ПРЕДМЕТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 34/2006

ПРЕДМЕТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Илья КЕДРОВ

В.К. Пересветов. Сначала были самолеты... Неизвестные страницы истории военно-транспортной авиации.

История создания и развития военно-транспортной авиации и Воздушно-десантных войск едина и неразрывна. Однако если дата профессионального праздника десантников, совпадающего с православным Ильиным днем, известна всем (хотя, конечно, не многие знают, почему именно 2 августа считается днем рождения ВДВ), то с историческими вехами ВТА знакомы лишь немногие специалисты. Между тем само по себе существование ВДВ без специальной авиации было бы просто невозможно. Именно этот постулат лег в основу книги Валерия Константиновича Пересветова "Сначала были самолеты".

0x01 graphic

Полковник Валерий Пересветов известен по книге "Вертикальный охват", фильмам "Иду в заданную точку", "На правом фланге", по многочисленным публикациям в журналах "Авиация и космонавтика", "Военно-исторический журнал", газетах "Красная звезда", "Правда", "Известия", "Воздушный транспорт". Надо отметить, что Валерий Константинович был знаком с предметом своих исследований не понаслышке - 40 лет он отдал Вооруженным Силам СССР, начав службу в 1943 г. в Дальней авиации.

К сожалению, рукопись книги была подготовлена к печати после кончины автора. Она посвящена истории рождения и становления ВТА - пожалуй, наиболее сложному и малоизвестному периоду ее развития.

В СССР первое десантирование посадочным способом в реальных боевых условиях было осуществлено 27 мая 1928 г. в Каракумах в ходе операции по ликвидации отряда басмачей под командой Джунаид-хана. Тогда на неподготовленную площадку в песках с трех транспортных и одного боевого самолета был высажен десант в составе 15 человек. Причем этот десант был реализован безо всякой теоретической или организационной подготовки - в масштабах всех советских Вооруженных Сил она началась несколько позже. Первая высадка парашютного десанта состоялась 2 августа 1930 г. в ходе опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа. Десантировались 12 человек летно-подъемного состава (члены экипажа бомбардировщиков ТБ-1) из 11-й авиабригады. Потом последовало создание специальных формирований. В 1931 г. появился Опытный воздухо-десантный отряд в составе 33 самолетов и трех стрелковых рот общей численностью 164 человека. Его работа подтвердила правильность теоретических взглядов на новые формы вооруженной борьбы в глубоком бою и глубокой операции. На его опыте были определены основные подходы к организационной структуре, к системам вооружения десантных авиации и войск, найдены первые решения в тактике боевого применения и в технике десантирования. Теоретические изыскания и накопление практического опыта завершилось весной 1941 г., когда в РККА началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов. К сожалению, они остались необеспеченными авиацией и не смогли сыграть заметной роли в ходе Великой Отечественной войны.

Однако ВТА - это не только десантирование, но и перевозка грузов. Наиболее ценный опыт снабжения сухопутной группировки войск, действующей в условиях неразвитой дорожной сети, был получен в ходе боев на Халхин-Голе. С мая до середины сентября 1939 г. авиачасти ВВС ЗабВО и ВВС 1-й Армейской группы перевезли 2235 тонн груза, более 7 тысяч человек, выполнили 925 самолето-вылетов и перебросили 1885 тонн груза.

В книге Валерия Пересветова показан первый этап становления ВТА, чрезвычайно важный для последующего развития этой "отрасли" ВВС. Как пишет автор, его записки "помогут лучше, конкретнее увидеть трудное далекое прошлое, глубже понять свершенное, с гордостью воспринять достигнутое, с глубокой болью пережить утраты настоящего, не погасить слабую надежду на будущее". Ведь информация о прошлом - это предмет для размышления о будущем.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации