ПУТИ К СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Воздушно-космическая оборона № 5, 2006 г.

ПУТИ К СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

М.Валеев -

полковник, кандидат военных наук

Усилить возможности авиации и войск ПВО в зонах конфликтов сегодня можно только за счет перегруппировок

Сокращения боевого и численного состава объективно ведет к снижению возможностей группировок авиации и войск (сил) ПВО в регионах возможных военных конфликтов. Наиболее приемлемый путь решения возникшей проблемы состоит в обеспечении стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО. Это позволит оперативно переносить и сосредоточивать усилия в районы (направления) максимальной угрозы со стороны воздушного противника с целью создания необходимого соотношения сил сторон.

Произошедшие в последние годы изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире характеризуются снижением угрозы крупномасштабных и возрастанием вероятности возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, которые могут перерасти в войны более высокого уровня. Как показывает опыт военных конфликтов последних десятилетий, все большая роль в них будет отводиться мощным ракетно-авиационным группировкам, создаваемым заблаговременно или в ходе эскалации конфликта за короткое время в любом регионе мира. Возможно создание и действия таких группировок и против Российской Федерации.

Анализ процессов, происходящих в Вооруженных Силах Российской Федерации, показывает, что в условиях их реформирования и резкого сокращения их боевого и численного состава неизбежно и объективно происходит снижение возможностей группировок авиации и войск ПВО Российской Федерации в регионах возможных военных конфликтов по парированию угрозы воздушного (воздушно-космического нападения).

В настоящее время возникло противоречие между возрастающими возможностями сил и средств воздушно-космического нападения потенциального противника и уменьшающимися возможностями группировок авиации и войск ПВО, которые могут быть им противопоставлены при возникновении кризисных ситуаций, затрагивающих интересы России.

Для разрешения данного противоречия требуется усилению группировок СВН противника в регионах возможных военных конфликтов противопоставить адекватное усиление группировок авиации и войск ПВО. Наиболее приемлемый и экономически целесообразный путь решения данной проблемы состоит в обеспечении стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО, позволяющей оперативно переносить и сосредоточивать усилия в районы (направления) максимальной угрозы со стороны воздушного противника с целью создания необходимого соотношения сил сторон. Для достижения этой цели потребуется перегруппировка крупных сил авиации и войск ПВО в соответствии со складывающейся обстановкой.

Что же понимается под термином "стратегическая мобильность авиации и войск (сил) ПВО"?

Стратегическая мобильность авиации и войск (сил) ПВО - это их способность к адекватному реагированию на изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки в регионах возможных военных конфликтов за счет осуществления стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО и к полному использованию их боевой мощи в интересах эффективного выполнения поставленных боевых задач.

Анализ опыта войн и учений показывает, что на практике стратегические перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО проводились в годы Великой Отечественной войны, в начале 1960-х гг. прошлого столетия в ходе Карибского кризиса, в ходе войны во Вьетнаме, для восстановления группировки авиации и ПВО Египта после арабо-израильской войны в 1967 г.

Пристальное внимание усилению группировок авиации и войск ПВО в регионах возможных военных конфликтов начало уделяться после крупномасштабных сокращений ВВС и Войск ПВО в начале 1990-х гг. Так, в мае 1993 г. прошли крупномасштабные учения ВВС и Войск ПВО, основной целью которых было отработка стратегической перегруппировки войск (сил).

В этот период за счет выводимых из стран Восточной Европы и Прибалтики авиации и войск (сил) ПВО были предприняты попытки по формированию мобильных дивизий ПВО и истребительных авиационных дивизий Резерва ГК Войск ПВО. Однако интерес к данной проблеме в конце 1990-х гг. постепенно уменьшился.

В последнее время проблема мобильности войск (сил) становится все более актуальной. Так, в одном из своих выступлений перед профессорско-преподавательским составом и слушателями ВА ГШ ВС РФ начальник ГШ ВС РФ генерал армии Юрий Балуевсккий подчеркнул: "В применении Вооруженных Сил важное место занимает проблема обеспечения стратегической мобильности войск (сил). Актуальность ее очевидна в виду невозможности в современных условиях создания группировок войск (сил) на всех стратегических направлениях. В этих условиях возникает необходимость проведения масштабных перегруппировок войск (сил)". Это всецело относится к авиации и войскам (силам) ПВО. Проблема эта в последние годы поднималась в целом ряде учений, тренировок войск, военных игр, в частности, в ходе серии крупномасштабных учений "Мобильность-2004".

Теория, направленная на решение этой проблемы, в настоящее время недостаточно проработана, в ходе исследований в основном рассматривались вопросы усиления группировок авиации и войск ПВО на оперативном и тактическом уровнях.

Если же проблема рассматривалась на стратегическом и оперативно-стратегическом уровнях, то требуемый уровень усиления группировок авиации и войск ПВО определялся не на основе комплексного подхода, учитывающего взаимосвязь действий авиации и войск ПВО. а на основе подхода, при котором состав группировок авиации и войск ПВО определялся изолированно, без учета их взаимного влияния.

Для обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО необходимо решить ряд проблемных вопросов, которые можно условно разделить на семь групп.

Первая группа вопросов связана с анализом и оценкой объектов обороны, определением приоритетности их прикрытия в системе ПВО, объектов удара -приоритетности их поражения нашей авиацией, анализом возможностей существующей группировки авиации и войск ПВО в регионе конфликта, определением состава войск(сил) ее усиления.

Проведенные исследования показывают, что определение требуемого уровня усиления группировок авиации и войск ПВО в регионе конфликта необходимо проводить на основе комплексного подхода, учитывающего такие факторы, как соотношение ударных сил, объектов обороны сторон, состава, боевых возможностей войск ПВО противника и нашей стороны.

Вторая группа вопросов связана с определением "регионов доноров", то есть регионов со стабильной обстановкой, откуда необходимо организовать перегруппировку авиации и войск (сил) ПВО в регион конфликта и с тем. какое количество войск (сил) можно "изъять" из состава группировок авиации и войск ПВО в этих регионах.

Третья группа вопросов включает оценку влияния различных факторов на подготовку и проведение стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО.

При этом анализируется, как могут повлиять физико-географические и природно-климатические условия на проведение стратегической перегруппировки войск и определяется, что необходимо сделать, чтобы максимально воспользоваться ими или же компенсировать их отрицательное воздействие; всесторонне анализируется уровень развития инфраструктуры регионов в полосе перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО, в регионе конфликта и определяются в случае необходимости мероприятия по ее совершенствованию; оцениваются объекты транспортных коммуникаций, потенциально опасные объекты, их концентрация по отдельным регионам вдоль полос перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО и прогнозируется, какое влияние их разрушение может оказать на стратегическую перегруппировку войск (сил); также проводится анализ отношения местного населения к войскам.

Четвертая группа вопросов охватывает оценку возможностей по осуществлению межтеатровой перегруппировки.

Рассмотрению подлежат следующие частные вопросы:

возможности по перебазированию авиации летным и воздушным эшелонами и определение маршрутов (трасс) перелетов;

организация перевозки войск (сил) железнодорожным, речным и морским транспортом, а при необходимости своим ходом (маршем), определение направлений перевозки.

Пятая группа вопросов связана: с оценкой возможностей войск (сил) ПВО по прикрытию транзитных передвижений войск по территории военных округов;

оценкой потребного количества войск (сил) ПВО для прикрытия объектов промышленности и транспортных коммуникаций, разрушение которых может затруднить стратегическую перегруппировку войск (сил);

организация управления авиацией и войсками (силами) ПВО в ходе перегруппировки и при развертывании в районе боевого предназначения и их всестороннего обеспечения.

Шестая группа вопросов связана с прогнозированием действий вероятного противника, направленных на срыв стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО.

При этом частными вопросами являются:

анализ способов применения ВВС противника по воспрещению стратегической перегруппировки авиации v войск (сил) ПВО;

оценка возможностей ВВС противника по срыву стратегической перегруппировки войск (сил).

Седьмая группа вопросов связана с рациональным распределением войск (сил) усиления группировки авиации и войск ПВО в регионе конфликта. А именно: ЗРВ - по объектам, группам объектов, районам (направлениям) РТВ - по направлениям; сил истреби тельной авиации - по направлениям аэродромам возможного базирования, по решаемым задачам: сил ударной авиации - по аэродромам возможного базирования, районам выполнения боевых задач (объектам ударов).

Проведенные исследования показывают, что при этом необходимо учитывать такие основные факторы, как оперативно-стратегическая важность объектов обороны (удара), их уязвимость, приоритетность по прикрытию в системе ПВО, а объектов удара - приоритетность поражения. Также необходимо учитывать основные характеристики объектов - геометрические размеры и их удаление от Государственной границы (линии боевого соприкосновения войск).

Для обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО необходимо руководствоваться следующими закономерностями:

зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от уровня их боевой готовности;

зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от освоенных ими способов стратегической перегруппировки;

зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от уровня развития инфраструктуры в полосе перегруппировки войск (сил) и в регионе конфликта;

зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от проведения комплекса мероприятий по обману противника.

Кроме этого необходимо руководствоваться следующими основными принципами обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО:

поддержание постоянной готовности формирований авиации и войск ПВО для незамедлительной перегруппировки в другой регион (ТВД. СН);

всесторонний анализ и учет факторов, влияющих на организацию и проведение стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО;

дифференцированный подход к определению состава войск (сил) усиления группировок авиации и войск ПВО в регионах возможных военных конфликтов (ТВД, СН) с учетом их особенностей;

упреждение противника в действиях, направленных на захват и удержание инициативы;

адаптивность формирований авиации и войск (сил) ПВО к стратегическим перегруппировкам различными способами;

способность к ведению длительных, автономных боевых действий;

обеспечение надежной защиты авиации и войск (сил) ПВО в ходе перегруппировки, подготовки и ведения боевых действий;

размещение формирований авиации и войск (сил) ПВО в непосредственной близости от объектов транспортной коммуникации;

заблаговременное повариантное планирование перегруппировки формирований авиации и войск (сил) ПВО;

адаптивность формирований авиации и войск (сил) ПВО к интеграции в существующую в другом регионе (ТВД. СН) систему управления и обеспечения;

резервирование системы управления, обеспечения и связи в регионах возможных военных конфликтов, обеспечивающее их способность к приему различного состава войск (сил) усиления.

Комплексное решение указанных проблемных вопросов позволит обеспечить стратегическую мобильность авиации и войск (сил) ПВО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации