ЦЕНА САМОПИАРА

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 44

ЦЕНА САМОПИАРА

Наталья ПЕЧОРИНА

Киев

ПРОВЕРКА ВЫЯВИЛА: В УКРАИНСКОМ МИНОБОРОНЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ - НА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ

Анатолий Гриценко любит подчеркивать, что с его приходом в Министерство обороны Украины были внедрены "абсолютно прозрачные" и "понятные" схемы управления военным имуществом. Он был инициатором пересмотра многих соглашений, заключенных на заведомо невыгодных условиях для военного ведомства. Все это, если судить по его заявлениям, дало возможность отойти от коррупционных схем в реализации избыточного имущества Вооруженных Сил.

С приходом же представителей антикризисной коалиции в исполнительную власть Анатолий Гриценко заговорил о политическом давлении на него со стороны отдельных членов правительства, подкрепленном интересом Генпрокуратуры к хозяйственной составляющей деятельности военного ведомства. Избежать политического давления со стороны людей, чуждых преданному президенту Виктору Ющенко министру обороны, довольно просто: уйти в отставку. Возможно, его преемник был бы классово близким нынешнему Кабмину или хотя бы из Донецка. Но, объясняя свое решение остаться в исполнительной власти, министр обороны заявил, что только его пребывание на этом посту может придать необратимый характер начатой им же военной реформе и поддержать шатающееся, в один момент ставшее немодным знамя курса в НАТО.

Одним из результатов эксперимента над украинской армией, уже второй год проводимого под кодом "военная реформа", помимо тотального сокращения (кстати, не известно, зачем Украине вообще армия из 143 тыс. человек - только для галочки?), стало массовое увольнение младшего офицерского состава. В нынешнем году, по некоторым данным, около половины офицеров, подавших рапорты, - это лейтенанты и капитаны. Кто, кроме генералов, останется через несколько лет "защищать Родину"? Помимо массовых увольнений из рядов ВС, нынешний год ознаменовался и катастрофическим снижением уровня подготовки войск: если это министр обороны называет реформированием, то лучше бы его вообще не было. Традиционно все реформаторские устремления военных сдерживались отсутствием "достаточных" средств на все начинания. Возможно, скаредность правительства по отношению к МО имела и продолжает иметь серьезное обоснование, ведь даже имеющиеся средства ведомство тратит иногда весьма экзотическими методами.

В украинских СМИ недавно появился акт проверки Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) хозяйственной деятельности Минобороны и ВС Украины, согласно которому за период с января 2005 г. по июль 2006 г. в ведомстве были выявлены финансовые нарушения на сумму 6,6 млрд. гривен. Проверка проводилась по поручению еще прежнего премьер-министра Юрия Еханурова. Что двигало пропрезидентским премьером, который поручил проверить деятельность военного ведомства незадолго до собственной отставки, сейчас сказать сложно. Однако, несомненно, итоги работы ГлавКРУ стали одним из оснований для депутатов антикризисной коалиции заслушать 15 ноября в Раде министра обороны.

Известно, что сейчас МО является не таким привлекательным ведомством для соискателей различных постов: за пятнадцать лет независимости армейское имущество активно исчезало в известных и неизвестных направлениях. Даже военные чины откровенно связывали начавшиеся повальные сокращения численности Вооруженных Сил с исчерпанием материальных резервов. Но все не так безнадежно: техники и материальных резервов уже нет, но остаются земельные участки МО, которые могут приносить прибыль большую, нежели реализация уже существенно устаревшей техники. В частности, в акте проверки указывается, что сумму свыше 1,3 млрд. долл. (6,6 млрд. гривен) составляют неиспользованные резервы для получения доходов и нарушения земельных отношений (в расчетных цифрах), недополучение прибыли и нарушения финансово-бюджетной дисциплины. Для сравнения: оборонные бюджетные расходы на нынешний год составляют 6,1 млрд. гривен, то есть даже меньше, чем недосчиталось КРУ в своей проверке.

Так, за указанный период была искажена в учете стоимость недвижимого имущества МО (занижено или завышено) на 500 млн. долл. (2,7 млрд. гривен), выявлены нарушения земельного законодательства на 300 млн. долл. (1,7 млрд. гривен). Кроме того, сумма установленных расчетных потерь государственных ресурсов и неиспользованных резервов в размере почти 400 млн. долл. (1,9 млрд. гривен) приходится на такие нарушения, как реализация недвижимого имущества Вооруженных Сил и предприятий МО по ценам ниже реальных рыночных, а также получение жилья для военнослужащих по условиям договоров инвестиционной застройки на менее выгодных условиях и в меньшем количестве, нежели предусмотрено действующим законодательством. Как указывается в акте проверки, сумма в 1,9 млрд. гривен равняется плановым расходам госбюджета на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих на 2005 и 2006 гг. На эти средства можно было бы обеспечить жильем свыше 25% семей военнослужащих, находящихся на квартирном учете (всего в украинской армии насчитывается 38 тыс. бесквартирных офицеров), что с учетом планового финансирования за время руководства Анатолия Гриценко позволило бы решить эту проблему половине личного состава! Эти потери обусловлены также тем, что договоры инвестирования строительства, по которым МО может претендовать не меньше чем на 50% построенного жилья, предусматривали в реальности от 10 до 38% жилья для военнослужащих. Словом, за 2005 г. и первое полугодие 2006 г. Минобороны недополучило жилья на сумму свыше 200 млн. долл. Нормативными актами не допускается также заключение дополнений к договорам, по которым МО вместо жилья получает компенсацию его стоимости, значительно ниже рыночной. В результате ведомство потеряло 35 млн. долл., на которые также можно было строить для военных жилье. Отдельные договоры инвестиционного строительства заключались на условиях застройки привлекательных земельных участков и одновременно предоставления военнослужащим квартир в отдаленных населенных пунктах много меньшей стоимости. Иногда, наоборот, ведомство приобретало жилье по завышенной в несколько раз стоимости.

Земельные участки МО и недвижимое имущество даже через аукционы продавалось по цене в 1,5-10 раз ниже рыночных цен. Если учесть, что вместе с недвижимостью покупатели получали преимущественное право на аренду и дальнейшую покупку земельных участков, то можно сказать, что сотни гектаров земель достались новым собственникам в подарок от министра-патриота. А ведомственные предприятия и структуры, которым МО передавало свое (оно же - государственное) имущество, в дальнейшем распоряжались им (продавали) как собственным, без соответствующих правительственных решений. Так из ведения МО "ушли" Центральный военный санаторий "Ялтинский", объекты в Киеве, Николаеве, Одессе. Только во время проверки были приняты на баланс ведомства недвижимость и земельные участки на сумму 400 млн. долл. Примечательно, что значительное количество нарушений в инвестиционном строительстве жилья для МО и отчуждении военного имущества приходится на деятельность ГП "Укрконверс", ГП "Укрспецконверсия", общество "Элит Буд Сервис-2005", ООО "Теба Ко Лтд", "Исток-2001", "Укринмаш". Именно они "лидеры" по объемам сделок, принесших наиболее крупные финансовые потери (или прибыль?) военному ведомству.

Конечно, причастность министра к финансовым махинациям (если она была) нуждается в доказательствах. Но как глава военного ведомства, как политическая фигура (а позиционирование министра как политика, а не администратора - обычная практика недавних времен "оранжизма"), Анатолий Гриценко отвечает за "лицо" ведомства в глазах правительства и общественности. Почему при кристально честном министре собралась исключительная команда казнокрадов - вопрос, наверное, к самому Анатолию Гриценко. Тем более что многие весьма сомнительные документы подписаны лично министром...

Но именно он, развив невиданную активность по пиару собственных достижений на занимаемом посту, то ли не заметил, то ли "закрыл глаза" на продолжающуюся практику разворовывания военного имущества. При его предшественниках ситуация вряд ли была лучше нынешней, но это говорит только об одном: эта практика выгодна всем. В итоге к биографии Гриценко добавился документ, опровергнуть который будет уже невозможно: как минимум, попустительство хищениям имущества, а также упущения на ниве утилизации боеприпасов. Только "очень сведущий" человек мог способствовать утилизации украинских ПЗРК потому, что США обеспокоены теоретической возможностью передачи их террористам. В нынешнем году методом подрыва было уничтожено 1000 комплексов с ракетами, проект финансировала NAMSA, и его общая стоимость оказалась сопоставимой с рыночной ценой одного(!) уничтоженного комплекса. Робкие замечания экспертов о том, что в первоочередной утилизации, а значит, и финансировании нуждаются устаревшие опасные боеприпасы, а не вполне пригодные и невзрывоопасные ПЗРК, были проигнорированы.

Примечательно, что в одном из проектов договора между Украиной и НАТО по утилизации 133 тыс. т устаревших боеприпасов, 1,5 млн. ед. стрелкового оружия (к которым в 2005 г. и были добавлены 1 тыс. ПЗРК) NAMSA включила Центр имени А. Разумкова (а Гриценко до министерской должности был его президентом) в качестве головного исполнителя "разъяснительной", то есть пропагандистской, деятельности важности и перспективности сотрудничества Украины с натовской структурой. NAMSA же предложила установить стоимость этой "коммуникации" в 6% (!) от цены всего проекта, который оценивается в десятки миллионов долларов. Не известно, вошло ли данное предложение в окончательную редакцию документа, но тенденция явно прослеживается. Такое неприкрытое "содействие" говорит в первую очередь о полнейшей безнаказанности. Будет ли отчет министра обороны в украинском парламенте продолжением этой традиции?


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации