ПОЛЮСА ПРОТИВОСТОЯНИЯ В ЕВРАЗИИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №20.2006 Г.

ПОЛЮСА ПРОТИВОСТОЯНИЯ В ЕВРАЗИИ

Алексей МАТВЕЕВ

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗОВ ОБУСЛОВЛЕНО АКТИВНОЙ БОРЬБОЙ ЗА РЫНКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Новый формат ГУАМ, закрепленный 23 мая на саммите в Киеве президентами Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, становится все более военно-экономическим. Так что политика этих стран еще больше будет противоречить интересам России на постсоветском пространстве.

Наблюдатели, как правило, отмечают геополитические проблемы и притязания, которые служат как бы основой для антироссийского подтекста ГУАМ. Это наличие практически во всех странах данной организации конфликтных зон и сепаратистских регионов, которые якобы поддерживаются Москвой. Есть и стремление членов ГУАМ, в первую очередь Грузии, Азербайджана и Молдавии, интернационализировать эти конфликты, а в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье - заменить российских миротворцев и наблюдателей на "голубые каски" ООН или НАТО. Для Украины - "кость в горле" Черноморский флот России и приграничные морские проблемы с Москвой. Практически все притязания к Москве членов ГУАМ поддерживаются США и Западом, что наглядно продемонстрировал майский саммит в Вильнюсе стран Балтии, ряда стран СНГ и США.

Между тем у государств ГУАМ, как в целом и у всего Запада, притязания сейчас к России более глубокие и фундаментальные, связанные со стремлением стать энергетически независимыми от нее. Борьба за обладание независимыми рынками энергоресурсов сегодня выходит на первый план в мире. И уже давно ясно, что одним из побудительных мотивов войны в Ираке стало стремление США, их союзников перераспределить в свою пользу нефтедобычу в зоне Персидского залива. Тот же мотив под предлогом борьбы с атомными программами прослеживается у США по отношению к Ирану. Однако хаос и кризис, охватившие Ирак, и многочисленные террористические акты на трубопроводах и месторождениях нефти подняли стоимость энергоресурсов на небывалую высоту, поэтому сейчас США как бы в замешательстве. Они стоят перед вопросом: предпринимать ли далее попытки силового завоевания нефтеносных регионов мира? Хотя для России здесь все ясно и понятно. Увеличение ею цены за газ для всех государств постсоветского пространства, а также вызванные разногласиями с Киевом перебои с поставками голубого топлива в январе в Европу показали, что энергоресурсы сейчас выступают главным орудием несилового давления и реализации планов внешней политики стран, которые ими обладают.

У "Организации за демократию и экономическое развитие:" и поддерживающих ее стран НАТО, в том числе и США, пока такого орудия нет, поскольку они почти все, кроме Азербайджана, энергозависимы. Однако и Азербайджан можно с натяжкой назвать энергонезависимым, строящим свою политику исходя из выгод, идущих от продажи нефти. Азербайджан пока как государство слаб. Ильхам Алиев, который, видимо, не хочет портить отношений с Россией, мало сделал для реализации энергетических проектов стран-участниц ГУАМ. Неслучайно на вильнюсском саммите был поднят вопрос реанимации трубопровода Одесса-Броды и создания независимых от России энерготранспортных путей, ведущих из Азербайджана на Украину и далее в Европу. Поднимается даже вопрос создания своеобразного "энергетического НАТО".

Но чтобы этот "новый Североатлантический альянс" создать, нужно знать, откуда будет качаться нефть. Таким местом для всего Евразийского материка, конечно же, останется зона Каспийского региона, опять же территория России, Казахстана, Ирана и Туркмении. Практически все энерготранспортные пути из этих зон, стран (кроме, может быть, Ирана и запускаемого трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан) проходят сейчас через территорию нашей страны. Таким образом, Россия как бы выступает одним из главных игроков на рынке энергоресурсов Евразии. Энергоресурсы и энергопроекты Москвы сегодня становятся главным орудием ее внешней политики. И те страны, которые это поняли и не противодействуют этому, получают от РФ определенные дивиденды и внешнеполитическую поддержку.

Группа этих государств, объединенная Москвой едиными военно-политическими и экономическими целями и задачами, хорошо известна - это страны, входящие в ОДКБ и ШОС. При этом наблюдается тенденция, связанная с укрупнением и расширением задач этих организаций и неувеличением задач, реализуемых в военной сфере. Скажем, ШОС уже жестко дистанцируется от идеи трактовки ее как собственно военно-политического блока и не выступает против совместной разработки экономических программ, в том числе в топливодобывающей сфере и строительстве трубопроводов. И именно Китай сейчас договорился с Россией и Казахстаном обеспечить в будущем свои все возрастающие потребности в энергетических ресурсах. Есть данные, что 15 июня на встрече глав государств, входящих в ШОС, будет предложено заключить меморандум о взаимодействии этой организации с ЕврАзЭС, ОДКБ и другими международными структурами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Обратим внимание и на такую деталь. Предложение же Пекина и Москвы пригласить на саммит ШОС президента Ирана Махмуда Ахмади-Нежада, говорит, кроме поддержки его как лидера, вступившего в неравную борьбу против США, и о том, что Шанхайская организация сотрудничества намерена укреплять связи с богатыми энергоресурсами странами. Наблюдатели не исключили возможности скорого вхождения в ШОС именно Ирана. Таким образом, есть немалая вероятность, что в рамках этого союза, возможно, будет сформирована новая организация, которая объединит и другие государства Евразии, обладающие крупными запасами нефти и газа. А желание использовать энергоресурсы в политике есть у многих стран.

Вполне понятно, что такое объединение будет не по нраву Соединенным Штатам. И официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак уже заявил, что Америка недоумевает по поводу участия Ирана в саммите Шанхайской организации сотрудничества, поэтому просит Россию дать разъяснение. Глубоких разъяснений на этот счет американцам никто не дал. Хотя глава МИД РФ Сергей Лавров уверенно заявил, что участие президента Ирана в саммите ШОС в середине июня в Шанхае основано на правилах и процедурах этой организации.

Таким образом, на Евразийском материке формируются два новых, условно говоря, военно-экономических полюса, блока, которые диаметрально отличаются друг от друга по потенциальной возможности обладать рынками энергоресурсов. Один полюс - США, НАТО и ГУАМ. Здесь есть сила, но есть и энергозависимость. Другой полюс - объединенные Москвой и Пекином страны-участницы ШОС и ОДКБ, которые только набирают силу, зато в основном они энергонезависимы. Не исключено, что соревнование новых союзов, соперничество за геополитическое влияние в Евразии (и, конечно, на постсоветском пространстве) будет связано с возможными региональными войнами, конфликтами, оранжевыми революциями и т.п. Насколько это противостояние будет сильным, а главное, кто победит в нем, сказать трудно. Однако очевидно, что именно энергетические проблемы в ближайшем будущем станут главной причиной создания и расширения военно-экономических блоков. Как предполагается, НАТО, поглотив ГУАМ, шагнет на Восток, ближе к Каспию, и, видимо, одновременно ОДКБ растворится в ШОС, плюс в эту организацию включатся новые государства - Белоруссия, Иран и, возможно, Армения и Индия.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации