ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1/2011, стр. 21-26

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

Капитан 1 ранга Д. УШАКОВ

Изучение европейского рынка оружия (ЕРО) в настоящее время приобретает несомненную актуальность с точки зрения его влияния на мировой рынок вооружения и военной техники (ВВТ), а также с учетом происходящих интеграционных процессов внутри Европейского Союза (ЕС). Торговля оружием в структуре мирового рынка занимает особое место. Она учитывает геополитическую и стратегическую обстановку в мире, а также отражает развитие общемировой, и в частности общеевропейской, системы безопасности.

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), военные расходы в мире за десятилетний период (1999-2009) возросли практически на 51 проц. и достигли в 2009 году 1 563 млрд долларов (около 51 673 млрд рублей). Более 2/3 этой суммы пришлось на США - 680 млрд долларов и Европу - 386 млрд (22 481 и 12 761 млрд рублей соответственно).

При этом на мировой рынок оружия постоянное влияние оказывает политический фактор. Обстановка в мире (вооруженные конфликты различной степени интенсивности, нестабильность в отдельных национально-государственных образованиях, дестабилизация обстановки в «горячих точках» и др.) в значительной степени определяет показатели его развития.

Необходимо также отметить, что наблюдавшийся в последнее пятилетие (включая и кризисный 2008 год) рост финансовых затрат на приобретение военной продукции позволяет прогнозировать (при сохранении платежеспособности заказчиков в условиях мирового финансово-экономического кризиса) дальнейшее увеличение международных поставок оружия.

В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов в военно-экономической области. Значительное удорожание процесса разработки и производства современных высокотехнологичных и конкурентоспособных систем оружия, а также ограниченность бюджетных средств вынуждают государства наращивать экспортные объемы и тем самым получать дополнительные финансовые ресурсы для своих национальных программ вооружения.

Кроме того, часть доходов ВПК направляется на развитие не только оборонных отраслей промышленности, но и отраслей общегражданского сектора: информатики, телекоммуникации, транспорта, энергетики, экологии и др. В свою очередь, подобное распределение денежных средств от ВПК находит поддержку среди правящих политических сил многих стран и позволяет принимать решения, обеспечивающие благоприятное развитие военной промышленности.

Успех на традиционных рынках и в завоевании новых в значительной степени зависит от того, насколько действующий механизм государственного регулирования международных военно-экономических отношений отвечает современным требованиям, насколько оптимальна институциональная среда для развития таких отношений, а военно-промышленный комплекс ориентирован на производство конкурентоспособной инновационной продукции.

С учетом этого стоит отметить, что ЕС проводит на международной арене общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) и мероприятия в этой области, стремится обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений, в частности, в следующих целях (статья 21 главы 1 раздела V Лиссабонского договора):

- защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности;

- сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава ООН;

- поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

- развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

Такие цели, несомненно, оказывают влияние на развитие европейского рынка военной продукции.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

Тактический истребитель «Тайфун»

При этом составной частью ОВПБ является общая политика безопасности и обороны (ОПБО). Она согласно статье 42 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора, обеспечивает Евросоюзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства. ОПБО включает в себя поступательную разработку общей оборонной политики союза. Государства-участники в интересах реализации ОПБО должны обеспечить доступ организации к своим гражданским и военным ресурсам для выполнения задач, определенных Советом ЕС. Для осуществления ОПБО могут быть задействованы также многонациональные силы, в которых участвуют члены ЕС. При этом последние предпринимают последовательные шаги в целях повышения своих военных возможностей. И это не может не оказывать влияния на развитие ЕРО.

Серьезной трудностью развития этого сектора является национальная разобщенность, необходимость сочетания общих и национальных интересов каждой из стран Евросоюза ради развития и укрепления военной составляющей ЕС. Для традиционных игроков на мировом рынке оружия ограничение торговых связей европейским регионом и сосредоточение своих усилий на формировании общей обороны ЕС означало бы серьезные издержки как в национальной политике, так и в экономике. Однако для стран со слабо развитой военно-промышленной инфраструктурой или отсутствием таковой участие в европейском рынке оружия воспринимается как значительное преимущество по сравнению с самостоятельным выходом на мировой рынок.

Пространственная структура мирового рынка ВВТ формируется региональными рынками, которые, в свою очередь, охватывают отдельные страны. Соответствующие контакты базируются на международных военно-экономических отношениях (МВЭО) как совокупности связей между национальными правительствами, а также хозяйствующими субъектами по вопросам разработки, производства, распределения, обмена (обращения) и потребления военных товаров, работ и услуг.

Современными формами МВЭО охвачен достаточно широкий спектр военно-экономической деятельности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) оборонного характера, межгосударственную специализацию и кооперирование, создание крупных военно-хозяйственных структур (концернов) и др.

ЕРО является составной частью мирового рынка данной сферы, и ему свойственны свои особенности, проблемы и измерения. Вместе с тем, учитывая положение в учредительных документах ЕС (статья 346 Договора о функционировании Евросоюза в редакции ЛД), позволяющее странам-участницам проводить собственную политику в области производства товаров военного назначения в обход действующих в этой организации правил внутреннего рынка, ведущие игроки ЕС остаются участниками конкурентной борьбы и на мировом рынке экспорта военной продукции, в том числе с целью развития национального ВПК и связанных с ним других отраслей промышленности.

Согласно данным известных аналитических центров, осуществляющих мониторинг состояния мирового рынка оружия, в 1999-2008 годах были заключены контракты на общую сумму свыше 418 млрд долларов, а объем реальных поставок за этот же период составил 325,8 млрд. Из них 77,65 проц. (252,984 млрд долларов) пришлось на пять ведущих стран-экспортеров: США - 36,96 проц. (120,357 млрд), Россию - 14,8 проц. (46,2 млрд), Великобританию - 12,83 проц. (41,8 млрд), Францию- 7,71 проц. (25,1 млрд) и Германию - 6 проц. (19,5 млрд).

Таблица 1

ВЕДУЩИЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

В группе лидеров мирового рынка оружия свои позиции удерживает Великобритания. В 2007 году ей удалось довести портфель экспортных военных заказов до 16,2 млрд долларов (33 проц. мирового объема заказов). Такой успех в тот год стал возможным в первую очередь благодаря заказам на приобретение 72 тактических истребителей «Тайфун», патрульных кораблей для действий в прибрежной зоне, а также военно-технического имущества.

Места, занимаемые ведущими британскими военно-промышленными компаниями, и объем их продаж приведены в таблице 1.

Десятка крупнейших импортеров британских ВВТ в 2007 году выглядела следующим образом (по убыванию): Бруней, США, Индия, Италия, Франция, Саудовская Аравия, Канада, ЮАР, Катар и Бахрейн.

Европейские страны для Великобритании являются важными торговыми партнерами (около 20 проц. экспорта в Европу). Наметилась также тенденция расширения рынка сбыта британской военной продукции в другие страны. В 2009 году наиболее важными для британских производителей военной продукции и услуг были рынки Алжира, Ливии и Южноафриканской Республики. Ожидается, что к 2013 году география поставок может претерпеть определенные изменения. Наиболее перспективным для Соединенного Королевства на ближайшее пятилетие западные эксперты называют Азиатско-Тихоокеанский регион. Большие надежды возлагаются на страны Ближнего Востока, Европы, Южной Америки и Африки. В частности, на африканском рынке британские производители стремятся стать основными поставщиками военно-морской продукции.

Франция, по оценкам западных экспертов, занимает четвертое место на мировом рынке оружия. Ее доля в 2008 году составляла 6-7 проц. (для сравнения у США - 54, Великобритании -13, России - 9,5 проц.). Ожидается, что в 2010 году объем французского экспорта ВВТ достигнет 9,8 млрд долларов, а в 2012-м - 14 млрд.

Структура военного экспорта Франции аналогична структуре других крупных военных держав. В ней доминирует авиационная техника - 58 проц. На вооружения для сухопутных войск приходится 22 проц., для военно-морских сил - 20 проц.

ВПК страны в списке 100 ведущих мировых военно-промышленных фирм представлен несколькими крупными компаниями (таблица 2).

Мировой рынок оружия играет исключительно важную роль в повышении результативности французского ВПК. Руководство Франции считает, что стабильно контролирует рынок военной отрасли ЕС (около 25 проц. французского экспорта). Одновременно традиционным регионом сбыта военной продукции этой страны долгие годы был Ближневосточный регион. Однако сейчас Париж вынужден вести активную работу по расширению географии военно-технических связей. Перспективными в этом плане являются рынки стран Азии и Южной Америки.

Таблица 2

ВЕДУЩИЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ ФРАНЦИИ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

ДЭПЛ типа «Скорпен»

Фрегат УРО типа «Аквитания»

В 2008 году Франция сумела заключить контракты с Бразилией, Марокко и Саудовской Аравией на общую сумму 8,1 млрд долларов, что стало наилучшим показателем с 2000-го.

Крупнейшим заказчиком французской военной продукции была Бразилия, заключившая сделку на закупку четырех дизель-электрических подводных лодок класса «Скорпен» (Scorpene). На второе место по объему военных заказов вышло Марокко. С этой страной был заключен контракт на поставку фрегатов УРО типа «Аквитания» по программе FREMM национальной государственной кораблестроительной компании ДСНС. Саудовская Аравия заказала шесть самолетов-заправщиков А-330 производства компании «Эрбас» со сроком поставки в 2011 году.

Германия в 2008 году занимала третью после США и России позицию в рейтинге мировых экспортеров военных товаров и услуг. По данным СИПРИ, за период с 2004 по 2008 год суммарный объем военного экспорта ФРГ достиг 11,5 млрд долларов.

Наибольшим спросом у иностранных заказчиков пользуются германские подводные лодки и надводные корабли, боевые бронированные машины, легкое стрелковое оружие и боеприпасы. В частности, наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются танки «Леопард-2А4» и подводные лодки проекта 214.

Почти 60 проц. производимых Германией ВВТ реализуются на европейском рынке оружия. В 2008 году в структуре германского военного экспорта около 45 проц. пришлось на долю поставок в страны НАТО и ЕС. Основные импортеры германского оружия - Турция и Греция (соответственно 15,2 и 12,9 проц. общего объема поставок). Третье место занимает ЮАР (12,4 проц.). Значительную часть своих доходов военно-промышленные компании ФРГ получают от перевооружения армий Афганистана и Ирака.

Всего три германские компании в 2008 году вошли в список 100 ведущих мировых фирм по доходам от реализации военной продукции внутри страны и за рубежом (таблица 3).

Таблица 3

ВЕДУЩИЕ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ ГЕРМАНИИ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

Несмотря на самостоятельное и вполне успешное участие отдельных стран региона в мировой торговле оружием, руководство ЕС стремится к формированию общеевропейской индустриально-технической базы в рамках общей политики безопасности и обороны. Одновременно с этим инициативы крупных в военно-промышленной области стран-участниц приводят к дальнейшему развитию общеевропейского рынка вооружений и военных технологий, появлению международных военно-промышленных корпораций, их коллективной экспансии на внешние рынки.

Однако интеграционная политика ЕС в области обороны будет иметь некоторые особенности. Во-первых, Евросоюз не ставит своей целью выход на уровень оборонных расходов или госзакупок США (что считается невозможным), а предпочитает концентрировать силы и средства лишь на отдельных, прорывных участках военно-технического прогресса (европейская система космической связи и навигации «Галилео», проект «Евро-коптер»). Во-вторых, значительное внимание предполагается уделять возможности применения создаваемых военных технологий в гражданской промышленности - как с целью расширения рынков для оборонных компаний-подрядчиков, так и для повышения конкурентоспособности экономики ЕС в целом. В-третьих, безусловный приоритет будет отдаваться международным (общеевросоюзовским) проектам с учетом национальных интересов государств - членов ЕС.

Своеобразным отражением данных особенностей является крупнейший военно-промышленный консорциум в Евросоюзе ЕАДС, созданный в 2000 году. Его оборот в 2009 году составил 42 822 млн евро, в нем насчитывается 70 предприятий и 35 филиалов, в том числе за пределами Европы (например, в Индии и Китае), где занято около 120 тыс. работников. Владельцами консорциума выступают германский «Даймлер-Крайслер» (22,46 проц. акций), французский «Лагардер» и правительство Франции (22,46 проц.), испанский государственный холдинг СЕПИ (5,48 проц.) и индивидуальные акционеры.

ЕАДС состоит из четырех отделений: «Эрбас» - производство самолетов; «Остриум» - производство гражданский и оборонных спутниковых систем и их обслуживание; «Кассидиан» - разработка системных решений для военных и гражданских служб по обеспечению безопасности по всему миру; «Еврокоптер» - производство вертолетов.

Под управлением двух штаб-квартир - в Париже (стратегия, маркетинг, правовое обеспечение) и Мюнхене (финансы, коммуникации) - он производит различные модификации вертолетов (NH-90, «Тигр», семейства «Дофин»), военно-транспортные самолеты С-295 и CN-235, радары и телекоммуникационное оборудование.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

Вертолет огневой поддержки «Тигр»

Транспортно-десантный вертолет NH-90TTH

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОРУЖИЯ

Военно-транспортный самолет А.400М

ЕАДС занимает второе место в мире по выпуску управляемых ракет. На предприятиях концерна ведется сборка истребителей «Тайфун», военно-транспортных самолетов А.400М (в декабре 2010 года поднялся в воздух четвертый самолет этого типа по программе летных испытаний). Он поставляет компоненты для самолетов ДРЛО и управления E-3D AWACS, а также проводит модернизацию тактических истребителей F-4 «Фантом». Вместе с «Талес», «Инмарсат», «Алкатель», «Фин-мекканика» и испанскими «Аена» и «Испансат» концерн входит в консорциум по управлению «Галилео». Одновременно он же производит весь модельный ряд аэробусов, оборудование для транспорта, связи, информатики и т. д.

Говоря о влиянии на развитие европейского рынка оружия, стоит отметить Европейское оборонное агентство (ЕОА), участвующее в координации военно-технического сотрудничества в рамках ЕС. Согласно Лиссабонскому договору в механизме управления ЕС за некоторыми «учреждениями» закреплено право заключать от своего имени договоренности и подписывать контракты с третьими странами. Однако эти соглашения требуют одобрения политическими институтами Евросоюза.

В частности, к учреждениям ЕС в рамках ОВПБ относятся: Европейское оборонное агентство, Спутниковый центр ЕС, Европейский институт по исследованию безопасности ЕС.

Несмотря на то что ЕОА приступило к работе в 2005 году, его задачи формально закреплены в ЛД (параграф 3 статьи 42 и статья 45 Договора о ЕС). Согласно документу «Совместное действие» 2004/551/ОВПБ Совета ЕС от 12 июля 2004 года о создании ЕОА, агентство «будет стремиться создать конкурентоспособный европейский рынок оборонной техники», для чего ЕОА «наделяется правосубъектностью, необходимой для выполнения им своих функций и достижения им своих целей». В отношении с третьими государствами, организациями и учреждениями ЕОА «может подписывать административные договоренности». Каждая из них заключается «руководящим комитетом ЕОА после одобрения Советом ЕС, постановляющим единогласно».

Влияние ЕОА на развитие регионального рынка оружия определяется задачами (статья 45 Договора о ЕС в лиссабонской редакции), которые возлагаются на агентство:

- способствовать определению целей военных потенциалов государств-участников и оценке соблюдения ими обязательств, взятых на себя в этом отношении;

- содействовать гармонизации оперативных потребностей и принятию действенных и совместимых друг с другом методов приобретения ВВТ;

- предлагать многосторонние проекты для реализации целей в сфере военных потенциалов, обеспечивать координацию программ, осуществляемых государствами-членами, и управление специальными программами сотрудничества;

- поддерживать исследования в области оборонной технологии, координировать и планировать совместные исследовательские мероприятия, а также разработку технических решений, отвечающих будущим оперативным потребностям;

- вносить вклад в определение и, когда уместно, в реализацию любой меры, полезной для укрепления индустриальной и технологической базы оборонного сектора и повышения эффективности военных расходов.

Таким образом, европейский рынок оружия в настоящее время находится в стадии трансформации применительно к новым реалиям и институционным изменениям в Европейском союзе. На его внутреннее и внешнее развитие оказывают влияние три составляющие: военно-промышленная интеграция ЕС, присутствие европейских компаний на мировом рынке оружия, а также взаимодействие с другими военно-политическими структурами и отдельными странами.

См.: www.sipri.org/reseach/armaments/milex/resultoutput/worldrewg. 2010.

С. В. Белоусов. Мировой рынок оружия // МЭ и МО. - 2010. -№ 7. - С. 91-101.

См.: Европейский союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. / под ред. С. Ю. Кашкина. - М. : ИНФРА-М, 2010. - С. 188-189.

См.: Европейский союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. / под ред. С. Ю. Кашкина. - М. : ИНФРА-М, 2010. - С. 200-201.

См. подробнее: Военная экономика. Под ред. А. И. Пожарова. 1999 г.

См.: Ежегодные отчеты исследовательской службы конгресса США (Congressional Research Service Reports).

См.: http://www.defensenews.com/osdstories.9.07.2010

См.: United Kingdom Strategic Export Controls Annual Reports for 1997, 2001 and 2007 (http://www.exportcont roldb.berr.gov.uk/eng/fox/sdb/SDBHOME)

См.: Tran P. France Reports Fall in 2007 Arms Export Orders (http://www.defensenews.com./story 22.10.2008)

Cm.: France Wants to Equal UK's Defence Export // Jane's Defence Industry. 23.01.2009.

См.: http://www.defensenews.com./static/features/top 100/charts/rank_2008.

См.: Reuters. 28.09.2009.

См.: http://www.defensenews.com./static/features/topl00/charts/rank_2008.

См.: http://www.eads.net.

См.: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/law_defence/defendagency.htm#_ftnref27

См.: Европейский союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. / под ред. С. Ю. Кашкина. - М. : ИНФРА-М, 2010. - С. 203-204.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации