УЖЕ СЛЫШНЫ РАСКАТЫ 'ГРОМА'

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №11.2006 Г.

УЖЕ СЛЫШНЫ РАСКАТЫ "ГРОМА"

Борис ПИЛИПЕНКО

Киев

УКРАИНА ЗАЯВИЛА О СВОИХ РАКЕТНЫХ АМБИЦИЯХ

Начало этого года ознаменовалось появлением относительно новых тем в риторике официального Киева. В феврале, посетив Днепропетровск - центр украинского ракетостроения, президент Виктор Ющенко, казалось бы, неожиданно поднял и военную проблематику. Но ничего неожиданного в этом не было. До этого, как известно, люди из его команды бросили несколько "пробных камней" на предмет возможности и целесообразности для страны производить современные ракетные комплексы как в мирных, так и в военных целях. Первым, еще в январе, сделал специальное заявление министр обороны Анатолий Гриценко. Он тогда напомнил, что Украина принадлежит к числу немногих государств мира, которые обладают ракетно-космическими технологиями, и что государству необходим новый толчок в развитии ракетных войск.

Глава военного ведомства подкрепил свою позицию следующим аргументом: "Тактические ракеты позволят увеличить боевой потенциал Вооруженных Сил, и прежде всего - потенциал сдерживания от агрессивных действий по отношению к нашему государству". Анатолий Гриценко также счел нужным подчеркнуть, что "первые шаги в этом направлении - проведение исследовательских работ, определение тактико-технических требований и принятие решения на уровне военно-политического руководства страны". "На наш взгляд, новые ракетные комплексы должны обладать способностью решать задачи в составе и Сухопутных войск, и Военно-морских сил", - нарисовал перспективу министр. Затем, правда, господин Гриценко заверил, что "разработка ракет военного назначения контролируется соответствующими международными соглашениями и Украина будет их неукоснительно соблюдать".

ЛОЗУНГИ

Вслед за своим непосредственным руководителем эту тему поднял и начальник Генерального штаба - главнокомандующий Вооруженными Силами Украины (ВСУ) Сергей Кириченко, сообщив, что в планах военного ведомства предусмотрены приоритеты для высокоточного оружия. Так что вполне естественно, что затем настал черед высказаться по этой теме Виктору Ющенко. Побывав в Днепропетровске на производственном объединении "Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова", он ознакомился с образцами космических аппаратов и оборудованием цеха, в котором изготавливают ракеты. Тогда президент отметил, что космическая деятельность в современном мире является фактически синонимом слова "прогресс", интегрирована к базовым технологиям и имеет непосредственное отношение к безопасности государства и его промышленной политике. По мнению президента, приоритетным направлением новой программы должна быть выработка целей и путей реализации того значительного потенциала, которым владеют ведущие структуры украинского ракетостроения - госпредприятия "Южный машиностроительный завод" и конструкторское бюро "Южное". И, что самое интересное, Виктором Ющенко также было упомянуто о перспективах ракетных разработок для украинской армии.

ПОТЕРИ

После распада СССР у Украины оказался третий в мире по мощности ядерный потенциал: 220 единиц стратегических носителей, в том числе 130 межконтинентальных баллистических ракет СС-19, 46 ракет СС-24 и 44 тяжелых стратегических бомбардировщика с крылатыми ракетами. По межправительственному соглашению Украина передала России 1272 ядерных заряда, получив в обмен ядерное топливо для АЭС. Из ракет слили и утилизировали 13 тыс. тонн топлива. 175 шахтных пусковых установок и 13 унифицированных командных пунктов были "рекультивированы", а ракеты уничтожены под контролем наблюдателей из США. Вслед за этим в 2002 г. была расформирована 43-я ракетная армия. На этом ракетный потенциал "незалежной" прекратил свое существование.

Также на момент распада Советского Союза на территории Украины в составе группировки Сухопутных войск насчитывалось в общей сложности 34 ракетных дивизиона оперативно-тактических (ОТР) и тактических ракет (ТР), имеющих на вооружении комплексы 9К72 (известен также как Р-300 или "Скад") и 9К79 "Точка" различных модификаций. Общая численность пусковых установок составила 204 единицы.

Стремление частично компенсировать отказ Украины от ядерного оружия привело тогда к созданию стратегических неядерных сил сдерживания, составной частью которых стала 1-я ракетная дивизия (72 ПУ ракет). Кроме того, в составе войск оперативных командований имелись ракетные бригады ТР "Точка". Однако если заглянуть в "Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года", то увидим следующее: в ВСУ предусматривается ликвидация бригад оперативно-тактических ракетных комплексов и значительное уменьшение количества тактических ракетных комплексов (фактически до уровня их символического наличия в составе Вооруженных Сил). А в перечне родов войск Сухопутных войск упоминаются уже не ракетные войска и артиллерия, как это было раньше, а лишь артиллерия. Во всяком случае, как сообщалось в СМИ, в ВСУ предусмотрено наличие лишь одной ракетной бригады, оснащенной ракетными комплексами (РК) "Точка-У". Не является тайной и то, что отказ Украины от оперативно-тактических ракетных комплексов активно лоббировался США, включая вопрос финансирования Вашингтоном процесса их ликвидации.

ПОТЕНЦИАЛ

Одновременно СМИ писали о возможности перевооружения этой бригады в перспективе на украинский оперативно-тактический РК "Гром". Для этого в стране есть необходимый потенциал - причем как научный, так и производственный, что позволяет стране создавать современные образцы ракетного вооружения. Однако без должной государственной поддержки этот потенциал непрерывно уменьшается.

На сегодня в украинской ракетно-космической сфере задействованы более 42 тысяч специалистов. На протяжении последних 14 лет результатом их деятельности стал запуск в космос 89 ракет, с помощью которых на орбиту было выведено около двухсот космических аппаратов. Кстати, еще в 2003 г. на научно-практической конференции, прошедшей в Национальной академии обороны и посвященной 100-летию авиации, руководители ведущих научно-конструкторских и производственных структур ракетно-космической отрасли страны подтвердили, что они могут и готовы в сжатые сроки обеспечить Вооруженные Силы современными образцами ракетного оружия, такими как перспективные РК "Гром" и "Коршун", при условии соответствующего финансирования.

Есть шансы у Украины и на международном рынке. В том же 2003 г. представители Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) заявили, что они заинтересованы в развитии ракетных проектов, которые обсуждались ранее, еще в 1993-1994 гг., во время визита командующего ВВС и ПВО ОАЭ в Киев, но тогда не приобрели практической реализации. Речь шла об общей разработке и производстве крылатых ракет для их использования в ВВС ОАЭ, а также ракет с баллистической траекторией полета.

Очень важен тот момент, что украинские комплексы "Гром" и "Коршун" удовлетворяют ограничениям, налагаемым режимом контроля за ракетными технологиями (в соответствии с ним государства, обладающие ракетными технологиями, не могут продавать за рубеж ракеты с дальностью свыше 300 км, а масса полезной нагрузки ракеты не должна превышать 500 кг).

В украинских ракетах, как сообщалось, дальность составляет 280 км, а масса полезной нагрузки ракеты - 480 кг. То есть они могут без ограничения поставляться за рубеж.

АНАЛОГИ

На фоне сокращения ракетного потенциала Украины в армиях других стран мира продолжается процесс совершенствования систем ракетного оружия Сухопутных войск. Они применялись в различных локальных конфликтах и антитеррористических операциях. Достаточно вспомнить, что в России во время проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе успешно использовались РК "Точка" для высокоточного поражения укреплений чеченских террористов. А недавно российская армия приняла на вооружение новый ракетный комплекс "Искандер-М", у которого есть и экспортная версия.

Широкое распространение на сегодняшний день получило ракетное оружие в регионах Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Сирия и Иран, к примеру, объясняют наличие у них ракетного оружия стремлением создать необходимый баланс сил с Израилем. В этих странах считают, что наличие большого числа ракет должно образовать "критическую массу устрашения", во-первых, для предотвращения агрессии со стороны "враждебных сил", а во-вторых, для накопления потенциала, который позволил бы им в случае войны наносить эффективные удары по противнику, избегая при этом прямых и продолжительных военных действий. Израиль, со своей стороны, считает наличие ракетного оружия фактором сдерживания арабов от возможного нападения на него, да и устрашения потенциальных противников.

В контексте вопроса, нужно ли Украине обладать собственным ракетным потенциалом неядерного сдерживания, украинские эксперты в последнее время, как ни странно, вспоминают события недавнего конфликта с Россией вокруг острова Тузла. Уже не является большой тайной, что пока политики в те дни обменивались информационными ударами, военные обеих стран прорабатывали силовые варианты развития событий и рисовали стрелы на картах. Также никто сейчас не оспаривает того факта, что все полученные Украиной гарантии безопасности в обмен на отказ от ракетно-ядерного оружия оказались тогда не более чем демагогией. Кстати, в дни кризиса вокруг Тузлы в ряде иностранных СМИ неоднократно акцентировалось внимание на определенной озабоченности официального Киева, занятого лихорадочным поиском адекватных средств влияния "на противоположную сторону", включая и военную составляющую. Причем как раз с последней вопросов возникало больше всего. Выводов, как это часто имеет место в истории, сделано не было. Так что вопрос наличия на Украине потенциала сдерживания в виде стратегических неядерных авиационных, ракетных и других необходимых средств остался открытым до очередного обострения отношений с кем-либо из членов "мирового сообщества".

ЗАКАЗЧИК

Можно согласиться с тем, что ограниченные финансовые средства не позволяют рассчитывать на перевооружение украинской армии современными вооружениями. Вместе с тем генерал армии Украины Александр Кузьмук удачно отметил во время своего второго срока пребывания в должности министра обороны, что сейчас нужно создать необходимый научный и конструкторский задел образцов вооружения и военной техники шестого и даже седьмого поколения, позволяющий "перешагнуть" через ВВТ пятого поколения и обеспечить Вооруженные Силы "по мере улучшения их финансирования" современным оружием.

Но на пути реализации вышесказанного стоит ряд препятствий. Причем основными из них можно назвать ошибочные стереотипы мышления как некоторых лиц, принимающих решения, так и тех, кто обязан всесторонне и обоснованно подготовить их к таким решениям. В этой связи в Киеве существует две крайности. Одна из них напрямую связана с верой в мировые системы безопасности и отсутствие угроз собственной стране. Другая крайность связана со стереотипами так называемого "танкового мышления" в век современных войн и убеждением в достаточности запасов вооружения и военной техники, оставшихся со времен Советского Союза.

Впрочем, как следует из официальных документов, планируется, что в 2015 г. Воздушные силы ВСУ станут наиболее научно и технологически вместительным видом Вооруженных Сил. Именно им будет предоставляться приоритет в развитии, подготовке, оснащении и обеспечении. В числе шести авиационных бригад, которые будут в составе Воздушных сил, планируется иметь одну бомбардировочную. Причем с целью обеспечения "новых возможностей" бригады предусмотрена модернизация ее самолетов. Основными путями повышения возможностей авиационной техники будут их многоцелевое применение; увеличение боевого радиуса действия; оснащение высокоточными боеприпасами повышенной мощности, а также ракетами с большой дальностью поражения класса "воздух-воздух", "воздух-земля (море)". Очевидно, что тут и должны быть востребованы крылатые ракеты "Коршун" украинской разработки.

Дальнейшее развитие ракетного вооружения Сухопутных войск также представляется по пути создания унифицированного высокоточного ракетного комплекса, способного действовать как автономно, так и в составе разведывательно-ударной системы, получать информацию о целях как от традиционных источников, так и от беспилотных летательных аппаратов и космических средств, а также наносить удары в широком диапазоне дальностей ракетами, размещенными на одной пусковой установке. Все это должно предполагать продолжение работ, начатых под шифром "Борисфен", а также дальнейшее развитие РК "Гром".

ЗАГРАНИЦА

Не является тайной, что с начала 90-х гг. прошлого столетия некоторые страны отказались от своего ракетного потенциала под давлением США. Этот факт применительно к Украине и ошибочность принятых тогда решений уже признали представители официального Киева. Но элементарная логика подсказывает, что вслед за признанием тех или иных ошибок должны следовать определенные практические шаги по их устранению. Что означает пересмотр планов развития армии и флота и начало практических действий по созданию такого военного потенциала, который действительно будет потенциалом сдерживания.

Для Украины существует вполне реальная возможность восстановления своего ракетного потенциала: сохранены необходимые технологии, специалисты и промышленное оборудование для производства ракет и имеется все необходимое для возрождения своих ракетных войск. Однако Запад (прежде всего США) вряд ли одобрит эту инициативу Киева, даже если речь не идет о снаряжении ракет ядерными боеголовками. В свое время Болгария, Венгрия, Словакия расформировали ракетные части Сухопутных войск под давлением своих партнеров из НАТО. Очевидно, возможность оснащения ракет ядерной или химической боеголовкой вызывает у западных "друзей" аллергию, поэтому альянс настоятельно рекомендует избавиться от них.

Также нужно четко понимать, что для Украины на внешнем рынке конкурентами являются Россия, США, Китай, а также "новые" активные игроки на рынке вооружений (Пакистан, Индия, Израиль и другие), которые предпримут все усилия для противодействия появлению и продвижению украинской ракетной продукции. Но ракетное оружие будет активно продаваться в мире, невзирая ни на чью "миролюбивую" риторику. И если Украина не предпримет своевременно ряд мер, начиная от соответствующих политических решений, то этот рынок для нее окажется закрытым.

Характерной чертой военных конфликтов современности стало широкое применение в них ракетного оружия. Причем речь не идет о межконтинентальных баллистических ракетах, от которых на Украине остались лишь воспоминания и несколько выставочных образцов в музеях, им уже никогда не суждено стать ракетным щитом страны. Применение тактических и оперативно-тактических РК, крылатых ракет и другого высокоточного оружия приводит к тому, что обычные войны получают новое содержание. Внезапное и массированное в течение длительного времени применение высокоточного оружия может обеспечить решение тех задач, которые раньше возлагались на ядерное оружие, пилотируемую авиацию и Сухопутные войска.

В современных условиях остро стоит задача поиска оптимальных направлений строительства и сохранения потенциала украинской армии по мере уменьшения ее численности. Сбалансированное развитие всех видов ВСУ и родов войск, разработки и поставки соответствующей номенклатуры вооружений являются одним из основополагающих принципов военного строительства. Искусственно ограничивать ВСУ в возможности иметь сбалансированную и современную систему вооружений, по меньшей мере, недальновидно.

ВЫВОДЫ

Эксперты дают различные оценки указанным "ракетным" заявлениям украинского военно-политического руководства. С одной стороны, не следует забывать о реалиях предвыборной кампании в Верховную Раду. Не секрет, что промышленные регионы Украины, где расположено большинство предприятий ОПК, не совсем готовы голосовать за провластные политические силы, олицетворяемые Виктором Ющенко. Тем не менее обещания "повернуться лицом" к ОПК и обеспечить его заказами, так же, как и обновить устаревающий арсенал украинской армии в какой-то мере могут повлиять на электоральные настроения избирателей, близких к этим структурам.

В этом плане заявления украинского президента трудно назвать оригинальными. Интересно, что незадолго до окончания своего президентского срока Леонид Кучма на аналогичной встрече в Днепропетровске с представителями ракетно-космической отрасли также заявил о необходимости государственной поддержки создания и производства украинских ракетных комплексов "Гром" и "Коршун".

Одновременно озвученные нынешним руководством Украины планы ракетного перевооружения превращаются в дополнительные козыри на тех или иных переговорах. В любом случае, за отказ от намерений заняться ракетным оружием у официального Киева есть возможность "выторговать" какие-то дивиденды как у России, так и у западных стран.

4


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации