ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2009, стр. 57-60

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Об учете методического контекста военно-профессионального обучения в подготовке специалистов радиоэлектронной борьбы

Полковник запаса Ю.Е. ДОНСКОВ,

доктор военных наук

Полковник С.В. ГОЛУБЕВ,

кандидат педагогических наук

АННОТАЦИЯ: Рассмотрен спектр элементов подготовки специалистов различных категорий с учетом тенденции развития факторов методического контекста, позволяющих корректировать содержание и качество их подготовки

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система высшего военно-професионального, подготовка специалистов радио-электронной борьбы

В ХОДЕ реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы осуществляется переход к формированию единого образовательного пространства для обеспечения конвергенции Российской и Европейских национальных образовательных систем посредством выработки сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования. С этой целью как в системе высшего образования, так и в системе высшего военно-профессионального образования разрабатываются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения, адекватные мировым тенденциям и потребностям труда, а также реализующие в образовании компетентностный подход.

Одной из важных задач в системе высшего военно-профессионального образования на современном этапе реформирования Вооруженных Сил РФ является формирование методической системы обучения, способной обеспечить подготовку специалистов радиоэлектронной борьбы в соответствии с требованиями нового облика войск РЭБ, изменяющимися внутрисистемными условиями подготовки специалистов РЭБ и особенностями компетентностного подхода, составляющего основу конвергенции национальной образовательной системы.

Традиционно содержание компонентов методической системы обучения (цели, содержание, формы, методы, средства обучения) в военном вузе формировалось в основном в зависимости от социального заказа в виде Государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к подготовке военных специалистов. Однако, исходя из тенденции формирования единого образовательного пространства и анализируя компоненты методической системы обучения информатике применительно к гражданскому вузу, установлено, что кроме социального заказа на развитие ее компонентов существенное влияние оказывают факторы, в совокупности составляющие методический контекст обучения.

В содержательном аспекте под методическим контекстом применительно к методической системе обучения информатике в гражданском вузе понимаются следующие факторы образовательного и социального характера:

организационно-методическое обучение по предмету (образовательные стандарты, учебные планы и программы и т. д.);

содержание знании и актуальной деятельности в предметной области, аппаратно-программные средства и технологии информатизации;

социальный запрос к образованию в форме требований к подготовке по предмету и критериям обученности, а также комплекс мотивов обучаемых;

обеспечение процесса обучения в учебном заведении средствами информатизации;

специальная и методическая подготовка педагогических кадров, их методическая поддержка;

начальная подготовка учащихся по предмету, элементы информационной культуры, освоенные обществом.

При этом доказано, что для повышения эффективности подготовки по информатике необходимо обеспечить соответствие содержания компонентов методической системы обучения методическому контексту.

В условиях широкой информатизации Вооруженных Сил РФ содержание методического контекста обучения, предложенного для гражданского вуза, в определенной степени применимо и к методической системе подготовки военных специалистов. Однако исходя из специфики военно-профессиональной деятельности специалистов РЭБ требуется уточнение содержания предложенного методического контекста и его дальнейшее развитие.

В отличие от гражданских вузов на содержание компонентов методической системы подготовки специалистов РЭБ в современных условиях, кроме факторов образовательного и социального характера, предложенных АВ. Могилевым, значительное влияние оказывают факторы военного характера, основными из которых являются: состояние геополитической ситуации, военно-технологические основы ведения войн, а также уровень оснащенности войск (в том числе войск РЭБ) современной техникой и вооружением.

Необходимость учета факторов военного характера при проектировании содержания компонентов методической системы подготовки специалистов РЭБ обусловлена современной расстановкой сил на мировой арене, появлением новых угроз, разработкой в армиях иностранных государств новых концепций ведения войн и вооруженных конфликтов, реформированием облика Вооруженных Сил РФ, созданием войск РЭБ, а также изменением задач и организационно-штатной структуры соединений, частей и подразделений РЭБ.

Применительно к методической системе подготовки специалистов РЭБ, на наш взгляд, под методическим контекстом военно-профессионального обучения в современных условиях следует понимать более расширенное факторное поле (см. таблицу).

Учет геополитической обстановки на основе анализа тенденций изменения расстановки и влияния в мире политических сил, появления новых внешних и внутренних угроз позволяет прогнозировать облик потенциального противника и корректировать цели и содержание методической системы подготовки специалистов РЭБ.

В современных условиях страны блока НАТО целенаправленно расширяют военное присутствие, приближая свои военные базы к границам России. Продолжается курс военно-политического руководства США на сохранение мирового лидерства, расширение экономического, политического и военного присутствия в регионах традиционного влияния России. Новая концепция ведения сетецентрической войны (по американской терминологии) предполагает, в отличие от наступательных и оборонительных операций, контроль США за территориями и пространством в глобальном масштабе.

После распада Советского Союза и Варшавского договора очаги напряженности возникли непосредственно на границе России и стали исходить из стран - бывших республик СССР. Угрозы военных конфликтов и терроризма для России стали реальностью. Военные действия незаконных вооруженных формирований стали вестись непосредственно на территории России, о чем свидетельствуют две Чеченские кампании. При этом, события в Южной Осетии показывают, что в таких вооруженных конфликтах, направленных против геополитических интересов России, могут быть задействованы не только силы бывших советских республик Грузии и Украины, но и специалисты США.

В связи с изменениями геополитической обстановки целями обучения в методической системе подготовки специалистов РЭБ наряду с овладением обучаемыми эффективными современными формами и способами борьбы с системами управления войсками и оружием наиболее оснащенных в технологическом плане армий иностранных государств становится формирование устойчивых навыков оценки радиоэлектронной обстановки в различных коалиционных группировках войск в том числе с участием отдельных бывших союзных республик.

В соответствии с этим одной из важных составляющих содержания обучения становится совокупность радиоэлектронного вооружения армий бывших союзных республик.

Развитие военно-технологических основ ведения войн и уровня оснащенности войск современной техникой и вооружением, определяющих принципы, формы, способы, средства ведения вооруженной борьбы, вызывают необходимость соответствующего изменения целей, содержания и средств обучения специалистов РЭБ.

В связи с реализацией в армиях иностранных государств принципиально новых концепций ведения боевых действий, акценты в вооруженной борьбе смещаются не только на поражение военных объектов и техники, но и в область эффективного воздействия на системы получения, хранения, обработки и распространения информации, в том числе силами и средствами РЭБ.

В этой связи одной из важных целей в методической системе становится подготовка обучаемых к участию в решении задач информационного противоборства, а также к выполнению новых задач в изменившихся структурах соединений, частей и подразделений войск РЭБ.

Увеличение удельного веса разведывательно-ударных систем, использование для управления войсками и оружием интегрированных информационно-управляющих систем и сетевых технологий в масштабе времени, близком к реальному, массовое поступление на оснащение армий развитых государств современных образцов вооружения и военной техники (космические средства разведки и навигации, высокоточное оружие (ВТО), оружие на новых физических принципах и оружия нелетального действия, роботизированная боевая техника, интегрированные разведывательно-ударные системы) вызывает необходимость их изучения специа--листами РЭБ.

Изменение форм и способов вооруженной борьбы оказывает существенное влияние на содержание обучения специалистов РЭБ в части необходимости изучения таких новых видов операций, как наземно-воздушно-космическая, электронная и ДР-

В плане современного организационно-методического обеспечения Военно-профессиональной подготовки специалистов РЭБ реализация Государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на компетентностный подход, вызывает необходимость разработки компетенций и компетентностных моделей для подготовки военных специалистов в области радиоэлектронной борьбы с учетом различных систем образования.

Компетентностный подход (обучение на основе компетенций) рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высших военных и гражданских школ обучения посредством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия.

Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают как военные, так и гражданские квалификации сравнимыми и прозрачными.

Компетентностная модель - это модель будущей эффективной работы специалистов РЭБ, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим видам военно-профессиональной деятельности.

Процессы обеспечения и обновления учебно-материальной базы, в том числе учебно-профессиональной среды военных вузов, оказывают значительное влияние на развитие используемых в методической системе содержания, методов и средств обучения, связанных с реализацией в учебном процессе элементов программированного, контекстного, ситуационного обучения и обеспечивающих формирование у специалистов РЭБ готовности к выполнению боевых задач.

Сформированная специальным образом учебно-профессиональная среда с использованием автоматизированных обучающих систем и тренажеров позволит моделировать тактическую, радиоэлектронную обстановку, информационные объекты в сетях и системах управления войсками и оружием противника и связи между ними, процессы сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации, необходимые для практической отработки вопросов организации радиоэлектронной борьбы, а также создавать разнообразные проблемные ситуации и контекстно-эвристические сценарии для реализации в вузе контекстного и ситуационного обучения, повышения мотивации курсантов к обучению этой специальности.

Ценности и мотивы курсантской среды военных вузов, осуществляющих подготовку специалистов РЭБ, в значительной степени определяют заинтересованность курсантов в получении именно этой военно-профессиональной подготовки и влияют на цели обучения, а также используемые формы и методы обучения.

Это в первую очередь связано с престижем специальности, которой должны овладеть специалисты РЭБ в стенах военного вуза, включающей высокоинтеллектуальную подготовку и всестороннее развитие обучаемых. При этом основу подготовки специалистов РЭБ составляют фундаментальные науки, кроме того, они получают хорошую инженерную подготовку и овладевают современными информационными технологиями.

Общая начальная подготовка обучаемых влияет на цели, содержание, формы и методы обучения.

Говоря о довузовской подготовке в целом, можно сделать вывод, что имеется большой контингент учащихся с объективно обусловленной пониженной успеваемостью, связанной с ослабленным здоровьем, проблемами в развитии и поведении.

Тенденция деформации семьи, нараставшая в течение последних десятилетий, привела к тому, что семья уже не в полной мере играет воспитывающую роль в формировании требуемых морально-нравственных ценностей и установок у абитуриентов и курсантов. Уровень первоначальной сформированное™ личностных качеств и состояния здоровья у значительной части курсантов военных вузов заметно снизился и оказывает негативное влияние как на весь учебно-воспитательный процесс, так и в первую очередь на подготовку специалистов РЭБ.

Это вызывает необходимость учета уровня начальной подготовки обучаемых и внесения соответствующих коррективов в работу приемных комиссий, цели, содержание, используемые формы и методы обучения, а также в учебно-воспитательный процесс военных вузов в целом.

Традиции военно-профессиональной подготовки, воинского обучения и воспитания, специальная и педагогическая подготовка военных преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов РЭБ, оказывают значительное влияние на такие компоненты методической системы, как цели, содержание обучения, используемые формы, методы и средства обучения.

В современных вооруженных силах в рамках военно-профессиональной подготовки необходимо использовать сложившиеся традиции русской армии: верность своему слову; уважение законов государства; мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни; преданность военной форме; вежливость, тактичность, порядочность по отношению друг к другу и окружающим; забота о пристойности брака; отцовская забота о солдате.

Применительно к воспитанию и сегодня актуальными остаются основные традиции русской армии: военная направленность, комплексный подход в дисциплинарной практике, многообразие форм эстетического и нравственного воспитания обучаемых.

В педагогической подготовке преподавателей использование таких традиций, как привлечение для обучения в военных вузах известных в области РЭБ ученых и педагогов; подготовка преподавателей на курсах повышения квалификации преподавателей, в военных академиях, адъюнктурах и докторантурах; участие офицеров-воспитателей в педагогической деятельности; распространение опыта лучших преподавателей и др., позволяет сохранить преемственность поколений в обучении специалистов РЭБ.

В современных условиях важными элементами подготовки преподавателей являются.

В учебнойработе - реализация в учебном процессе элементов контекстного, ситуационного и проблемного обучения, а также моделей учебно-профессиональной среды, обеспечивающих подготовку специалистов РЭБ к новым видам военно-профессиональной деятельности и выполнению боевых задач в новых организационно-штатных структурах войск РЭБ.

В воспитательной работе - разработка и использование методических систем воспитательной работы, моделей воспитательной среды направленных на формирование у специалистов РЭБ готовности к военно-профессиональной деятельности.

В методической работе - формирование контекста военно-профессиональной деятельности, создание ситуационных задач и сценариев обучения, необходимых для подготовки специалистов РЭБ к войнам будущего,

В научной работе - развитие структурных и функциональных компонентов методических систем подготовки специалистов РЭБ с учетом развития военно-технологических основ ведения войны

Сохранение традиций военно-профессиональной подготовки, воинского обучения и воспитания способствуют возрождению в армейской среде духовности и преемственности поколений.

В целом прогнозирование и учет тенденций развития факторов методического контекста, в первую очередь военного характера, таких как состояние геополитической ситуации, технологические основы ведения войн, уровень оснащенности войск современной техникой и вооружением, позволяют оперативно корректировать содержание компонентов методической системы для обеспечения качественной подготовки специалистов РЭБ к войнам будущего.

Военная Мысль. 2007. № 3.

Могилев А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования. Автореф. дисс. докт. пед наук. Воронеж, 1999.

Военная Мысль. 2003. № 11.

Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Образование и управление. М.: «Жизнь и мысль», 1999.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации