методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2009, стр. 9-16

методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

УДК 355.469

Генерал-майор И.П. АЗАРЕНОК,

командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь

А.А. ПЕТЬКОВ,

начальник управления Государственного

военно-промышленного комитета

Республики Беларусь,

кандидат технических наук

Опыт военных конфликтов конца ХХ- начала ХХIвека наглядно свидетельствует, что при нанесении авиационных и ракетных ударов силы и средства воздушного нападения объединялись единым замыслом независимо от принадлежности к виду вооруженных сил и даже государству. В таких условиях противостоять массированным согласованным и взаимосвязанным действиям воздушного противника можно только адекватными действиями сил и средств всех видов вооруженных сил, других войск и воинских формирований государства, отражающего агрессию. Несомненно, что силы и средства, объединенные в рамках системы ПВО государства, будут способны успешно решать задачи по обеспечению военной безопасности государства в воздушном пространстве только при наличии устойчивого, оперативного и гибкого управления этими силами и средствами.

Актуальность проблемы повышения эффективности управления силами и средствами системы ПВО государства при подготовке и отражении агрессии очевидна. Вопросам управления в системах военного назначения, в том числе вопросам управления силами и средствами ПВО, посвящено достаточно много трудов и публикаций известных ученых [1-8]. Несмотря на обширность рассматриваемых вопросов, методологические аспекты управления силами и средствами ПВО в условиях изменяющейся обстановки в этих трудах и публикациях рассматриваются ограниченно. Предлагаемая вниманию читателей статья посвящена данной проблеме и является логическим продолжением предыдущих публикаций по вопросам построения системы ПВО государства [9; 10].

Необходимость теоретической проработки и реализации на практике гибкого управления силами и средствами ПВО с учетом складывающейся обстановки обусловлена наступлением новой эпохи современных технологических войн, связанной с расширением номенклатуры и увеличением доли применяемого высокоточного оружия, революционными изменениями в используемых информационных и телекоммуникационных технологиях. Прорыв в области информационных технологий обусловил разработку, принятие и апробацию на практике вооруженными силами США и ряда других зарубежных государств концепции так называемой «сетецентрической войны» (Network Centric Warfare), главное содержание которой, по мнению специалистов, заключается не в новых формах и видах ведения военных действий, а в изменении способа управления войсками (силами) [11; 12].

Критический анализ специалистами основных положений существующих концепций в области управления силами и средствами вооруженной борьбы (в том числе и концепции «сетецентрической войны») свидетельствует, что в условиях возросших пространственных масштабов и динамичности современных боевых действий продолжают обостряться противоречия между жесткой централизацией управления войсками (силами и средствами) в ходе боевых действий и необходимостью предоставления подчиненным командирам и органам управления инициативы в принятии решений по определенным вопросам (что, естественно, связано с определенной степенью децентрализации управления), между определением приоритетности целей и выбором средств и способов их достижения [5 - 8, 11, 12]. Именно этот фактор определяет актуальность проработки вопросов сетевого управления силами и средствами вооруженной борьбы, в том числе силами и средствами ПВО.

1. Базовый понятийный аппарат основ управления силами и средствами системы ПВО государства

Приступая к изложению материала статьи, полагаем целесообразным уточнить понятия основных терминов в области управления силами и средствами системы ПВО государства, ибо, как в свое время сказал древнегреческий философ Платон: «Давайте определимся с понятиями, и мы избавим человечество от присущих ему заблуждений». Не углубляясь в критический анализ используемых в различных источниках [1-4;13;14] понятий основных терминов в области управления в системах военного назначения, при изложении материала воспользуемся определениями понятий этих терминов с учетом положений общей теории управления, теории систем и системного подхода [15-17].

В наиболее общем значении под управлением понимается процесс целенаправленного воздействия субъектов управления на объекты управления или же функция систем управления организованных систем различной природы, обеспечивающая организацию целенаправленной деятельности управляемых систем. С учетом данного обстоятельства под управлением силами и средствами ПВО будем понимать процесс воздействия руководителей и органов государственного и военного управления (субъектов управления) на силы и средства системы ПВО государства (объекты управления), направленный на поддержание этих объектов управления в требуемой степени готовности к применению по назначению и выполнение ими поставленных задач в мирное и военное время.

методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

Рис. 1. фрагмент структуры системы управления силами и средствами Пво

Как известно, процесс управления силами и средствами ПВО реализуется соответствующей системой управления. Рассматривая систему управления как составную часть (подсистему) системы ПВО государства (то есть организационно-технической системы более высокого уровня иерархии), определим содержательную сущность понятия такой системы управления. Как отмечается в статье Н.А. Фролова [4], система управления:

с одной стороны, в соответствии с теорией управления и присущей ей терминологией - это совокупность функционирующих в условиях внешней среды управляющих объектов (субъектов управления) и объектов управления, объединенных каналами связи;

с другой стороны, в соответствии с трактовкой руководящих документов, справочной и военно-научной литературы - это совокупность функционально связанных органов, пунктов и средств управления (средств связи, комплексов средств автоматизации управления и других специальных средств).

учитывая определенную иерархичность и целевую направленность организационно-технических систем военного назначения, а также содержательную сущность процесса управления как совокупность выполняемых в логической и временной последовательности функций управления, под системой управления силами и средствами ПВО будем понимать сложную систему, представляющую собой совокупность иерархически упорядоченных и функционально связанных между собой управляющих объектов и объектов управления, по отношению к которым субъектами управления реализуются функции управления, направленные на достижение целей системы ПВО государства (рис.1). Основные термины данного понятия в контексте рассматриваемого подхода с учетом отдельных положений, изложенных в [1 - 4; 13 - 17], рассматриваются в следующей трактовке:

управляющие объекты - совокупность субъектов управления, реализующих определенные управленческие функции на пунктах управления;

субъекты управления - совокупность руководителей и органов государственного и военного управления, целенаправленно реализующих управленческие функции по отношению к объектам управления. При этом под органами управления понимаются структурные элементы системы управления, представляющие собой взаимосвязанную совокупность наделенных правами и обязанностями должностных лиц, реализующих определенные управленческие функции;

объекты управления - совокупность сил и средств, являющихся элементами системы ПВО государства, в том числе управляющих объектов более низкого уровня иерархии;

пункты управления - постоянная или временная в пространственно-временных границах совокупность оборудованных и оснащенных средствами управления мест, откуда субъекты управления осуществляют процесс управления объектами управления;

средства управления - совокупность организационных, информационных, лингвистических, программных и технических средств (комплексов средств автоматизации процессов обработки информации и управления, средств связи и телекоммуникаций, других специальных средств), предназначенных для обеспечения работы субъектов управления при реализации управленческих функций по отношению к объектам управления.

Наряду с уточнением понятий приведенных выше терминов, относящихся к системе управления, полагаем целесообразным также определить содержательную сущность наиболее значимых понятий, относящихся к процессу управления силами и средствами ПВО. Поскольку процесс управления осуществляется по определенному алгоритму в соответствии с выбранной технологией путем применения соответствующих этой технологии методов, способов и приемов для реализации определенных функций управления, к базовым понятиям процесса управления силами и средствами ПВО (рис. 2) относятся:

алгоритм управления - совокупность правил, по которым информация об объектах управления, внешней среде и условиях функционирования системы ПВО государства (информация состояния) преобразуется в информацию о способе достижения цели данной системы (командную информацию);

методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

Рис. 2. обобщенная структура процесса управления, реализуемого одним из элементов системы управления силами и средствами ПВО

технология управления - совокупность и последовательность использования методов, способов и приемов, применяемых руководителями и должностными лицами органов управления при выработке и осуществлении управляющих воздействий;

функция управления - устойчивая совокупность работ (операций) по реализации процесса управления или его части для достижения целей управления, основанная на разделении управленческого труда.

В методологическом плане важным является установление взаимосвязи между методами, способами и приемами, применяемыми субъектами управления при реализации соответствующих технологий управления. В контексте рассматриваемой проблемы понятия этих терминов рассматриваются в следующей трактовке:

метод управления - совокупность способов и форм организации деятельности руководителей и должностных лиц органов управления по выработке и осуществлению управляющих воздействий, объединенных единым смысловым содержанием;

способ управления - совокупность приемов и форм организации деятельности руководителей и должностных лиц органов управления по выработке и осуществлению управляющих воздействий, обеспечивающих реализацию того или иного метода управления в конкретных условиях;

прием управления - совокупность последовательных действий, обеспечивающих достижение необходимого (заданного) результата процесса управления или его определенной части.

Кроме того, полагаем целесообразным определить содержательную сущность понятия «сетецентрическая технология управления», составляющего организационно-техническую основу процесса управления в рамках реализации концепции «сетецентрической войны» (Network Centric Warfare) и ее различных альтернативных вариантов, таких как «сетецен-трические возможности вооруженных сил» (Network Centric Capability), «комплексные сетевые возможности вооруженных сил» (Network Enabled Capability), «комплексная сетевая война» (Network Enabled Warfare), «информационно-центрическая война» (Info-Centric Warfare), «сетецентрические операции» (Network Centric Operations), «сетевая защита (оборона)» (Networked Based Defense) [11].

Исходя из содержательной сущности процесса управления, под сетецентрической технологией управления будем понимать технологию управления, основанную на использовании сетевого распределения и одновременного доведения информации и команд управления до всех звеньев соответствующей системы управления (в части, их касающейся) с использованием интегрированного информационного пространства (информационного поля), формируемого в масштабе времени, близком к реальному. Вполне естественно, что такая технология управления силами и средствами ПВО государства может быть реализована только в условиях автоматизации процессов управления на всех уровнях управления, начиная от тактического и заканчивая стратегическим.

Организационной основой для реализации такой технологии управления является принцип «централизованное управление в соответствии с предоставленными полномочиями - децентрализованное исполнение боевых задач в соответствии с потребностями вышестоящего органа управления» [12]. Техническую основу для реализации такой технологии управления составляют силы и средства разведки (элементы сенсорной подсистемы) и оснащенные построенными на единых принципах средствами управления пункты управления различного уровня (информационные центры), объединенные в интегрированную информационно-управляющую компьютерную систему, функционирующую в синергическом режиме и имеющую много степеней свободы [11].

Рассмотренные термины являются базовыми понятиями, занимающими центральное место в теоретических основах управления силами и средствами системы ПВО государства. Это далеко не полный перечень понятий в данной предметной области, содержательная сущность некоторых других понятий будет приведена при дальнейшем изложении материала статьи. В целом на базе предложенного терминологического аппарата имеется возможность дальнейшего развития теоретических основ управления силами и средствами системы ПВО государства.

2. Основные подходы к организации управления силами и средствами системы ПВО государства в условиях изменяющейся обстановки

Сложность управления объединяемыми в единую систему ПВО государства разнородными силами и средствами обусловливается, прежде всего, особенностями вооруженной борьбы в воздушной сфере [9]:

крайне ограниченным располагаемым балансом времени на непосредственную подготовку к вооруженной борьбе и принятие решений;

динамичностью вооруженной борьбы и изменения обстановки вследствие больших скоростей перемещения в воздушном пространстве средств вооруженной борьбы;

большими пространственными масштабами боевых действий;

большим разнообразием средств борьбы в воздушном пространстве и их принадлежностью к различным видам вооруженных сил противоборствующих сторон.

Эти особенности, в свою очередь, обуславливают объективные ограничения в содержании руководства вооруженной борьбой с воздушным противником, соответственно, в содержании процесса управления объединяемыми в систему ПВО государства силами и средствами, а также необходимость построения гибкой системы управления этими силами и средствами на различных стадиях развития военного конфликта.

Известно, что основными требованиями к управлению в системах военного назначения в наиболее общем случае являются: непрерывность, устойчивость, оперативность, скрытность, оптимальность (рациональность) и адекватность [1-3]. Следует отметить, что требование адекватности управления, означающее способность процесса управления преобразовывать информацию состояния в командную информацию, на основе которой объект управления переходит в состояние, соответствующее сложившейся ситуации, в теории управления в системах военного назначения появилось относительно недавно. И именно выполнение этого требования в условиях современного вооруженного противоборства обуславливает необходимость гибкости процесса управления в условиях изменяющейся вследствие воздействия различных факторов обстановки, а реализующей данный процесс системы управления - к изменяющимся условиям функционирования системы ПВО государства.

В этом смысле можно говорить об адаптации процесса и реализующей его системы управления к изменяющимся условиям по формализуемым параметрам, которые в полной мере не могут быть учтены при жестких алгоритмах работы системы управления силами и средствами системы ПВО. Вместе с тем именно такие параметры могут привести к дисбалансу между располагаемыми временными ресурсами и временными циклами на принятие и реализацию управленческих решений в различных звеньях системы управления.

С учетом изложенного, в качестве объектов адаптации управления силами и средствами системы ПВО государства следует рассматривать базовые элементы данного процесса и системы управления, реализующей этот процесс. Применительно к процессу управления силами и средствами системы ПВО в рамках выбранной технологии управления в качестве объектов адаптации следует рассматривать алгоритм и совокупность функций управления, реализуемых субъектами управления различных уровней иерархии на различных стадиях развития военного конфликта. Применительно к системе управления силами и средствами ПВО в качестве объектов адаптации следует рассматривать, прежде всего, структуру данной системы, то есть иерархию и состав элементов системы управления, а также внутрисистемные и внешние связи элементов системы управления, их содержательную сущность, которая проявляется в функциях управления, реализуемых субъектами управления различных уровней иерархии.

Выбирая в качестве базовой основы организации управления силами и средствами системы ПВО в условиях современного вооруженного противоборства сетецентрическую технологию управления, рассмотрим общие подходы к описанию структуры системы управления силами и средствами ПВО, способной приспосабливаться по наиболее важным параметрам к изменяющимся условиям функционирования системы ПВО государства.

Не отвергая, а развивая изложенные в [1 - 3] основные принципы построения систем управления сложными организационно-техническими системами военного назначения, полагаем целесообразным отметить следующее.

Во-первых, структуру системы управления силами и средствами системы ПВО государства целесообразно рассматривать как многоуровневую иерархическую структуру с выделением основных (стратегический, оперативный, тактический) и промежуточных (оперативно-стратегический, оперативно-тактический) уровней, а также нескольких подуровней в пределах тактического уровня: верхнего (подуровень тактических соединений и частей), среднего (подуровень основных тактических подразделений) и нижнего (подуровень иных обособленных тактических подразделений более малого состава).

Во-вторых, в рамках такой технологии управления структура системы управления силами и средствами системы ПВО государства в формализованном виде может быть представлена матричной (сетевой) структурой, образованной элементами трех подсистем:

информационно-управляющей (управляющие объекты всех уровней иерархии, в том числе и объекты, являющиеся объектами управления для управляющих объектов более высоких уровней иерархии);

сенсорной (объекты управления нижних уровней иерархии, представляющие собой силы и средства разведки различного функционального назначения);

исполнительной (объекты управления нижних уровней иерархии, представляющие собой силы и средства, непосредственно реализующие функции по решению комплекса задач по ПВО прикрываемых объектов и войск).

При этом в рамках выбранной технологии управления матричная структура информационно-управляющей подсистемы управления силами и средствами системы ПВО государства будет отличаться от линейно-штабных (линейно-функциональных) структур, традиционно используемых в организационно-технических системах военного назначения, наличием одновременного управления по вертикали и горизонтали. В такой матричной структуре вертикальные взаимосвязи между элементами вытекают из принципов линейно-штабного (линейно-функционального) управления, а горизонтальные взаимосвязи - из принципов проблемно-ориентированного (проблемно-функционального) управления.

методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

Рис. 3. вариант матричной (сетевой) структуры системы управления силами и средствами системы ПВО государства

При выборе в качестве базовой основы системы управления силами и средствами ПВО матричной структуры данной системы органу военного управления стратегического (оперативно-стратегического) уровня необходимо придание статуса центрального органа управления всеми силами и средствами военной организации государства, привлекаемыми к решению задач ПВО, независимо от их ведомственной принадлежности. Кроме того, необходимо формирование на основе существующих органов управления или же придание таким органам управления статуса проблемно-ориентированных органов управления, которым при необходимости могут быть делегированы определенные полномочия и возложена ответственность за выполнение составных задач по ПВО объектов прикрытия и войск с заданными качественными показателями с учетом объективно ограниченного ресурсного обеспечения.

В-третьих, при обосновании формализованной модели структуры системы управления силами и средствами системы ПВО государства целесообразно на каждом уровне иерархии данной системы разграничение полномочий различных органов управления по уровням управления (общее, непосредственное и методическое руководство) [18]. Кроме того, в общей совокупности функций управления, выполняемых различными органами управления всех уровней иерархии, следует выделить несколько групп функций управления [1 - 3; 17]:

функции принятия решений {Fпр} - функции, связанные с преобразованием содержания информации: анализ, целеполагание, прогнозирование, планирование, оперативное управление (организация и координация действий);

функции подготовки информации для принятия решений {Fпи} - функции преобразования информации, при котором не изменяется ее смысловое содержание: сбор данных, учет (регистрация), контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и так далее;

функции обмена информацией {Fои} - функции, связанные с доведением выработанных управляющими объектами (органами или субъектами управления) воздействий (команд, приказов, распоряжений) до объектов управления и обменом информации между управляющими объектами (органами или субъектами управления): доведение решений (команд, приказов, распоряжений), передача данных о состоянии и изменении состояния и условий функционирования управляющих объектов и подчиненных им объектов управления.

Один из возможных вариантов матричной (сетевой) структуры системы управления силами и средствами системы ПВО государства представлен на рисунке 3. Для такой структуры системы управления характерно углубление разделения управленческого труда.

Органы управления стратегического (оперативно-стратегического) уровня должны осуществлять общее руководство всеми силами и средствами системы ПВО государства. В деятельности этих органов управления, несомненно, превалирует реализация таких управленческих функций, как анализ, целеполагание, прогнозирование и планирование, и в несколько меньшей мере - реализация оперативного управления (организация и координация действий сил и средств, привлекаемых к решению задач П ВО объектов прикрытия и войск).

Все остальные органы управления по вертикали в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляют непосредственное и методическое руководство подчиненными силами и средствами, привлекаемыми к решению задач ПВО объектов прикрытия и войск, преимущественно ориентированное на ресурсное обеспечение функционирования этих элементов системы ПВО государства и поддержание их в требуемой степени готовности к выполнению задач по предназначению.

В деятельности этих органов управления превалирует реализация таких управленческих функций, как анализ, планирование и оперативное управление (организация и координация подготовки к выполнению задач по предназначению и действий сил и средств, привлекаемых к решению задач ПВО объектов прикрытия и войск), и в несколько меньшей мере - целеполагание и прогнозирование.

Органы проблемно-ориентированного управления по горизонтали осуществляют методическое и частично непосредственное руководство силами и средствами одинакового функционального предназначения, но различного ведомственного подчинения, преимущественно ориентированное на координацию усилий этих сил и средств, привлекаемых к решению соответствующих задач ПВО объектов прикрытия и войск. В деятельности этих органов управления также превалирует реализация таких управленческих функций, как анализ, планирование и оперативное управление (организация и координация подготовки к выполнению задач по предназначению и действий сил и средств, привлекаемых к решению задач ПВО объектов прикрытия и войск), и в несколько меньшей мере - целеполагание и прогнозирование.

Аналогичную, по сути, матричную (сетевую) структуру может иметь система управления силами и средствами ПВО на операционном направлении (в интегрированном районе обороны), один из возможных вариантов которой представлен на рис. 4.

Матричные (сетевые) структуры управления обладают высокими функциональными возможностями. К числу их основных достоинств можно отнести:

возможности динамичной перестройки структуры системы управления при изменении условий обстановки, при постановке и решении новых или же существенно трансформированных задач;

возможности реализации программно-целевого и проблемно-ориентированного (проблемно-функционального) управления;

эффективное использование сил и средств одинакового функционального предназначения, но различного ведомственного подчинения;

большие возможности оптимизации состава привлекаемых сил и средств, исходя из критериев достаточности и рациональности.

Кроме того, применение таких структур позволяет в формализованном виде описывать систему управления на основе достаточно хорошо проработанной теории матриц с использованием математического аппарата, обладающего большими возможностями по решению оптимизационных задач по информативным параметрам. При этом под информативными параметрами будем полагать совокупность параметров, являющихся возмущающими факторами в системе управления и оказывающими существенное влияние на эффективность функционирования системы управления силами и средствами ПВО в целом.

Вместе с тем применение матричных (сетевых) структур управления предполагает необходимость:

децентрализации управления и делегирования определенных полномочий органам проблемно-ориентированного (проблемно-функционального) управления;

периодического «разрушения» линейно-штабной структуры управления и оперативного переподчинения внутренних компонентов матричной структуры при изменении условий остановки;

тщательной координации управленческой деятельности всех органов проблемно-ориентированного (проблемно-функционального) управления и согласования действий разнородных сил и средств различного ведомственного подчинения.

Также следует отметить, что матричные (сетевые) структуры управления требуют чрезвычайно высокой управленческой компетентности руководителей и специалистов всех органов управления, а также более значительных ресурсов на их функционирование. Вместе с тем именно матричные (сетевые) структуры управления позволяют реализовать гибкое управление всеми силами и средствами ПВО как на каждом операционном направлении (в каждом интегрированном районе обороны), так и в рамках системы ПВО государства.

Суть адаптации структуры системы управления силами и средствами, привлекаемыми к решению ПВО объектов прикрытия и войск, при заданной иерархии и относительно стабильном или же изменяющемся составе элементов системы управления заключается в изменении внутрисистемных и внешних связей элементов данной системы и проявляющейся в функциях управления содержательной сущности этих связей. Это означает, что при изменении условий функционирования системы ПВО государства для i-го элемента системы управления j-го уровня иерархии могут изменяться:

структура и состав совокупности внутрисистемных и внешних связей | Sij |;

структура и содержание совокупности реализуемых по отношению к каждому другому элементу системы управления функций принятия решений | Fпр ij|, подготовки информации для принятия решений | Fпи ij | и обмена информацией | Fои ij |.

Кроме того, гибкость управления силами и средствами, привлекаемыми к решению ПВО объектов прикрытия и войск, предполагает и допускает на различных стадиях развития военного конфликта и при различных формах применения Вооруженных Сил делегирование отдельных функций и полномочий органов управления более высокого уровня иерархии органам управления более низкого уровня иерархии.

методолоГические аспекты сетевоГо управления СИЛАМИ и средствами противовоздуШной обороны

Рис. 4. вариант матричной (сетевой) структуры системы управления силами и средствами Пво на операционном направлении (в интегрированном районе обороны)

Таким образом, применение в условиях современного вооруженного противоборства сетецентрической технологии управления позволяет реализовать гибкое управление силами и средствами системы ПВО государства. В качестве основных объектов управления силами и средствами ПВО, подлежащих адаптации, целесообразно рассматривать основные компоненты структуры системы управления: иерархию и состав элементов системы управления, внутрисистемные и внешние связи элементов системы управления и их содержательную сущность, которая проявляется в функциях управления, реализуемых субъектами управления различных уровней иерархии. Изложенные подходы предполагается углубленно исследовать при выполнении научно-исследовательских работ и в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки.

К сожалению, ограничения, обусловленные требованиями к допустимому объему и открытости публикации для широкого круга читателей журнала, не позволяют конкретизировать и детализировать изложенные в статье общие подходы к решению вопросов обеспечения гибкого управления силами и средствами системы ПВО государства. Кроме того, вне рамок данной статьи оказались многие вопросы, связанные с описанием формализованной модели структуры системы управления и алгоритмов адаптации управления силами и средствами системы ПВО государства к изменяющимся условиям функционирования. частично (в рамках допустимого к обсуждению) эти вопросы предполагается рассмотреть в статье, которая готовится для публикации в одном из очередных номеров журнала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов П.К., Афонский И.А. и др. Основы теории управления войсками/Алтухов П.К., Афонский И.А., Рыболовский И.В., Татарченко А.Е.; Под ред. П.К. Алтухова. - М.: Воениздат, 1984. - 221 с.

2. Основы теории управления в системах военного назначения. В двух частях. Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Рунева и И.В. Котенко. - СПб.: ВУС, 2000. - Часть I - 192 с., Часть II-158 с.

3. Боговик А.В., Загорулько С. С. и др. Теория управления в системах военного назначения / Боговик А.В., Загорулько С. С., Ковалев И.С., Котенко И.В.; Под ред. И.В. Котенко. - М.: МО РФ, 2001.-320 с.

4. Фролов Н.А. О необходимости развития теоретических основ управления соединениями и частями войсковой ПВО // Вооружение. Политика. Конверсия. - 2008. - № 1. - С. 7-12.

5. Фролов Н.А. Анализ путей решения проблем управления группировками сил и средств ПВО с позиций законов управления войсками // Вестник академии военных наук. - 2007. - № 1 (18). - С. 109-111.

6. Корабельников А.П. Неочевидные аспекты очевидных проблем управления войсками (силами) ВКО России//Военная мысль. - 2007. -№4.- С. 37-43.

7. Ягольников С., Хуцишвили В. Суть - в системной перестройке: направления развития АСУ и средств связи, обеспечивающие интеграцию систем и средств ВКО // Воздушно-космическая оборона. - 2006. - №5(30). - С. 4-7.

8. Барвиненко В., Ланчев В. АСУ - проблемы и решения: необходимо единство автоматизированного управления авиацией, ПВО и РКО в масштабе Вооруженных Сил // Воздушно-космическая оборона. - 2007. - № 1 (32). - С. 30-35.

9. Азаренок И.П., Петьков А.А. Концептуальные подходы к построению системы противовоздушной обороны государства //Наука и военная безопасность. - 2007. - № 4. - С. 13-18.

10. Азаренок И.П., Петьков А.А., Панасюк В.И. Противовоздушная оборона объектов и войск на основе интеграции разнородных сил и средств // Наука и военная безопасность. - 2008. -№1.- С. 19-25.

11. Горбачев Ю.Е. Сетецентрическая война: миф или реальность? // Военная мысль. - 2006. - № 1. - С. 66-76.

12. Хамзатов М.М. Влияние концепции сетецентрической войны на характер современных операций // Военная мысль. - 2006.- №7. -С. 13-17.

13. Военный энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. - 1432 с.

14. Сборник военных и специальных терминов для офицеров Министерства обороны, командований видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований/ Под общ. ред. И.В. Глода. - Мн.: МО РБ, 2003. - 256с.

15. УемовА.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1997.-607с.

16. Прагнишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. - М.: СИНТЕГ, 2000. - 528с.

17. Анфилатов В.С., Емельянов А.А. и др. Системный анализ в управлении: учеб. пособие/ Анфилатов В.С., Кукушкин А.А. Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

18. Приказ министра обороны Республики Беларусь «О совершенствовании руководства Вооруженными Силами» от 25.02.2007 г. № 123.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации