ЧТО ДЕЛАТЬ С ТРОФЕЯМИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №36.2005 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ТРОФЕЯМИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

Вадим УДМАНЦЕВ

ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРЕБУЮТ КОМПЛЕКСНОЙ УТИЛИЗАЦИИ БОЕПРИПАСОВ

22-23 сентября на базе ФГУП "Красноармейский НИИ механизации" прошла 6-я Международная научно-техническая конференция "Утилизация-2005". Организаторами ее выступили Минобороны России, Федеральное агентство по промышленности, Российская академия ракетных и артиллерийских наук. В конференции приняли участие 207 делегатов из 127 организаций, в том числе представители из Белоруссии, Украины и Казахстана, которые рассмотрели организационные и технические вопросы по комплексной утилизации боеприпасов, обеспечению экологической и технологической безопасности при утилизации, переработке высокоэнергетических и вторичных материалов и применению их в народном хозяйстве.

Нерешенность проблемы ликвидации (утилизации) списанных боеприпасов влечет за собой постоянные экономические потери и неизбежные техногенные катастрофы. Например, непригодные из-за физического и морального старения изделия могут угрожать несанкционированными взрывами, пожарами, разлетом ракет от воздействия шаровых молний. Согласно официальным данным, начиная с 1990 г. в среднем ежегодно на складах и арсеналах происходило от одного до двух случаев возгораний, каждый из которых наносил ущерб в десятки миллионов рублей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Вылежавшие гарантированные сроки хранения боеприпасы вследствие ряда физико-химических процессов ставят под угрозу сохранность соседствующих с ними годных боеприпасов, приводя к фактическому заминированию складов и арсеналов. Особо это относится к боеприпасам, которые хранятся со времен Великой Отечественной войны, к кассетным и сложным, окончательно снаряженным боеприпасам.

Так, ряд кассетных изделий имеют одну степень предохранения, при снятии которой их срабатывание может произойти как мгновенно, так и в период до 24-48 часов. Обращение с ними становится особо опасным, и безопасность гарантируется только локализацией взрыва. Изделия, хранящиеся в окончательно снаряженном виде, то есть с установленными взрывателями, готовы к немедленному применению. Некоторые взрыватели встроены внутри корпуса изделий и организуют целую систему, особенно это относится к кумулятивным, кассетным изделиям, некоторым видам авиабомб. Около 64% боеприпасов (по массе) содержат в своем составе гексоген, октоген и смеси с ними. Суррогатные взрывчатые вещества типа аммотолов, шнейдеритов и т.п. при длительном хранении в результате взаимодействия с окислами железа приближаются по чувствительности к инициирующим веществам, и обращение с ними становится особо опасным. Наконец, после окончания срока хранения тара становится непригодной, и появляются серьезные трудности погрузки боеприпасов в транспорт и разгрузки их. Имели место случаи, когда тара разваливалась при транспортировке. Недавно это привело к падению снаряда при разгрузке вагона и последующему срабатыванию метательного заряда. Пострадал человек. Да и сам факт хранения непригодных боеприпасов, с одной стороны, увеличивает загрузку складов, а с другой - создает впечатление об их достаточных запасах для выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

Кроме того, практически все применяемые высокоэнергетические материалы (взрывчатые вещества, пороха, твердое ракетное топливо, пиротехнические и инициирующие составы) являются токсичными веществами. Ряд взрывателей содержит в своем составе гремучую ртуть, в состав изделий входят также тяжелые материалы. Сжигание таких изделий на открытом воздухе либо массовые подрывы вызывают загрязнение окружающей среды, при этом особо опасно отравление воды и грунта. (Отравление, например, тротилом подземных водных источников фактически неисправимо). То есть при затоплении или захоронении боеприпасы не ликвидируются, а потому участники встречи в Красноармейске много говорили и о том, какие процессы утилизации требуют создания специализированных технологий, оборудования и производств.

