ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБОРОННОГО БЮДЖЕТА

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 36

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБОРОННОГО БЮДЖЕТА

Сергей МИХАЙЛОВ

НА СОДЕРЖАНИЕ АРМИИ БУДЕТ ПОТРАЧЕНО ЧУТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ

22 сентября Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении проект бюджета 2007 года. Сомнений в том, что он будет принят как в первом, так и в последующих чтениях, нет. "Единая Россия", имеющая конституционное большинство в парламенте, такое решение обеспечит. В частности, Комитет ГД по обороне, проанализировав военную составляющую проекта бюджета, рекомендовал нижней палате парламента принять главный финансовый документ страны в первом чтении.

0x01 graphic

Председатель комитета Виктор Заварзин

Фото Леонида ЯКУТИНА

Как известно, основные параметры проекта военного бюджета уже объявлялись правительством, поэтому разговор хотелось бы начать с того, на что внимание обращал президент Владимир Путин. Речь идет о проблеме выплат военнослужащим так называемых пайковых денег. Компенсация за продпаек уже несколько лет выплачивается не в полном объеме, что влияет даже на размер военных пенсий в сторону их уменьшения. Конституционный суд уже высказался в пользу военнослужащих запаса, а вот Министерство финансов РФ, от которого зависит решение проблемы, к сожалению, хранит стойкое молчание.

ПРЕЗИДЕНТ НАЗВАЛ СИТУАЦИЮ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ

Дошло до того, что летом на это обратил внимание глава государства. Напомним, когда Алексей Кудрин был у него с докладом, Владимир Путин назвал ситуацию, сложившуюся вокруг "пайковых" выплат военным пенсионерам, несправедливой. Министру финансов было поручено решить этот вопрос. То, какие же меры намерен принять Алексей Кудрин, стало ясно после прочтения проекта главного финансового документа России. В его ведомстве, похоже, решили подойти кардинально к выполнению поручения президента, но в стиле "великого вождя народов". Помните: нет человека - нет проблем. Так и здесь: Минфин предлагает вообще ликвидировать такое понятие, как "денежная компенсация взамен продовольственного пайка".

Цитируем по пояснительной записке к проекту бюджета: "В предлагаемых к рассмотрению объемах расходов на 2007 год заложена возможность решения вопроса об отказе от таких категорий, как "денежная компенсация взамен продовольственного пайка", "денежная продовольственная компенсация" и "стоимость продовольственного пайка в составе суммы, используемой для исчисления военной пенсии". В качестве механизма реализации предлагается однократное увеличение всех окладов по воинскому (специальному) званию на величину действующей в настоящее время денежной компенсации стоимости продовольственного пайка (20 рублей в сутки). Срок проведения упомянутых процедур предлагается определить 1 декабря 2007 года".

Вот и все. Долги военным пенсионерам все еще остаются за государством.

СООТНОШЕНИЕ 55,8:44,2

А теперь об основных параметрах будущих оборонных расходов. Тут следует отметить, что расчеты проекта федерального бюджета на 2007 г. проведены исходя из объема валового внутреннего продукта (ВВП) в 31 220,0 млрд. рублей. Доходы бюджета - 6 965,3 млрд. рублей (22,3% от ВВП), расходы - 5463,5 млрд. рублей (17,5% от ВВП). Таким образом, профицит бюджета составит 1501,84 млрд. рублей (4,8 % от ВВП).

Изменения проекта федерального бюджета на 2007 г. по сравнению с бюджетом 2006 года:

- доходы увеличатся на 1919,2 млрд. рублей (на 38%);

- расходы возрастут на 1193,4 млрд. рублей (на 28%);

- профицит федерального бюджета увеличится на 725,8 млрд. рублей (на 94%).

Но последние расчеты, отметим, даны по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом на 2006 г. А по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета нынешнего года профицит, наоборот, уменьшится на 268,6 млрд. рублей (на 15%).

В рамках ассигнований по разделу "Национальная оборона", как следует из пояснительной записки к проекту бюджета, в 2007 г. предусмотрено финансирование расходов, связанных с решением ключевых вопросов развития Вооруженных Сил. В том числе: повышение технической оснащенности Стратегических ядерных сил и Сил общего назначения; перевод ряда соединений и воинских частей на контрактную основу комплектования; перевод Вооруженных Сил, других войск к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового и технического обеспечения; централизация системы заказов однотипной продукции, воинских перевозок, подготовки в вузах и учебных частях Министерства обороны РФ офицеров и младших командиров для других силовых структур; обеспечение военнослужащих жильем.

Всего на "Национальную оборону" предусмотрено выделение 821 млрд. 171,9 млн. рублей, что составляет 2,63% от объема ВВП. Это больше по сравнению с утвержденным объемом финансирования на текущий год на 155,15 млн. рублей (на 23,3% в номинальном выражении и на 14% в реальном выражении). В то же время думские эксперты отмечают, что доля финансирования расходов по разделу "Национальная оборона" в процентном выражении от ВВП сокращается. Если в 2005 г. она составляла 2,84%, в 2006 г. - 2,74%, то в следующем, повторимся, всего 2,63% от ВВП. Более чем на полпроцента сократится доля военной составляющей и в общем объеме расходов на 2007 г.

В целом объемы финансирования расходов по подразделам раздела "Национальная оборона" видны из таблицы, приведенной на стр. 4.

Соотношение расходов Министерства обороны РФ на текущее содержание Вооруженных Сил и их оснащение вооружением и военной техникой составит в 2007 г. 55,8:44,2. В нынешнем году это соотношение - 60:40. Такое изменение пропорций в пользу оснащения вооружением и военной техникой, убеждены эксперты, является позитивным и соответствует принятым ранее решениям о поэтапном приведении указанной пропорции к соотношению 50:50.

В Комитете Госдумы по обороне отмечают и положительную динамику опережающих темпов прироста расходов на закупку вооружения, военной и специальной техники. За два года - с 2005 г. по 2007 г. - рост почти 80%. Возрастут в 2007 г. и расходы Минобороны РФ на строительство специальных и военных объектов: с 6,9 млрд. рублей в 2006 г. до 13,6 млрд. рублей в 2007 г. Это позволит, как полагает Комитет ГД по обороне, обеспечить планомерную реализацию принятых решений в части строительства объектов специального назначения.

ОКЛАДЫ ПОВЫСЯТ ДВАЖДЫ

На денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил в 2007 г. предусмотрено 237,3 млрд. рублей (151,9 млрд. рублей и 84,7 млрд. рублей соответственно). "Предусмотренный объем финансирования в целом удовлетворяет потребности Министерства обороны Российской Федерации для проведения установленных выплат личному составу Вооруженных Сил", - отмечается в заключении Комитета Госдумы по обороне на проект бюджета.

Этих средств, как считают в Минфине РФ, хватит и на планируемое в 2007 г. увеличение денежного довольствия военнослужащих: на 10% с 1 января и с 1 декабря еще на 15%. Гражданским служащим повезло меньше.

Им повысят зарплату всего один раз - на 15% с 1 сентября. Но это коснется только тех, кто получает зарплату в соответствии с Единой тарифной сеткой. Оплата труда федеральных государственных служащих и денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, будут увеличены по аналогии с военнослужащими: с 1 января на 10% и с 1 декабря еще на 15%.

Справедливости ради отметим, что думские эксперты "как недостаток" фиксируют сложившийся в настоящее время "существенный разрыв в оплате воинского труда военнослужащих центрального аппарата и военнослужащих войскового звена в пользу центрального аппарата".

А теперь вернемся к так называемой пайковой проблеме. Дело в том, что стоимость продпайка вырастет, но компенсация за него останется прежней - 20 рублей в сутки (это не меняется с 2000 г.!). В целом же расходы на продовольственное обеспечение в 2007 г. планируются в объеме 23,0 млрд. рублей (в том числе закупка продовольственных товаров и другого имущества продовольственной службы - 17,2 млрд. рублей, выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка - 4,1 млрд. рублей, прочие расходы - 1,7 млрд. рублей).

При расчете потребности на оплату закупок продовольствия суточная стоимость общевойскового продовольственного пайка на 2007 г. принята в размере 67,42 рубля. В то же время при принятой для расчета бюджета на 2006 г. стоимости продовольственного пайка в размере 63,6 рубля в сутки фактическая стоимость продовольственного пайка во втором квартале 2006 г. составила 65,92 рубля и по экспертной оценке к концу года повысится до размера не менее 68,81 рубля. При этом, повторим, размер выплачиваемой военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка на 2007 г. при расчетах бюджета опять принят в размере 20 рублей в сутки, что более чем в 3 раза меньше расчетной стоимости.

По расчетам думских специалистов, дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на продовольственное обеспечение на 2007 г. составляет 2,3 млрд. рублей, в том числе на закупку продовольствия -1,4 млрд. рублей.

ДВЕ ШИНЕЛИ НА ТРОИХ

Ассигнования на вещевое обеспечение военнослужащих планируются в размере 8,2 млрд. рублей. Это означает снижение объемов по сравнению с 2006 г. (8,5 млрд. рублей) в номинальном выражении - на 0,35%, а в реальном выражении (с учетом инфляции) - на 20,7%. И это при том, отмечается в заключении думского комитета по обороне, что ситуация с финансированием вещевого обеспечения военнослужащих в последние десять лет остается крайне напряженной. В войска поступает в основном только полевое и повседневное обмундирование. Уровень обеспеченности военнослужащих повседневным обмундирование составляет около 60%.

В связи с отменой выплаты денежной компенсации за невыданное имущество и невозможностью обеспечить военнослужащих в полном объеме готовыми предметами обмундирования увеличивается количество обращений военнослужащих в суды и увольнение с военной службы по условиям несоблюдения контракта со стороны Министерства обороны РФ. Предусмотренный на 2007 г. уровень финансирования, убеждены парламентские эксперты, также не позволит осуществить полноценное снабжение военнослужащих предметами обмундирования. Дополнительная потребность по данной статье расходов - 1,58 млрд. рублей.

Несмотря на существенное увеличение средств на закупку специального топлива и горючего - в 2007 г. предусмотрено 36,7 млрд. рублей по сравнению с 29,3 млрд. рублей в 2006 г., - проект бюджета не позволяет обеспечить потребности Министерства обороны РФ по закупке необходимого количества ГСМ в объеме 2,9 млн. тонн. С учетом прогнозируемого роста цен на нефтепродукты в 2007 г. дефицит средств составит 3,5 млрд. рублей.

Почти такая же сумма - 3,2 млрд. рублей - требуется для финансирования расходов на повышение уровня оплаты труда врачей: терапевтов участковых, педиатров участковых, врачей общей практики и их медицинских сестер в рамках национального проекта "Здоровье". Однако в проекте бюджета эта сумма не предусмотрена.

0x01 graphic

Не в полной мере, считают в Комитете ГД по обороне, обеспечивается и финансирование мероприятий по ряду федеральных целевых программ (ФЦП). Так, объем выделенных средств по ФЦП "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" в условиях недофинансирования в предыдущие годы (более 7,0 млрд. рублей) не позволяет выполнить запланированные на 2007 г. мероприятия: строительство учебных корпусов, парковых зон и объектов социальной инфраструктуры. Это, естественно, снижает эффективность реализации ФЦП в части повышения боевой выучки и боеспособности воинских частей постоянной готовности.

Не предусмотрены ассигнования и на реализацию в рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" мероприятий по восстановлению сети военных комиссариатов - 212,0 млн. рублей.

ЖИЛЬЯ ПОСТРОЯТ ВДВОЕ МЕНЬШЕ?

Есть вопросы и по планам обеспечения жильем военнослужащих. Несмотря на регулярно повторяемые высшими чиновниками страны заявления о пристальном внимании к данному вопросу, финансирование статьи на обеспечение жильем военнослужащих в 2007 г. снижается на 8,15 млрд. рублей: с 19,60 млрд. рублей в 2006 г. до 11,45 млрд. рублей в 2007 г. В реальном выражении это означает сокращение расходов на жилищное строительство на 47,7%.

Потребности российского военного ведомства в жилье на 2007 г. составляют 27,8 тыс. квартир. Достигнуть этих цифр, считают в Минобороны РФ, можно лишь при условии получения жилья по плану Госстроя на сумму 15,0 млрд. рублей (9,4 тыс. квартир), по программе ГЖС на сумму 7,7 млрд. рублей (8,1 тыс. квартир), а также путем увеличения ассигнований на эти цели самому МО на 5,8 млрд. рублей - с 11,45 млрд. рублей до 17,25 млрд. рублей, что даст 10,3 тыс. квартир.

На финансирование накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих предполагается направить 5,5 млрд. рублей, а также использовать остатки средств на указанные цели бюджета на 2006 г. по состоянию на 1 января 2007 г. В то же время эффективность использования указанных средств остается крайне низкой, подчеркивают эксперты думского комитета по обороне. С момента принятия в августе 2004 г. Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" до настоящего времени организационные мероприятия по функционированию системы не завершены. Выделяемые на эти цели финансовые средства не передаются управляющим компаниям и не вовлечены в инвестиционную деятельность. Дополнительные доходы на счета военнослужащих не поступают, что крайне негативно сказывается на возможностях участников системы по приобретению жилья, понижает привлекательность системы, дискредитирует ее.

По оценке специалистов, максимальный размер накоплений на именном накопительном счете участника системы с учетом взноса 2007 г. (44,3 тыс. рублей) составит только 121,9 тыс. рублей. При этом средняя стоимость 1 кв. метра жилья составляет около 29,1 тыс. рублей. В таких условиях вероятность того, что военнослужащие изъявят желание и смогут воспользоваться этими средствами для приобретения жилья посредством ипотечного кредитования, крайне мала.

В связи с этим при проведении предусмотренного к финансированию в 2007 г. эксперимента по жилищному обеспечению военнослужащих на условиях НИС, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета-2007, следует повысить размер накопительного взноса до 83,5 тыс. рублей. Кроме того, в целях компенсации покупательной способности накопительных взносов прошлых лет увеличить их соответственно за 2005 г. до 64,2 тыс. рублей, за 2006 г. - до 75,5 тыс. рублей. В последующем необходимо такие же дополнительные начисления осуществить на именные накопительные счета всех участников НИС.

* * *

Итак, Комитет ГД по обороне считает необходимым принять главный финансовый документ страны в первом чтении. Впрочем, говорить о том, что обсуждение проекта бюджета-2007 в Думе пройдет "на ура", нельзя. А обсуждение в целом, как можно предположить, скорее всего, повторит ситуацию в думском комитете по обороне. Он, прежде чем рекомендовать Госдуме принять проект бюджета, изрядно "потрепал нервы" представителям Минфина и Минэкономразвития (ведомств, где верстается главный финансовый документ страны). И одобрение в комитете проект бюджета получил не единогласное, а большинством голосов. Против высказались коммунисты и члены бывшей единой фракции "Родина" - депутаты Альберт Макашов, Николай Безбородов и Алексей Григорьев.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации