'Я НЕ ВЕРЮ В ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ВОЙНЫ'

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №1.2006 Г.

"Я НЕ ВЕРЮ В ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ВОЙНЫ"

Джасур МАМЕДОВ

Баку

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРУКТУРЫ ТРЕБУЮТ ОТ АЗЕРБАЙДЖАНА УСИЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД АРМИЕЙ

В этом году в Милли меджлисе (парламенте) ожидается принятие нового закона, включающего в себя механизмы гражданского контроля за Вооруженными Силами Азербайджана. Как заверили корреспондента "ВПК" в оборонном ведомстве страны, в настоящее время в законопроект вносятся последние штрихи. Следует отметить, что создание механизма гражданского контроля над армией - одно из четырех требований, предъявленных НАТО Азербайджану. Как скоро его удастся выполнить? Свой прогноз дает директор республиканского Центра демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Алекпер МАМЕДОВ.

- Как, на ваш взгляд, воспримут гражданский контроль в Минобороны Азербайджана?

- Начну с того, что сегодняшняя азербайджанская армия переживает нелегкие времена. Несмотря на повышение военных расходов в бюджете-2006 до 600 млн. долл. и успешное развитие отношений с НАТО, никаких позитивных изменений в наших ВС, как я считаю, не наблюдается. К сожалению, взяточничество и коррупция до сих пор процветают в оборонной сфере. Наши солдаты, офицеры и прапорщики все еще бедствуют: они получают очень низкую заработную плату и лишены нормального соцобеспечения. Практически во всех частях наблюдается нарушение прав военнослужащих, а "сомнительная" смертность солдат не уменьшается. Однако военные чиновники неустанно твердят, что Азербайджан успешно претворяет демократические реформы и все больше интегрируется в НАТО. Если верить их словам, то азербайджанские ВС давно уже соответствуют международным стандартам. Боюсь, это далеко не так.

- А вашему центру что удается?

- Для начала отмечу, что в настоящее время в Азербайджане есть порядка 15 программ, действующих в военной сфере. Мы же занимаемся восстановлением попранных прав военнослужащих, рассматриваем жалобы матерей, чьи сыновья-солдаты умерли при непонятных обстоятельствах, расследуем факты хищения в системе оборонного ведомства и т.д. К примеру, очень много жалоб поступает к нам по поводу гибели военнослужащих. Чаще всего под этой смертностью скрывается убийство солдат при труднообъяснимых обстоятельствах. И часто официальные структуры преднамеренно искажают правду. Объясняя причины смертных случаев, они пишут, что "произошло самоубийство" или "погиб по неосторожности". Мы очень активно сотрудничаем со СМИ и регулярно сообщаем им соответствующие факты, чем и вызываем нескрываемое раздражение руководства оборонного ведомства. Отчего нередко на нас оказывается всевозможное давление.

Силовые структуры считают, что высвечивание негативных фактов ложится черным пятном на ВС Азербайджана да еще и "снабжает врагов" негативной информацией. Несомненно, что таким способом военные чиновники пытаются препятствовать процессу формирования демократического контроля над армией.

- У вас есть конкретные данные о погибших военнослужащих в мирное время?

- Да, у нас имеются эти данные. Но прежде я хотел бы отметить, что в отличие от стран НАТО или МО России наши силовики отказываются давать информацию, связанную с "гибельной статистикой" в армии. Что же касается данных, которыми мы располагаем, то они таковы: в ушедшем году погибли около 40 и ранены более 50 азербайджанских военнослужащих. Правда, согласно уже другим источникам, объективные, подчеркну, цифры намного превосходят наши данные. В течение 11 лет перемирия (перемирие по Карабаху действует с 1994 г. - Прим. ред.) приблизительно 3500-4000 военнослужащих погибли по разным причинам.

- Отразится ли парламентское закрепление гражданского контроля над ВС Азербайджана, то есть принятие закона, на показателях смертных случаев?

- Если закон будет работать, то, конечно, эти показатели значительно уменьшатся. Возникнет необходимость наказания высокопоставленных чиновников, замешанных в укрывательстве информации. А остальным это будет хорошим уроком.

В странах НАТО уже давно сформировалось четкое представление, что гражданский контроль за силовыми структурами просто необходим. История человечества, да и недавнее прошлое Азербайджана достаточно ясно показывают, что неограниченная свобода силовиков влечет за собой тяжелые последствия для государства. Нередко наше МО переделывает указы президента на свой лад. Причем сила Минобороны настолько ощутима, что оно может оказывать давление на суды. В результате мы оказываемся свидетелями вынесения незаконных судебных решений. И все же в обществе назревает необходимость проведения изменений, впрочем, они неизбежны. Да и международные структуры в последнее время еще более усилили давление на азербайджанское правительство по вопросу обеспечения гражданского и парламентского контроля над ВС.

- А реальна ли защита голосов военнослужащих во время проведения выборов? Помнится, в канун парламентских выборов оппозиция обвинила власти в грядущем хищении голосов военнослужащих...

- К сожалению, азербайджанские военнослужащие хоть и обладают гражданскими правами избирать и быть избранными, но в сегодняшних реалиях эти права грубо нарушаются. Фальсифицировать выборы посредством "солдатского ресурса" удается за счет чрезмерного использования принципа подчинения, характерного для всех силовых структур. Эта "традиция" досталась нам в наследство от советского периода. Помните, как в 2003 году, выступая по телевизору в канун последних президентских выборов, министр обороны генерал Сафар Абиев объявил, что все военнослужащие проголосуют за Ильхама Алиева? Безусловно, общественность расценила это как старт кампании фальсификаций в армии. Вот поэтому-то и во время ноябрьских выборов в парламент мы были просто уверены, что в армии продолжатся фальсификации. И оказались правы. Доказательством служит множество имеющихся у нас фактов. Далеко за примером ходить не надо. Во многих избирательных округах, где кандидату от оппозиции удавалось набрать больше всего голосов, власти применили тактику использования солдатского резерва - за счет участков в армейских частях, находящихся в этом округе, они изменяли баланс голосов в свою пользу. Так что без гражданского контроля вряд ли нам удастся когда-нибудь избавиться от этих проблем, отражающихся на авторитете не только оборонного ведомства, но и всего государства.

- Как можно понять из ваших слов, азербайджанская армия еще далека от стандартов НАТО...

- Совершенствование наших ВС зависит не только от реформ в военной сфере. Огромную роль здесь играют политическая воля и решение экономических вопросов. Согласно натовским стандартам, министр обороны должен быть лицом гражданским. Более того, стандарты НАТО подразумевают соблюдение и защиту прав человека, уважение к мнению военных и т.д. В нашем же случае все происходит наоборот. Руководство МО Азербайджана далеко от такого принципа, как "демократическая армия". Увы, но умные, смелые и здравомыслящие военнослужащие у нас пока не ценятся.

- Находясь в Баку, представитель Североатлантического альянса Р. Симмонс намекнул, что власти Азербайджана не дают "добро" на создание в стране офиса НАТО и информационного центра. На ваш взгляд, в чем причина несогласия азербайджанской стороны?

- Как я полагаю, власти должны были согласиться с подобным предложением НАТО. Как-никак, это ускорило бы процесс претворения в жизнь реформ в оборонной системе. Кроме всего прочего, Азербайджан тем самым оказался бы в центре внимания этой структуры, что послужило бы, с одной стороны, определенным стимулом для оказания поддержки Азербайджану на международном уровне. С другой стороны, сегодняшние отношения нашей страны с НАТО носят больше поверхностный, нежели конструктивный характер. Несмотря на то что был принят совместный план IPAP, каких-либо подвижек в оборонной системе не чувствуется. Тогда как в Грузии, которая приняла аналогичный план, ситуация коренным образом отличается. Очевидно, президент и правительство испытывают, скажем так, трудности в выборе приоритетов. Выступая сторонниками сбалансированной политики в отношении США, Ирана и России, азербайджанские власти не имеют конкретной позиции.

- Вы упомянули Грузию. Там, как известно, альянс намерен разместить три информационных центра. Не ощущается ли здесь дискриминационное отношение Брюсселя к Азербайджану?

- И речи не может быть о дискриминационной политике. Я считаю, что Брюссель смотрит на все три закавказские государства одними глазами. Другое дело, что есть проблемы в степени активности каждой страны. К примеру, Грузия всегда четко придерживается позиции интеграции в атлантические структуры и, что самое главное, не отделывается одними лишь голословными заявлениями, а делает конкретные шаги. Это, в свою очередь, не ускользает от внимания руководства НАТО. В этом плане, конечно же, Грузия намного обогнала Азербайджан, которому давно уже следует активизировать свою позицию.

- В этом году военный бюджет, как уже отмечалось, составит 600 млн. долларов. Что в два раза больше, чем в году прошедшем. Как вы думаете, это свидетельство того, что страна готовится к войне за освобождение оккупированных территорий?

- Не думаю, что увеличение военного бюджета подразумевает намерение Азербайджана возобновить военные действия. Есть куда более важные причины. Одна из них, к примеру, может исходить из желания Азербайджана усовершенствовать свою оборонную систему и приблизить ее к международным стандартам с тем, чтобы стать сильным и мощным государством на Южном Кавказе. Безусловно, в случае провала мирного процесса наша страна будет отстаивать свои земли путем военных действий. И тогда фактор сильной армии будет иметь куда более важное значение, чем остальные факторы.

Но если честно, то я не очень-то и верю в возобновление войны. Дело в том, что эта проблема давно уже перешла границы интересов, затрагивающих обе стороны конфликта. Международное сообщество внимательно следит за происходящим и не допустит того, чтобы опять развернулись военные действия. Если при нынешних условиях какая-либо из сторон начнет войну, то это приведет к тому, что вовлечение международных сил в конфликт станет неизбежным.

3


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации