основные направления СОЗДАНИЯ единой системы НАВНГАЦНОННО- ВРЕМЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ республики БЕЛАРУСЬ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2009, стр. 46-52

основные направления СОЗДАНИЯ единой системы НАВНГАЦНОННО- ВРЕМЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ республики БЕЛАРУСЬ

УДК 358.39

Майор Р.А. САФОНОВ,

научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Н.Н. МОРОЗОВ,

научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Технологии, основанные на применении навигационно-временного обеспечения (НВО), проникают в жизнь как отдельных людей, так и в процессы функционирования таких сложных систем, как национальная и военная безопасность.

Пользуясь своим выгодным геополитическим положением и имея развитую сеть железных и автомобильных дорог, современные аэропорты, Республика Беларусь играет важную роль в налаживании транспортных связей между странами Европы и Азии и может получать значительные средства в результате обеспечения транзитных перевозок грузов и пассажиров, организованных на современном уровне, через свою территорию.

Достижения микроэлектроники и информатики создали необходимую базу для повсеместного применения навигационных технологий, интеллектуальных и автоматизированных систем управления.

Решение экономических задач и задач по обеспечению национальной безопасности на современном уровне невозможно при отсутствии:

систем автоматизированного управления (контроля и мониторинга) транспортными потоками и перевозками, войсками и оружием, другими сложными системами, использующими пространственно-распределенные данные;

современных средств НВО;

развитых структур для получения новых знаний в этой области.

В первую очередь это обусловлено тем, что около 80% информации, использующейся в государственных органах управления лицами, принимающими решения, это пространственно-распределенные данные. Их качество напрямую влияет на основы жизнедеятельности государства, определяет уровень его безопасности [1].

Функционально задачи национальной системы НВО связаны с [2]:

обеспечением функционирования системы единого времени;

проведением измерений текущих навигационно-временных параметров - значений тех или иных функций, зависящих от параметров навигационно-временных полей;

получением измерительной информации от инерциаль-ных датчиков и других источников;

обработкой измерений с целью определения параметров пространственно-временного состояния объектов и привязки процессов;

получением данных о пространственно-временном состоянии объектов и процессов, регистрируемых и контролируемых внешними системами;

формированием объектовых систем отсчета;

созданием цифрового (электронного) аналога (образа) той пространственно-временной области, вместе со всеми объектами и динамическими процессами, которые входят в сферу интересов некоторого субъекта (пользователя) в необходимых ему условиях и сроках, и с требуемой точностью соответствия этого образа реальному пространству;

прогнозированием, анализом состояния и динамики развития электронных моделей объектов и процессов для расчета управляющих воздействий с оценкой последствий этих воздействий с использованием методов, моделей, алгоритмов, программно-математического обеспечения, по точности и быстродействию соответствующих точности и динамике изменения цифрового (электронного) образа;

визуализацией цифрового (электронного) аналога и динамики его изменения для принятия решений по достижению поставленных целей или операторского контроля в целях автоматизации управления.

В настоящее время на территории Республики Беларусь используется широкий спектр систем и средств НВО, позволяющих определять параметры пространственно-временного состояния объектов, имеющих разные уровни точности решения задач, зоны и времени обслуживания, сложности потребительской аппаратуры и других характеристик.

К ним относятся:

среднеорбитальные глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), формирующие глобальные непрерывные радионавигационные поля (ГЛОНАСС, GPS);

функциональные дополнения ГНСС;

низкоорбитальные спутниковые навигационные системы, формирующие разрывные в пространстве и во времени радионавигационные поля;

импульсно-фазовые радионавигационные системы (ИФРНС), формирующие непрерывные радионавигационные поля с ограниченной зоной действия;

средства радиотехнического обеспечения полетов авиации (радиотехнические системы ближней навигации, другие радиомаячные средства навигации, приводные радиостанции и т.п.);

системы и средства Государственной службы единого времени и эталонных частот Беларуси (ГСЕВЭЧ), осуществляющие непрерывное измерение и передачу потребителям высокоточной временно-частотной информации с использованием Национального эталона времени, частоты и шкалы времени Республики Беларусь;

автономные навигационные системы, использующие естественные поля и силы (инерциальные, магнитометрические, астрономические, гравиметрические и другие).

Ни одна из этих систем по отдельности не может удовлетворить в полном объеме возрастающие требования потребителей НВО по следующим причинам:

среднеорбитальные ГНСС обладают не только возможностью полного отключения общедоступного сигнала, которое бы в равной мере повлияло на работу как навигационных средств стран - владельцев ГНСС, так и навигационных средств третьих стран, но и возможностью «селективного территориального доступа», то есть возможностью блокирования поступления навигационных сигналов, обеспечивающих необходимую точность местоопределения, лишь в выбранной зоне;

уязвимость среднеорбитальных ГНСС к воздействию преднамеренных и непреднамеренных помех из-за низкой мощности навигационных сигналов;

низкоорбитальные спутниковые навигационные системы формируют разрывные в пространстве радионавигационные поля со средней дискретностью обсервации потребителя десятки минут и обладают недостаточной точностью определения его координат;

радиотехнические системы дальней навигации, в частности ИФРНС, имея большие зоны действия, характеризуются невысокой точностью;

радиотехнические системы ближней навигации имеют ограниченные зоны действия и невысокую точность местоопределения ;

средства радиотехнического обеспечения полетов авиации радиомаячного типа, приводные радиостанции, диспетчерские и посадочные радиолокационные системы имеют ограниченные зоны действия, недостаточную точность позиционирования для ряда потребителей и предусматривают наличие системы диспетчерского управления;

существующие технические средства ГСЕВЭч не создают единой системы, не полностью удовлетворяют все требования потребителей частотно-временной информации;

для всех наземных радионавигационных средств (РНС) наибольшую угрозу представляет физическое поражение наземного оборудования, как при стихийных бедствиях, так и при воздействии противника в ходе военных действий;

точность местоопределения автономных навигационных систем имеет значительную зависимость от времени автономной работы, кроме того, они также подвержены влиянию различных внешних воздействий.

Существенным недостатком современного состояния НВО в Республике Беларусь является привязка существующих средств и систем НВО к интересам отдельных отраслей и ведомств и, как следствие, реализация развития этих средств в рамках различных программ и проектов. Решение этой проблемы требует сбалансированного подхода к гармонизации общегосударственных и ведомственных интересов при особом внимании к определению организационной структуры Единой системы (ЕС) НВО Республики Беларусь, на чем в основном и концентрируются материалы настоящей работы.

Компенсировать недостатки отдельных систем возможно путем их комплексного использования и совершенствования. Повышению качества НВО будет значительно способствовать создание и поддержание единого радионавигационного поля Республики Беларусь. Качественное решение этой задачи может быть достигнуто при условии постоянного контроля государства за деятельностью по производству, модернизации и эксплуатации навигационных систем и их элементов.

Для этой цели необходимо создание ЕС НВО на базе существующих наземных и спутниковых навигационных систем с использованием перспективных навигационно-временных технологий и методов доступа к информационным ресурсам ЕС НВО Республики Беларусь.

Основополагающим принципом создания ЕС НВО Республики Беларусь должен стать системный подход к разработке и развитию основных (базовых) и дополнительных навигационных систем с учетом их интеграции на единой информационной, методической, технической и технологической основе.

В этой связи процесс создания ЕС НВО Республики Беларусь затрагивает интересы целого ряда государственных структур, проверяет их готовность решать национальные и ведомственные задачи современными способами, с применением современных достижений науки и техники.

Анализ опыта зарубежных стран в построении национальных систем НВО позволяет выделить пять основных направлений, которых целесообразно придерживаться в ходе создания ЕС НВО Республики Беларусь (рис. 1) [3].

Задача по формированию искусственных навигационных полей состоит в формировании исходной радиотехнической информации в виде навигационных сигналов, используя которые потребитель имеет возможность определять навигационные параметры в масштабе времени, близком к реальному, с требуемой точностью, доступностью, целостностью и надежностью.

Решение фундаментальных задач НВО является базисом для решения всех задач навигации, определяет базовые координатно-временные параметры для всех используемых навигационных систем и средств, обеспечивает единство, точность и взаимную согласованность всех координатно-временных измерений. Общее руководство решением фундаментальных задач НВО целесообразно возложить на Национальную академию наук Беларуси с предоставлением ей права привлечения необходимых сил и средств сторонних организаций.

Выполнение контрольно-регламентирующих функций в сфере НВО делится между республиканскими органами государственного управления (РОГУ), заинтересованными в применении навигационных технологий, в рамках их компетенции, под общим руководством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Развитие потребительского сегмента ЕС НВО Республики Беларусь должно осуществляться совместно с остальными направлениями создания ЕС НВО и предусматривать разделение функций и правовой ответственности между ЕС НВО Республики Беларусь и потребительскими системами.

Информационное взаимодействие призвано обеспечить обмен информацией между всеми элементами ЕС НВО Республики Беларусь.

В областях применения НВО, критичных к использованию навигационно-временных технологий, представляется необходимым комплексное использование максимально возможного количества доступных средств для повышения надежности НВО, как в условиях воздействия помех, так и при реализации противником программ, призванных препятствовать использованию космических средств и получению с их помощью информации. В данном контексте критичность определяется теми рисками, которые могут иметь место для национальной безопасности, безопасности личности и общества в случае ухудшения характеристик радионавигационных сигналов или их потери [9].

К числу критичных применений НВО можно отнести [3]:

точные и грубые заходы на посадку самолетами;

плавание речных судов на внутренних водных путях;

организация мониторинга чрезвычайных ситуаций (предупреждение и ликвидация их последствий, контроль перевозок опасных грузов, спасение терпящих бедствие и др.); системы позиционного управления и интеллектуальные транспортные системы, используемые для повышения безопасности и эффективности сфер их применения, связанных с оказанием медицинской помощи, устранением ущерба для окружающей среды или угрозы человеческой жизни;

функционирование системы единого времени и синхронизация телекоммуникационных систем;

решение общегосударственных специальных задач и задач силовых структур по обеспечению национальной безопасности.

Практическая реализация мероприятий по созданию ЕС НВО Республики Беларусь невозможна без создания действенной и жизнеспособной системы управления НВО Республики Беларусь (рис. 2) [1].

Формирование структур организационной и технической составляющих управления ЕС НВО необходимо осуществлять в объеме, достаточном для обеспечения национальной безопасности и эффективного выполнения мероприятий по созданию ЕС НВО Республики Беларусь.

Учитывая ключевое значение НВО для обеспечения экономики, обороны и национальной безопасности Республики Беларусь, общее управление ЕС НВО Республики Беларусь целесообразно возложить на вновь создаваемую структуру - Межведомственную (государственную) комиссию при Совете Безопасности Республики Беларусь или Совете Министров Республики Беларусь (Комиссия), деятельность которой направить на проведение единой государственной политики в области НВО. В состав межведомственной комиссии по вопросам НВО включить представителей всех РОГУ и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, в целях регламентирования использования НВО в интересах функционирования военной организации государства (ВОГ), а также гражданской сферы применения НВО, включая коммерческое.

основные направления СОЗДАНИЯ единой системы НАВНГАЦНОННО- ВРЕМЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ республики БЕЛАРУСЬ

Рис. 1. Основные направления формирования ЕС НВО Республики Беларусь

Полномочия межведомственной комиссии по вопросам топогеодезического и навигационного обеспечения военной организации Республики Беларусь при Министерстве обороны Республики Беларусь, положение и состав которой утверждены постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 17 ноября 2003 г. № 70 приостановить.

Непосредственную реализацию управленческих решений межведомственной комиссии по вопросам НВО при Совете Безопасности Республики Беларусь, организацию взаимодействия РОГУ и иных государственных организаций, заинтересованных в использовании навигационно-временных данных ЕС НВО Республики Беларусь, возложить на уполномоченный РОГУ, играющий ключевую роль в функционировании ВОГ, осуществляющий государственное регулирование навигационной деятельности. Наиболее полно, на взгляд авторов, предъявляемым к РОГУ требованиям соответствует Министерство обороны (МО) Республики Беларусь.

Непосредственное выполнение организационных, исполнительных и взаимодействующих функций в интересах НВО собственного ведомства и Межведомственной комиссии по вопросам НВО осуществляет создаваемое подразделение в организационной структуре уполномоченного республиканского органа государственного управления.

В интересах повышения качества взаимодействия внешних и внутренних структур ЕС НВО, различных групп потребителей, анонсирования коммерческих проектов и т.п. создается информационная служба ЕС НВО, состоящая при уполномоченном республиканском органе государственного управления и функционирующая в интересах Межведомственной комиссии по вопросам НВО.

Республиканские органы государственного управления, заинтересованные в использовании НВО, также должны иметь структуры, непосредственно реализующие задачи НВО в подчиненных ведомствах.

С целью осуществления международного сотрудничества в сфере НВО в составе Межведомственной комиссии по вопросам НВО создается постоянно действующая рабочая группа по межгосударственному взаимодействию в сфере НВО.

Техническая составляющая управления ЕС НВО представляет собой технический комитет по вопросам навигации при Межведомственной комиссии по вопросам НВО, функционирующий в тесном взаимодействии с существующими межведомственными и межгосударственными структурами в сфере технического нормирования и стандартизации. Методическое руководство работой технического комитета осуществляет Государственный комитет Республики Беларусь по стандартизации.

Разработка и создание технической составляющей ЕС НВО осуществляется на основании Радионавигационного плана Республики Беларусь, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, разработка которого возлагается на Межведомственную комиссию по вопросам НВО.

Задачи и полномочия рабочей группы по межгосударственному взаимодействию в сфере НВО, технического комитета по вопросам навигации необходимо определить в положении о Межведомственной комиссии по вопросам НВО.

Одним из первоочередных и наиболее ответственных направлений в создании системы НВО является задача по созданию условий и обеспечению функционирования интегрированного радионавигационного поля (РНП) Республики Беларусь. Изучение и анализ информации о геополитическом значении навигационных систем, особенностей их построения и функционирования, требований потребителей к основным параметрам РНП [3-11], позволил определить перечень системообразующих средств для создания интегрированного РНП ЕС НВО Республики Беларусь (с привлечением систем и средства ГСЕВЭЧ):

глобальные навигационные спутниковые системы целесообразно использовать в качестве основных радионавигационных систем (ГЛОНАСС, из политических соображений - для областей критичных к использованию навигационных технологий);

импульсно-фазовые радионавигационные системы, как стационарные (РСДН 3/10), так и подвижные - в качестве дополнительных (альтернативных) навигационных систем;

региональная дифференциальная подсистема Республики Беларусь, реализующая функции доведения корректирующей информации путем модуляции импульсов навигационного пакета сигнала ИФРНС - в качестве основной системы функциональных дополнений ГНСС и ИФРНС;

локальные (ведомственные) дифференциальные подсистемы, реализующие функции доведения корректирующей информации по каналам связи (например в УКВ диапазоне длин волн) - в качестве дополнительных систем функциональных дополнений ГНСС;

средства радиотехнического обеспечения полетов авиации - в качестве дублирующих (резервных) источников навигационной информации для средств поддержки принятия решения экипажами воздушных судов, членами групп руководства полетами, должностными лицами системы управления воздушным движением.

основные направления СОЗДАНИЯ единой системы НАВНГАЦНОННО- ВРЕМЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ республики БЕЛАРУСЬ

Рис. 2. Система управления НВО Республики Беларусь

Придание ИФРНС статуса систем функционального дополнения ГНСС, по принципам EUROFIX, лишь увеличивает требования к преодолению уязвимости наземных станций к таким факторам, как физическое поражение наземного оборудования, атмосферные помехи, помехи, обусловленные электризацией корпуса самолета, и т.п. Оно же предъявляет повышенные требования к: обеспечению избыточности навигационной информации при формировании интегрированного РНП Республики Беларусь; живучести ИФРНС и ЕС НВО Республики Беларусь в целом; повышению точности местоопределения с использованием сигналов ИФРНС, на случай отсутствия возможности, по различным причинам, получения потребителями сигналов ГНСС.

С этой целью в ходе создания ЕС НВО Республики Беларусь необходимо детально исследовать и определить наиболее приемлемые для Республики Беларусь режимы работы ИФРНС (режим работы с функционально равноценными станциями, режим одновременной работы со смежными цепями, дифференциальный режим) [4; 6; 12]. Значительную перспективу, по мнению авторов, имеет вариант использования подвижных ИФРНС как для наращивания РНП РСДН 3/10, так и для формирования самостоятельного РНП в локальном регионе, с возможностью его дифференциальной коррекции. В настоящее время для Республики Беларусь не выработаны конкретные формы и способы боевого применения подвижных ИФРНС без ущерба для качества НВО, а также их совместного применения с подвижными вариантами контрольно-корректирующих станций региональной дифференциальной подсистемы Республики Беларусь.

Проведенный системный анализ опыта зарубежных стран в построении национальных систем НВО, информации о геополитическом значении навигационных систем, особенностей их построения и функционирования, требований потребителей к основным параметрам НВО, особенно в критичных областях применения навигационно-временных технологий позволяет сделать следующие выводы:

1. Создание ЕС НВО Республики Беларусь целесообразно проводить в три этапа: развитие существующих систем и средств НВО и проведение организационно-технических мероприятий по подготовке их к интеграции в ЕС НВО Республики Беларусь (до 2010 г.); создание и развертывание основных средств и элементов ЕС НВО Республики Беларусь, технической и технологической базы (2010 - 2014 гг.); завершение создания и ввод в опытную эксплуатацию системы НВО Республики Беларусь (2015 - 2020 гг.).

2. учитывая двойное назначение ЕС НВО Республики Беларусь и ее важность для обеспечения безопасности страны, реализацию всех мероприятий в ходе ее построения целесообразно проводить в рамках составной Государственной программы создания и развития ЕС НВО Республики Беларусь (Программа), включающей подпрограммы, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, задания по разработке, освоению или внедрению в производстве ряда инноваций. Программа должна представлять собой комплекс заданий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам, на проведение ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием технологий, видов продукции и услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции. Финансирование Программы необходимо предусмотреть за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников, а также средств государственных целевых бюджетных фондов.

3. Потенциальным заказчикам Программы необходимо по согласованию с Государственным комитетом по науке и технологиям представить предложения в Совет Министров Республики Беларусь для ее включения в перечень государственных программ.

4. В качестве первоочередных мероприятий Программы целесообразно выделить нижеследующие.

а) Формирование основ и создание законодательной и технической нормативной базы для построения ЕС НВО Республики Беларусь, в том числе:

разработка концепции создания, применения и развития ЕС НВО Республики Беларусь на долгосрочную перспективу, с учетом развития перспективных навигационных технологий;

принятие Закона «О навигационной деятельности»;

утверждение программных и планирующих документов в области создания и развития ЕС НВО Республики Беларусь, предусматривающих:

мероприятия по формированию и развитию потребительского сегмента, экономической и юридической защите отечественных производителей навигационной аппаратуры и оборудования;

разработку современных программ и методик внедрения ЕС НВО Республики Беларусь в различных отраслях экономики;

разработку и внедрение системы сертификации навигационного оборудования и аппаратуры отечественного и зарубежного производства в интересах различных ведомств;

исследования и анализ мирового рынка коммерческого использования навигационных технологий, выработку предложений по коммерческому использованию ЕС НВО Республики Беларусь;

правовое регулирование соблюдения установленных норм радиоизлучений, представляющих потенциальную помеховую опасность для сигналов систем и средств НВО;

определение и реализацию мероприятий в рамках международного сотрудничества в сфере НВО т.д.

б) Проектирование ЕС НВО Республики Беларусь целесообразно сфокусировать на следующих направлениях:

разработке технического облика, схемно-технических, программных и конструкторских решений для создания перспективной, конкурентоспособной и высокотехнологичной навигационной аппаратуры, работающей по сигналам перспективных навигационных систем;

проектировании и создании перспективных образцов навигационной аппаратуры, ее функциональных дополнений для различных сообществ потребителей;

разработках в области совершенствования средств передачи навигационной и контрольно-корректирующей информации в системах НВО;

разработке и реализации комплекса мер по организации избирательного доступа к навигационной информации сообщества специальных потребителей, обеспечению контроля за использованием навигационной аппаратуры с высокоточными характеристиками;

исследованиях и разработках в области интеграции перспективных навигационных технологий с другими информационно-коммуникационными технологиями в единой системе.

в) Формирование структур управления ЕС НВО Республики Беларусь, в том числе осуществляющих информационное взаимодействие и контрольно-регулирующие функции.

г) Организационные мероприятия, обеспечивающие сопровождение выполнения Программы, обучение и подготовку кадров для ЕС НВО Республики Беларусь, функционирование оперативно-технической службы создаваемой системы и т.п.

д) Реализацию мероприятий по модернизации, поддержанию и развитию систем и средств НВО в направлении их будущей интеграции, в том числе:

создание и ввод в эксплуатацию региональной дифференциальной подсистемы Республики Беларусь, функционирующей по сигналам ГНСС и ИФРНС, реализующей функцию мониторинга РНП;

разработку и создание белорусскими специализированными предприятиями унифицированного ряда навигационной аппаратуры потребителей и оборудования для потребительских систем;

проектирование и внедрение базовых потребительских систем различного назначения, работающих с использованием сигналов навигационных полей ЕС НВО Республики Беларусь;

создание сети подвижных станций функциональных дополнений ГНСС и ИФРНС, исследование и формирование подходов к их боевому применению;

модернизация и создание системообразующих элементов ЕС НВО Республики Беларусь, а также их интеграцию и отработку взаимодействия;

разработки по повышению помехоустойчивости аппаратуры потребителей для использования в интересах обеспечения национальной безопасности;

разработка и освоение в Республике Беларусь производства радиоэлектронных компонентов для навигационного оборудования и аппаратуры.

е) Развитие фундаментального сегмента НВО, а также:

исследования и разработки в области совершенствования и развития перспективных навигационных технологий;

совершенствование методологических и технических основ по применению навигационной информации в геоинформационных системах;

исследование путей повышения точностных характеристик координатно-временного обеспечения реализации Национальной программы исследования и использования космического пространства в мирных целях;

исследование вопросов расширения перечня и повышение уровня автоматизированного решения задач с использованием НВО и геоинформационных технологий;

целевое развитие теории сохранения живучести ЕС НВО Республики Беларусь.

литература:

1. Кобелев Г.П., Евглевский И. В., Морозов Н.Н., Утекалко В.К. Методологические аспекты создания системы навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь//Земля Беларуси. - Мн.,2008.-№2.

2. Евглевский И. В., Сафонов Р.А., Морозов Н.Н. Перспективы развития навигационно-топографической службы Вооруженных Сил // Наука и военная безопасность. - Мн., 2008. - № 4.

3. Соловьев Ю.А. Спутниковая навигация и ее приложения. - М.: ЭкоТрендз, 2003.

4. Разработка облика навигационно-топографической службы Вооруженных Сил до 2020 года. Шифр «Облик - ТН»: Заключительный отчет о НИР/НИИ ВСРБ. - Мн., 2008.

5. Иванюк В.С., Кульпанович А.П., Федукевич С.А. Радиотехнические системы обеспечения полетов авиации: Особенности построения и функционирования, требования к параметрам и перспективы развития. - Мн.: ВА РБ, 2008.

6. Бъюкерс Д.М. Противоречия между гражданскими и военными потребителями спутниковых систем, используемых в целях позиционирования и навигации//Сборник трудов Международной конференции «Планирование глобальной радионавигации» «Навигация-95» // Том I. - М.: Научно-технический центр «Интернавигация», 1995.

7. Создание системообразующих средств навигационного обеспечения на базе спутниковых и наземных радионавигационных систем. Шифр «Система - РНС»: Пояснительная записка к эскизному проекту по ОКР / УП «СКБ Камертон». - Мн., 2006.

8. Царев В. М., Жолнеров В. С., Соловьев Ю.А. Проблемы разработки новой редакции Российского радионавигационного плана // Сборник трудов Международной конференции «Планирование глобальной радионавигации» «Навигация-95» // Том I. - М.: Научно-технический центр «Интернавигация», 1995.

9. Жолнеров В.С., Зарубин С.П., Писарев С.Б., Царев В.М. Уязвимость спутниковых навигационных систем при воздействии непреднамеренных и преднамеренных помех и перспективы повышения надежности координатно-временного обеспечения// Новости навигации. - М., 2004. - № 1.

10. Андерсен Я., Гребнев А. Интегрированный датчик местоопределения// Сборник трудов Международной конференции «Планирование глобальной радионавигации» «Навигация-95» // Том I. - М.: Научно-технический центр «Интернавигация», 1995.

11. Писарев С.Б., БорисовА.И., ХотинА.Л. Радионавигационное обеспечение России на пороге XXI века: импульсно-фазовые радионавигационные системы LORAN-C и «ЧАЙКА» как необходимые компоненты глобального интегрированного радионавигационного поля / Журнал «Технологическое оборудование и материалы». - 1998. - № 6.

12. Радиотехнические системы дальней навигации / Учеб. пособие. - М.: Воениздат, 1975.

13. Духон Ю.И., Ильинский Н.Н. Средства управления летательными аппаратами. - М.: Воениздат, 1972.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации