ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1. 2006 Г. (стр. 25-28)

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1. 2006 Г. (стр. 25-28)

Российская артиллерия: становление системы руководства

Полковник В.А. КЕЖЛЕВ,

доктор технических наук, профессор

В РОССИИ исстари на государственном уровне с уважением и заботой относились к артиллерии, к подготовке квалифицированных артиллерийских кадров. И это не случайно, поскольку история войн убедительно подтверждает пророческие слова одного из известных русских артиллеристов генерал-лейтенанта Баумгартена Александра Трофимовича: «...та армия, которая держит свою артиллерию в загоне и пренебрежении, так сказать, сама накладывает на себя руки. За каждый грош, урезанный из бюджета этого рода оружия, за каждое упущение в боевой подготовке его частей в мирное время ей придется платить лишними потоками крови своей пехоты на полях сражений». Поэтому недаром непосредственным руководством и управлением артиллерией традиционно занимались коронованные особы, высокие государственные и военные деятели, а сама артиллерия по праву была названа «богом войны».

Сегодня, когда исполнилось 185 лет с момента основания Михайловской военной артиллерийской академии, можно с уверенностью говорить о неразрывной связи развития академии с общими процессами становления и совершенствования системы руководства артиллерией. Причинно-следственные связи между этими процессами были предопределены всем ходом исторического развития артиллерии государства Российского, особенностями его политического устройства и специфическими условиями создания регулярной армии. Естественно, что взаимосвязи носят системный характер, и они достаточно сложны и многообразны. Поэтому рассмотрим их проявление с прагматической и, на наш взгляд, с наиболее интересной точки зрения, более всего соответствующей юбилею создания одного из первых военных учебных заведений России. Речь идет о личностных аспектах проявления причинно-следственных связей, так как именно люди являются непосредственными участниками, а порой и сознательными инициаторами исторических свершений. В мотивах их поведения, в характере совершаемых ими поступков, как правило, кроются причины и источники тех или иных событий.

Следовательно, познание современных проблем артиллерии и способов их разрешения невозможно без внимательного изучения накопленного опыта, без анализа поучительных фактов из жизни самих участников тех далеких событий. Без опоры на этот опыт, на научно познанные в конкретных условиях мирного времени и в ходе прошедших войн тенденции, закономерности процесса развития артиллерии решение проблем на современном этапе является невозможным. Поэтому большой интерес представляет изучение реальных фактов, событий и явлений далекого прошлого, которые объективно оказывали влияние на поведение людей, входивших в систему руководства артиллерией или способствовавших созданию артиллерийской академии.

Рассмотрим начальный этап становления системы руководства артиллерией и истории создания артиллерийской академии через призму фактов, определивших деятельность выдающихся личностей прошлой эпохи, многое сделавших для артиллерии Российской армии.

В первую очередь это касается личности Петра I. Артиллеристы по праву гордятся тем, что Петр I высоко ценил артиллерию, хорошо понимал значение артиллерийского огня в бою, уважал артиллеристов за их знания и профессионализм. Он, по существу, заново создал артиллерию как самостоятельный род войск со стройной организацией и твердыми штатами, способствовал формированию материальных и организационных основ артиллерийской науки.

Петром I заложен фундамент артиллерийского образования в России. Сам он в совершенстве знал артиллерийское дело и этих знаний требовал от своих подчиненных. Особое внимание он обращал на обучение артиллеристов, часто устраивая занятия, проводя опытные стрельбы, испытания новых образцов орудий. Понимая важность систематической учебы и необходимость специальных знаний для артиллеристов, Петр I приступает к организации школ для их обучения. Еще во время своих военных игр с «потешными войсками» Петр I организовал «бомбардирскую роту», был первым бомбардиром, т. е. по существу ее командиром, который учился грамотно управлять грозным оружием и учил этому подчиненных. Кроме того, по его инициативе при этой роте была создана школа для обучения артиллеристов. Затем артиллерийская школа была создана при первом артиллерийском полку. В 1701 году Петр I организовал «Школу математических и навигацких наук», в которой обучались и артиллеристы.

Петр I много сил и знаний вложил в создание системы артиллерийского образования. Его роль в этой области трудно переоценить. Насколько грамотными и своевременными были решения Петра I в этой области свидетельствует то, что вплоть до 1800 года единственным учебным заведением, где подготавливались офицеры для артиллерийских частей, являлся Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус, который был создан в 1762 году на базе двух школ - артиллерийской и инженерной, организованных Петром I еще в 1717 году.

Вместо этого корпуса в 1805 году А.А. Аракчеевым были созданы две учебные гвардейские артиллерийские роты. В течение 15 лет в этих ротах готовились командные кадры для строевых артиллерийских частей.

Однако дальнейший рост артиллерии и необходимость повышения качества подготовки офицерского состава способствовали реорганизации всего артиллерийского образования. В 1820 году вопрос о реорганизации артиллерийского образования был поднят великим князем Михаилом Павловичем (1798-1848), которого по праву считают основателем артиллерийской академии.

Уже в 16 лет Михаил Павлович (четвертый сын императора Павла I) получает боевое крещение, принимая участие в военных действиях против Наполеона I. В 1817-1819 годах он совершил путешествие за границу с образовательной целью. Вернувшись из заграничного путешествия, Михаил Павлович фактически занимает пост генерал-фельдцейх-мейстера, и ему вручается управление всей артиллерией. Вместе с этим упраздняется должность инспектора всей артиллерии (1819). По инициативе генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича в Санкт-Петербурге в 1820 году учреждается первое артиллерийское учебное заведение России.

Создание Михайловской артиллерийской академии совпадает с тем временем, когда русская артиллерия усиленно искала пути своего дальнейшего развития. Закончившийся период наполеоновских войн еще раз блестяще подтвердил огромную роль русской артиллерии в боевых операциях. Но в дальнейшем она начала отставать от общего уровня развития военной техники. Гладкоствольная артиллерия уже больше не соответствовала возросшим требованиям.

Отставание русской артиллерии в техническом отношении особенно резко обнаружилось во время Крымской кампании. Нужно было срочно решить ряд важнейших теоретических проблем, в частности проблем, связанных с принятием на вооружение нарезной артиллерии. Артиллерийская академия и стала тем центром науки, где эти проблемы находили свое теоретическое обоснование и практическое решение.

В соответствии с профилем академии подготовка офицеров велась по различным дисциплинам: стратегии, фортификации, истории артиллерии, тактике артиллерии, атаке и обороне крепостей и др. Основу же всей программы составляли физико-математический и общетехнический циклы. По этим дисциплинам академия имела знаменитых профессоров, и преподавание велось на высоком уровне. Многие воспитанники Михайловской артиллерийской академии своими выдающимися теоретическими работами приобрели мировую известность. Развитие техники русской артиллерии в XIX веке во многом связано с деятельностью воспитанников Михайловской артиллерийской академии.

В начале XIX века происходит и становление системы руководства артиллерией Российской армии. В 1-802 году осуществляется реорганизация военного ведомства, которое вошло в состав Министерства Военно-сухопутных сил. В 1815 году оно переименовывается в Военное министерство, а президент Коллегии становится военным министром. В состав Военного министерства входил и Артиллерийский департамент.

Начальник Артиллерийского департамента, называвшийся вице-директором или просто директором департамента, непосредственно подчинялся инспектору всей артиллерии, который для выполнения управленческих и иных функций имел собственную канцелярию.

Изменения в системе управления русской артиллерией происходили также под влиянием реорганизации военного ведомства в целом. Одновременно с основанием Военного министерства в 1815 году учреждается Главный штаб Его Императорского Величества. В состав штаба вошла и канцелярия инспектора всей артиллерии, который зависел от военного министра лишь по делам хозяйственного управления. Впоследствии, с упразднением должности инспектора всей артиллерии (1819) и с восстановлением звания генерал-фельдцейхмейстера, последний вошел со своим штабом и канцелярией в состав Главного штаба Его Императорского Величества и, следовательно, был подчинен его начальнику.

В 1824 году учрежден институт инспектора оружейных заводов, а через четыре года (1828) - институт инспектора местных арсеналов. Слово «местный» введено в это наименование с учетом того, что в то время уже существовали арсеналы подвижные - для технического обслуживания армии во время военных действий.

В ведении генерал-фельдцейхмейстера находилась и ученая часть. Она была сосредоточена в учреждении, получившем название «Артиллерийский комитет». В частности, комитет был обязан:

выполнять чертежи орудий, снарядов и предметов артиллерийской принадлежности;

вести журналы практических учений;

проводить экзамены на офицерский чин юнкерам и фейерверкерам;

издавать возникший почти одновременно с комитетом «Артиллерийский журнал», который является как бы его печатным органом.

Со времени образования Военного министерства комитет носит наименование «Военно-ученый комитет» и состоит из трех отделов: артиллерийского, инженерного и квартирмейстерского.

В 1827 году был высочайше учрежден (независимо от Военно-ученого комитета) Особый комитет по артиллерийской части для общего и всестороннего рассмотрения состояния нашей артиллерии и для выработки мер к ее улучшению во всех частях - как строевой, так и технической. В состав Особого комитета вошли все опытнейшие генералы артиллерии и члены Военно-ученого комитета из артиллерийского отдела. Комитет произвел обширнейшие исследования и работы, одно описание которых могло бы составить содержание целого тома. В 1844 году этот комитет был упразднен, а нерешенные дела его переданы в артиллерийский отдел Военно-ученого комитета.

В 1867 году Военно-ученый комитет по артиллерийской части вступает в состав Главного артиллерийского управления под наименованием «Постоянный технический комитет». И, наконец, в 1869 году получает наименование «Артиллерийский комитет».

В заключение хочется отметить следующее. То, что русская артиллерия на протяжении столетий отличалась большим военным мастерством ее личного состава, в значительной степени объясняется хорошо поставленной системой артиллерийского образования и руководства артиллерией в целом. В частности, благодаря стараниям Петра I появилась одна из лучших традиций русской артиллерии - борьба за высокую артиллерийскую грамотность.

С 1873 года - командир батареи юнкеров в Михайловском артиллерийском училище, а впоследствии - член артиллерийского комитета.

Баумгартен А. Боевая подготовка полевой артиллерии // Артиллерийский журнал. 1891. №. 1.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации