ПОНЯТИЕ 'ГОСУДАРСТВО-КЛИЕНТ' ВОЗРОЖДАЕТСЯ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 40

ПОНЯТИЕ "ГОСУДАРСТВО-КЛИЕНТ" ВОЗРОЖДАЕТСЯ

Геннадий ПУЛИН

СЕРГЕЙ ИВАНОВ О РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

10 октября вице-премьер - министр обороны России Сергей Иванов провел в Москве большую пресс-конференцию для российских и зарубежных журналистов. Темы затрагивались разные - от замороженных конфликтов в различных регионах СНГ и мира до убийства журналистки Анны Политковской. Но ключевыми, разумеется, были две - испытание ядерного заряда в Северной Корее и российско-грузинские отношения.

0x01 graphic

Сергей Иванов ответил на все вопросы, интересующие журналистов.

Фото Леонида ЯКУТИНА

Давая оценку испытанию Пхеньяном взрывного устройства, Сергей Иванов назвал его сильным ударом по режиму нераспространения. Отметив, что КНДР - это закрытая страна и она вправе жить, как считает нужным, министр обороны России сказал, что подобные действия обоснованно вызывают опасения и негодование. Журналистов интересовала столь существенная разница в оценках как мощности произведенного КНДР взрыва, так и самой его природы. В России мощность оценили в диапазоне от 5 до 15 килотонн (именно такие показатели прозвучали в докладе главы российского военного ведомства президенту Владимиру Путину). Южнокорейские специалисты говорят о примерно килотонном взрыве, американские оценки тоже постоянно идут в сторону уменьшения, а некоторые в США и вовсе засомневались: а был ли взрыв ядерным? Не изменились ли по прошествии некоторого времени расчеты Минобороны РФ?

"Наши оценки абсолютно не изменились, мы отвечаем за них, - подтвердил Сергей Иванов. - А разница в оценках может объясняться двумя причинами. Первая - чисто политическая, это вполне возможный вариант: кому-то хочется, чтобы устройство было большей мощности, кому-то - меньшей. Я за это не отвечаю. И второй аспект - чисто технический. Как вы думаете, чьи национальные технические средства ближе к месту взрыва? Вот вам и ответ".

Отвечая на вопросы о возможности применения против КНДР военной силы в случае принятия соответствующей резолюции ООН, Сергей Иванов заявил, что до этого все же не дойдет. "И для нас, кстати, это очень важно, потому что, вспомним географию, Северная Корея граничит всего с тремя государствами, в том числе и с Россией. И вот представьте себе какие-то боевые действия на территории Северной Кореи при том факте, что произошло в понедельник. К чему это приведет? Может быть, кто-то далеко и его это не коснется, а нам своя рубашка ближе к телу. Мы об этом обязаны думать и думаем об этом", - отметил министр обороны России.

Вице-премьер также обратил внимание на коренное различие ситуаций, которые складываются в этой сфере в Иране и КНДР. "По всем имеющимся данным, у Ирана не то что взрывного устройства, но даже обогащенного урана или плутония нет, - заметил он. - А в Северной Корее имеется. Это первое различие, и согласитесь, что оно очень существенное. Мы за политико-дипломатическое урегулирование иранской проблемы, мы понимаем, что все работы Ирана в этой сфере должны оставаться под очень жестким международным контролем, и выступаем за это. При всем при этом обращаю ваше внимание на другое обстоятельство: у Ирана есть ракетные технологии, есть ракеты, по дальности достигающие многих частей Российской Федерации, но это не межконтинентальные баллистические ракеты".

Для того чтобы создать МБР, напомнил Сергей Иванов, нужен принципиально другой уровень развития не только ракетостроения, но и всей промышленности страны, совершенно другие материалы, топливо и так далее. Это сотни соответствующе оснащенных предприятий. С учетом того, как развивались в этом плане и советская промышленность, и промышленность США, для Ирана подобная перспектива, по словам главы военного ведомства РФ, "это какое-то далекое будущее". "Но при этом уже ставится вопрос о противоракетной обороне, в том числе в Европе, якобы для перехвата иранских межконтинентальных баллистических ракет. Эта версия ни в какие ворота не лезет", - уверен министр обороны.

Говоря о проблеме нераспространения в целом, он назвал ее одной из самых серьезных в мире, в том числе и на обозримую перспективу. Идет процесс "расползания" не только и не столько ядерного оружия, сколько технологий химического, бактериологического свойства. Сильнодействующие яды уже можно приравнивать к оружию массового уничтожения, способы их изготовления есть в Интернете. Зафиксированы случаи применения подобных средств в США и Европе. "Это реальность. Режимы нераспространения надо укреплять, и Россия здесь всегда была двумя руками "за", - отметил Сергей Иванов.

Еще больше вопросов было к нему о том, что происходит в отношениях между Москвой и Тбилиси. Когда заместитель председателя правительства говорил, что не считает себя большим специалистом в российско-грузинских отношениях, он, наверное, немного лукавил. Так или иначе, сказав, что в военной сфере у двух государств нет никакого сотрудничества, вице-премьер отметил, что в Грузии находятся российские военнослужащие, граждане РФ, поэтому вопросами, связанными с их пребыванием там, приходится много заниматься. И дело здесь далеко не только в том, что Москва считает совершенно хамским и откровенно антироссийским жестом арест четырех офицеров. Случаи избиений, других унижений российских военнослужащих на территории Грузии, включая и миротворцев, бывали и раньше, имели место и после нынешнего ареста. Скорее всего, они будут и дальше продолжаться, предположил Сергей Иванов.

"Лично я считаю, без всяких оскорблений - объективно и откровенно, - что руководство Грузии в своей политике просто отражает не свои национальные интересы. То, что руководство Грузии получает по ведомости зарплату от неправительственной организации другого государства, думаю, все знают - это медицинский факт. Но тут надо так: либо получают все граждане страны, либо как-то по-другому. То есть - определяться. Я это к тому, что суверенное право Грузии - определять, как надежнее защитить свою безопасность, куда прислониться. Это суверенное право Грузии даже не обсуждается. С другой стороны - суверенное право Российской Федерации - реагировать на это и, самое главное, решать, платить ли за это? Так вот платить за такой выбор мы не будем. Если кто-то другой хочет платить - да ради Бога", - сказал министр обороны, напомнив, что ежегодно из России в Грузию переводится около миллиарда долларов.

По его оценке, в этом случае, "к сожалению, происходит рецидив того, что было во времена холодной войны, когда существовало понятие "государство-клиент". "Это типичный случай, - полагает Сергей Иванов. - При этом к народу Грузии у нас самое хорошее отношение. У меня на протяжении моей прошлой жизни было много знакомых грузин, я и сейчас поддерживаю с ними отношения". Сотни тысяч грузин жили в России веками, и все было нормально, продолжал Сергей Иванов, но если говорить о миграционных законах, то здесь надо сразу выходить за рамки российско-грузинских отношений, потому что правила для всех должны быть едины. "И мы должны руководствоваться своим, российским, законодательством, - отметил он. - Если человек приезжает в Россию либо без визы вообще, что сплошь и рядом бывает, несмотря на наличие визового режима, либо приезжает по приглашению или по туристической визе и, извините меня за такое слово, "ловится" на том, что он работает. Как к этому относятся в цивилизованных странах, в частности европейских? Это само по себе уже преступление, автоматически. Что следует за преступлением? Либо короткое заключение и депортация, либо сразу депортация. Ежели человек хочет работать на территории Российской Федерации, вполне возможны варианты. Мы нуждаемся в рабочей силе, нуждаемся в миграционном притоке. Но для этого правительство России должно указать, где оно в этом нуждается и по каким профессиям, чтобы иностранная рабочая сила не выбирала сама, где ей хочется жить и работать. И в этом сейчас будет наводиться порядок. Повторяю: к российско-грузинским отношениям это не имеет ни малейшего касательства. То, что сейчас показывают на экранах телевизоров, - своеобразный бартер, когда Россия самолетами отправляет в Тбилиси воров в законе, барсеточников, автомобильных угонщиков. Это происходило и раньше, просто не показывали. Все те, кого сейчас депортируют, были задержаны до момента кризиса в наших отношениях - просто это показывается сейчас".

Комментируя вывод наших войск из Грузии, заместитель главы правительства заметил, что все свои обязательства Россия выполнит. Две базы - в Ахалкалаки и Батуми - в плановые сроки, в 2007-м и в 2008-м годах, будут полностью выведены на территорию РФ. Сергей Иванов еще раз подтвердил, что "с точки зрения безопасности России базы в Ахалкалаки и Батуми давным-давно никакого военного значения не имеют". Вместо них Россия уже к концу 2007 г. создаст две новые горные бригады, не "тяжелые", "советского типа", а легкие, мобильные, оснащенные вертолетами, другим необходим вооружением, альпинистским снаряжением. "И обе эти базы будут в двух шагах от границы России и Грузии...", - констатировал министр обороны.

Отвечая на вопрос относительно возможного присоединения Грузии к НАТО и ответных шагах России в этом случае, Сергей Иванов сказал: "Грузия вольна принимать любые решения по вступлению в любой блок и организацию - НАТО, Евросоюз, Общество любителей пива - чего угодно. Это ее суверенное право. Мы судим не по риторике, а по конкретным делам. Не по постановочным сценам, театрализованным представлениям, а по реальным действиям. Но безотносительно того, вступит Грузия в НАТО или не вступит, при нынешней политике грузинского руководства поощрять его к дальнейшим антироссийским действиям мы не станем. Какими способами мы это делаем? По-моему, цивилизованными. Ни о каких военных угрозах речи не идет. Войны России с Грузией себе никто, кроме сумасшедшего, представить не может. Мы оказываем экономическое давление, это я признаю. Ни санкций, ни блокады нет: грузы в Грузию как ходили, так и ходят, деньги - перемещаются. Что, нельзя прилететь в Тбилиси или оттуда в любой город России? Можно. С некоторыми неудобствами, но можно. А возьмите санкции США против Кубы или против Ирана. Вот это - санкции, это - блокада. Это посерьезнее. Сравнивать такие вещи и близко нельзя".

Заместитель председателя правительства РФ также отметил, что Россия не намерена содержать никакие страны бывшего Советского Союза, который развалился 15 лет назад. С той поры все государства, размещавшиеся некогда на единой территории, независимые и самостоятельные. "Живите как хотите. Но не заставляйте нас платить вам за это и содержать вас, дотировать ваши экономики на миллиарды долларов в год. Этого мы делать не будем", - подытожил Сергей Иванов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации