Реформирование военно-научного комплекса направления и задачи
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 39-41
Реформирование военно-научного комплекса: направления и задачи
Генерал-майор С.А.КОЛЯДИН,
доктор технических наук, академик АВН,
заслуженный деятель науки Российской Федерации
РЕФОРМИРОВАНИЕ Вооруженных Сил, резкие изменения в геополитическом и геостратегическом положении страны, недостаточные экономические возможности по обеспечению эффективного функционирования военной организации государства стали предпосылками для пересмотра роли и места военной науки в военном строительстве, соотношения между содержанием результатов военной науки и практикой оперативной подготовки войск.
Разрешение проблем военной науки в целом неразрывно связано с совершенствованием ее материального носителя - военно-научного комплекса и является одним из наиболее ответственных (можно сказать, деликатных) процессов реформы Вооруженных Сил. Стоимость решений здесь чрезвычайно высока, так как в отдаленном будущем ошибки могут привести к весьма печальным для военной безопасности РФ последствиям.
Следует отметить, что реорганизация военно-научного комплекса в 1997-1998 годах, к сожалению, проводилась без должного военно-научного обеспечения и с изрядной долей поспешности. В результате научно-исследовательские организации (НИО) утратили значительную долю научного потенциала, а экспериментально-лабораторная база, в целом еще находящаяся на приемлемом уровне, поддерживается в работоспособном состоянии лишь усилиями отдельных энтузиастов.
Оптимизация системы научно-исследовательских организаций, состава и структуры их научных подразделений - настоятельное требование времени. Однако проводимые при этом мероприятия не должны носить деструктивный характер, поскольку восстановление научного потенциала является сложным, дорогостоящим и долговременным процессом.
Реформирование военно-научного комплекса, по нашему мнению, предполагает проведение ряда разноплановых мероприятий, в том числе структурно-организационных, научно-исследовательских и технологических.
Структурно-организационные мероприятия должны быть направлены на совершенствование организационных форм системы планирования, организации и контроля научно-исследовательской деятельности Вооруженных Сил.
Во-первых, это предполагает создание в Министерстве обороны органа планирования, организации и контроля научно-исследовательской деятельности как в области военно-теоретических, так и в области научно-технических исследований, обладающего координационными, планово-организационными и контрольными функциями по отношению к субъектам военно-научной деятельности - НИО. На наш взгляд, решать эту задачу должен Военно-научный комитет Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК ГШ ВС РФ), опираясь в своей деятельности на аналогичные видовые структуры - военно-научные комитеты видов ВС. В настоящее время их роль выполняют видовые научно-технические комитеты (НТК).
Во-вторых, необходимо сформировать системные межвидовые и видовые научные направления, интегрирующие военно-политические, оперативно-стратегические, военно-экономические, военно-технические исследования вопросов строительства, развития и применения Вооруженных Сил. Эту задачу необходимо возложить на постоянно действующие межвидовые и видовые координационные советы. Считаем, что организующую роль в деятельности координационных советов могли бы взять на себя: ГОУ (ЦВСИ) ГШ ВС РФ - по проблемам строительства и развития ВС; начальник вооружения ВС РФ (ЦНИИ МО, отвечающий за развитие системы ВВТ в Министерстве обороны Российской Федерации) - по проблемам программно-целевого планирования развития системы вооружения; ВНК ГШ ВС РФ - по проблемам реформирования военно-научного комплекса и совершенствования военно-научного обеспечения.
В основе решений координационных советов должны лежать следующие принципы и положения: планирование НИР не по научным направлениям и задачам, а по целям и научно-практическим областям на основе комплексных работ, охватывающих всю проблематику той или иной научно-практической области (направления) и соответственно всех необходимых для их выполнения субъектов - НИО; разработка и внедрение гибкого механизма постоянной координации научно-исследовательской деятельности, позволяющего по предложениям НИО и соответствующих заказчиков комплексировать необходимые и исключать дублирующие друг друга НИР; исключение практики задания и выполнения НИР по обоснованию уже принятых и реализуемых решений и ориентирование таких работ (если они все же необходимы) на поиск путей повышения эффективности выполнения этих решений; выведение НИО из подчинения заказывающим органам, которым они готовят те или иные обоснования и предложения.
В-третьих, необходима разработка и внедрение действенных законодательных процедур по привлечению военной науки и науки оборонных отраслей промышленности к выработке и экспертизе военно-политических решений через соответствующие комитеты Государственной Думы и Совет Безопасности РФ. Реализация такого механизма могла бы осуществляться через ВНК ГШ ВС РФ.
К структурно-организационным мероприятиям можно также отнести и совершенствование нормативно-правовой базы научной работы в МО РФ. Разрабатывать проекты руководящих документов необходимо после широкого и тщательного обсуждения результатов проведения комплексных НИР по соответствующей тематике. В частности, представляется целесообразным действующие руководящие документы по вопросам организации, координации и планирования научной работы в МО РФ переработать по завершении развернутой в Министерстве обороны соответствующей комплексной НИР.
Научно-исследовательские мероприятия необходимо направить на изыскание и реализацию научно обоснованных путей повышения качества и совершенствования как механизма обоснования, планирования и организации научных исследований, так и собственно научно-исследовательской деятельности.
Необходимо уже в ближайшие один-два года проанализировать перспективные планы НИР, проводимых в интересах Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, с тем чтобы сформировать их на основе принципов программно-целевого планирования, т.е. задания комплексных целевых программ исследований по всем научно-практическим областям военной науки (прогнозирование угроз национальной и военной безопасности, строительство, подготовка и применение Вооруженных Сил, система вооружения и военной техники, обеспечение Вооруженных Сил).
Параллельно этой работе целесообразно выполнить НИР по уточнению методологии, методов и алгоритмов программно-целевого планирования научных исследований в интересах Министерства обороны (с участием НИО МО и оборонных отраслей промышленности), а ее результаты реализовать в виде соответствующих автоматизированных систем для различных уровней и органов планирования военно-научных исследований.
В области военно-технических исследований необходимо комплексировать НИР по видам ВВТ, возможным срокам их появления (модернизируемые, перспективные и концептуальные образцы), военно-техническим задачам, технологическим областям (информатика, радиоэлектроника и т.п.). Кроме того, целесообразно было бы задать ряд комплексных НИР по анализу состояния методологии и автоматизации процессов решения базовых военно-научных задач в ЦНИИ видов ВС, головных НИО оборонных отраслей промышленности и соответствующих отделениях РАН (обоснование количественно-качественного состава ВС, формирование предложений в Программу вооружения и Государственный оборонный заказ, моделирование и оценка эффективности боевых действий группировок ВС), что даст возможность перейти к единой методологии их решения во всех видах Вооруженных Сил и Министерстве обороны в целом.
Технологические мероприятия должны быть направлены на решение проблем информационного обеспечения процессов планирования и выполнения НИР в НИО и органах управления военной наукой.
С целью координации, учета и контроля деятельности НИО военно-научными комитетами видов ВС, НИО оборонных отраслей промышленности и РАН необходимо создать и внедрить на базе ВНК ГШ ВС РФ автоматизированную систему планирования НИР. В основу ее программно-технической реализации могут быть положены наработки соответствующих НИО, в том числе видовых. В дальнейшем развитие этой системы должно привести к созданию единой автоматизированной системы планирования научных исследований в Министерстве обороны с выходом на информационные системы и базы данных в ВНК и НИО видов Вооруженных Сил.
В целях оперативного формирования Программы вооружения и Государственного оборонного заказа, согласования плановых документов с Минэкономики России и организациями промышленности необходимо создать закрытую автоматизированную компьютерную сеть по разделам Программы вооружения и Государственного оборонного заказа следующей структуры: управление начальника вооружения ВС РФ - аппараты начальников вооружения и ВНК видов ВС - ЦНИИ видов ВС.
Необходимо, на наш взгляд, восстановить систему централизованного обеспечения НИО МО военно-технической и научной информацией через НТК (ВНК) видов ВС по согласованным с НИО перечням, предусмотрев в последующем переход на автоматизированную систему обмена научно-технической информацией.
Рассмотренные направления реформирования военно-научного комплекса позволят, по нашему мнению, оптимизировать структуру системы НИО МО РФ, поднять на качественно новый уровень организацию, планирование и осуществление научно-исследовательской деятельности.
Военная мысль. 1999. № 3. С. 8-11.
Военная мысль. 1999. № 3. С. 11.