ПРЕОБРАЖЕНИЕ 'ИЛЬИ МУРОМЦА'

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 49

ПРЕОБРАЖЕНИЕ "ИЛЬИ МУРОМЦА"

Вадим УДМАНЦЕВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ Ту-160: ВЗГЛЯД ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА

25 лет назад в небо поднялся первый сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160. Эта памятная годовщина военнослужащими 37-й воздушной армии Верховного главного командования (стратегического назначения) и специалистами конструкторско-производственных коллективов авиационной отрасли отмечается на этой неделе вместе с днем рождения нашей Дальней авиации. 10 декабря (23 по новому стилю) 1914 г. самодержцем всероссийским Николаем Вторым было утверждено решение о создании эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков. С той знаменательной даты и началась история отечественной Дальней авиации, которая на сегодняшний день является одним из основных средств ядерного и неядерного сдерживания как над просторами России, так и на стратегическом уровне.

0x01 graphic

Модернизированный Ту-160 носит имя главного конструктора.

Фото Леонида ЯКУТИНА

Однако какое существование можно назвать полноценной жизнью без памяти о тех, кто когда-то впервые поднимал в воздух крылатые "тяжеловесы" проекта и постройки инженера Сикорского? Как можно, каждодневно ощущая на своих плечах вместе с погонами груз великой ответственности за порученное дело, обойтись без летных традиций, заложенных многолетним ратным трудом предыдущих поколений? Вот и отмечают нынешние экипажи тяжелых бомбардировщиков свой профессиональный праздник Дальней авиации в день, соответствующий дате Высочайшего утверждения.

Также в память об одноименных бипланах начала XX столетия один из ныне стоящих на вооружении ВВС России стратегических сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160 даже получил такое название - "Илья Муромец". Правда, в отличие от "предков", весивших до 7,5 т, бравших на борт полезную нагрузку 2,5 т, имевших скорость 135 км/ч и поднимавшихся на высоту до 4000 м, "правнук" - настоящий гигант. Сравнивайте сами: максимальный взлетный вес Ту-160 - 275 т (в том числе бомбовая нагрузка - до 40 т), максимальная крейсерская скорость - 2000 км/ч, практический потолок - 16 000 м, дальность полета - 14 000 км. Собственно, в честь этого очередного чуда отечественного самолетостроения многие люди, имеющие отношение к Дальней авиации, 18 декабря не забыли и про другую годовщину - 25 лет первого полета опытной машины Ту-160. И дело здесь не только в "круглой" дате - на вооружении ДА в разное время состояли различные типы вооружения и военной техники, - но и в том, что в настоящее время Ту-160 является ударным комплексом ВВС, предназначен для поражения объектов ядерным и обычным оружием на континентальных театрах военных действий.

Работы по созданию стратегического сверхзвукового ракетоносца велись с начала 60-х гг. одновременно в нескольких конструкторских бюро: Сухого, Мясищева и Туполева. В итоге на конкурсе признали лучшим проект КБ Сухого - Т-4МС, но вследствие загруженности этого бюро другой тематикой разработку ударно-разведывательной авиационной системы нового самолета поручили ОКБ Туполева (соответствующие постановления правительства вышли в 1974-1975 гг.). В результате появился уникальный самолет, обладающий множеством невиданных доселе достоинств, например крылом с изменяемой стреловидностью (20-65 градусов), оборудованный системами и авионикой нового поколения. Первые запущенные в серию на Казанском авиационном производственном объединении машины поступили в войска в 1987-м, в том же году состоялся первый полет Ту-160 на имитацию боевого применения (экипажи генерал-майора Л.В. Козлова и командира 184-го тбап 201-й тбад В.Д. Гребенникова). Программа производства предусматривала выпуск около 100 машин, однако снижение финансирования в конце 1980-х и распад СССР привели к прекращению производства Ту-160. К началу 90-х было построено около 30 самолетов, в составе ДА на 1 декабря 1990 г. насчитывалось 19 единиц этой техники. С образованием Российской Федерации все стратегические ракетоносцы Ту-160 были сведены в 121-й тбап в Энгельсе, с тех пор их экипажи неоднократно принимали участие в различных учениях и маневрах. В апреле 1998 г. в соответствии с планом военной реформы Дальняя авиация была преобразована в оперативное объединение - 37-ю воздушную армию Верховного главного командования (стратегического назначения).

В связи с двумя вышеупомянутыми годовщинами главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк и командующий 37-й ВА ВГК (СН) генерал-лейтенант Игорь Хворов пригласили представителей СМИ на совместную пресс-конференцию, в ходе которой рассказали и об истории создания уникального сверхзвукового ракетоносца, и о состоянии и перспективах развития стратегической авиации. В частности, Валентин Иванович с горечью вспоминал первые постсоветские годы, когда обладавшие немалой государственной властью деятели прилюдно широко заявляли: "Современной России не нужны такие самолеты...". Тогда убеленным сединами конструкторам пришлось напрямую обращаться к тогдашнему президенту Борису Ельцину, дабы уберечь для будущих поколений уже созданные их руками, стоившие немалых человеческих трудов творения. Удалось! Хотя в то же время руководство страны все же приняло решение отказаться от производства тяжелых бомбардировщиков.

0x01 graphic

Главному конструктору самолета Ту-160 Валентину Близнюку и командующему 37-й Воздушной армией ВГК (СН) Игорю Хворову всегда есть что обсудить.

Фото Вадима УДМАНЦЕВА

"Чтобы поддерживать в надлежащем техническом состоянии существующую группировку самолетов Ту-160, - делился наболевшим с журналистами Валентин Близнюк, - необходимо сохранить кооперацию, потому что самолет состоит из огромного количества частей, элементов. Несмотря на то что отечественному авиастроению в период 90-х гг. был нанесен колоссальнейший ущерб, мы сохранили все наше уникальное оборудование, которое отвечает всем современным требованиям, наши исполнительские возможности по радиоэлектронике, а сейчас восстанавливаем и кооперацию работ... С увеличением гособоронзаказа ситуация с финансированием стала лучше. Самая главная проблема - сохранить кадры. К сожалению, престижность нашей профессии упала в разы. Особенно в Москве трудно набрать на работу к нам молодежь". Отвечая на разные вопросы, главный конструктор, разумеется, не мог не сказать и о перспективах: "В ближайшие годы мы намереваемся сосредоточиться на более глубокой модернизации нашего самолета, потенциал для этого у Ту-160 большой... Новые самолеты нами пока не закладываются. Но, по моему мнению, они все-таки необходимы...".

Запомнилось собравшимся и непродолжительное, но весьма емкое выступление командующего 37-й ВА ВГК (СН). По словам генерал-лейтенанта Хворова, утвержденная Верховным главнокомандующим комплексная программа модернизации трех основных типов ударных самолетов (Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-160) успешно выполняется. С учетом этого процесса модернизации существующего количества самолетов вполне достаточно для решения поставленных задач и исходя из угроз, предполагаемых в обозримом будущем. Сейчас на вооружении авиации стратегического назначения состоит полк самолетов Ту-160, укомплектованный людьми и техникой на все 100%. Ни о каком дальнейшем сокращении бомбардировщиков-ракетоносцев речи нет. Последний модернизированный Ту-160 летчики получили с завода в этом году, сейчас он находится в строю, экипажи продолжают его успешно осваивать. Проблемный вопрос, конечно, топливный: керосина крайне недостаточно, чтобы опытные пилоты не утрачивали наработанных навыков, могли готовить молодежь. Ведь подготовка летчика 2-го или 1-го класса на самолете Ту-160 занимает не меньше шести-семи лет! Что касается смены поколений и передачи традиций и опыта, то армия пока не испытывает недостатка в летчиках-инструкторах - те, по мнению командующего, еще долго будут летать и еще успеют обучить не одно поколение молодых летчиков: "Учение, которое состоялось 2 с лишним месяца назад, показало, что Ту-160 выполняли все возложенные на них задачи, для решения которых они применялись".

Нашлись у генерала и добрые слова в адрес "именинника": "Как правило, такие тяжелые самолеты и закладывались с перспективой на будущую модернизацию с применением нового оружия, новой эргономики, систем авиационного комплекса, поэтому годы, прошедшие с момента создания Ту-160, не возраст для такого самолета. Я думаю, что еще несколько десятилетий станут периодом полной реализации его возможностей. Во всяком случае, в обозримой перспективе самолет Ту-160 будет находиться на вооружении как основной стратегический самолет-бомбардировщик".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации