Некоторые экономические вопросы военной реформы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4-5/1992

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ

Некоторые экономические вопросы военной реформы

Генерал-майор Г. Я. КИРИЛЕНКО,

доктор военных наук

Полковник запаса Ю. А. КУЗНЕЦОВ,

кандидат технических наук

СОКРАЩЕНИЕ ассигнований на нужды обороны стало реальностью, которая ведет к радикальному изменению порядка разработки и поставки вооружения и военной техники. Если прежде заказы Министерства обороны преимущественно обусловливались мощностями промышленности, то теперь - финансовыми возможностями. Поэтому задача рационального использования денежных средств становится особенно актуальной.

В 1991 году ассигнования на поставки вооружения и военной техники (по сравнению с 1988 годом) сократились на 19,5%, а в текущем году сократятся еще наполовину. Это вынудило Главное командование ОВС отказаться от ряда программ по разработке и поставке вооружения, сосредоточить выделяемые ассигнования на минимально допустимой номенклатуре, позволяющей произвести замену в войсках только самого устаревшего вооружения (выпуска 50-х, 60-х годов), финансировать уже ведущиеся разработки, резко ограничив перспективные исследования. Дальнейшее сокращение ассигнований неизбежно скажется на подрыве технической оснащенности и снижении боевой готовности Вооруженных Сил в целом. В связи е этим возникает потребность рассмотреть некоторые экономические вопросы, влияющие на оборону страны.

Экономика и оборона. Главной задачей Вооруженных Сил государства является отражение возможного нападения, поэтому мощь армии и флота - важнейший фактор, сдерживающий потенциального агрессора. Роль данного фактора, на наш взгляд, снижается и даже утрачивается при отказе от нанесения упреждающих ударов, так как агрессор в ходе первых массированных ударов может достичь решающего успеха, не рискуя быть подвергнутым превентивному удару. Следовательно, учитывая главную задачу вооруженных сил, отказ от упреждающих ударов по подготовившемуся к агрессии противнику вряд ли можно считать обоснованным и экономически выгодным. Ведь затраты на нанесение агрессору неприемлемого для него ущерба в ответных действиях будут значительно больше, чем затраты, необходимые для достижения данной цели посредством упреждающих ударов.

Мирная политика государства определяет оборонительный характер военной доктрины, однако последняя не должна исключать упреждающие удары. Более того, последние вполне вписываются в содержание нашей военной доктрины, причем с не меньшим успехом, чем, например, в концепциях «неотвратимого возмездия», «гибкого реагирования» или «прямого противоборства» (США и НАТО).

Отказ от упреждающего удара может дать лишь некоторый политический эффект. Но нет уверенности в том, что такой политический шаг будет однозначно оценен агрессором. Следовательно, при сохранении оборонительной направленности советской военной доктрины, на наш взгляд, отказ от нанесения упреждающего удара допустим только на определенный срок в расчете на адекватные действия другой стороны (например, прекращение испытаний ядерного оружия). Во всех остальных случаях оборона страны должна быть более прочной и, как следствие, еще более дорогостоящей. Таким образом, экономический проигрыш очевиден.

Армия и местные органы власти. Отношения, складывающиеся между ними в новых экономических условиях, имеют существенный недостаток- армия отчуждена от бюджета местных органов власти. В связи с этим возникает немало проблем, наиболее важные из них касаются использования земли и жилья.

В Основах законодательства республик о земле среди тех, кто освобождается от платы за используемую территорию, Главное командование ОВС не числится∗. Безвозмездная передача участков земли армии, по мнению местных Советов, наносит хозяйству экономический ущерб. Этим во многих случаях объясняется их негативное отношение к Вооруженным Силам. Нормализовать положение можно, если армия будет арендовать у местных органов власти землю по контракту, который должен предусматривать выполнение определенных обязательств (участие в решении проблем, связанных с дорожной сетью, экологией и т. п.). Внедрение арендной платы за землю формально увеличит расходы на оборону, т. е. они будут компенсацией за использование территории тем регионам (областям, республикам), в которых размещаются военные объекты. Причем арендная плата должна дифференцироваться в зависимости от местности и качества земли. Разумеется, в условиях рыночных отношений услуги, оказываемые армией (уборка урожая, строительство, ремонт и др.), должны оплачиваться.

Согласно правительственным решениям Министерству обороны выделялось определенное количество квартир в строящихся домах. В условиях самофинансирования это вызывает возражения: предприятия и местные Советы должны выделять жилье из своих фондов. Очевидно, что в новых условиях хозяйствования желательно отчислять необходимые для строительства жилья ассигнования непосредственно Главному командованию. Формально это несколько увеличит военные расходы. Однако здесь речь будет идти об ином порядке планирования и учета того, что получает ГК ОВС СНГ. По нашему мнению, реализация данного предложения нормализует взаимоотношения армии с местными органами власти.

Профессиональная эксплуатация военной техники. Новые образцы военной техники становятся все более сложными, а их эксплуатация возможна лишь профессионально подготовленными расчетами (экипажами и др.). Естественно, возникает вопрос - соответствует ли современным требованиям качество эксплуатации военной техники в армии? В отношении некоторых ее видов ответ однозначно отрицательный. Критерием сравнительной оценки могут быть показатели фактической надежности (ресурса) аналогичной техники, использующейся в войсках и народном хозяйстве. Например, наработка на отказ радиолокационных станций П-37 (одного поставщика) в Министерстве гражданской авиации в 2,5-3 раза больше, чем в войсках. К основным причинам, препятствующим повышению качества эксплуатации военной техники, целесообразно отнести: частую сменяемость кадров; отсутствие материальных стимулов правильного использования техники; отвлечение офицеров на выполнение задач, не связанных с эксплуатацией военной техники. Для решения этого вопроса в первую очередь следует осуществить переход на профессиональное обслуживание и эксплуатацию военной техники по контракту. Заключение контракта должно быть добровольным. Однако его содержание должно предусматривать выполнение обязательств, необходимых для обеспечения боевой готовности соединения (части). Экономический выигрыш будет заключаться в повышении надежности и ресурса военной техники, проигрыш - в увеличении оплаты труда обслуживающего персонала ∗∗.

Защита прав военнослужащих. Чтобы решить этот вопрос, по нашему мнению, необходимы социальная защита и выработка конкретной системы взаимоотношений военнослужащих с армией. Для этого представляется целесообразным заключение со всеми военнослужащими контрактов, в которых должны оговариваться обязанности и права сторон. Текст договора - типовой. Он должен предусматривать] возможность военнослужащего выбирать военную профессию (специальность), право соглашаться (не соглашаться) на повышение в должности (назначение), соблюдение армией определенных обязанностей, а также ответственность, включая вопросы социальной защиты личного состава. Кроме того, в нем могут быть оговорены особенности службы в мирное и военное время.

Военная реформа призвана в первую очередь обеспечить оборону страны. Ее состояние в значительной мере зависит и от правильного решения правовых вопросов. Поэтому уже сегодня необходимо определить такое правовое положение военнослужащих, которое было бы оптимальным с позиций обороноспособности государства. Покажем это применительно лишь к двум аспектам: права человека и всеобщая воинская обязанность, приоритеты в службе и льготы.

Права человека и всеобщая воинская обязанность находятся в некотором противоречии, которое может быть преодолено путем заключения контракта. Однако это не распространяется на свободу совести: если гражданин не приемлет службу в армии, то вряд ли он ей нужен. Для решения этой проблемы вполне оправдано введение альтернативной службы, которую можно было бы проходить не только в Вооруженных Силах, но и в народном хозяйстве.

Приоритеты в службе и льготы. Служба в войсковых частях (на кораблях) должна иметь наивысший приоритет. В связи с этим предлагается ввести обязательное условие для получения воинских льгот - определенный срок службы в указанных частях (ценз боевой службы). Некоторые виды деятельности в армии вообще не должны считаться военными (например, финансовая, торговая и др.). Ими обязаны заниматься гражданские лица.

Разработка и поставка вооружения и военной техники являются важнейшей сферой взаимодействия Главного командования с промышленностью. Поскольку же договор на поставку техники заключается, как правило, только на один год, возникает ряд сложностей.

Во-первых, нарушается упорядоченность и непрерывность производственного процесса. Обычно разработанные образцы техники поставляются в течение нескольких лет. Технологический цикл изготовления б-12 месяцев на головном сборочном предприятии и несколько месяцев на заводах-смежниках. Немало сил и времени уходит на согласования и заключения договоров с поставщиками. Кроме того, возможны задержки (простои) по различным непредвиденным причинам. Поэтому договор желательно заключать за 1,5-2 года до начала поставки.

Во-вторых, изменение ценообразования приводит к экономическим убыткам. Для обеспечения минимума себестоимости выпуска единицы изделий необходимо установить оптимальные затраты на оснащение производства с учетом количества продукции, которую надо изготовить. При годичных договорах заказчик старается минимизировать цену на изделие. Это не дает желаемого экономического эффекта от затрат на выпуск потребного количества данного изделия (за все годы). Следовательно, оптимальным будет увеличение объема финансирования на оснащение в начальный период производства с последующей компенсацией этих затрат за счет более низкой себестоимости. Ежегодная минимизация затрат в первые годы приводит к возникновению ложной экономии, которая препятствует получению должного экономического эффекта при производстве изделия.

В-третьих, осложняется связь с поставщиками-смежниками. Они стремятся к устойчивому, гарантированному сбыту своей продукции. Ежегодное прекращение договоров является искусственным нарушением связей.

Решение этой проблемы видится в заключение договора (контракта) о потребном количестве изделий на соответствующий срок. Введение долговременных контрактов на поставки вооружения и военной техники дает только положительные результаты. Следовательно, этот порядок надо распространить на всю кооперацию по всей цепи поставщиков. Предприятия промышленности и заказывающие управления Главного командования, очевидно, поддержат такой способ решения этого вопроса.

Представляется целесообразным и заключение единого сквозного контракта на разработку и поставку требуемого заказчиком количества изделий. С одной стороны, конструкторская документация определяет технологию изготовления, а значит, трудоемкость и цену, с другой - если договор на поставку будет заключаться после опытно-конструкторских работ, то при традиционном определении цены на изделие будет утеряна та ее часть, которая соответствует снижению себестоимости за счет реализованных в конструкторской документации технологических и других новшеств. Сейчас, чтобы обеспечить более высокую начальную цену на изделие и избежать при подготовке выпуска продукции больших затрат, бывает выгодно не совершенствовать документацию до принятия решения о серийном производстве изделий. Поэтому изготовление начинают при «нулевой» оснастке. В последующие годы будет проводиться дополнительное оснащение и снизится себестоимость. При сквозном контракте цена на изделие определяется до начала разработки, поэтому усилия разработчиков и изготовителей будут направлены на снижение начальной себестоимости. Эффект сводится к тому, что заказчик будет иметь определенность в цене на изделие (начальной и средней), повысится качество технологической отработки конструкторской документации, улучшится оснащение производства, повысится уровень качества изделия, уменьшатся сроки освоения, увеличится количество изделий, выпускаемых в первые годы.

Санкции при невыполнении обязательств по поставкам. Основной недостаток отечественной экономики-срывы обязательств по договорам. Поставки военной продукции не являются исключением. Если не будет повышена договорная дисциплина, не будет и перехода к рынку. Решить эту проблему можно, на наш взгляд, только при помощи экономических рычагов. Для этого целесообразно придерживаться принципа: поставщик полностью компенсирует материальный ущерб, который он наносит получателю срывом поставок. При этом стоимость недопоставленной продукции не имеет значения. Можно не поставить на рубль, а убытки составят миллионы, которые нужно будет компенсировать. Именно на таком принципе построены договорные отношения в странах с рыночной экономикой. Следует подчеркнуть и то, что выпускающие предприятия объективно находятся в более тяжелом положении: ввиду большой доли заимствованного труда в продукции головного завода срывы поставок «замораживают» объемы оплаченного не только своего, но и чужого труда. Поэтому выпускающие заводы нуждаются в новом порядке хозяйствования больше, чем их смежники. В целом, перечисленные выше факторы свидетельствуют о сложности обстановки, в которой предстоит реализовать военную реформу. Поэтому основные структурные преобразования в армии и на флоте, не связанные с принятыми обязательствами по международным соглашениям, а также решения основных социальных проблем в Вооруженных Силах, по нашему мнению, целесообразно проводить поэтапно и только после стабилизации экономической обстановки в стране.

∗ Ни в США, ни в Германии, ни во Франции, ни в других развитых странах военные ведомства земельный налог не платят.

∗∗ В армиях некоторых стран военная техника эксплуатируется гражданскими расчетами. В США, например, радиолокационные станции AN/FPS-117, применяемые в ПВО, обслуживаются специалистами фирмы поставщика «Дженерал электрик»,


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации