РЕЙТИНГ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 9/2008

РЕЙТИНГ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ

Кирилл ЛАВРОВ

НЕОБХОДИМО БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО ПОВЫСИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Общественный совет при Министерстве обороны РФ образован сравнительно недавно. Но за прошедшее время эта общественная организация набрала немалый вес и авторитет в обществе, в полный голос заявила о себе конкретными делами по укреплению имиджа и авторитета Вооруженных Сил, совершенствованию условий военной службы. "Военно-промышленный курьер" в серии материалов намерен рассказать об инициативах, которые были озвучены на выездных заседаниях Общественного совета, и в частности статс-секретарем - заместителем министра обороны Российской Федерации генералом армии Николаем ПАНКОВЫМ.

0x01 graphic

Есть такая профессия - Родину защищать.

Фото Алексея МАТВЕЕВА

Одно из таких заседаний прошло в Североморске и было посвящено совершенствованию нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, ветеранов войн и военной службы. Речь на нем, в частности, шла о том, что повышение социального статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты сегодня - предмет особого внимания как военно-политического руководства страны, так и практически всех институтов гражданского общества.

ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Президент Российской Федерации Владимир Путин 26 апреля 2007 года в Послании Федеральному собранию Российской Федерации определил: "Важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных Сил, - это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей". Министр обороны РФ Анатолий Сердюков среди основных направлений развития Вооруженных Сил также отметил социальную сферу, внимание к которой обусловлено объективными причинами.

Вряд ли откроем секрет, если скажем, что в общественном сознании россиян сегодня преобладает мнение о бедственном положении семей военнослужащих. Это полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 40% опрошенных признали, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже среднероссийского уровня. А почти 60% россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше этого уровня.

Но очевидность важности совершенствования законодательства в военно-социальной области сопряжена с рядом особенностей.

Во-первых, установленные законодательством социальные гарантии и компенсации не являются исключительным правом военнослужащих, а предоставляются сегодня значительной части населения России. Это члены их семей, граждане, уволенные с военной службы, ветераны войны и боевых действий, инвалиды военной травмы, члены семей погибших военнослужащих и, не в последнюю очередь, гражданский персонал Вооруженных Сил. Всего по расчетам это более 10 млн. граждан.

Во-вторых, социальный популизм. Имеются в виду попытки некоторых представителей законодательной власти, общественных организаций предложить заведомо нереальный путь решения той или иной проблемы, а затем обвинить правительство в неисполнительности. По сути, это спекуляция на наиболее острых социальных проблемах армии, за которой, как правило, стоят личные или корпоративные интересы. Социальные последствия подобных действий труднопредсказуемы.

В-третьих, в законотворческой деятельности сегодня сложилась практика, согласно которой на каждый законопроект требуется получить согласие Минфина России. Как правило, мнения его и Минобороны полярны. В результате согласованный вариант сильно отличается от первоначального замысла, выхолащивается компенсационный характер некоторых мер. Представляется, что это контрпродуктивный путь.

В-четвертых, социальные гарантии ориентированы на определенные категории граждан, но сами категории неоднородны, в том числе и по уровню доходов. А природа большинства социальных гарантий - поддержка действительно нуждающихся. Необходима адресность, а это довольно деликатная сфера - определение критериев помощи.

Поэтому социальная защита военнослужащих реализуется путем формирования и реализации военно-социальной политики Российской Федерации.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА СОЦЗАЩИТЫ

Деятельность государства заключается в установлении единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Центральным элементом механизма правового регулирования общественных отношений в сфере военно-социальной политики является система правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах - законах, указах президента, постановлениях правительства, ведомственных актах. Все это и составляет ту самую нормативную правовую базу, о необходимости совершенствования которой пойдет далее речь.

Одной из ее особенностей является множественность федеральных законов, содержащих правовые нормы, регулирующих социальную защиту граждан в целом.

Так, по подсчетам Минюста, нормы, имеющие отношение к социальной защите населения, прописаны сегодня более чем в 50 действующих законах. При этом лишь часть законов носит специальный социально ориентированный характер.

Значительным является также число нормативных правовых актов, регулирующих военно-социальную сферу: только законодательство о социальных гарантиях военнослужащих включает более 400 нормативных правовых актов; более 200 источников насчитывает законодательство о воинской обязанности и военной службе.

Вместе с тем законопроектная деятельность, в которой принимает участие и Министерство обороны, продолжается. Только в 2007 году по вопросам социальной защиты военнослужащих принято четыре федеральных закона. Это Федеральный закон от 6 января №1-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту".

Федеральный закон от 16 марта 2007 года №36-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации).

Федеральный закон от 22 июня №114-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в части установления выплат военнослужащим на содержание детей, посещающих детские дошкольные муниципальные и негосударственные учреждения).

Федеральный закон от 22 июня №113-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в части предоставления социальных гарантий семьям военнослужащих в случае безвестного отсутствия военнослужащего).

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется согласование еще нескольких проектов федеральных законов.

Непременным условием эффективного влияния на социальные процессы через совершенствование нормативно-правовой базы является также качественный анализ текущего состояния социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.

С этой целью в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" начиная с 1999 года ежегодно проводится соответствующий мониторинг.

Вся процедура осуществляется на основе единой системы показателей, по единому алгоритму оценки одних и тех же явлений и событий в различных силовых ведомствах и субъектах Российской Федерации.

Результаты мониторинга говорят о настоятельной необходимости дальнейшей разработки и осуществления на практике мер по последовательному повышению уровня жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, их семей, и особенно семей, потерявших кормильца-военнослужащего.

Анализ данных мониторинга позволил определить основные направления военно-социальной политики, требующие совершенствования регламентирующих документов:

- совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих;

- решение жилищной проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и семей погибших (умерших) военнослужащих;

- совершенствование медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- повышение эффективности социальной защиты и реабилитации участников боевых действий, семей погибших военнослужащих;

- создание действенных механизмов стимулирования труда гражданского персонала Вооруженных Сил;

- социальная адаптация, переподготовка и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы.

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ

За последние годы военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в группу с низким достатком. Главным фактором, определяющим уровень жизни семей военнослужащих, является денежное довольствие, так как оно служит (в отличие от большинства населения) основным источником дохода в семейном бюджете, а для большинства молодых офицеров - и единственным.

Поэтому совершенствование системы денежного довольствия - одна из центральных проблем современной военно-социальной политики.

Несмотря на принятые и обнародованные решения о поэтапном повышении денежного довольствия, необходимо признать их явную недостаточность. А спланированные показатели повышения сопоставимы с уровнем инфляции, что в реальном исчислении размер денежного довольствия не увеличивает.

Такое положение дел вызывает в офицерской среде непонимание, а в ряде случаев и открытое неприятие.

Сложившаяся практика ежегодного повышения военнослужащим окладов по воинским должностям и воинским званиям на 10-15% в начале каждого года, по сути, компенсирует только инфляционные процессы и не может реально повлиять на улучшение их социально-экономического положения. Так, денежное довольствие командира взвода после последних повышений недотягивает и до 15 тыс. рублей.

0x01 graphic

Армейский труд всегда сопряжен с риском для жизни.

Фото Юрия ШИПИЛОВА

Неудовлетворенность своим материальным положением приводит к низкой мотивации к прохождению военной службы. Поэтому перетекание военных кадров в гражданский сектор, другие силовые структуры приобретает устойчивый характер, чего нельзя сказать об обратном направлении. К сожалению, приходится констатировать: пока профессия военного не конкурентоспособна на рынке труда Российской Федерации. Это подтверждают и данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в апреле 2007 года. Так, на вопрос, какие профессии в России, по вашему мнению, наиболее престижны, мнения респондентов распределились так, что профессия военного оказалась лишь на 6-м месте после профессий бизнесмен, юрист, управленец, программист, врач. После него - милиционер, учитель, инженер, ученый.

С 2004 года темпы роста заработной платы даже наемного рабочего опережают аналогичные показатели для военнослужащих. Так, средняя номинальная начисляемая заработная плата наемного работника в Российской Федерации выросла с 7 тыс. рублей в 2004 году до 12,5 тыс. рублей на 1 июля 2007 года. А размер денежного довольствия солдата (матроса), проходящего военную службу по контракту, за этот период вырос с 3,6 тыс. рублей до 6-8 тыс. рублей.

Анализ соотношения денежного довольствия, получаемого лейтенантами, и прожиточного минимума, приходящегося на семью из 3 человек, показывает зависимость их социального положения от региона и местности проживания. Например, еще в прошлом году, несмотря на повышение младшему офицерскому составу денежного довольствия с 1 января 2007 г., большинство семей лейтенантов, проживающих в крупных городах на территории Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов, а также в отдаленных местностях Центрального федерального округа, продолжали оставаться за "чертой бедности". Сегодня денежное довольствие старшего стрелка, увы, также ниже средней заработной платы во всех основных сферах экономической деятельности.

Но, как говорится, не будем отчаиваться. Может, более важно то, что изменилось отношение общества к воинскому труду, набрала необходимую динамику система повышения выплат военнослужащим. Ведь неадекватность размера вознаграждения тяготам и лишениям воинского труда в истории Российской армии отмечалась и прежде. Еще в 1882 году военный министр генерал от инфантерии П. Ванновский докладывал императору Александру III: ":Непрерывный и в высшей степени тяжелый труд офицеров не вознаграждается сколь-нибудь удовлетворительно не только по сравнению со всеми другими профессиями, но даже по отношению к самым ограниченным потребностям офицерского быта. Тяжесть экономического положения офицеров особенно резко стала сказываться в последние годы вследствие непомерно возросшей дороговизны".

Многие помнят и другой период в истории нашей армии, когда размеры окладов денежного довольствия военнослужащих значительно превышали средний уровень заработной платы в стране. Так, в 1946 году лейтенант, командир взвода, сразу после окончания училища получал 120 руб. в месяц, а с 1950 года - 140 руб. Средняя заработная плата в стране в то время равнялась 48 руб. в месяц!

Кстати, с аналогичными проблемами сталкиваются и в армиях других стран. Показателен в этом плане пример США. При переходе на контрактную систему комплектования в 70-е годы прошлого века их аналитики пришли к выводу, что такие понятия, как "долг", "честь" и "защита Родины", перестали быть главной мотивационной силой, которая ранее позволяла решать вопросы комплектования и управления армией. Они изучили проблему определения оптимальных размеров денежного довольствия и выявили две основные группы причин неудовлетворенности службой военнослужащих различных категорий:

первая - это желание получать денежное довольствие не ниже общенациональных стандартов уровня жизни;

вторая - стремление осознанно выполнять свои служебные обязанности, иначе говоря, знать, за что служишь.

Указанные выводы вполне применимы к нашей нынешней ситуации, особенно в связи с переходом к комплектованию преимущественно военнослужащими по контракту.

РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ

В последнее время наметилась устойчивая тенденция снижения количества нуждающихся в жилой площади военнослужащих. Так, если на 1 января 2006 г. на учете нуждающихся состояли 157,8 тыс. военнослужащих, то уже на 1 июля 2007 г. в Министерстве обороны Российской Федерации числились 130,3 тыс. военнослужащих. К сегодняшнему дню эта очередь снизилась до ста с небольшим тысяч.

Объемы бюджетных средств, предусмотренных на строительство (приобретение) жилья и обеспечение военнослужащих государственными жилищными сертификатами в 2008-2010 годах составят по 40 млрд. рублей и более.

Это позволит обеспечить состоящих на учете военнослужащих постоянным жильем в 2010 году и завершить формирование специализированного жилищного фонда (служебного жилья) в 2012 году.

Однако размер выплачиваемой военнослужащим компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленной постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909, не решает проблемы - ее сумма составляет 900-1500 руб., что значительно меньше, чем расходы на наем жилья в частном секторе.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Увы, положение дел на этом участке не назовешь благополучным. Более того, в последнее время складывается устойчивая тенденция к относительному ухудшению пенсионного обеспечения "военных" пенсионеров. По тем же категориям (капитан - полковник при средней выслуге лет) соотношение размера пенсии и общефедеральной величины прожиточного минимума для пенсионера снизилось в 1,5 и более раз.

Если в начале 2000 года, например, в Москве их пенсии от 2,4 до 3 раз превышали городской пенсионный прожиточный минимум, то сегодня это соотношение снизилось до 1,5-1,8 раза.

Во многом такое положение объясняется невысоким уровнем так называемой базовой части денежного довольствия, из которой производится расчет пенсии.

Прямое увеличение денежного довольствия и, соответственно, пенсий, очевидно, сдерживается возможностями федерального бюджета. В этих условиях вносятся предложения, предусматривающие для лиц, проходивших военную службу или службу в правоохранительных органах, возможность влияния на размер полагающейся им пенсии в сторону увеличения при высоком уровне государственных гарантий.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения государством предпринимаются соответствующие меры, направленные на увеличение размеров пенсий. Какие?

Индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 декабря 2007 г. на 15%, по предварительным оценкам, позволила увеличить размер получаемой сегодня пенсии уволенным с военной службы в пределах 23-24%, а лицам, получающим пенсию по случаю потери кормильца, - в начале 2008 года в среднем почти на 600 рублей в месяц.

В настоящее время основной задачей пенсионного обеспечения является не установление дополнительных льгот различным категориям пенсионеров, а повышение общего уровня пенсионного обеспечения, поскольку эта проблема является актуальной для большинства категорий пенсионеров в связи с общим невысоким уровнем размеров пенсий в стране.

И последнее. В настоящее время в целях развития военно-социальной политики завершена разработка новой Концепции совершенствования социальных гарантий для военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Она состоит из трех этапов вплоть до 2016 года. Ее цель - сделать профессию военного конкурентоспособной на рынке труда, завершить создание реально действующей системы социальной и правовой защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации