ПОВТОРЕНЬЕ... БЕЗ УЧЕНЬЯ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №10. 2006Г.

ПОВТОРЕНЬЕ... БЕЗ УЧЕНЬЯ

Сергей ПЕРМЯКОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИЗНАЛО, ЧТО "ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ"

В Государственную Думу поступил внесенный правительством РФ проект закона "Об исполнении федерального бюджета за 2004 год". Возможно, кому-то покажется странным наше обращение к бюджету позапрошлого года. Но откуда же еще извлекать уроки, если не из прошлого?

Анализируя итоги 2004 г., правительственные эксперты пришли к выводу, что финансирование "в части расходов на национальную оборону, утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров, мобилизационную подготовку экономики и военную реформу, осуществлялось в основном в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 г. №186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". В целом правительством Российской Федерации были приняты меры по выполнению приоритетов и основных параметров, установленных президентом и решениями Совета Безопасности РФ ".

По мнению Белого дома, в 2004 г. "были решены отдельные проблемы", связанные с обеспечением боевой подготовки и жизнедеятельности войск, формированием системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, погашением задолженности перед личным составом Вооруженных Сил по законодательно предусмотренным социальным и компенсационным выплатам и др. При этом соотношение показателей расходов на содержание Вооруженных Сил и их оснащение вооружением и военной техникой, проще говоря, на "проедание" и развитие, в 2004 г. сложилось как 61:39, что весьма близко к показателю - 60:40, установленному решением Совета Безопасности РФ. В целом расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" составили 429 млрд. 998 млн. 675 тыс. рублей или 100,6% от законодательно утвержденного объема (427 375,802 млн. рублей).

Однако при этом правительство признало, что "военный бюджет по-прежнему не является эффективным инструментом в реализации государственной политики в области военного строительства". В частности, продолжала сохраняться несбалансированность мероприятий военного строительства по ресурсоемкости и ресурсообеспеченности, недостаточная увязка затрат и результатов. Имели место случаи несоблюдения процедур санкционирования расходов федерального бюджета, нарушения исполнительской и финансовой дисциплины отдельными распорядителями и получателями бюджетных средств, нарушения в использовании федеральной собственности, а также в расходовании государственных средств, направленных на обеспечение национальной обороны. В частности, не по целевому назначению были использованы бюджетные ассигнования в сумме 46,6 млн. рублей, выделенные на продовольственное обеспечение военнослужащих. Фактически средства были направлены на закупку и монтаж панельно-блочных холодильников. И это при том что именно в продовольственном обеспечении - наиболее существенные проблемы. (Об этом чуть ниже.) Из-за несоблюдения требований в принятии денежных обязательств рядом должностных лиц органов военного управления кредиторская задолженность Минобороны РФ продолжала оставаться значительной и составила на 1 января 2005 года 28 млрд. 880,8 млн. рублей. Более того, по ряду направлений произошел рост кредиторской задолженности. В частности, в сфере продовольственного обеспечения военнослужащих - на 764,5 млн. рублей, транспортного обеспечения при проезде в отпуск и на лечение - на 956,3 млн. рублей, на квартирно-эксплуатационные расходы - на 877,6 млн. рублей.

Дебиторская задолженность Минобороны РФ по бюджетным средствам выросла за 2004 г. почти на 20% (на 3 млрд. 237,1 млн. рублей) и составила на конец года 19,9 млрд. рублей. Наибольший объем дебиторской задолженности приходится на НИОКР - 59,0% (в том числе непогашенные авансы), строительство специальных и других объектов - 7,5%, закупки вооружения и военной техники - 4,2%. При этом, отмечают эксперты Белого дома, "имеют место случаи непринятия в течение длительного времени (с 1990-1999 г.) мер по истребованию сумм дебиторской задолженности".

Правительственные чиновники откровенно признают, что немалая часть финансовых ресурсов была направлена "на исполнение решений судебных органов". Военному ведомству было представлено - ни много ни мало - 90 200 исполнительных листов. На их оплату Минобороны в 2004 г. было израсходовано 4 млрд. 272,9 млн. рублей(!). При этом по состоянию на 1 января 2005 г. остались неоплаченными иски судебных органов еще на сумму, превышающую 2,5 млрд. рублей. Более половины судебных исков - 57,6% - связано с обращениями военнослужащих по вопросам различных выплат. Например, на оплату "боевых" и "полевых" денег потребовалось 613,4 млн. рублей, командировочных расходов - 539,8 млн. рублей.

Однако вернемся непосредственно к бюджету. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на строительство и содержание Вооруженных Сил составило 407 млрд. 24,4 млн. рублей или 100,8% от законодательно утвержденных объемов. Существенная часть указанных расходов (41,4%) направлена на обеспечение личного состава войск. В то же время в 2004 г. не были решены отдельные проблемы по социальным и компенсационным выплатам личному составу. В частности, осталась непогашенной задолженность в сумме 647,6 млн. рублей по ряду льгот и компенсаций военнослужащим: беспроцентная ссуда для обзаведения имуществом первой необходимости, денежная компенсация за наем (поднаем) жилья, денежная компенсация на санаторно-курортное лечение и др.

Не была в 2004 г. урегулирована и проблема выплаты денежной компенсации за непредоставленные путевки в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, выполнявшим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона. По решениям судебных органов в 2004 г. такая компенсация была выплачена по 1165 исполнительным листам на 32,4 млн. рублей.

Исполнение бюджетных расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих составило 99,3% (17 млрд. 765,6 млн. рублей). Однако по отдельным группам продовольственных товаров государственный оборонный заказ в 2004 г. был выполнен не полностью. Например, поставки разной крупы составили лишь 88,7% от необходимого, мяса - 82,1%, консервов мясных - 69,1%, масла животного - 85,1%, товарной пищевой рыбной продукции - на 84,7%. Но даже при этом цены на некоторые продовольственные товары, поставляемые по централизованно заключаемым Центральным продовольственным управлением МО России контрактам, были значительно выше среднерыночных в субъектах Федерации по месту дислокации войск. А в отдельных случаях государственные контракты заключались без проведения конкурсов и соблюдения других установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами процедур размещения заказов. Как следствие, отдельные поставщики фактически выполняли лишь посреднические функции.

Расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск в 2004 г. исполнены на 99,5% (64 млрд. 690,5 млн. рублей). Однако значительный удельный вес - более трети - в общем объеме указанных расходов составили квартирно-эксплуатационные расходы - 24 млрд. 307,4 млн. рублей. При этом практически хроническим явлением стала переходящая кредиторская задолженность перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов, основная причина образования которой в невыполнении федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Проще говоря, основной причиной невыполнения ГОЗ явился неконтролируемый рост цен на нефтепродукты.

Как следствие, при полном исполнении федерального бюджета по расходам на специальное топливо и горюче-смазочные материалы (19 млрд. 931,8 млн. рублей) задания ГОЗ-2004 были выполнены только на 86,6%. Плановые показатели по закупкам бензина автомобильного, в частности, выполнены на 81%, топлива для реактивных двигателей - на 90%, мазута топочного - на 80%. В 2004 г., как и в предыдущие годы, не были выполнены установленные нормативы по проведению учений дивизий и полков Сухопутных войск, наплаванности кораблей ВМФ и налету летного состава ВВС.

Интересна и такая деталь, отмеченная правительственными экспертами: при существенном сокращении численности Вооруженных Сил РФ и, соответственно, объемов воинских перевозок затраты бюджетных средств на оплату транспортных расходов в рамках государственного оборонного заказа по сравнению с 2001 г. выросли весьма значительно - в 1,9 раза (в прямых цифрах - на 5,2 млрд. рублей). Главная причина произошедшего, по мнению специалистов, в отсутствии надлежащей координации в деятельности центральных органов военного управления Минобороны РФ, органов управления видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, осуществляющих планирование и финансирование воинских перевозок, и необоснованном - до 30% - завышении их объемов

"Отсутствие действенного предварительного и последующего контроля за достоверностью предъявляемых к оплате перевозочных документов создает предпосылки к злоупотреблениям в обращении с ними, - отмечается в документе. - Не принято должных мер по соблюдению основ государственного регулирования при организации воинских перевозок, особенно в части тарифов, сборов и платы за выполнение перевозчиками работы и оказанные услуги, рост которых существенно превышал установленные индексы-дефляторы и явился основной причиной дисбаланса экономических интересов государства, получателей услуг и субъектов естественных монополий на видах транспорта в пользу последних".

Финансирование разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственного технического назначения и имущества произведено в полном объеме. Однако ежегодное увеличение расходов на техническое оснащение Вооруженных Сил и полное их исполнение к существенному изменению качественных показателей в данном направлении военного строительства не привели. Закупки современных образцов вооружения и военной техники в 2004 г. носили единичный характер. В результате, отмечают правительственные эксперты, парк вооружения и военной техники продолжает морально и физически устаревать. Доля современных их образцов в войсках не превышает 20%.

Значительное влияние на степень выполнения государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения оказывает удорожание оборонной продукции, значительно превышающее уровень инфляции. Среднее удорожание продукции в части закупок и ремонта вооружения и военной техники в 2004 г. относительно 2003-го составило 22%, хотя формирование государственного оборонного заказа проводилось с индексом-дефлятором в 10,4% для НИОКР и 10,9% для продукции машиностроения и металлообработки.

Эксперты констатируют и снижение доли исправных вооружения и военной техники. Сегодня в ВС она составляет менее 70%. При этом даже в условиях своевременного и полного финансирования ГОЗ на ремонт вооружения и военной техники ежегодно выделяемые объемы ассигнований позволяли обеспечивать заявленную Минобороны РФ потребность в ремонте основных видов вооружения и военной техники в среднем не более чем на 20-25%, а по отдельным из них, в частности надводным кораблям, не более двух (!) процентов.

Задания ГОЗ в 2004 г. по капитальному строительству выполнены. За счет капитальных вложений в жилищном строительстве в 2004 г. Минобороны РФ получено 4860 квартир общей площадью 323,8 тыс. кв. метров. Но программа "Государственные жилищные сертификаты" в целом не оказала существенного влияния на решение жилищной проблемы увольняемых военнослужащих. Эффективность использования бюджетных средств в рамках указанной программы снижалась. В итоге 1 млрд. 300 млн. рублей, выделенных по разделу "Военная реформа" для погашения выданных в 2004 г. государственных жилищных сертификатов, остались на 1 января 2005 г. неиспользованными.

Из-за недостаточности бюджетного финансирования строительства жилья и приобретения квартир по программе "Государственных жилищных сертификатов", а также низкого уровня ее реализации из числа подлежащих увольнению с военной службы в 2004 г. и ранее на 1 января 2005 г. не было уволено по причине отсутствия жилья 10,8 тыс. военнослужащих. Как видим, по сути, целая развернутая дивизия продолжала числиться в составе ВС, получая определенное денежное содержание, но при этом не исполняя никаких обязанностей.

3


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации