Показатели риска и управление безопасностью военной службы
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 48-56
Показатели риска и управление безопасностью военной службы
Полковник Н.Н.РАДАЕВ,
доктор технических наук, профессор
ПРОБЛЕМА обеспечения безопасности военной службы является одной из наиболее актуальных, что подтверждает разработанная Концепция безопасности военной службы в ВС РФ. Для эффективного управления безопасностью необходимо иметь достаточно развитую систему методов анализа и оценки опасности различных видов деятельности, связанной с военной службой. Классификация опасностей, сопровождающих военную службу, приведена на рисунке.
Потенциал опасности, имеющийся в объектах (районах) техносферы, природной среде, а также в обществе, реализуется в форме опасных событий.
В ходе опасных событий формируются опасные (поражающие и .вредные) факторы для военнослужащих, местного населения, объектов ВВТ и техносферы, окружающей природной среды. К ним относятся: радиационные (поля ионизирующих излучений), механические (ударные нагрузки), баллистические (прострелы пулями, осколочные поля), термические (пожары), электромагнитные (поля электромагнитных излучений) и другие воздействия, избыточные концентрации радиоактивных веществ, канцерогенов и токсикантов. При этом от поражающих факторов ущерб наносится в процессе воздействия (при попадании рассматриваемых объектов в зону поражения), а последствия вредных факторов проявляются с определенной вероятностью только после него. Возможность наступления этих последствий также характеризуется риском, зависящим от интенсивности действия вредного фактора. Рассматривают, например, радиационный риск при облучении ионизирующим излучением, оцениваемый вероятностью негативных стохастических эффектов (смерть в течение последующей жизни от радиационно-индуцированного рака или генетических повреждений), в зависимости от дозы. Таким образом, риск для военнослужащих и местного населения может иметь место и без опасных событий из-за неблагоприятных эффектов в результате действия вредных факторов, сопровождающих нормальную эксплуатацию объекта или формирующихся вследствие загрязнения окружающей среды. Действие вредных факторов проявляется главным образом при длительном несении службы на объекте повышенной опасности или проживании на загрязненной территории.
В качестве объекта воздействия опасных факторов в зависимости от цели оценки могут рассматриваться отдельные военнослужащие (оценка индивидуального риска для заданных условий военной службы), группы или категории военнослужащих (оценка коллективного риска), личный состав Вооруженных Сил, население региона и страны в целом (управление риском), объекты ВВТ и инфраструктуры (оценка риска их разрушения), экономика государства (планирование экономического развития), окружающая среда (оценка экологического риска).
Воздействие опасных факторов приводит к ущербу для здоровья человека (его ранению, болезни или даже смерти), состояния объектов ВВТ и инфраструктуры (вывод из строя), окружающей среды (ухудшение), экономики, боеготовности Вооруженных Сил, обороноспособности государства. Различают непосредственный ущерб и косвенные (отдаленные) последствия. Последние рассматриваются, как правило, в рамках системы более высокого уровня (регион - отрасль экономики - обороноспособность страны) и включают: военно-политические (ухудшение военно-политической обстановки) и чисто военные (уменьшение боевого потенциала Вооруженных Сил из-за потери комплекса оружия или снижения его боевой готовности); социально-экономические (утрата того или иного вида собственности, затраты на переселение людей, выплату компенсаций пострадавшим, упущенная выгода от незаключенных и расторгнутых контрактов, нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности, снижение доверия к государственным институтам, ухудшение условий жизнедеятельности людей, рост социальной напряженности в обществе);
экологические (ухудшение природной среды и затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий) и другие последствия.
Степень опасности характеризуют риском, для оценки которого необходимы количественные показатели, позволяющие обеспечить сравнимость состояния безопасности военной службы между соединениями, объединениями и видами Вооруженных Сил, а также между категориями военнослужащих в условиях повседневной деятельности (риск, связанный с выполнением опасных операций и действиями в боевой обстановке, составляет предмет специального рассмотрения).
Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(Δt) наступления этих событий за интервал времени Δt (как правило, за год). Вероятность Q(Δt) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков от различных событий для одного или различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).
Риск связывают также с размером ущерба (w) от опасного события, как правило, в натуральном (число пострадавших и погибших, размер зоны действия опасных факторов) или стоимостном выражении. Его наиболее общим показателем считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год
Если в течение года может произойти N реализаций опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий
где wk - ущерб от k-й реализации;
wc - средний ущерб при реализации опасного события;
a(Δt) - математическое ожидание числа событий за год (частость).
Оценки частости некоторых опасных событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1, а ущерба - в табл. 2.
Если возможный ущерб wk (к =1, ..., N) от опасного события представить как выборочные значения некоторой случайной величины W, то при Δt → ∞ со получим (в неизменных условиях) генеральную совокупность, которой принадлежит статистика опасных событий за год. Самой общей вероятностной характеристикой этой случайной величины является функция распределения P(w) = P(WУдовлетворительное описание распределения опасных событий по размеру ущерба достигается логарифмически нормальным распределением, распределениями Вейбулла, экстремальных значений и другими.
Таблица 1
Частость опасных событий
Таблица 2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России
Следует учитывать, что опасные события могут классифицироваться по масштабу, тяжести последствий и другим признакам. Так, международная шкала ядерных событий включает семь уровней (глобальная авария, тяжелая авария, авария с риском для среды, авария в пределах АЭС, серьезное происшествие, происшествие средней тяжести, незначительное происшествие); чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера делятся на шесть классов (местные, локальные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
При известном распределении по ущербу может быть рассчитана доля q1 = P(wHJ ≤WeJ) опасных событий j-го класса, где wHj и weJ - нижнее и верхнее критериальные значения для отнесения события к j-му классу. Тогда число событий j-го класса прогнозируется по формуле aj(Δt) = qj a(Δt).
В сложных системах, в которых воздействию опасных факторов подвергаются некоторые элементы, происходит накопление ущерба от отдельных опасных событий, и для оценки риска следует использовать показатель (2).
Для вычисления Q(Δt) и a(Δt) рассматривают распределение опасных событий во времени. Представим его простейшим пуассоновским потоком случайных событий, для которого случайное число Ц, событий, происходящих в течение времени Δt, распределено по закону Пуассона
Для редких событий (например, тяжелых радиационных аварий типа Чернобыльской), когда a(Δt)1 (практически при a(Δt)< 0,1), приближенно можно считать, что Q(Δt) ≈ a(Δt) = λ Δt, т.е. показатели частости редких событий для конкретного объекта и системы из объектов совпадают. Оба показателя вычисляются через интенсивность λ опасных событий. Следовательно, имея модель динамики интенсивности λ (t), можно прогнозировать частость в случае нестационарного потока опасных событий.
Степень опасности различных видов деятельности для персонала потенциально опасных объектов и военнослужащих обычно характеризуется индивидуальным и коллективным рисками. Индивидуальный риск - это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья военнослужащего на территории его возможного нахождения из-за действия в течение времени At опасных факторов профессиональной деятельности, проявляющихся постоянно либо в случае реализации опасных событий. Количественно индивидуальный риск характеризуется вероятностью Qo(Δt) получить ущерб здоровью.
Человек живет только один раз, и для него такое событие, как смерть, за любой интервал времени характеризуется только вероятностью наступления. Аналогичная ситуация имеет место при рассмотрении риска разрушения конкретного объекта. Если в формуле (1) принять w = 1, то показателем риска смерти человека будет вероятность Q(Δt) хотя бы одной реализации опасного события за рассматриваемый интервал времени (при условии его нахождения в зоне поражения). При наличии ряда опасных событий риски от них складываются, а вероятность Q( Δt) увеличивается, асимптотически приближаясь к единице. Индивидуальные риски смерти приведены в табл. 3.
Таблица 3
Индивидуальные риски смерти в условиях деятельности человека
Риск оценивается статистическим либо вероятностным (с помощью математических моделей) методом. Так, средний индивидуальный риск смерти военнослужащего в Вооруженных Силах в связи с выполнением обязанностей военной службы оценивается по формуле
где d - число смертей в год по рассматриваемой причине;
п - численность группы, на которую распространяется оценка (в данном случае - Вооруженных Сил).
Например, в России в 1997 году вследствие катастроф техногенного и природного характера погибло около 1700 человек. Поделив это значение на численность населения РФ, получим средний индивидуальный риск смерти в России по данной причине, равный примерно 10~5 в год. Индивидуальный риск от чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов составляет порядка 10~4 в год. Необходимо иметь в виду, что последствия даже самого опасного события, будучи распределенными на большое количество людей, лишь незначительно повышают индивидуальный риск. Поэтому надо рассматривать конкретные группы или категории рискующих.
Прогноз индивидуального риска можно сделать, установив взаимосвязь Qo(Δt) с частостью опасных событий
где a(Δt) - математическое ожидание числа опасных событии на территории возможного нахождения индивидуума из оцениваемой группы;,
п - численность группы, на которую распространяется прогноз;
dc - среднее число погибающих от рассматриваемого опасного события.
Число смертей среди определенной совокупности людей от редких событий, когда статистика отсутствует, можно оценить с помощью математических моделей, например по формуле dc = Q(Δt)Sp, где S - средняя площадь зоны поражения при реализации опасного события (кв. км); р - средняя плотность населения в районе возможных опасных событий (чел./ кв. км.).
Естественно, что по территории страны риск распределен неравномерно. Так, регионы России ранжируются по индивидуальному риску смерти от чрезвычайных ситуаций (в порядке убывания) следующим образом: Дальневосточный, Сибирский, Северо-Западный, Уральский, Северо-Кавказский, Центральный, Приволжский. Аналогично можно установить распределение рисков по видам Вооруженных Сил, объединениям, соединениям и категориям военнослужащих.
Коллективный риск оценивается числом d смертей в результате действия определенного опасного фактора на рассматриваемую совокупность людей численностью п. Так, если r = 5,6٠10-2 Зв-1 - коэффициент риска смерти от рака в результате облучения, то для коллективной дозы D- 12 481,1 чел. Зв, полученной « = 119 416 ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС, число смертей от радиационно-индуцированного рака в течение последующей жизни d = r D ≈ 70. Заметим, что прогноз смертности от спонтанного рака дает d = 167.
Изложенный методический аппарат может быть использован в интересах управления безопасностью военной службы путем решения двух задач: прогноза опасности {безопасности) военной службы различных категорий военнослужащих в типовых условиях деятельности и оценки состояния безопасности в конкретных соединениях, объединениях и видах Вооруженных Сил по реальной статистике.
Под безопасностью обычно понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность военной службы характеризует защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил. Состояние безопасности (методически правильнее - опасности, так как риск - характеристика степени опасности) военной службы в соединении (объединении, виде ВС) целесообразно оценивать следующими показателями: абсолютными, которые делятся на прямые (коллективный риск) и косвенные (степень загрязнения мест дислокации, число или вероятность аварий и катастроф с объектами ВВТ, вооруженных нападений, преступлений, площади зон загрязнения либо возможного поражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, степень готовности к эффективной ликвидации последствий аварий), и относительными (индивидуальный риск смерти военнослужащего, сокращение ожидаемой продолжительности жизни).
При рассмотрении безопасности военной службы с точки зрения возможного ущерба для государства целесообразно использовать абсолютные показатели риска, а по отношению к военнослужащим - относительные.
Под управлением безопасностью военной службы понимается система мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах органами военного управления по разработке, обоснованию и реализации программ деятельности, призванных обеспечить снижение различных видов риска и достижение уровня безопасности военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды. Другими словами - это деятельность по снижению риска до уровня, который общество считает приемлемым.
Обеспечение безопасности общества в целом и военнослужащих в частности может достигаться, во-первых, принятием всех мер, которые практически осуществимы, и, во-вторых, снижением риска до приемлемого уровня.
Реализация первого направления деятельности затруднительна, поскольку любое общество имеет ограниченные ресурсы. Риск же смерти для опасных профессий различается на два-три порядка, а эффективность затрат на безопасность, выражаемая числом спасаемых жизней на единицу затрат, - на четыре порядка. Поэтому достижение абсолютной безопасности от одного фактора экономически нецелесообразно, так как приводит к неэффективному расходованию средств.
Второе же направление, основанное на Использовании показателя «затраты - выгоды», позволяет оптимизировать Защиту путем сравнения затрат и полезности от нее. Для этого устанавливается уровень приемлемого риска - максимально допустимый риск Qo(Δt)d, оправданный с точки зрения экономических и социальных факторов. Приемлемые уровни различаются для рисков вынужденного (профессионального) и добровольного. Так, предел индивидуального риска для техногенного облучения лиц из персонала в Нормах радиационной безопасности равен 1.10 -3 в год, а для населения - 5 10 -5 в год. Шкала опасности человеческой деятельности приведена в табл. 4.
Таблица 4
Классификация условий профессиональной деятельности
Средней величиной приемлемого риска в профессиональной сфере обычно принимают 2,5 10 -4 гибели человека в год. Условия военной службы считаются безопасными, если риск для военнослужащих ниже приемлемого, и опасными, если выше.
Приемлемый уровень риска для отдельных категорий военнослужащих может быть более высоким, чем для других видов профессиональной деятельности в силу специфического предназначения Вооруженных Сил. Но тогда для категорий военнослужащих, подвергающихся повышенному риску, должны быть предусмотрены социально-экономические компенсации (надбавки к денежному содержанию, дополнительный отпуск, санаторно-курортное обслуживание и др.) дополнительных факторов риска, связанных с осуществлением жизненно важных для государства функций.
При Qo(Δt) > Qc(Δt)d имеет место недопустимый (чрезмерный) риск. Любая деятельность в этой области в мирное время должна быть запрещена, даже если она выгодна для общества в целом. На этапе обоснования проектов (видов деятельности) принимается решение об их нецелесообразности, принятии мер защиты либо социально-экономических компенсациях.
Кроме уровня приемлемого риска устанавливается также уровень пренебрежимого риска Qo(Δt)n, который принимается равным 10 -6 в год. Условия деятельности, в которых Qo(Δt) < Qo(Δt)n, не требуют специальных мер по повышению безопасности и не контролируются регулирующим органом.
Условия деятельности, для которых Qo(Δt)n ≤ Qo(Δt) ≤ Qo(Δt)d, относятся к области оптимизации (приемлемого риска), в которой меры защиты от конкретных опасностей должны приниматься с учетом экономического обоснования их целесообразности. Любая деятельность в этой области является предметом контроля для регулирующего органа.
При обосновании проектов (видов деятельности) руководствуются принципом запрещения тех из них, при которых получаемая для человека и общества польза не превосходит возможного вреда, причиняемого воздействием дополнительных к имеющимся факторов. При этом должны быть предприняты все возможные меры (например, создание защитных барьеров) для защиты каждого военнослужащего от чрезмерного риска. Затраты на эти меры, а также социально-экономические компенсации включаются в общую сумму затрат на данный проект или вид деятельности и, таким образом, учитываются при оценке полезности реализации данного проекта или вида деятельности для общества в целом. Так, затраты на снижение рисков для новых объектов промышленного и оборонного комплексов повышенной опасности должны составлять 0,1 - 0,15 от стоимости проектов. Аналогичные затраты на продление ресурса безопасной эксплуатации действующих объектов должны составлять 0,08-0,12 от их стоимости.
При управлении безопасностью военной службы следует руководствоваться следующими правилами. В оценку риска включается весь спектр опасностей, возможных при исполнении обязанностей военной службы на территории нахождения военнослужащих. В первую очередь принимаются меры к снижению риска в наиболее неблагополучных объединениях и соединениях.
При выборе мер защиты предпочтение отдается тем, которые обеспечивают при одинаковых затратах наибольшее снижение риска.
Риск при выполнении обязанностей военной службы относится к профессиональному, т.е. вынужденному риску. Поэтому государство в лице органов военного управления, командиров и начальников несет ответственность за соответствующий уровень безопасности различных видов деятельности.
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности предполагает: экспертизу проектов потенциально опасных объектов (так как доля ошибки в проектах среди причин аварий достигает 30%); декларирование безопасности потенциально опасных объектов в соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; лицензирование всех видов деятельности, связанных с проектированием, эксплуатацией, консервацией, выводом из эксплуатации, ликвидацией объектов повышенной опасности, и государственный надзор технической безопасности на всех этапах их жизненного цикла; создание системы финансовых и материальных ресурсов, их рациональное использование; страхование рисков; создание и поддержание в готовности сил и средств, предназначенных для смягчения (ликвидации) последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Использование предложенного методического подхода к оценке риска и управлению безопасностью позволяет, по мнению автора, обоснованно разрабатывать практические меры по достижению требуемого уровня безопасности военной службы для различных видов военной деятельности и категорий военнослужащих.