НУЖНА КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ

Поскольку на конференции прозвучало 67 докладов, ограничусь лишь тезисами выступления генерального директора ФГУП "КНИИМ" Бронислава Мацеевича, который озвучил актуальную для всех делегатов форума "Концепцию утилизации обычных видов боеприпасов". Вследствие большого разнообразия типов изделий, громадной номенклатуры высокоэнергетических материалов, а также вопросов промышленной и экологической безопасности коллективу его института потребовалось, в первую очередь, осуществить классификацию боеприпасов для направленного подхода к разработке технологий и оборудования для каждого класса. Ученые из Красноармейска условно разделили все подлежащие утилизации изделия на 6 классов - по принципу единого технологического подхода к выполнению особо опасных операций: боеприпасы раздельно-шашечного снаряжения; боеприпасы с разрывным зарядом из тротила, боеприпасы со смесевым разрывным зарядом с плавкой компонентой не менее 20%; боеприпасы со смесевым разрывным зарядом без плавкой компоненты или с плавкой компонентой менее 20%; боеприпасы с жидкими, пластичными, эластичными ВВ; кассетные, кумулятивные и другие БЧ.

По боеприпасам, относящимся к 1-му классу, технологии разработаны, и заводы и арсеналы ими успешно пользуются. Успешно функционирует и технология утилизации тротиловых боеприпасов, требуется лишь наращивать ее объемы. Для проведения утилизации боеприпасов 3-го и 4-го классов имеется необходимая конструкторская и технологическая документация, но необходимо создавать соответствующие производственные мощности. А боеприпасы этих двух групп составляют свыше 80% всех подлежащих утилизации. Технологии уничтожения или переработки боеприпасов 5-го и 6-го классов еще не созданы, поскольку этих изделий сравнительно немного, но все они оснащены наиболее сложными системами управления взрывом: их трудно разбирать, они опасны в применении.

В "КНИИМ" считают, что в процессе утилизации всех без исключения взрывоопасных изделий должен соблюдаться ряд основных принципов. Во-первых, объектами такой работы должны быть все элементы боеприпасов, включая средства инициирования, взрывания, высокоэнергетические материалы (ВВ, пороха, топливо, пиротехнические составы), элементы корпусов, систем управления, тары и другие. Во-вторых, технология и оборудование должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала, зданий и сооружений. В-третьих, необходимо, чтобы выбросы в воздух, воду и почву не превышали предельно допустимых норм. В-четвертых, должен действовать и принцип экономической эффективности.

Для этого необходимо, чтобы суммарная экономическая нагрузка с учетом сокращения затрат на хранение для утилизации каждого конкретного боеприпаса была бы либо положительной, либо с минимальными экономическими потерями. Мировой опыт показывает, что в целом утилизация обычного вида боеприпасов является убыточной - стоимость процесса в виде дотаций государства составляет не менее 1,8 доллара за 1 кг боеприпасов с учетом частичной компенсации от использования получаемых утилизируемых материалов и не включает стоимость транспортировки. Для сокращения экономической нагрузки на утилизацию красноармейские ученые предлагают так организовать переработку утилизируемых материалов, чтобы придать им новые потребительские качества, экономически интересные для промышленности. Так, например, начиная с 1995 г. фактически большинство тротила из боеприпасов 1-2 классов потребляется горнодобывающей промышленностью в качестве тротила-У. Смеси зерненного пироксилинового пороха с баллиститом уже 12 лет применяются в промышленности, хорошо распространяются селипоры, находит применение ряд шашек разрывных зарядов. Утилизируемые ВВ из снарядов повышенного могущества также нашли бы свое применение в виде эмульсионных патронов для крепких пород, проработки подошвы скважин. Часть корпусов снарядов путем прокатки используется в качестве прочных полуосей для насосов и других машин. Анализ показывает, что существует свыше 100 направлений рационального использования ВВ, порохов и ТРТ, выбор которых должны осуществлять с экономической целесообразностью центры утилизации. Кроме того, предлагаемые технологии утилизации большинства боеприпасов позволяют сохранить часть элементов боеприпасов, особенно корпуса снарядов, глубоководных мин, авиабомб и некоторых других в качестве полуфабрикатов для модернизации боеприпасов и мобилизационного запаса на особый период. Подобный опыт был в 50-х гг. в Советском Союзе, когда было переснаряжено из суррогатного снаряжения в тротиловое свыше 20 млн. снарядов, и они стояли на снабжении армии в последующие 30 лет.

Пятый принцип - "региональный". Поскольку объемы утилизации, намечаемые на период 2006-2010 гг., составят около 1 400 000 т боеприпасов, хранящихся по всей территории Российской Федерации, и стоимость их транспортировки как опасных грузов составит свыше 12-15 млрд. руб., ученые предлагают приблизить места утилизации к местам хранения и путям доставки. Удешевлению процесса уничтожения боеприпасов способствовало бы создание производственных центров утилизации в регионах Дальнего Востока, в Сибири и на Алтае, на Урале, в Волжском, Северо-Западном и Центральном регионах. Во ФГУП "КНИИМ" также считают целесообразным сохранение производства утилизации тротилосодержащих боеприпасов в воинских частях ГРАУ и ВМФ. Насущно необходимо, по мнению Мацеевича, и создание нескольких передвижных установок утилизации гексогеносодержащих боеприпасов в морских контейнерах, чтобы сократить затраты на капитальное строительство. Например, для особо опасных боеприпасов 5-го и 6-го классов необходимо не менее 4-х подвижных комплексов, которые, размещаясь в войсковой части, могли бы передвигаться на расстояние до 2 тыс. км по разным точкам.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСПРОМА

С докладом "Анализ состояния работ по утилизации обычных видов боеприпасов на предприятиях ОПК" выступил начальник Управления промышленности боеприпасов и спецхимии Федерального агентства по промышленности Игорь Авсеенко. Он, в частности, сказал, что в текущем году началась реализация проекта Федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)", в котором предусмотрена утилизация около 85000 вагонов боеприпасов в 20-тонном измерении. К работе по выполнению заданий программы планируется привлечь 17 предприятий и 12 институтов и полигонов Управления промышленности боеприпасов и спецхимии Роспрома, 28 арсеналов ГРАУ Минобороны России (комплексная утилизация должна проводиться на 10 арсеналах и 4-х арсеналах ВМФ), а также различные объединения, некоторые высшие учебные заведения. Например, принято решение об организации спецкурса по утилизации боеприпасов и подготовке специалистов соответствующего профиля в одном из вузов Казани.

Игорь Авсеенко также сообщил, что в соответствии с государственным оборонным заказом в 2005 г. на утилизацию ВВТ выделяется 1 млрд. 46 млн. рублей, в том числе примерно 950 млн. руб. на проведение работ по утилизации боеприпасов. Работа по выполнению заданий госзаказа уже началась. Заключены контракты на проведение НИОКР и работ по капитальному строительству, 29 июня 2005 г. проведено уточнение ГОЗ, в начале сентября определены объемы практической утилизации и проведены конкурсы.

Начальник отдела Минэкономразвития России Петр Наумов напомнил участникам конференции, что согласно "Основам военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу" ответственность за решение задач по утилизации ВВТ с Вооруженных Сил, других войск будет снята и возложена на федеральные исполнительные органы. В настоящее время таким уполномоченным органом в части, касающейся утилизации обычных боеприпасов, может быть только Российское агентство по боеприпасам. Однако анализ итогов выполнения гособоронзаказов последних двух лет показывает, что основной объем работ (около 60%) по утилизации боеприпасов по-прежнему приходится на войсковые части и арсеналы, вклад ФГУПов в это направление составляет около 30%, а предприятий других форм собственности - около 15%.

Роспром предложил создать региональные центры утилизации боеприпасов на базе хорошо зарекомендовавших себя предприятий боеприпасной отрасли и даже реализовал свои предложения, выступив в качестве государственного заказчика по утилизации боеприпасов. Отметив это, Наумов сказал, что коренных изменений к лучшему в сфере практической утилизации в 2005 г. не произошло. Более того, представитель Минэкономразвития также проинформировал собравшихся, что при утверждении государственного оборонного заказа на 2005 г. была сделана попытка открыть ряд научных работ, или не имеющих актуальности, или же дублирующих те, что уже проводятся по заказу Минобороны РФ и Минпромэнерго. Однако чиновники Минэкономразвития после анализа предложений по уточнению Гособоронзаказа по вышеуказанным причинам, а также из-за отсутствия достаточно четких экономических обоснований отклонили от вступления в ГОЗ 15 научно-исследовательских работ.

"Когда нас пытаются убедить, что в результате выполнения научной работы и внедрения новой технологии будут снижены затраты на хранение существующих боеприпасов, уменьшены пожары, взрывобезопасность, повышена эффективность процесса утилизации, но при этом не называют конкретных цифр - то есть не указывают никаких экономических показателей, то такие предложения пройти не могут, - подчеркнул Петр Наумов. - В современных условиях перехода на программное целевое планирование такой подход неприемлем, и ни одна новая работа: ни научная, ни в области практической утилизации, ни в части капитального строительства, - не удовлетворяющая вот этим установленным требованиям, в Государственном оборонном заказе никогда не появится".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации