Совершенствование информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 28-31

Совершенствование информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-майор В.М. БУРЕНОК,

доктор технических наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы в Министерстве обороны РФ предприняты важные шаги по повышению уровня информационного обеспечения процессов жизнедеятельности и управления Вооруженными Силами страны. Изданы приказы министра обороны от 7 июля 2004 года № 204 «О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».

Под каталогизацией продукции (вооружения, военной техники, их составных частей и комплектующих изделий, военно-технического и другого имущества), разрабатываемой и закупаемой для федеральных государственных нужд, понимается скоординированная деятельность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций по единообразному описанию и распознаванию (идентификации) однотипной продукции, присвоению ей номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде единого федерального каталога (далее - каталога). Каталог содержит сведения о номенклатуре и характеристиках отдельных единиц промышленной продукции (далее - предметов снабжения) и призван стать единой информационной базой для всех учреждений, организаций и промышленных предприятий России, участвующих в формировании и реализации ее военно-технической политики, обеспечивает их эффективное взаимодействие. Каталог предназначен для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения, решения проблем технического обеспечения (размещения заказов, учета накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и др.), утилизации и экспорта на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

В практическом плане использование такой системы позволяет:

обеспечить эффективную информационную поддержку задач планирования развития, заказов, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта ВВТ, решаемых федеральными органами исполнительной власти;

оценивать целесообразность создания и облик новых образцов ВВТ, выявлять однотипные (одинаковые) комплектующие на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших составляющих (в том числе и зарубежных) для исключения дублирования;

повысить эффективность реализации программ и планов развития системы вооружения за счет улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных, синтеза предложений всех организаций и органов, участвующих в решении задач обоснования и реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Еще одним важным шагом в повышении качества информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил явилась разработка ряда документов, являющихся системой исходных данных в той или иной области, например, системой исходных данных по средствам воздушно-космического нападения, единой системой исходных данных для разработки государственной программы вооружения и т. п. Структура последней одобрена решением Совета безопасности РФ от 11 марта 2003 года. В ряду таких документов находятся и так называемые табели срочных донесений, в соответствии с требованиями которых в вышестоящие органы представляется информация о текущей деятельности Вооруженных Сил. Такого рода документы являются информационной платформой для выработки решений по важнейшим направлениям развития ВС РФ.

Системность работе по информационному обеспечению ВС РФ придала утвержденная начальником Генерального штаба ВС РФ 16 декабря 2004 года «Концепция единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации». В развитие этого документа в конце 2005 года разработан проект «Положения о Службе информационных ресурсов (Информационной службе) Вооруженных Сил Российской Федерации».

Основными целями создания Информационной службы являются:

обеспечение методологического и организационного единства в области информационной поддержки процессов управления Вооруженными Силами РФ;

создание условий для повышения качества информационного взаимодействия автоматизированных систем военного назначения;

формирование основ единого терминологического, понятийного и кодового аппарата в ВС РФ;

обеспечение основ создания Единого информационного пространства (ЕИП) ВС РФ.

Главным предназначением ЕИП ВС РФ является удовлетворение в реальном масштабе времени информационных потребностей органов военного управления (ОВУ). Эту задачу предполагается решать путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа.

В русле формирования ЕИП лежит и работа по внедрению в деятельность Министерства обороны ИПИ-технологий, т. е. технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий. Данные, порождаемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками заказа, разработки, эксплуатации и утилизации ВВТ. Идеологически (методологически) создание ЕИП и внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий являются родственными процессами, вследствие чего должны вестись одновременно с использованием единых принципов и стандартов. Подготовленная в Министерстве обороны «Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники» в настоящее время проходит завершающую стадию согласования в органах военного управления.

Одним из основных принципов развития ЕИП является принцип разделения и закрепления ответственности за развитие тех или иных видов информационных ресурсов между органами и организациями МО РФ. Каждый орган военного управления (организация) должен знать, кто отвечает за конкретный блок информации, каким образом и кому предоставляет ее, на основе каких документов (источников) актуализирует информацию, какую ответственность несет за поддержание и развитие этого информационного блока. Для этого, возможно, потребуется периодическое издание приказа министра обороны, в котором будет объявляться система информационных документов, разрабатываемых в Вооруженных Силах, назначаться ответственные за ведение этих документов, определяться порядок обмена этой информацией. При этом должно быть запрещено использование ОВУ и научно-исследовательскими организациями (НИО) Министерства обороны в своей работе сведений из других источников информации как нелегитимных.

Почему возникла необходимость реализации такого принципа? Дело в том, что сейчас практически в каждом органе и организации сформированы или формируются базы данных, содержащие практически всю информацию, которая может потребоваться в практике работы этих структур. Источники наполнения таких баз данных самые разнообразные, поэтому такая информация не всегда обладает высокой достоверностью. Опыт взаимодействия с ОВУ и НИО МО показывает, что, например, сведения об одном и том же образце, полученные из разных организаций, зачастую настолько расходятся, что идентифицировать его (образец) как один и тот же невозможно. Соответственно, любые расчеты на самых адекватных и верифицированных моделях будут бессмысленны, если в качестве исходных данных используется неуточненная информация. И, естественно, принимаемые решения окажутся ошибочными.

Поэтому информационный блок, ответственность за который и источники актуализации которого будут нормативно определены и закреплены, должен стать информационным эталоном, с которым должны сверяться все остальные потребители информации.

Другой важный принцип развития ЕИП - это принцип встраивания новых информационных ресурсов в систему информационного обмена, существующую в Министерстве обороны, либо рациональное изменение элементов и связей этой системы для обеспечения функционирования нового информационного ресурса. Дело в том, что зачастую при создании того или иного информационного блока одновременно заново формируется информационный поток для его актуализации, что ложится дополнительной нагрузкой на ОВУ и НИО МО. Так получилось с упомянутой выше системой каталогизации продукции, для функционирования которой требуется формирование и представление в центр каталогизации Министерства обороны органами военного управления ряда вновь введенных в действие информационных документов (стандартных форматов данных, каталожных описаний и др.). А поскольку обратная связь («польза» от этой деятельности для тех, кто предоставляет информацию) пока крайне слаба, такая работа ведется с низкой интенсивностью. Решением данной проблемы каталогизации может стать нормативное закрепление требования по включению в государственный оборонный заказ в части серийных поставок и модернизации только тех образцов В ВТ, сведения о которых уже внесены в каталог.

Снизить трудоемкость подготовки табелей срочных донесений (ТСД) можно путем автоматизации процессов ведения формуляров, паспортов, планов, журналов учета и других документов, которые составляют его информационную основу и которые должны быть в базе данных локальной сети ОВУ или организационно-штатного формирования и связаны с полями ТСД. Тогда подготовка ТСД может осуществляться «нажатием кнопки», вместе с тем существенно повысится их достоверность.

Третьим принципом должен стать принцип минимизации циркулирующей в ЕИП информации, включение в него только тех информационных ресурсов, которые нужны при принятии решений на разных уровнях военного управления. Примером не совсем удачной реализации данного принципа могут стать те же ТСД, каждый из которых по своему объему крайне перегружен, при этом часть информации пересекается с содержанием других табелей. Но, как показывает опыт, с одной стороны, содержащаяся информация в них не обеспечивает в полном объеме возможность принятия решений по некоторым аспектам развития Вооруженных Сил и системы вооружения, а с другой - часть информации представляется излишней, включенной в табели «на всякий случай». Необходима ревизия такого рода документов, изъятие из них невостребованной информации и обеспечение наличия необходимой, т. е. оптимизация этих информационных ресурсов.

Еще одним принципом развития ЕИП является унификация и стандартизация информационных ресурсов (т. е. введение единых правил представления данных об информационных объектах, осуществления их обработки) и используемых для этого технических и программных средств.

Немаловажным условием создания ЕИП является техническое обеспечение этого процесса (оснащение вычислительной техникой ОВУ и оргштатных формирований), обучение личного состава основам информатики и правилам эксплуатации вычислительной техники. Очевидно, что данная работа не менее сложная и финансово емкая, чем создание опытного образца системы сбора и обработки данных.

В заключение обратим внимание на организационную проблему информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил - необходимость подключения ОВУ и НИО МО к информационным ресурсам глобальной информационной сети «Интернет». В условиях крайне недостаточного финансирования закупок методической и технической литературы, практически полного отсутствия доступа (подписки) к иностранным техническим изданиям использование этих ресурсов стало бы весомой компенсацией информационного «голода». К сожалению, наличие приказов и директив министра обороны, регламентирующих доступ к сети «Интернет», не гарантирует подключение к ней ОВУ и НИО. По-прежнему существует настороженное отношение к этой сети со стороны органов, выдающих разрешение на подключение к ней. По этой причине большинство организаций Министерства обороны находятся в информационном «вакууме».

Таким образом, формирование ЕИП ВС стоит в ряду актуальнейших задач в плане совершенствования информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил страны. В силу своей высокой ресурсо- и трудоемкости требуется вовлечение в этот процесс широкого круга органов и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Военная Мысль. 2004. № 9. С. 10-14.

В настоящее время «Положение» введено в действие приказом министра обороны № 260 от 22.07.06 (прим. редактора).

Военная Мысль. 2004. № 11. С. 29-34.

ИПИ-технология (в английской аббревиатуре - CALS) - информационная технология описания изделий (образцов) ВВТ, производственной среды, процессов, протекающих там, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации