РЕФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ

0x01 graphic0x01 graphic

№27 (243) 9 - 15 июля 2008 года

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ?

Александр ГОРЬКОВ

кандидат военных наук

ГДЕ И КАК БУДУТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИИ В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ЕДИНСТВЕННОЙ В МИРЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВКО

Среди военных угроз России наивысшую опасность в XXI веке представляют угрозы, исходящие из воздушно-космического пространства. Материальную основу для их реализации составляют силы и средства воздушно-космического нападения (ВКН). Анализ состояния, возможностей и перспективных направлений развития сил ВКН ведущих государств мира, а также отводимая им роль в войнах последних десятилетий (от Вьетнама и Египта до Югославии и Ирака) наглядно показали, что именно эти силы и средства приобрели способность самостоятельно решать не только стратегические военные, но и военно-политические задачи. Зависимость хода и исхода войны от результатов противоборства в воздушно-космическом пространстве превратилась в решающую закономерность вооруженной борьбы

Достигнутое единство сил воздушного и космического нападения, целостность освоенных ими форм воздушно-космической агрессии объективно требуют организации такой же интегрированной по решаемым задачам, привлекаемым средствам, реализуемым формам, пространству и времени действий воздушно-космической обороны (ВКО) государства.

Особо следует выделить значимость ВКО как фактора сдерживания агрессии. Главную роль в сдерживании войны, как известно, играют стратегические ядерные силы (СЯС). Пока будет существовать возможность получения ответного ракетно-ядерного удара, вероятность нападения на Россию будет мала. Но СЯС сами нуждаются в защите от разоружающего удара сил ВКН. Чем больше может быть сохранено сил и средств "возмездия", тем эффективнее будет решаться задача сдерживания. Единственным средством, способным решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара, и прежде всего СЯС, при воздушно-космическом нападении является система ВКО.

Сегодня это ясно не только ученым-теоретикам и войсковым практикам. Озабоченность состоянием и перспективами воздушно-космической безопасности Российской Федерации проявил президент, инициировавший разработку и одобривший Концепцию ВКО РФ на период до 2016 года и на дальнейшую перспективу. Данный беспрецедентный акт создал реальную предпосылку и поселил веру в то, что система ВКО в нашей стране будет создана.

Но систему строят люди. Сложнейшую технику эксплуатируют и применяют специалисты. Военные операции планируют профессионалы.

Учитывая транстерриториальность задач ВКО (необходимость их решения не на отдельных направлениях, а во всем воздушно-космическом пространстве), требуемую оперативность принимаемых решений (полет средств ВКН даже на "дозвуке" составляет 1000 км/час, а разрабатываемые в США гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) будут летать в 5-6 раз быстрее!), можно заключить, что функционер ВКО - это офицер-практик совершенно нового формата знаний, способностей и ответственности. А теория ВКО - принципиально новая и самостоятельная область военной науки, которую "не потянуть" ученому, "зацикленному" на исследовании традиционных наземных войн прошлого столетия.

Здесь закономерен ряд вопросов: откуда в ближайшее время возьмутся профессионалы-практики ВКО, способные в считанные секунды оценить обстановку, принять решение, поставить задачу и ответить за результат действий войск в воздушно-космическом пространстве? Откуда возьмутся профессионалы-ученые, способные разработать новую стратегию оперативного искусства и тактику применения войск, сил и средств ВКО? Откуда возьмутся те, кто обучит первых и выпестует вторых?

Для выпускников Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова ответы на эти вопросы очевидны. Специалистов ВКО готовит высшее военно-учебное заведение ВКО, дислоцируемое в Твери.

До появления Военной командной академии ПВО (так она называлась изначально) ни теория, ни цельный курс обучения оперативному искусству, тактике родов войск ПВО страны при их согласованном применении в единой системе ПВО не разрабатывались и не проводились нигде в мире. С превращением воздушного противника в единого воздушно-космического, который использует не только воздушную, но и космическую среду, в академии был образован факультет и кафедры ракетно-космической обороны. Так, военно-учебное заведение и в теоретическом плане, и в практической подготовке слушателей поднялось с уровня противовоздушной обороны до уровня воздушно-космической обороны (ВКО) в масштабах страны.

Лидерство СССР (РФ) в этом научном и педагогическом направлении признают и США, и другие страны. Его подтверждают руководители тех 20 стран, которые присылают на учебу в Тверь своих офицеров и курсантов.

Но реалии таковы, что это лидерство мы можем уступить. По ходу реорганизации системы военного образования все чаще выдвигаются предложения о нецелесообразности иметь в одном виде Вооруженных Сил (ВВС) две академии. И в качестве "лишней" "реформаторы" указывают на Военную академию ВКО. А тверскую "школу" рекомендуют превратить в "учебный центр ПВО" по переподготовке офицеров, нечто вроде "ремесленных курсов ПВО". Отдельные "счетоводы" даже приводят цифры и делают акцент на экономической выгоде от подобного решения.

Отбросив мысль о преднамеренном вредительстве в области национальной безопасности России, объективно и без эмоций оценим возможные последствия подобной "организационной оптимизации".

Первое. Воздушно-космическая безопасность РФ из некогда второстепенной стала важнейшей составляющей и неотъемлемой частью национальной безопасности страны. Она обрела ранг общегосударственной задачи. Подтверждением тому служит определение воздушно-космической обороны. Воздушно-космическая оборона - это "система политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер по подготовке и ведению военных действий в воздушно-космическом пространстве". А эти действия практически ведут все виды и рода войск ВС. Значит, ВКО никак не "вписывается" в компетенцию какого-либо одного вида ВС РФ (даже если это Военно-воздушные силы). Это не попутная, второстепенная задача, решаемая в промежутках между пехотными сражениями или бомбардировками позиций противника. Ее организация в целом является предметом заботы Верховного главнокомандующего (и эта забота уже проявлена подписанием Концепции ВКО), а в части военных мер - функцией стратегических органов управления ВС РФ. Отсюда и подготовка специалистов ВКО должна быть "надвидовой". В силу сказанного рассматривать Военную академию ВКО как "лишний вуз" в структуре ВВС неправомерно. Академия ВКО является необходимым вузом в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации.

Второе. Идеология подготовки специалиста ВКО требует обучения его комплексу знаний о формах и способах применения всех компонентов ВКО (системы предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны, контроля космического пространства, зенитного ракетного огня, истребительного авиационного прикрытия, разведки и РЭБ), о способах управления ими. Подготовка интегрированного специалиста такого рода должна быть организована под единым руководством и в общей образовательной среде.

Только академия ВКО осуществляет подготовку слушателей и курсантов одновременно для систем ПВО и РКО, составляющих основу системы ВКО государства. Только здесь проводятся реалистичные исследования вопросов строительства и применения системы ВКО в целом. Вся современная теория ВКО разработана в стенах данного вуза. Даже термин ВКО был рожден в ВА ПВО в первом военно-теоретическом труде на эту тему (1974 г.). Ни в прошлом России не было, ни в настоящем нет другого ни научного, ни образовательного учреждения, где работали бы специалисты обеих ветвей ВКО - противовоздушной и ракетно-космической обороны. В случае ликвидации академии продолжать исследования в области комплексной ВКО будет негде и некому.

Важным фактором является и то, что в Твери развернуты два научно-исследовательских института, занимающихся исследованием вопросов строительства системы ПВО государства и разработкой комплексов средств автоматизации для авиации. Совместное проведение научных исследований, а также постоянная взаимная ротация научных кадров, обмен опытом и информацией благоприятно влияют на качество научных результатов в области построения системы ВКО, внедрение в учебный процесс новых научных положений.

Третье. Любые попытки "перенести" подготовку специалистов из одного вуза в другой приносили очевидный вред и неочевидную пользу. Объяснимо, когда такая мера осуществлялась вынужденно. Например, с потерей Харьковской военной академии ПВО (в результате обретения независимости Украиной) подготовку руководящего инженерного состава для частей и соединений противовоздушной обороны пришлось возложить на Тверскую военную академию. Но ученые, педагоги, инженерный состав, обустроенные в Харькове, менять место жительства не стали. Научные школы распались. Учебно-материальная база была потеряна. На воссоздание всего этого в "новых стенах" ушло 15 лет. И, по мнению выпускников Харьковской ВИРТА, прежний уровень подготовки инженерных кадров до сих пор не достигнут.

В некотором смысле объясним перевод военных академий из столицы на периферию. По крайней мере, освобождается так необходимая при капитализме дорогостоящая недвижимость (польза не стране, но хоть кому-то). Кому же потребовалась инфраструктура ВА ВКО, удаленная от Москвы на 200 км? И многие ли профессионалы уйдут с "насиженных" мест в свои 40-60 лет, а именно таков диапазон возраста руководителей научных школ, ученых высшей квалификации? А тем, кто согласится на переезд, будут ли обеспечены адекватные условия? На все эти вопросы можно априори дать отрицательные ответы.

Следовательно, реформаторы заранее предполагают, что научные школы и педагогические коллективы по проблематике ВКО будут создаваться заново, "с нуля". Но потерю времени на создание новых коллективов, хотя бы равноценных ликвидируемым, можно определить на основе анализа сроков становления в свое время ВА ПВО им. Г.К. Жукова. На это потребовалось 10-15 лет (на 11-м году существования академии в ее стенах был подготовлен первый доктор наук). Желающие могут перевести эту потерю времени в денежный эквивалент и оценить "экономическую выгоду" от предполагаемых реорганизаций. Нет сомнений: затраты на "экономию" во многие разы превысят "дореформенные" расходы.

В настоящее время академия ВКО располагает научно-педагогическим потенциалом, костяк которого составляют ученые, которых нет в других учебных заведениях. С ликвидацией академии большая часть этого потенциала будет потеряна.

Подготовка специалистов осуществляется на уникальной учебно-материальной базе, аналогов которой в России нет (оборудованные средствами автоматизации и сведенные в единую систему учебные командные пункты всех систем ракетно-космической и противовоздушной обороны, а также реальная материальная часть вооружения). Все это создавалось более 50 лет и существует прежде всего благодаря энтузиазму преподавателей и научных сотрудников. С ликвидацией академии демонтаж и передислокация учебно-материальной базы из ВА ВКО в любое другое учебное заведение практически не представляются возможными.

Четвертое. Вместо источника расходов ВА ВКО им. Г.К. Жукова может быть превращена в реальный источник доходов для страны.

Уже сейчас в ее стенах обучаются представители более 20 стран мира (ни в одной другой академии такого показателя нет). Это реальная валюта державе.

Среди профессорско-преподавательского состава ВА ВКО есть специалисты, способные оказать помощь любому развивающемуся государству по вопросам:

- определения рациональной структуры и перспективного облика системы ПВО исходя из реальных угроз безопасности, возложенных задач по противовоздушной обороне и возможностей экономики государства;

- определения сбалансированного состава сил и средств (зенитных ракетных, истребительно-авиационных, радиотехнических и др.), максимально отвечающих потребности ПВО данного государства;

- определения целесообразного оперативного построения всей группировки ПВО государства и рационального боевого порядка войсковых формирований, составляющих ее;

- выработки оптимального замысла отражения воздушной агрессии, исходя из конкретно складывающейся обстановки.

Проведение перечисленного комплекса интеллектуальных работ повлечет за собой закупку вооружения государством-заказчиком на предприятиях ВПК РФ; интеллектуальное и материально-техническое сопровождение процесса совершенствования созданной ПВО и ее обслуживания; широкое представительство офицерского состава РФ в роли военных советников и инженеров на территории государства-заказчика; расширение видов, форм и масштабов подготовки специалистов по ПВО для иностранных армий.

Борьба за дешевый российский интеллект уже идет. В нее включился ряд государств, только в России не знают, что с этим интеллектом делать. С 1997 года регулярно проводятся совместные российско-американские учения по организации нестратегической противоракетной обороны. Примечательно, что все расходы на проведение учений берут на себя США. Зачем? А затем, что американцы умеют считать деньги. Они получили от этого гораздо больше - наш уникальный опыт в одной из областей ВКО.

Ряд азиатских и африканских стран, имея представление (в отличие от нас) о новом главном оружии современной войны, сделали приоритетным создание и развитие своих систем ПВО. Они готовы купить не только наше вооружение, но и наши "мозги", понимая, что нигде в мире организация ПВО не освоена так, как в России. Действительно, США и страны НАТО всегда делали ставку на ударные силы ВВС и имеют опыт в вопросах осуществления воздушной агрессии. А мы в 60-70-х годах занимались вопросами отражения этой агрессии во Вьетнаме, Корее, Лаосе, Сирии, Египте и других странах.

Складывается впечатление, что мы обеспокоены одним: как скорее освободиться от этого опыта и потерять преимущество там, где оно годами создавалось.

Экономическое состояние России 90-х годов могло служить некоторым оправданием сокращения боевого и численного состава группировок войск (сил), отвечающих за ВКО страны. Это явление временное. Но сегодня, когда, по словам президента Дмитрия Медведева, отмечается устойчивый прогресс в экономике, возникла ситуация, при которой у нас есть что оборонять. В скором времени - будет чем оборонять. А будет ли кому - зависит того, насколько взвешенно мы подойдем к реформированию системы военного образования.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации