ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

ВКО №3 (28) 2006

ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Борис ЛОБАНОВ

генеральный директор ФГУП ЦНИРТИ им. академика A.M. Берга,

лауреат премии правительства РФ, действительный член

Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Только этот путь обеспечит стране создание больших технических систем единичного производства

В ближайшее время целесообразно вернуться к схеме прямого финансирования головных разработчиков систем единичного производства непосредственно из бюджета. В этом случае будет полностью реализован инновационный цикл с минимальным пространственно-временным разрывом между его этапами.

ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

К большим техническим системам единичного производства относятся системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, инструментальной космической разведки, разведывательно-ударные и некоторые другие.

До 1990 г. работы по созданию систем указанного класса финансировались непосредственно из бюджета, что соответствовало типичному инновационному процессу в том виде, как он представляется сейчас, инвестирование работ осуществлялось конечным потребителем продукции - государством и таким образом реализовывался инновационный цикл: "техническая идея (ноу-хау) - экономическое содержание (инвестиции) - появление на рынке вооружений (постановка на боевое дежурство)".

Иными словами, результаты научных разработок непосредственно реализовывались в опытных образцах вооружения и военной техники, которые тотчас же по завершении государственных испытаний принимались на вооружение и ставились на боевое дежурство.

С началом перестройки этот цикл был удлинён появлением промежуточного лица - государственного заказчика. В 1990 г. появились первые договоры (контракты) головных разработчиков с государственными (генеральными) заказчиками. В большинстве случаев в роли такого заказчика выступало Министерство обороны.

Министерство обороны и до этого выступало в роли генерального заказчика, но не инвестора. Казалось бы, все хорошо, роль и ответственность Генерального заказчика повысились, так как он стал выступать также в роли плательщика, но все оказалось не так просто.

Кризис неплатежей 1993-1998 гг. показал, что государственные интересы государственного заказчика начисто испарились и заменились сугубо ведомственными. В результате неплатежей за выполненные работы (в 1998 г. более чем на 50% не были оплачены еще работы периода 1992-1997 гг.) у большинства предприятий оборонного комплекса возникли огромные задолженности перед собственными коллективами, предприятиями кооперации, бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. В наибольшей мере при этом пострадал кадровый состав предприятия. Были потеряны лучшие специалисты. Кадровый голод ощущается до сих пор.

Конечно, руководители предприятий предпринимали усилия для "слома" ситуации, пытались организовывать и развивать новые производства, наивно думая, что они помогут им собственными силами решить проблему неплатежей и даже создать резерв для самофинансирования основных работ.

Все оказалось далеко не так, как хотелось. Для перестройки производства требовались инвестиции, а их не было. Для отработки новой продукции также требовались деньги и время, которых не хватало. В результате был сделан правильный вывод, что надо заниматься тем, что уже умеешь хорошо делать, тем более, что все были уверены - стратегические системы вышеуказанного класса все еще нужны стране.

Уверенность подкреплялась тем, что Соединенные штаты проявляли настойчивый интерес к работам в этой области и совместный проект "РАМОС" - свидетельство тому. Смена политического руководства в конце 2000 г. привела к тому, что у государства вновь появился интерес к стратегическим системам.

Продукция предприятий, создающих системы единичного производства, как правило, известна во всем мире, хотя она довольно специфична - это системы глобального мониторинга земной и водной поверхности и околоземного космического пространства. Такие системы - высокоинтеллектуальный товар. В нем заложены опыт и знания десятков лет работы многотысячных коллективов специалистов высшей квалификации. К тому же (в силу уже упомянутой особенности - системы единичного производства) эти предприятия являются монополистами в своей области деятельности, отчасти потому, что пока закупать системы подобного рода в состоянии только государство.

К счастью, товар этот в настоящее время востребован на рынке вооружений, поэтому государство и сам институт вкладывают немалые средства в техническую перестройку предприятия, которая позволит большую часть работ по созданию систем выполнять собственными силами.

ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕВот уже в течение трех лет ежегодными программами развития предусматривается значительный объем финансовых средств, расходуемых на эти цели, как государственных, так и собственных средств предприятия. Из прибыли ежегодно вкладывается в развитие производства практически столько же собственных средств, сколько выделяется целевым назначением государством. Кроме того, значительная часть прибыли отчисляется государству, как собственнику имущественного комплекса, так как основные производители систем рассматриваемого класса - государственные предприятия федерального подчинения.

В результате производственный процесс претерпевает существенные изменения. Механообработка переводится на высокопроизводительные обрабатывающие центры с программным управлением. Внедряются или уже внедрены сквозные циклы конструирования. Разработка конструкторской документации производится на автоматизированных рабочих местах с передачей результатов проектирования непосредственно на обрабатывающие участки.

На предприятиях идет освоение технологии проектирования радиоэлектронной аппаратуры и сверхбольших интегральных схем (СБИС) типа "система на кристалле". Проводится оснащение программно-техническими средствами дизайн-центра по проектированию на системном и функциональном уровнях СБИС и аппаратуры в целом. Изготовление СВЧ и гибридных микросборок нового поколения переводится на автоматизированные участки с чистыми зонами.

Это позволит снизить зависимость от иностранной элементной базы, повысит технологичность изготовления аппаратуры и ее надежность.

Перестраивается и обновляется испытательная база. Для обеспечения эксплуатационного обслуживания сложных систем созданы и создаются специализированные подразделения (филиалы), ведущие техническое сопровождение изделий непосредственно на объектах заказчика, реализуя тем самым принцип сервисного обслуживания.

В настоящее время технологический цикл создания систем перестраивается так, чтобы системообразующая часть программно-аппаратного комплекса полностью изготавливалась на головном предприятии: такими элементами являются модули целевой аппаратуры, программное обеспечение, наземные комплексы управления.

Это, во-первых, обеспечивает оптимальное соотношение между характеристиками системы и её элементами.

Во-вторых, в условиях ограниченного государственного заказа и в силу самого характера единичного производства объём этого производства на предприятии возрастает пропорционально количеству создаваемых систем, а их унификация и преемственность технических решений позволяют удешевить изготовление и повысить надёжность изделий.

То же самое, как нам кажется, относится и к разработчикам носителей целевых модулей, так как существенное повышение надежностных характеристик космических аппаратов, включая увеличение их срока службы до десяти и более лет необходимо влечет переход производителей космической техники к унифицированным космическим платформам, т.к. объём производства носителей, если они предназначены для одного потребителя, с неизбежностью падает.

ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕВ случае же использования унифицированных платформ, которые могут нести полезную нагрузку (целевую аппаратуру) многих потребителей, падения объемов производства не происходит. Одновременно это предоставляет широту маневра разработчику системы, которому в таком случае достаточно задать разработку стыковочных узлов для выбранного типоразмера носителя.

И, наконец, последнее. Необходимо замкнуть инновационный цикл в одном его, может быть, самом важном звене. Надо вернуться к порядку прямого финансирования разработчиков систем единичного производства. При таком порядке все средства государственного заказа направляются головному разработчику системы, которым должно быть государственное предприятие федерального подчинения - ФГУП. Будет ли это интегрированная структура или нет - не суть важно.

Если на пути финансового потока стоит промежуточное звено - всегда есть возможность нецелевого использования средств, причем совершенно без злого умысла. В нашем случае генеральный заказчик в лице Минобороны просто имеет другую целевую функцию, чем головной разработчик.

В условиях недостаточного финансирования этой функции он имеет возможность и главное - вынужден (так как с него и спрашивают за другое) пользоваться средствами разработчика. Практика показала это.

В случае интегрированных систем с частным капиталом (холдинги, включающие приватизированные предприятия), поведение собственника еще более непредсказуемо.

Вывод из изложенного напрашивается сам собой. Необходимо вернуться к схеме прямого финансирования головных разработчиков систем единичного производства непосредственно из бюджета. При этом полностью реализуется инновационный цикл с минимальным пространственно-временным разрывом между его этапами. Хотелось бы, чтобы ответственные лица, формирующие распределение государственных средств, прислушались к голосу практиков, обеспечивающих целевое использование этих средств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации