АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

ВКО №2 (27) 2006

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИАВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

Всеволод КАНАЕВ

полковник, кандидат военных наук, доцент,

учредитель общественной организации

"Фонд содействия музею ВВС"

Проблемы и перспективы Центрального музея Военно-воздушных сил

Два года подряд в подмосковном Монино проводятся авиационные праздники "Летающие легенды" и международные военно-исторические выставки "Асы второй мировой войны". В 2005 г. главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов заявил о создании в Монино центра военной авиации России с национальным музеем и действующим аэродромом для демонстрации летающих исторических авиационных раритетов.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

С момента завершения научно-исследовательской работы "Пути использования натурной экспозиции музея ВВС в учебной и научной работе Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина" прошло уже семь лет. Однако ее результаты известны только узкому кругу лиц (имеются всего три экземпляра отчета).

Музей, к великому сожалению, не реализовал большинство сделанных предложений по улучшению его деятельности. Более того, можно утверждать, что многие отмеченные недостатки в музейной работе и в положении самого музея за прошедшее время усугубились, что делает выводы и предложения НИР еще более актуальными, особенно в свете той роли, которую должен сыграть музей в структуре будущего военно-исторического авиационного центра.

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Центральный музей ВВС создавался, как говорят, всем миром, всей авиационной общественностью. В 1958 г. по приказу главнокомандующего ВВС главного маршала авиации К.А. Вершинина, который поддержал инициативу начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А. Красовского, был сформирован музей ВВС.

Первые экспонаты поступили от предприятий министерства авиационной промышленности, учебных заведений ВВС, частей ВВС и ПВО, НИИ и Центрального Дома авиации и космонавтики. Научное оформление экспозиции велось под руководством и при участии преподавателей и сотрудников академии.

Передним краем взаимоотношения музея и общества является экскурсионная деятельность музея. Как показывает график изменения количества проводимых экскурсий по годам, непрерывный рост наблюдался до 1980 г. и в последние годы число экскурсий стабилизировалось на уровне примерно 2500 экскурсий.

Всего в 1997 г. экскурсиями были обслужены 37153 человека, в среднем количество экскурсантов в группе составляет 15 человек. Опыт показал, что количество одиночных посетителей не превышает числа экскурсантов, т.е. в год через музей проходит не более 50-60 тыс. чел.

Примерный состав экскурсионных групп по категориям выглядит следующим образом: учащиеся - 50 %, военнослужащие - 18 %, инженерно-технические работники и другие представители населения России и СНГ - 28%, иностранцы - 4 %.

Много это или мало, можно понять в сравнении: за рубежом крупные авиационные музеи посещают ежегодно около 150 тыс. человек, самое большое количество посетителей отмечено в музее ВВС США - более полутора миллионов.

К 1997 г. музей посетили делегации из 44 стран мира. Наибольшее количество делегаций было из США, Великобритании, Германии, Франции. Сейчас растет поток экскурсантов из Азии.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИУчастники Великой Отечественной войны (которые и сейчас продолжают словом и делом поддерживать музей) организовывали патриотическую и историческую работу. Особую роль играет клуб ветеранов "Авиатор", возглавляемый Героем Советского Союза генерал-лейтенантом в отставке А.Ф. Ковачевичем.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ

Гордостью музея является выставка летательных аппаратов, которая находится на открытой площадке и частично в ангаре № 8. Сейчас в фондах музея 180 самолетов и вертолетов, из них более ста доступно для осмотра посетителями. Среди них есть уникальные образцы не только для отечественной авиационной истории, но и для мировой.

Ни в одном музее мира нет таких экспонатов, как АНТ-2, Ту-114, Ту-128, Т-4 "Сотка", М-50, аналога 105.11 орбитального самолета проекта "Спираль", Е-166, Ла-250, ВВА-14, вертолетов Як-24, В-12 и других. Многие летательные аппараты получили высший ранг памятника науки и техники общегосударственного значения.

К счастью, коллекцию летательных аппаратов недавний и хорошо известный пожар в музее не затронул. Однако за время существования музея потери все же случались. Исчезли из коллекции самолеты Ла-11 и Як-11. Следы этих машин теряются на туманном Альбионе и просматриваются только через интернет.

К систематическим потерям можно отнести результаты постоянных набегов отечественных вандалов, которые вскрывают лючки и постоянно грабят содержимое технических отсеков, кабин, несмотря на железобетонный забор, который был установлен накануне авиашоу 2005 г.

Памятником вандализму стоит обгоревший фюзеляж пассажирского Ту-124, куда забрались подростки и развели костер, чтобы погреться. Ущерб от этого пожара на сегодня так и не определен. Для этого не существует и никакого механизма. Руководство музея пока точную цифру ущерба назвать не может, поскольку углубленной инвентаризации и тем более оценки стоимости летательных аппаратов, как и других экспонатов, не проводилось.

О высокой рыночной стоимости музейной коллекции (без учета исторической составляющей) можно судить лишь косвенно. Например, появилось сообщение о продаже на аукционе пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 за 11 млн. долл. США. Можно не сомневаться - отдельные экспонаты музея стоят еще больше.

Отсутствие оценки музейной стоимости приводит к тому, что в судах ущерб, нанесенный вандалами, измеряется ценой отобранного у них цветного металла. Безнаказанность грабителей, по-видимому, послужила причиной появления в СМИ материалов о музее, где его экспозиция сравнивалась со свалкой самолетов.

Отчасти подобные оценки справедливы. Достаточно взглянуть на последнюю машину конструктора Р.Л. Бартини - экранолета/амфибии вертикального взлета 14М1П/ВВА-14, которую музей получил в 1987 г. из ТАНТК им. Г.М. Бериева. Машина была повреждена еще в пути, а затем буквально свалена на стоянку музея. Самолет до сих пор ржавеет в расчлененном состоянии.

Таким образом, на сегодняшний день главными для музея остаются проблемы хранения, сбережения и охраны коллекции. Восстановить демонстрационные залы в прежнем виде, в котором они были до пожара и разрушения зданий в 2005 г., уже недостаточно. Музей обладает богатейшей коллекцией авиационных двигателей (более 120 единиц, не считая установленных на летательных аппаратах), предметами вооружения и разнообразного авиационного оборудования.

Без них, без фотографий, документов и других артефактов трудно оценить тот исторический путь, который прошла авиация Советского Союза и России за почти столетний период. При проектировании нового музейного комплекса эти потребности должны быть учтены.

БЕДНОСТЬ

Нехватка и состояние музейных помещений назывались в упомянутом выше отчете наиболее острыми проблемами. Музейная экспозиция размещалась в обветшавшем здании бывших ремонтных мастерских постройки 1930-х гг. (залы №№ 1, 3, 6, 8, 10), двух самолетных ангарах, возведенных примерно в то же время, и на демонстрационной площадке возле ангаров.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИТеперь остались только площадка и один экспозиционный ангар. Центральный зал № 6 (зал Великой Отечественной войны) вышел из строя после разрушения кровли. Сейчас помещение начали восстанавливать.

При проведении сварочных работ летом 2005 г. случился пожар: залы № 1 и 3, а также подсобные помещения, бухгалтерия и комната экскурсоводов выгорели дотла. Все сотрудники музея и часть экспонатов, которую удалось спасти, переместились в сохранившееся крыло здания.

В сгоревшей части здания находились туалеты. Их отсутствие ощутили на себе посетители музея, которым на первых порах, пока не поставили биотуалеты, предлагалось "сбегать в ближайший лесок". А это было самое горячее время, когда заканчивал работу очередной МАКС в г. Жуковском, и из авиасалона потянулась в Монино вереница автомашин с любителями авиации и ее истории.

Острую проблему помещений пытались решать и раньше. Так, в конце 1990-х гг. годов музею передавалось здание расформированного инженерного батальона. Но вопреки всем ожиданиям, его владельцем стало подразделение ГИБДД.

Не увенчались успехом и обращения к командованию о передаче музею трехэтажной кирпичной казармы, находящейся напротив музея и уже три года не использующейся. После ремонта в здании казармы можно было бы разместить туалеты, столовую или буфет (до Монино только из Москвы приходится добираться около часа), библиотеку, магазин сувениров и многое другое жизненно необходимое для нормального функционирования музея.

Главный штаб ВВС и воспитательное управление, которому непосредственно подчиняется музей, возможно, могли решить хотя бы эту проблему (пока не построено новое здание музея). В помещении казармы было бы удобно разместить и организационную группу планируемого военно-исторического центра. Однако сдвига в решении этих вопросов пока не отмечено.

ВОЛОНТЕРЫ

Участие музея ВВС в учебной и научной работе Военно-воздушной академии является его прямой обязанностью. В положении о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации, введенном в действие приказом министра обороны РФ № 343 от 11 сентября 1997 г., перед музеями ставится задача активного содействия научной, учебно-педагогической и иной служебной деятельности воинских частей.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИПри проведении занятий в музее повышение эффективности учебного процесса и его интенсификация достигаются за счет наглядности, способствующей формированию научных представлений, предметной интерпретации явлений и процессов, сопутствующих историческим событиям; индивидуальному подходу к различному уровню восприятия информации; побуждения к самостоятельному поиску и осмысливанию информации; представления целостности явлений в их связях и закономерностях.

Музей обеспечивает занятия по программам учебно-воспитательного процесса ВВА и других военных и гражданских учебных заведений, общеобразовательных школ. Проводятся также занятия с офицерами штабов ВВС и других видов (родов) Вооруженных Сил. Последние годы музей регулярно посещается слушателями университета ВВС США.

Опыт проведения учебных занятий в музее имеют от 30 до 50% всех кафедр ВВА. Во многих случаях эти занятия носили пробный характер и не включались заранее в учебный план, но отрицательных отзывов о таких занятиях нет, ответы слушателей на вопросы анкеты дали им хорошие или отличные оценки.

Многие музеи как отечественные, так и зарубежные формируют некоммерческие фонды, помогающие им в работе, проведении экскурсий и в другой деятельности. Например, в музее ВВС США создан общественный фонд, который насчитывает около 15 000 активных членов, известных как "друзья музея".

Обычно такие фонды учреждаются по инициативе самого музея. В случае Монинского музея инициатива образования фонда и помощи полностью идет "извне и снизу".

В середине прошлого года в музее появились необычные посетители. Они не захотели держаться роли сторонних наблюдателей. Они взяли в руки швабры и тряпки, кисти и краскопульты, стремянки и инструменты. Самолеты и вертолеты начали оживать. Служащие музея с уважением стали называть этих посетителей "волонтерами".

Целью своей бескорыстной деятельности волонтеры назвали "сохранение Монинского музея ВВС и его уникальной коллекции, создание условий для достойного и устойчивого развития музея, что в результате позволит музею встать в один ряд с передовыми авиационными музеями мира". Именно так записано в уставе автономной некоммерческой организации "Фонд содействия музею ВВС".

В числе участников фонда можно найти бывших военных летчиков, инженеров и других специалистов - ветеранов военной службы. Здесь, что особенно интересно, есть люди далекие от авиации, но любящие ее, люди разного возраста - от студенческого до пенсионного, люди разного достатка и положения - от студентов, служащих и рабочих до удачливых коммерсантов и банкиров. Иногда они живут близко от музея, иногда им приходится несколько часов добираться до места своего увлечения.

Современные информационные технологии позволили преодолеть пространство и сплотить волонтеров. Они обсуждают дела на своем web-сайте www.aviarestorer.ru, который они назвали "авиационный реставратор". Любой желающий может ознакомиться, чем занимаются друзья музея, какие проблемы они решают: ближайшие задачи по приведению в порядок музейной экспозиции; как отремонтировать аэросани "Север" камовского ОКБ; чем заниматься в зимнее время; как сделать доступной музейную библиотеку, создав ее электронный аналог; как сделать своего рода инвентаризацию перестроечных потерь, внимательно осмотрев летательные аппараты и сфотографировав следы вандалов, как установить на забор закупленную волонтерами колючую проволоку - "егозу" и многое, многое другое.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИЗарегистрировавшись на сайте, можно стать участником форума и фонда (по уставу фонд не имеет членства, но число зарегистрированных участников более 170 человек) - никаких ограничений нет. Однако если новый волонтер пытается использовать свое пребывание в храме (так на русский переводится слово "музей") во вред общему делу, ему вежливо, но решительно показывают на ворота.

На форуме музейные энтузиасты договариваются о встрече в Монино (это обычно происходит по субботам), обсуждают проблемы и новые проекты, привлекают спонсоров и инвесторов для спасения самой представительной коллекции советской и российской авиации.

Уже сейчас можно твердо сказать, что Монинским военно-историческим музеем и фондом содействия ему найдена новая форма взаимодействия общества и структуры Вооруженных Сил, которым является музей. Новая форма патриотического воспитания путем участия в общем деле граждан России и ветеранов военной службы.

Появление фонда содействия музея многих заинтересовало в российском обществе. Однако управление по воспитательной работе ВВС так и не заметило этой инициативы.

АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИПомывка и покраска самолетов это далеко не все, что могли бы делать добровольные помощники. Вот, например, перечень работ, которые выполняют добровольцы в Канадском музее наследия военных самолетов: приведение в порядок коллекции звукозаписей и изображений и подготовка их к кодированию для записи в базу данных музея; ремонт и копирование бортовых журналов для подготовки исторических справок по летательным аппаратам музейной коллекции; подготовка и редактирование информационного бюллетеня; работы в мастерской электронной аппаратуры; копирование и создание аудио- и видеозаписей; подготовка выставок; выполнение библиотечных работ; подготовка материалов для занятий с детьми; помощь в проведении экскурсий; помощь в проведении инвентаризации коллекции и т.п.

В свое время исполнители НИР по музею строили свое исследование по следующим направлениям: изучение и использование опыта других авиационных музеев за рубежом, других военно-исторических музеев в России, опыт проведения занятий в музее на некоторых кафедрах Военно-воздушной академии. Обобщить и проанализировать опыт и отношение респондентов к музею и его деятельности помогло социологическое исследование, проведенное на основе анкетного опроса, в котором приняли участие 252 человека: 143 преподавателя и 109 слушателей и курсантов.

Половина опрошенных выразила готовность в той или иной форме оказывать помощь музею, т.е. потенциально музей ВВС располагает большим количеством добровольных помощников из числа военнослужащих и служащих академии. С этим потенциалом нужно работать, организовывать и поощрять его.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сравнение с основными авиационными музеями мира показывает, что по размеру и уникальности коллекции музей ВВС в Монино входит в первую пятерку крупнейших авиационных музеев мира. Однако он во многом от них отстает по условиям размещения экспозиции, количеству и качеству услуг и удобств, создаваемых для посетителей.

В зарубежных музеях очень развиты разнообразные информационные услуги как платные, так и бесплатные: прокат плееров-экскурсоводов, интерактивные дисплеи в залах, демонстрация видеофильмов и кинофильмов, круглосуточная телефонная справочная служба, работающая в режиме автоответчика.

Для инвалидов предусмотрены специальные места парковки, заниженные фонтанчики с водой, телефон с голосовым управлением, бесплатно выдаются детские и инвалидные коляски. Работают сувенирные магазины, где продаются буклеты и книги по музею и авиации, модели летательных аппаратов, компакт-диски и видеофильмы.

В практике работы с военно-историческими материалами широко используются современные компьютерные и телекоммуникационные средства. Музей ВВС имеет несколько компьютеров, не объединенных локальной сетью. Музейная коллекция представлена в Интернете на сайте monino.ru.

После отключения музея от компьютерной сети обратная связь между музеем и сайтом прекратилась. Портал три года не обновляет размещенные на нем материалы. Владелец сайта показывает свою полную незаинтересованность в продолжении работ. Когда музейные волонтеры попросили передать сайт им, он заломил совершенно неподъемную цену - 12 тыс. долл. И это происходит с порталом, который называется "официальным сайтом музея".

Многие зарубежные авиационные музеи стремятся представить часть коллекции в летающем виде. Например, в Канадском музее наследия военных самолетов находится самая многочисленная группа летающих самолетов прошлого: 25 военных самолетов из 33 в экспозиции содержатся в летном состоянии, что делает музей действительно "живым".

Чтобы оживить музейный самолет, нужна долгая, кропотливая и дорогостоящая работа, направленная не только на восстановление самолета до летного состояния, но и на обеспечение безопасности его полетов. Здесь не допустимы авантюры, такого, например плана, как попытка, предпринятая в музее ВВС, взлететь на самолете По-2, который сорок лет простоял без движения в экспозиции.

Такие проекты как "Летающий музей ВВС" (его поддержали две трети участвовавших в социологическом исследовании), строительство новых зданий и сооружений и тому подобные, могут быть осуществлены только при наличии достаточно крупных инвестиций. Поиск и привлечение денежных средств (фандрейзинг) превращается в особую профессиональную управленческую отрасль. Современные музеи имеют в своем составе подразделения по работе со спонсорами и инвесторами.

Такой отдел существует, например, в Национальном авиационном музее Канады. Другой канадский музей наследия военных самолетов построил исключительно на спонсорские деньги новое здание музея, архитектурное решение которого считается лучшим в мире для авиационных музеев.

Развивать отношения нужно не только с зарубежными музеями, но и со своими, близкими по профилю к монинскому. На Ходынском поле в Москве есть выставка авиационной техники, которую уже более десяти лет обещают преобразовать в национальный музей авиации и космонавтики. Ведутся разговоры о том, чтобы переместить монинскую коллекцию в Москву.

Это может помешать и новому музею, и надолго вывести музей ВВС из строя. Ссылки на международный опыт здесь неуместны. Подобно монинскому, практически все зарубежные музеи, рассмотренные в НИР, размещаются, как правило, вне городов, но вблизи них, на гражданских аэродромах или на военных авиабазах.

Национальный авиационно-космический музей Смитсонианского института, который находится в центре столицы США Вашингтоне, скорее не исключение, а подтверждение необходимости размещать такие музеи вне городов: в экспозиции находится только 66 из почти АВИАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ400 летательных аппаратов. Основная выставка расположена на территории близлежащего аэродрома.

Вместо попыток создать одну коллекцию за счет другой, лучше подумать о том, как наладить взаимодействие Монино и Ходынки, ведь дело-то одно - история отечественной авиации. Уже сейчас, пока проектируется московский музей, можно было бы наладить регулярные поездки от Ходынки в Монино, хотя бы для пассажиров, ожидающих своего рейса на аэровокзале.

ВВС и ПВО объединились в одном главкомате. Плохо это или хорошо, но дело сделано. В поселке "Заря" есть музей ПВО. Хорошо бы и его включить в новую военно-историческую структуру. Такое объединение исторических корней нового вида вооруженных сил ВВС (ПВО), способствовало бы укреплению связей бывших отдельных видов ВС, способствовало бы лучшему пониманию общих задач сегодняшнего дня.

Возрождение и развитие музея в Монино возможны на основе привлечения к его проблемам и делам широкой общественности, на основе открытости и гласности в его деятельности, на основе привлечения в музей внебюджетных корпоративных средств и личных средств граждан.

Для этого нужно изменить финансово-экономическую структуру по образцу, который уже имеется в наших Вооруженных Силах. Речь идет об открытом акционерном обществе (ОАО) "Национальная телевизионная компания "Звезда", контрольный пакет которого принадлежит государству.

Предлагаемая структура может быть применена не к самому музею, а к центру, в который предполагается включить музей ВВС. И хорошо бы было, если бы сопредседателем ОАО "Военно-исторический центр в Монино" согласился стать главнокомандующий ВВС, инициатор организации центра.

В заключение следует отметить, что для дальнейшего развития Музея ВВС в Монино существуют объективные условия. К ним относятся: удобное расположение музея для доставки новых экспонатов (аэродром Чкаловский в 10-15 км от Монино); взлетно-посадочная полоса в самом Монино; развитая инфраструктура сообщения и связи с Москвой; наличие свободных земельных участков для расширения музея и постройки новых музейных зданий; наличие подготовленных специалистов - офицеров летного и инженерно-технического состава, уволенного или увольняемого из Вооруженных сил; и, наконец, сложившийся коллектив единомышленников - музейных работников и широких слоев общественности, жителей Монинского гарнизона, ветеранов авиации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации