ВВС В ВОЙНЕ СУДНОГО ДНЯ

Воздушно-космическая оборона № 5, 2006 г.

ВВС В ВОЙНЕ «СУДНОГО ДНЯ»

Окончание. Начало в № 3 за 2006 г.

А.Сергиевский

Полное использование возможностей авиационной техники обеспечивает решительный разгром противника

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ

Воздушная разведка. Израильское военное командование большое внимание уделяло воздушной разведке, как до начала военного конфликта, так и в ходе боевых действий. Организацией и планированием воздушной разведки в ВВС Израиля занимается отдел воздушной разведки при оперативном управлении.

До начала боевых действий воздушная разведка ВВС Израиля велась как с нарушением, так и без нарушения линии перемирия 1967 г. Ее данные о группировке сухопутных войск, базировании авиации и расположении объектов ПВО дополнялись сведениями, получаемыми от США по материалам космической разведки и разведки 6-го флота.

С началом боевых действий для ведения разведки расходовалось до 20% самолетовылетов. Разведка велась с целью вскрытия группировки сухопутных войск, системы ПВО и оборонительных сооружений, аэродромов, портов, мест постоянной дислокации войск Египта, Сирии. Ливана и Иордании. Большое внимание уделялось систематическому наблюдению за перевозками через Суэцкий канал и перебросками войск к линии фронта.

Разведывательный отдел разрабатывал план воздушной разведки, отражавший цели и задачи разведки, привлекаемые силы и средства, порядок управления, обеспечения и доведения разведывательной информации.

На основе плана разрабатывался боевой приказ эскадрильям, в котором указывались время, цели и задачи воздушной разведки и другие данные о порядке выполнения боевой задачи, управления, взаимодействия и обеспечения. Приложение к приказу содержало данные о ПВО объектов. Командир аэ получал приказ за сутки, а в периоды напряженных боевых действий - за 1-2 часа до вылета.

В ВВС Израиля разведка велась самолетами-разведчиками:

F-4C. имеющими плановые, перспективные и панорамные аэрофотоаппараты, а также киноаппараты с запасом пленки 300 м:

"Мираж" III с оборудованием для воздушного фотографирования с больших и малых высот;

"Вотур" с оборудованием для ведения воздушной разведки в тактической зоне;

беспилотными самолетами-разведчиками типа BQM-34A с различными вариантами разведывательного оборудования.

Радиолокационная и радиотехническая разведка велась самолетами F-4 и А-4.

Израильтяне вели воздушную разведку, как днем, так и ночью, одиночными самолетами или в составе пары с базовых аэродромов, удаленных от районов разведки до 300 км.

Разведчики выполняли полеты как самостоятельно, так и в составе ударных групп, которые использовали данные разведки в ходе выполнения боевых задач. В этих случаях самолеты-разведчики следовали впереди ударных групп, и данные доразведки передавали по радио. Группы прикрытия, следовавшие сзади, производили контрольное фотографирование результатов ударов.

При разведке поля боя самолеты-разведчики действовали одиночно и в составе пары, с малых высот и с высот 4000-6000 м.

Разведка выполнялась, как правило, с ходу или с дополнительного захода, при нахождении над целью в течение 1-1,5 мин.

Разведка объектов тыла Египта и Сирии осуществлялась чаще всего из стратосферы (16-20 тыс. м).

ВВС Израиля широко применяли беспилотные самолеты-разведчики, действовавшие на больших высотах и в стратосфере. Задачи воздушной разведки возлагались также на экипажи ударных групп.

Управление разведывательной авиацией осуществлялось централизованно КП ВВС, а полетами экипажей-разведчиков с КП авиабаз и в районе боевых действий - операторами со специально развертываемых в войсках пунктов наведения. Для взаимодействия и передачи разведданных экипажи-разведчики имели связь с КП ПВО, КП ВМС и авиационными представителями в сухопутных войсках.

Для доведения данных с борта самолета экипажи имели основные и резервные каналы связи. Разведданные принимались экипажами ударных групп самолетов, на КП авиабаз и КП штабов сухопутных войск. Сведения об объектах, не пораженных в процессе удара авиации, также немедленно передавались на КП штабов сухопутных войск. После выполнения разведывательного полета экипажи докладывали данные офицеру разведотдела и заполняли разведдонесение.

Материалы воздушной разведки после обработки, дешифрирования и изготовления фотоснимков (фотосхем) отправлялись в заинтересованные штабы.

В ходе боевых действий проявилась высокая активность разведывательной авиации США, действовавшей в районах центральной и восточной частей Средиземного моря. Вместо обычных 1-2 выполнялось 5-7 разведывательных полетов в сутки. К воздушной разведке привлекались самолеты-разведчики американских ВВС и ВМС. базирующиеся в районе военного конфликта, и самолеты SR-71. летавшие с континентальной части США с дозаправкой в воздухе.

ВВС Египта и Сирии до начала боевых действий воздушную разведку вели менее интенсивно, чем израильская авиация, и ограничивались наблюдением за отдельными районами, непосредственно прилегающими к линии прекращения огня в 1967 г. (до 20-30 км).

С началом боевых действий интенсивность воздушной разведки была низкой, в связи с чем командования Египта и Сирии своевременно не получали информации о перегруппировке израильских войск. К концу боевых действий воздушная разведка велась также эпизодически, без целеустремленного плана.

Радиоэлектронная борьба. Израильская авиация в ходе боевых действий активно применяла средства радио- и радиолокационных помех.

Помехи РЛС и средствам связи создавались с наземных станций и бортовыми средствами самолетов-постановщиков помех, входивших в группы обеспечения, а также из боевых порядков ударных групп. Наиболее эффективными были помехи против радиоэлектронных средств ПВО, работавших в сантиметровом диапазоне волн, - импульсные и уводящие по дальности, по каналам определения угловых координат и шумовые.

Наблюдалось применение упреждающей завесы из противорадиолокационных отражателей, которую постановщики помех ставили над своей территорией. Увеличиваясь в размерах, эта завеса перемещалась по ветру в сторону воздушного пространства противной стороны, прикрывая тем самым ударные группы, выполнявшие боевые задачи. Применялись также дискретные пассивные помехи и противорадиолокационные патроны для срыва атак истребителей и для маскировки состава групп самолетов путем многоразового выстреливания их с самолетов в переднюю полусферу.

В ходе нанесения первого массированного удара сирийской и египетской авиацией действия ударных групп обеспечивались самолетами-постановщиками помех из зоны над своей территорией и наземными станциями помех ЗРК. "Хок" ("Смальта"). Для противодействия ответному удару израильской авиации применялись станции помех системе ближней навигации "Такан" ("Кедр").

Помехи с самолетов и наземных станций включались за минуту до выхода ударных групп на границу зоны обнаружения РЛС противника и создавались в течение всего времени полета над территорией противника. Самолетные станции помех работали в режимах "Скользящая помеха" и "Полуавтомат". Эффективность помех была высокой.

Постановка помех была спланирована и организована до начала боевых действий. Управление действиями подразделений помех осуществлялось централизованно.

Инженерно-авиационное обеспечение. Анализ боевых действий авиации сторон в октябре 1973 г. показал, что основные требования и направления инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации, изложенные в НИАС и других руководящих документах ВВС, являются правильными и полностью себя оправдали.

Эксплуатационные, летные и боевые характеристики советских самолетов, и, прежде всего, самолетов МиГ-21МФ. Су-20 и Су-7БМК, в основном соответствуют требованиям ведения современного боя, а по целому ряду показателей превосходят самолеты типа "Фантом" и "Мираж". Вместе с этим из опыта их боевого применения видно, что наиболее полного и умелого использования высоких летно-технических характеристик самолетов и вооружения необходимы глубокие знания техники, условий ее работы и применения, строгое выполнение личным составом требований руководств по инженерно-авиационной службе.

В ходе боевых действий дальнейшее развитие получили такие направления работы инженерно-технического состава, как обеспечение высокой исправности и постоянной боевой готовности авиационной техники, организация восстановления самолетов и вертолетов, получивших боевые повреждения, формы и методы подготовки авиационной техники к боевым вылетам.

В целях повышения исправности и боеготовности авиационной техники, а также сокращения сроков подготовки ее к боевым вылетам в частях сирийских и египетских ВВС был проведен ряд мероприятий.

На основе опыта ведения боевых действий в 1967-1971 гг. заблаговременно создавались запасы наиболее дефицитных и часто повреждаемых в боевой обстановке агрегатов, запасных частей, расходных и ремонтных материалов.

Объем регламентных работ был сокращен по сравнению с действующим в мирное время в 2-2,5 раза.

Подготовка к повторному боевому вылету и послеполетная подготовка авиационной техники были основными. В процессе послеполетной подготовки авиационная техника приводилась в полную боевую готовность к предстоящему летному дню, устранялись возникшие в ходе боевой работы неисправности и повреждения. Предварительная подготовка авиатехники не производилась или выполнялась в ночное время одновременно на небольшой группе самолетов по сокращенному объему через 8-10 суток. Объем и направленность предполетной подготовки практически не изменились. Все виды подготовок самолетов типа МиГ-21, Су-7БМКи МиГ-17осуществлялись техническими экипажами или расчетами в составе 6-8 человек различных специальностей. Это позволило одновременно готовить к боевым вылетам большие группы самолетов без лишнего передвижения специалистов от одного укрытия к другому, сократить непроизводительные трудозатраты и повысить безопасность личного состава.

Аэродромно-технические средства заправки самолетов и запуска двигателей располагались вблизи самолетов в специально оборудованных для них укрытиях. На каждые два самолета выделялось по одному топливозаправщику и агрегату запуска, а в каждой зоне размещения 10-16 самолетов находилось по одному заправщику воздухом, кислородом и по два маслогидрозаправщика типа АМЗ-53. На некоторых аэродромах Сирии и Египта были оборудованы централизованные системы заправки самолетов топливом и электропитания в укрытиях.

Непосредственно в укрытиях для самолетов или вблизи них содержалось по 2-3 боекомплекта подготовленных ракет и других боеприпасов. Управляемые ракеты хранились на транспортировочных тележках или на специально оборудованных стеллажах, а бомбы, снаряды и другие боеприпасы размещались в таре.

Позиции подготовки ракет были развернуты, как правило, в самолетных укрытиях в одной из зон. В связи с тем, что в боевой обстановке объем работ на позиции возрастал, она усиливалась личным составом и рабочий день увеличивался до 12-14 час.

Подготовка авиационной техники к боевым вылетам в условиях рассредоточенного и укрытого ее базирования требует от личного состава не только глубоких знаний техники и правил ее эксплуатации, но и систематических тренировок по боевому снаряжению техники со сменой вариантов вооружения. Такие тренажи помогли личному составу сирийских частей быстро и качественно готовить самолеты к боевым вылетам с различными вариантами вооружения.

Время подготовки самолетов к боевым вылетам определялось временем подвески и боевого снаряжения самолетов ракетами, бомбами, блоками и зарядки пушек или заправки топливом, если в предыдущем полете боекомплект не расходовался.

Для обеспечения безопасности техники и личного состава на аэродромах ВВС Сирии и Египта в зонах рассредоточения самолетов были оборудованы укрытия для личного состава. Боекомплекты, оборудование и техническое имущество в укрытиях защищались от повреждения газовой струей и другими предметами при выруливании самолетов.

При ведении воздушных боев и выполнении авиацией других задач летчиками часто сбрасывались подвесные баки. В один из дней сирийскими летчиками было сброшено 96 баков. В связи с таким расходом подвесных баков на каждом аэродроме выделялась группа инженерно-технического состава, предназначенная для их расконсервации и подготовки к подвеске на самолеты. Эта группа участвовала также в работах по замене двигателей, агрегатов и уборке поврежденных самолетов.

Вопросы управления и связи в ходе инженерно-авиационного обеспечения боевых действий в условиях рассредоточенного и укрытого базирования техники приобрели особое значение.

Поэтому на большинстве аэродромов Сирии и Египта были оборудованы укрытые пункты управления ИАС с двусторонней громкоговорящей или телефонной связью с зонами рассредоточения самолетов, укрытиями, позициями подготовки ракет и техническими позициями. В ходе боевых действий широко применялась также и радиосвязь с использованием радиостанций типа Р-855.

Восстановление авиационной техники, получившей боевые повреждения, требовало значительных усилий от ИАС. В сирийских авиачастях число поврежденных в бою самолетов составило 69. В их числе: 25 самолетов Су-7БМК, 28 самолетов МиГ-17 и по 8 самолетов МиГ-21МФ и Су-20, Повреждениям, как правило, были подвержены обшивка планера и в меньшей степени топливные баки, агрегаты, трубопроводы, двигатели и электропроводка.

Повреждения самолетов от огня МЗА представляли пробоины с диаметром входных отверстий до 20 мм и выходных - 40-360 мм. Количество пробоин обшивки самолетов, полученных от ракет, доходило до 200. а их размер от 10 до 400 мм. Количество крупных пробоин с повреждением силовых элементов не превышало 4.

Повреждения от огня стрелкового оружия по размерам были незначительные, но на восстановление самолетов, имевших пробоины топливных баков, агрегатов и трубопроводов систем, затрачивалось много времени.

Основным видом ремонтных работ была клепка. Для восстановления авиатехники часто применялся метод замены узлов, агрегатов или отдельных деталей.

Весь объем работ по восстановлению поврежденных в бою самолетов выполнялся силами личного состава ТЭЧ и выездных ремонтных бригад. При этом большая, а в целом ряде случаев определяющая заслуга принадлежала специалистам слесарно-механической группы.

Для срочного восстановления авиационной техники в сирийских и египетских авиачастях практиковались методы временного восстановления техники. Так, например, самолеты МиГ-21МФ с пробоинами боковых стекол фонаря вводились в строй путем постановки в отверстия болтов с двусторонними резиновыми прокладками.

Управление боевыми действиями авиации и организация связи и РТО. Система управления и связи ВВС Сирии и Египта базировалась на стационарных командных пунктах, с которых обеспечивалось централизованное управление и наведение авиации над полем боя. Кроме этого, предусматривалось децентрализованное управление с заранее развернутых пунктов наведения, которые в ходе боевых действий не перемещались.

Для обеспечения взаимодействия с сухопутными войсками и управления самолетами над полем боя в боевых порядках сухопутных войск на бронетранспортерах, оборудованных средствами самолетной радиосвязи, имелись передовые авианаводчики.

Развертывание полевых пунктов управления и ПНЦ с маловысотными радиолокационными станциями в ходе продвижения войск не производилось, что позволяло авиации Израиля скрытно под радиолокационные полем выходить на цели на малых высотах.

Из-за отсутствия засекреченных телефонных и телеграфных каналов связи, боязни перехвата команд и донесений разведкой Израиля радиосвязь между пунктами управления при подготовке и в динамике боевых действий была очень ограниченной. Это сковывало управление авиацией, особенно в тактическом звене.

Плохое управление всеми взаимодействующими силами авиации и средствами ПВО Сирии и Египта и особенно отсутствие централизованного управления средствами ПВО ближнего действия в интересах безопасности своей авиации привело к неоправданным потерям.

Радиопомехи РЛС П-35, ПРВ-11 и УКВ радиосвязи были средней интенсивности. За счет комплексного использования на пунктах управления радиолокационных станций различных диапазонов воли и оперативного переключения каналов УКВ связи срывов в наведении и управлении самолетами в условиях помех не было.

Основная слабость системы управления авиацией Сирии и Египта заключалась в недооценке полевых пунктов управления, роли радиосвязи и нечеткости в организации взаимодействия между пунктами управления авиации, сухопутных войск и войск ПВО.

ВЫВОДЫ

В любом масштабе действий авиации - оперативном и тактическом -обеспечение одновременных действий разнородных сил при комплексном применении огня, маневра, средств воздушной разведки и радиопомех при централизованном управлении, исключающем их распыление, - первейшее условие достижения победы. Умение вовремя предусмотреть, организовать и обеспечить такие действия должно быть присуще командирам и штабам всех степеней. К осуществлению этих действий, несмотря на всю сложность природы современного боя, должны быть готовы все экипажи, командиры подразделений и частей.

На Ближнем Востоке была подтверждена вся пагубность отказа от решительных действий, а также пассивности в выполнении намеченных задач. Никакие, даже самые эффективные, средства не могут обеспечить быстрое и решительное поражение противника в случае пассивного их применения. Только стремительные наступательные действия, быстрый захват инициативы и подавление воли противника к сопротивлению позволяют рассчитывать на успех боя и операции.

Боевые действия авиации сторон на Ближнем Востоке показали ту большую роль, которую играют не только профессиональная обученность, но и высокое моральное состояние войск. Боевая активность авиации арабских стран во многом зависела от внимания командования к политической подготовке, обеспечению психологической стойкости летного состава.

Опыт боевых действий говорит также о том, что недооценка действий, имеющих целью обеспечение не только других видов вооруженных сил, но и собственной авиации, недопустима. Это относится, прежде всего, к обеспечению успешного достижения целей борьбы за господство в воздухе, прорыва и преодоления ПВО противника, а также непрерывности воздушной разведки, управления и связи, организации инженерно-авиационного и тылового обеспечения. Принизить и недооценить эти меры - значит не выполнить общую боевую задачу.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации