быть частью единой системы информационного обеспечения заказа, разработки, производства и эксплуатации ВВТ, а потому формируемые в ней данные по эксплуатации ВВТ, степени удовлетворения потребностей войск должны быть ориентированы не только на решение проблем собственно эксплуатации техники, но и на обеспечение потребностей в этой информации для внедрения современных технологий проектирования и производства ВВТ.

Мониторинг технического состояния ВВТ должен стать инструментом непрерывной оценки эффективности и совершенствования системы технического обеспечения ВС РФ. Эта задача должна реализовываться по двум направлениям. Первое - непрерывное совершенствование образцов ВВТ и систем их поддержки за счет использования эффективной системы сбора и анализа данных об отказах техники и средств обеспечения, о недостатках ВВТ и возможных направлениях модернизации, ключевых факторах затрат времени и ресурсов, возможных путях их снижения, оценках эффективности применения ВВТ. Эта информация должна незамедлительно доводиться до изготовителя и заказчика продукции военного назначения, быть основой планов развития и модернизации техники. Второе направление - непрерывный анализ процессов, связанных с деятельностью человека, выявление структуры затрат и рисков, определение путей совершенствования технологических процессов.

Для автоматизации технического обеспечения ВС РФ должно быть сформировано единое информационное пространство Вооруженных Сил и оборонной промышленности на основе единой системы классификации и кодирования данных. Только в рамках такого пространства возможно использование новейших информационных и организационных технологий на всех этапах жизненного цикла военной продукции.

Техническое состояние ВВТ совокупность свойств, изменяющихся при эксплуатации и ремонте ВВТ, характеризуемая в определенный момент времени значениями показателей и (или) качественными признаками, установленными в эксплуатационной и ремонтной документации.

ИЛП закупки, производства и эксплуатации ВВТ комплекс организационно-методических и программно-технических средств, предназначенных для обеспечения войск всеми видами ресурсов, управления затратами на жизненный цикл ВВТ, максимального учета требований эксплуатации и обслуживания ВВТ на этапе их разработки и производства, выбора и оптимизации параметров всех систем поддержки ВВТ. Эти задачи решаются системно на протяжении всего жизненного цикла образца ВВТ, начиная от формирования концепции его облика и кончая списанием и утилизацией.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации