ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ
Воздушно-космическая оборона № 3, 2002
ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ
Слова о "партнерских отношениях между Россией и США"
пока не подкреплены реальными делами
В. Литовкин, военный обозреватель
"Россия и США стали друзьями, а странам с дружескими отношениями легче решать спорные вопросы", - заявил 15 июля на встрече с журналистами президент Джордж Буш. Примерно в те же дни, на встрече с российскими дипломатами, посвященной 200-летию МИДа, президент Владимир Путин сказал, что между Россией и США сложились надежные партнерские отношения. И это далеко не единственные заявления о новой эре во взаимоотношениях между двумя странами, которые мы слышали из уст руководителей самых мощных в мире государств. Мощных, в первую очередь, по количеству стратегических ракет и ядерных боезарядов, созданных ими за годы "холодной войны".
А особенно часто такие слова стали звучать после подписания двумя сторонами в Москве Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
В документе, несмотря на его предельную краткость и известную компромиссность, все же есть ряд положительных моментов. Здесь и обязательство сторон сократить к 2012 г. свои ядерные арсеналы до 1750-2000 боеголовок. Опираться на процедуры транспарентности, закрепленные в Договоре СНВ-1. И готовность к дальнейшему продолжению диалога по проблемам разоружения.
Наша страна получила возможность развивать свои стратегические ядерные силы, не оглядываясь на Вашингтон. Мы можем компоновать их пропорции (наземная, морская и воздушная составляющая) без ограничений СНВ-2, иметь бесконечно долго на боевом дежурстве полторы сотни самых тяжелых и грозных ракет с десятью разделяющимися боеголовками индивидуального наведения РС-36М2, Можем, были бы деньги, вооружать новые стратегические ракеты РС-12М2 "Тополь-М2" шахтного варианта не одной, а несколькими боеголовками, создавать подвижный грунтовой "Тополь-М2", первые испытания которого, кстати, прошли на Плесецком полигоне РВСН 6 июля: Правда, на этом плюсы договора и других соглашений, заключенных между нашими странами, в принципе, заканчиваются. Начинаются вопросы.
Например, еще задолго до приезда в Москву и Санкт-Петербург для подписания Договора по СНП президент Буш-младший пообещал президенту Путину сделать все возможное, чтобы Конгресс и Сенат США отменили поправку Джексона-Вэника, препятствующую продавать в нашу страну ультрасовременное технологическое оборудование, в том числе и высокопроизводительные ЭВМ. Конгрессмены поправку не отменили.
На саммите "восьмерки" в Канаде западные страны решили оказать России помощь в уничтожении ее запасов оружия массового поражения, а также выведенных из строя атомных подводных лодок. На эти цели планируется затратить двадцать млрд долл. По формуле "10+10=10", то есть 10 млрд выделяют США, 10 млрд - другие страны "восьмерки", и все это растянется на 10 лет. Но вот условия предоставления этой финансовой помощи, а также конкретные программы, на которые она нацелена, пока не определены. И тут есть серьезные основания для опасений.
Конечно, эти деньги нам очень нужны. Экономика страны не способна выделить необходимые средства на ликвидацию 40 тыс. т химического оружия, накопленного за годы "холодной войны", на утилизацию полутора сотен атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, на создание хранилищ и могильников для ядерных реакторов и отходов атомного топлива. Но что именно должна будет сделать Россия, чтобы получить такую помощь? Чем ей придется расплачиваться за нее?
У нас уже есть опыт получения подобной американской помощи по линии программы "Совместного уменьшения угрозы", больше известной по имени ее инициаторов сенаторов Нанна и Лугара. Мы получили от заокеанских партнеров несколько сотен суперконтейнеров и железнодорожных вагонов для безопасной перевозки ядерных боеголовок, массу другого оборудования для проведения аварийно-спасательных работ, компьютерную и диагностическую технику для оборудования Центра подготовки специалистов 12-го главного управления Минобороны, мощные резаки для разделки субмарин. Обменялись технологией уничтожения химического оружия. Вашингтон оплатил, хотя и далеко не полностью, расходы по строительству объектов ликвидации этого оружия в Курганской и Саратовской области. На все эти цели затрачено более 2 млрд долл. Хотя и не стоит забывать, что львиная доля (до 80%) этих средств ушла американским и западным фирмам, которые выполняли заказы в интересах России. Как и то, что не раз выделение денег, например, на создание завода в Щучьем останавливалось по решению конгресса, недовольного организацией работ на строительстве российской стороной.
Во многом тут были виноваты наши чиновники. Но и заокеанские партнеры вели себя не всегда корректно, обставляя свою помощь и поддержку взаимовыгодного, кстати, разоружения различными ультимативными требованиями. В частности, о допуске на те или иные оборонные объекты. В том числе и на ядерно-технические части 12-го ГУМО.
Не исключено, что такие требования будут предъявляться и впредь. 20 млрд долл. никто не потратит, не получив для себя каких-то реальных выгод. И не только в области ликвидации оружия массового поражения. Уже сегодня за океаном на самом разном уровне звучат слова о том, что Россия должна уничтожить свои запасы биологического оружия. А наши возражения, что таких запасов у нас нет и не может быть, наталкиваются на жесткие требования допустить международную инспекцию в те военные институты, которые работают над антибактериологическими вакцинами. При этом в самом Вашингтоне такую инспекцию в свои лаборатории допускать не собираются.
Не исключено, что предоставление помощи на ликвидацию нашего ОМП может быть обставлено и требованиями о сворачивании военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном. Об этом достаточно часто говорят приезжающие в Москву независимые американские эксперты.
Складывается впечатление, что американцы все время держат перед нами морковку, шаг за шагом добиваются для себя каких-то реальных политических, экономических и военных выгод, а нашей стране только обещают помощь и поддержку в "самой недалекой перспективе". И тут не только поправка Джексона - Вэника, формула "10=10=10", Иран и Ирак: Но еще вы закрываете глаза на расширение НАТО и прием в него стран Балтии, а мы поможем войти в ВТО, если вы, конечно же, согласитесь на наши условия. Мы на вашей стороне при решении Калининградской проблемы. Мы станем покупать вашу нефть. Ничего, что по цене ниже мировой, но зато большими объемами. Допустим вас к участию в создании нашей национальной ПРО, хотя только после того, как выясним, а что конкретно вы сможете для нее сделать:
Нельзя исключить, что этот небольшой скептицизм и легкая подозрительность вызваны тем, что реальные выгоды от провозглашенного на высшем уровне стратегического партнерства между США и Россией пока просматриваются очень слабо. Но, может, все дело в том, что времени после нового поворота к сближению Москвы и Вашингтона прошло слишком мало. Будем надеяться, что жизнь наконец-то преподнесет нам достаточно примеров для посрамления пессимистов. Этого давно и очень хочется. А опыт ожидания у нас богатый.