ПУСТЬ КРЕПНУТ КРЫЛЬЯ РОССИИ
Воздушно-космическая оборона № 3, 2002
ПУСТЬ КРЕПНУТ КРЫЛЬЯ РОССИИ
Маршал авиации А. Ефимов,
заместитель председателя Российского организационного комитета "Победа", дважды Герой Советского Союза
РОССИЙСКАЯ военная авиация... Трудно поверить, но ей 90! У наших Военно-воздушных сил крутой юбилей. Организационно они начали оформляться еще в 1910 году. Именно тогда Главным инженерным управлением Военного министерства разрабатывается "Положение об авиационной службе", штат и табель имущества авиационного отряда. А в мае один из первых русских летчиков Николай Попов приступает к обучению полетам поручика Евгения Руднева, который быстро приобретает навыки пилотирования и становится первым в России военным летчиком. С его именем, к слову, связано немало ярких страниц российской авиации. На первом Всероссийском празднике воздухоплавания 20 сентября 1910 года Руднев поднимается на "Фармане" на невиданную до того времени высоту - 1.200 метров. По окончании праздника 9 октября он перелетает из Петербурга (Комендантский аэродром) в Гатчину. Полет продолжался 56 минут, а пройденный путь составил 63 километра. То был первый в России перелет военного летчика на такое расстояние.
Для дальнейшей подготовки военных летчиков в октябре 1910-го Учебный воздухоплавательный парк переформировывается в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (впоследствии Гатчинская военная авиашкола). В ноябре того же года начинает действовать Севастопольская офицерская школа авиации.
Историки отмечают, что становление военной авиации шло сложно. И все же Россия была одной из стран, где самолеты по инициативе передовых военных деятелей, начиная с 1911 года, впервые привлекаются к выполнению различных задач на маневрах наземных войск - ведения воздушной разведки, совершенствования способов передачи разведывательных донесений, а также использоваться на учениях в интересах флота. 31 декабря 1911 -го в России формируется первый военный авиационный отряд - при Сибирском воздухоплавательном батальоне в Чите. В июне 1912 года создается авиационный отряд в Киеве - при 7-й воздухоплавательной роте.
12 августа 1912 года на борту царской яхты "Штандарт" в бухте Новый ' свет российский император на распоряжении казначейству о финансировании авиационных отрядов начертал: "Быть посему!". В тот же день в военном ведомстве состоялся приказ № 397, который все вопросы воздухоплавания и авиации передавал из ведения Главного инженерного управления созданной Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба (первым ее начальником стал генерал-майор Михаил Иванович Шишкевич). По сути, было положено начало организационному оформлению нового вида Вооруженных Сил, а потому Указом Президента России № 949 от 1997 года 12 августа отмечается как День Военно-воздушных сил России.
Именно в 1912-м российские летчики впервые используют самолет как боевое средство во время балканской войны, причем, очень активно. В октябре 1912-го, когда войну Турции объявили Черногория, Сербия, Греция и Болгария, в бой вступил организованный авиационный отряд. Летчики-добровольцы успешно сражались на стороне болгар против войск Турции. Они вели воздушную разведку, производили бомбардирование, сбрасывали листовки и поддерживали связь между наземными соединениями.
В начале 1913-го авиация отделяется от воздухоплавания как самостоятельная служба. Тогда же формируются три авиационные роты - 1-я Петербургская, 2-я Севастопольская и 3-я Киевская. В них вошли созданные к тому времени и дислоцировавшиеся на западе страны авиационные отряды. Понимая необходимость и неизбежность воздушных боев в будущей войне, русские военные летчики по своей инициативе начинают устанавливать на самолетах пулеметы и производить опыты в выполнении воздушной стрельбы, разрабатывают тактику воздушной борьбы. На всю страну звучат имена Петра Нестерова, Евграфа Крутеня, Константина Арцеулова...
К началу Первой мировой в Русской армии имелось 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов, по числу боевых самолетов (263) Россия не уступала другим воюющим странам. Достаточно сказать, что только Россия имела на вооружении тяжелые многомоторные бомбардировщики "Илья Муромец" Игоря Сикорского и блестящие летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича. Эти самолеты обладали высокими для своего времени летно-техническими характеристиками и определяли передовые позиции России в данных видах авиации.
РОССИЙСКОЙ боевой авиации - 90! Все девять десятков лет она прошла достойно, мужая день от дня. Наши ВВС успешно громили противника в войнах и военных конфликтах 30-х годов, сыграли значительную роль в разгроме вермахта и хваленых люфтваффе в годы Великой Отечественной, в достижении паритета и обеспечении стратегической стабильности во второй половине XX века.
В последнее десятилетие в ВВС прошел трудный и болезненный процесс сокращений и преобразований. В 1998-м они объединились с Войсками ПВО - появился новый вид ВС с гораздо более широким кругом решаемых задач. На вооружении авиационных соединений сегодня находятся стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ, мощные фронтовые машины Су-24, Су-25, Су-11, Су-30, МиГ-29, не имеющие себе равных в мире истребители ПВО МиГ-31, самые большегрузные в мире транспортные самолеты АН-124 и Ан-22 "Антей", Ил-76. Части и подразделения ПВО оснащены самой эффективной в мире зенитной ракетной системой С-300 "Фаворит". А главное - есть подготовленные экипажи и расчеты - летчики, техники, специалисты ПВО, сохранившие в процессе реформирования и экономического кризиса достаточно высокий уровень профессионализма.
Руководством страны определен вектор дальнейших преобразований наших Военно-воздушных сил. Они должны стать мощным, универсальным, высокоэффективным видом Вооруженных Сил, способным решать задачи по обеспечению военной безопасности России как на глобальном, так и региональном уровнях. Верю, что цель будет достигнута. Символично, что в этом юбилейном году Военно-воздушные силы обрели главный свой символ - знамя вида Вооруженных Сил, олицетворяющее собой преемственность прошлого и настоящего современных ВВС.
МОЯ жизнь крепко повязана с Военно-воздушными силами, где я прошел путь от летчика до главнокомандующего, был опален фронтом. В годы Великой Отечественной совершил 288 боевых вылетов, лично и в составе группы поразил 85 самолетов противника на аэродромах и 7 - в воздушных боях. ВВС - моя судьба. Конечно же, в год 90-летия мне хочется поздравить всех летчиков и техников, ветеранов ВВС, фронтовиков, авиаконструкторов, работников нашей замечательной "оборонки", мальчишек, мечтающих о небе, с замечательным юбилеем. Пожелать всем нам того, чтобы крылья у России и впредь оставались крепкими, была прочной воздушно-космическая оборона. Государству российскому не быть великим без мощной современной крылатой гвардии.