ПОРА ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПРИОРИТЕТНОСТИ РАЗВИТИЯ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №33.2006 Г.

ПОРА ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПРИОРИТЕТНОСТИ РАЗВИТИЯ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

Михаил БАРАБАНОВ

научный редактор журнала "Экспорт вооружений"

ИМЕННО В ЭТОТ РЕГИОН СДВИГАЕТСЯ ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, А В ПЕРСПЕКТИВЕ И ВОЕННОЙ МОЩИ ПЛАНЕТЫ

В ХХ веке проблема военно-морского строительства на Тихом океане стала одной из основных в военной политике России. Работа по созданию флота на этом отдаленном театре всегда была сопряжена со значительными трудностями и вызовами. Во многом именно специфика этого театра определила исход русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой русский флот пережил, может быть, самые болезненные в своей истории удары. Сегодня, когда ВМФ России переживает не лучшие времена, создается впечатление, что ТОФ все еще является жертвой очевидного недопонимания его значения обществом, а также высшим военно-политическим руководством страны. В этой связи представляется уместным вновь обратиться к тихоокеанской проблеме.

Уникальность положения ТОФ в системе военно-морской стратегии России определяется рядом важных моментов.

Во-первых, это военная география. С одной стороны, ТОФ в крайне выраженной форме несет на себе два главных "проклятья" отечественного военно-морского строительства. Первое - географическая разобщенность сил ВМФ между четырьмя (а с учетом Каспия - пятью) морскими театрами, маневр между которыми крайне затруднен. Второе - ТОФ, как и другой сильнейший из российских флотов - Северный, базируется на относительно малонаселенном и малоразвитом побережье, в то время как ВМС большинства крупных морских держав опираются, наоборот, на высокоразвитые "фасады" морского побережья. Для ТОФ оба фактора многократно возрастают из-за его значительной удаленности от европейской части России и трех других отечественных флотов. Но с другой стороны, ТОФ единственный из четырех наших флотов обладает полноценным широким доступом к океанскому театру. Балтика и Черное море являются закрытыми морями, закупоренными узкой пробкой проливных зон, а зона базирования СФ располагается в относительно мелководном Баренцевом море, "за углом" Скандинавского полуострова. При этом для ТОФ возможность свободного выхода в океан дополняется также наличием собственных фактически закрытых морских театров в виде Охотского и Японского морей.

Во-вторых, значение ТОФ определяется геоэкономическими факторами. Критически важным для анализа положения ТОФ представляется его пребывание в стремительно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Именно в этот регион сдвигается из Атлантики центр экономической и демографической, а в перспективе и военной мощи планеты. Но одновременно АТР стремительно превращается в основной узел военно-политических противоречий будущего. Феноменальный подъем Китая ведет к радикальным сдвигам в геополитическом балансе региона. При этом это высокоцентрализованное и мощное государство остается наиболее непредсказуемой силой будущего, и эволюцию его политики трудно предвидеть. Становление КНР в качестве сверхдержавы совершенно неприемлемо для США, пытающихся сохранить свою мировую гегемонию. Еще одним вариантом конфликта в регионе может быть столкновение Китая с Индией в случае обострения межэтнических противоречий в Юго-Восточной Азии, где проживают большие и экономически весьма активные диаспоры китайцев и индийцев. Таким образом, АТР становится главным театром нового глобального соперничества, в котором будут представлены три основные силы будущего - США, КНР и Индия. Кроме того, продолжается повышение международного значения Японии, усиление Южной Кореи с перспективой ее объединения с КНДР в государство с 80-миллионным населением, трансформация государств Юго-Восточной Азии в "новые индустриальные страны". Обостряются тайваньский и северокорейский вопросы, в регионе сохраняются многочисленные территориальные споры и конфликты на этнической и религиозной почве. Не удивительно, что сейчас в АТР развернуто беспрецедентное по современным меркам военное и военно-морское строительство, стоящее на грани прямой гонки. Между тем в Европейской и Атлантической зонах, где базируются три остальных флота России, наблюдается продолжающееся сокращение вооруженных сил других государств.

Наконец, именно на Дальнем Востоке имеют место прямые притязания иностранного государства - Японии - на часть российской территории.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Следует указать на один частный, но немаловажный аспект. Значительные глубины моря в районе Камчатки в современных условиях являются очень серьезным преимуществом ТОФ по отношению к Северному флоту в вопросах обеспечения базирования и боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. Относительно небольшие глубины Баренцева моря дают возможность широкого применения минного оружия со стороны вероятного противника, что требует на СФ принятия масштабных мер по противоминному обеспечению развертывания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Так, выход каждого такого корабля СФ на боевое патрулирование обеспечивается, по некоторым данным, противоминной группировкой численностью более десятка тральщиков. Между тем почти "внутреннее" и при этом глубоководное Охотское море позволяет с меньшими затратами создать относительно защищенную и контролируемую зону боевого дежурства РПКСН на небольшом удалении от камчатских баз. Таким образом, базирование РПКСН на Камчатке, при всей ее кажущейся затратности, может быть более выгодным с военно-экономической точки зрения по сравнению с СФ.

В целом можно сделать однозначный вывод: ТОФ России находится в наиболее перспективном географическом и геополитическом положении по сравнению с остальными флотами нашей страны, включая Северный. Основные вызовы и угрозы международной безопасности XXI столетия также сосредоточиваются в зоне ответственности ТОФ, а не наших европейских флотов. Рост иностранных морских сил наблюдается на Тихом океане, а не в Атлантике. В свете этого разумно ставить вопрос о приоритетности развития Тихоокеанского флота по отношению к другим флотам России.

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

К сожалению, современное состояние ТОФ следует оценивать как явно неудовлетворительное. Номинально, по данным открытой печати, в его составе сейчас числятся шесть РПКСН пр. 667-БДР, шесть атомных ракетных подводных крейсеров пр. 949-А, шесть многоцелевых АПЛ проекта 971, девять ДПЛ пр. 877, ракетный крейсер "Варяг" пр. 1164, четыре эскадренных миноносца пр. 956, четыре больших противолодочных корабля проекта 1155 и более трех десятков кораблей меньшего водоизмещения. Но из-за хронического отсутствия средств на судоремонт из этого количества реально в составе сил постоянной готовности на ТОФ из подводных лодок находятся лишь предположительно четыре РПКСН (возраст которых превышает 25 лет), по две-три АПЛ проектов 949-А и 971, пять-шесть лодок проекта 877. Весьма неблагоприятно обстоит дело с надводными силами, где из крупных кораблей реально в строю три-четыре БПК, а эсминцы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

В результате недофинансирования (согласно недавнему заявлению командующего флотом адмирала Виктора Федорова, выделяется лишь 30-35% средств от потребностей - см. "ВПК" №31-2006) на ТОФ происходит "накопление" надводных кораблей и ПЛ с истекающим или истекшим межремонтным сроком, что ведет к снижению боеготовности флота. О модернизации же устаревающего корабельного состава и речи практически не ведется. В случае непринятия срочных мер, деградация состояния корабельного состава приведет к полной утрате ТОФ боевого значения.

0x01 graphic

Изолированное и удаленное по системе базирования положение ТОФ по отношению к остальным силам ВМФ России и основным мощностям судостроительной промышленности заставляет говорить о необходимости смотреть на Тихоокеанский флот как на совершенно самостоятельную комплексную систему. Именно на основе такого подхода следует осуществлять его развитие.

Определение состава сил и средств ТОФ должно идти от определения задач флота и возможностей и намерений его вероятных противников, а не от количества средств, которые центральные органы ВМФ соизволили выделить (причем выделить чаще всего по остаточному принципу). Основной упор следует сделать на восстановлении боевого потенциала сил на Камчатке, главной задачей которых является обеспечение развертывания и боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров. Совершенно очевидно, что в своем нынешнем составе (четыре дизельные ПЛ, четыре малых противолодочных и четыре малых ракетных корабля, пять тральщиков) группировка на северо-востоке способна решать эти задачи лишь символически. Необходима скорейшая постройка для нее нескольких (не менее четырех) многоцелевых кораблей прибрежной зоны с усиленными возможностями ПЛО (в качестве такового образца подойдут корветы проекта 20380), а также не менее двух более крупных кораблей океанской зоны класса "фрегат", призванных заменить списанные сторожевые корабли. Представляется, что такая задача вполне по силам нынешнему бюджету при условии целенаправленного финансирования, а расположенный в регионе Амурский судостроительный завод (АСЗ) вполне способен осуществить строительство этих кораблей. Ввод в состав северо-восточной группировки шести таких кораблей создаст необходимые условия для полноценного развертывания на Камчатке новых РПКСН взамен проекта 667-БДР.

Что касается "южного" компонента ТОФ - Приморской флотилии, то основным направлением в его развитии на ближайшее десятилетие следует избрать восстановление хотя бы части эсминцев проекта 956 и серьезную модернизацию больших противолодочных кораблей проекта 1155 и других единиц. Кроме того, желательно восстановление боевого потенциала группировки неатомных ПЛ во Владивостоке, в том числе путем постройки нескольких лодок нового проекта 677. В перспективе необходимо формирование с базированием на Приморье сбалансированного соединения надводных кораблей океанской зоны, способных к эффективным "экспедиционным" действиям в защиту интересов России в любой точке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для строительства такой группировки представляется необходимым срочное принятие на высшем правительственном уровне экстренной программы восстановления корабельного состава ТОФ путем целенаправленного выделения на это необходимых средств.

ПРОМЫШЛЕННАЯ БАЗА РЕНЕССАНСА

Промышленной базой восстановления и наращивания сил ТОФ являются два основных предприятия региона - судоремонтный завод "Звезда" в Большом Камне и АСЗ в Комсомольске-на-Амуре, а также судоремонтные заводы ВМФ. Вообще создание относительно автономной военно-морской системы на Тихом океане подразумевает радикальное укрепление дальневосточной судоремонтной и судостроительной базы, причем приоритетной задачей в настоящий момент является именно судоремонт. Поскольку военные, как показывает практика, не в состоянии контролировать издержки производства, представляется целесообразным сконцентрировать расположенные в регионе судоремонтные заводы МО в едином судоремонтном центре, построенном вокруг ФГУП "Звезда". Помимо снижения себестоимости работ, это позволит привлечь многочисленные заказы на ремонт коммерческих судов. Что касается АСЗ, то это предприятие, помимо строительства кораблей нового поколения, может принять участие и в судоремонтных работах, при этом оптимальной формой организации гипотетического холдинга является государственно-частное партнерство, в рамках которого определится и специализация данных предприятий.

* * *

Восстановление нормального военно-морского присутствия на Тихом океане позволит решить не только собственно военные и военно-политические задачи, но и задачи социально-экономического, промышленного и демографического развития. Так, развитие судоремонта и судостроения в интересах ВМФ должно сопровождаться обязательным вовлечение соответствующих заводов в реализацию проектов освоения шельфа. Стоимость этих проектов только в Охотском море на период 2006-2030 гг. оценивается в 15-20 млрд. долларов, и 70% этих средств по закону о СРП должно быть освоено в России. Понятно, что столь мощные инвестиционные вливания если не изменят полностью лицо региона, то, во всяком случае, будут способствовать замедлению процессов демографической деградации и отставания наших дальневосточных "задворок" от бурно развивающихся соседей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации