ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ транспортных Войск РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2009, стр. 43-46

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ транспортных Войск РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Генерал-майор В.И. КИРЕЕВ,

начальник департамента транспортного обеспечения МО РБ

В.А. ДОВГЯЛО,

заведующий кафедрой Белорусского государственного университета транспорта,

доктор технических наук, профессор

Д.И. БОЧКАРЕВ,

декан строительного факультета

Белорусского государственного университета транспорта, кандидат технических наук, доцент

Полковник А. В. ДРАГУН,

заместитель начальника департамента

транспортного обеспечения по вооружению - начальник 3-го управления

Полковник И.И. ЛЮДЧИК,

помощник начальника департамента

транспортного обеспечения

по военно-техническому сотрудничеству

УДК 656.08

Рассмотрены факторы, определяющие роль транспорта в социально-экономической и военной сферах развития Республики Беларусь с учетом современных тенденций динамики экономических и военно-политических процессов. Сформулированы задачи и основные направления технического перевооружения транспортных войск Республики Беларусь.

1. Значение транспорта

в современном мировом развитии

Одной из основополагающих тенденций современного мирового развития является глобализация экономических, политических и социальных процессов, затрагивающая практически все сферы общественной жизни. В этих условиях экономика любой страны тесно связана с мировой экономикой, поэтому экономическое развитие в национальных рамках и внешнеэкономические связи становятся звеньями одной цепи. В настоящее время можно выделить формирование следующих мировых экономических центров: Евросоюза, России, Восточной и Юго-Восточной Азии и Северной Америки [1,2].

Дальнейшее развитие мировой экономики характеризуется ростом ее зависимости от источников сырьевых и энергетических ресурсов вследствие их ограниченности и сильного влияния на мировую динамику цен. Поэтому одной из стратегических задач государства становится контроль за энергосырьевыми ресурсами и путями их транспортирования, осуществление которого обеспечивается, в том числе, и в военной плоскости. Одновременно с этим борьба за мировое господство в настоящее время сместилась в область экономического соперничества, а произошедшие в мире перемены показывают, что факторами, определяющими развитие государства, являются его экономическая мощь, технологический уровень и стабильность политической системы. При этом защита национальных интересов в экономической сфере является одним из главных направлений политики любого государства, в особенности, в условиях мирового экономического кризиса.

Исходя из основных тенденций мирового развития, можно считать транспортный комплекс одним из системообразующих факторов мировой экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий [2]. Мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, которая базируется на географическом положении и ресурсном потенциале государств и включает сеть международных транспортных коридоров, связывающую различные континенты для обеспечения экспортно-им портного товарообмена и международного транзита. Поэтому государства, управляющие международными транспортными коммуникациями глобального характера и имеющие развитую транспортную инфраструктуру, могут играть лидирующую роль и в мировом хозяйственном обороте. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что транспортная система государства становится вместе с финансовой, политической и социальной одним из базисов, обеспечивающих устойчивость его положения в мировом сообществе, так как традиционные модели экономической политики нуждаются в модернизации в условиях необходимости повышения рентабельности непосредственно реального сектора экономики.

2. Значение транспорта

в социально-экономическом развитии

Республики Беларусь

Важная роль транспортного комплекса в социально-экономическом развитии Республики Беларусь обусловлена рядом факторов, связанных с особенностями географического положения и экономического уровня нашей страны, а также современными тенденциями развития мировой экономики. К этим факторам можно отнести увеличение товарооборота между Европой и Азией, перевод промышленных предприятий из Европы в Азию, энергетическую зависимость стран Восточной и Западной Европы от энергоносителей России, функционирование отечественной промышленности преимущественно на импортном сырье, значительная доля экспорта (около 60%) национального ВВП, а также географическое расположение республики на пересечении трансевропейских железнодорожных и автомобильных магистралей, нефте-, газо- и продуктепроводов. При этом на предприятиях транспортного комплекса республики занято около 5% от общей численности работающих, он объединяет около 17% производственных фондов, а на его развитие ежегодно отчисляется примерно 11% всех капиталовложений [3, 4]. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов: ежегодно транспортным комплексом используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива от общереспубликанского потребления [3, 4]. Удельный вес транспортного комплекса в ВВП страны составляет более 8%, что позволяет считать его одной из важнейших отраслей, обеспечивающей экономический рост и повышение уровня жизни населения.

3. Задачи транспортной безопасности в рамках национальной безопасности государства

Безопасность любого государства строится, исходя из его национальных интересов в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах [5]. На формирование национальных интересов Республики Беларусь значительное влияние оказывает ее благоприятное транспортно-географическое положение на Европейском континенте.

Транспорт характеризуется возможностью выполнять функции двойного назначения: обеспечения жизнедеятельности общества и решения задач в интересах обороны. Поэтому рассмотрение роли транспорта как одного из ведущих элементов экономики и системы обеспечения национальной безопасности характерно для большинства государств.

Одновременно с этим транспортная безопасность должна включать в себя вопросы защиты транспортной системы и ее компонентов как субъектов транспортной деятельности, а также объектов, участвующих в этом процессе, и взаимодействующей с ними среды. Поэтому транспортной безопасностью государства можно считать такое состояние защищенности интересов его субъектов и объектов от различных по своей природе внутренних и внешних угроз, которое характеризуется способностью транспортной системы устойчиво и безопасно функционировать с минимальными затратами и максимальной эффективностью.

4. Транспортное обеспечение военной безопасности

Подготовка транспорта к работе в военный период заключается в проведении комплекса мероприятий по переводу работы транспортных организаций с мирного на военное время, а также по обеспечению устойчивости их работы при возможном воздействии противника на транспортные объекты и средства транспорта.

Мобилизационная подготовка транспорта по его видам заключается в проведении в мирное время комплекса организационных мероприятий в целях отмобилизования, доукомплектования транспортных органов управления, а также подготовительных и эксплуатационных сил и средств по штатам и табелям военного времени и создания условий для непосредственной подготовки транспорта к надежной работе в особый период.

Оборонная подготовка транспорта заключается в проведении как в мирное, так ив военное время комплекса организационных, технических и инженерных мероприятий по уменьшению возможного воздействия противника на транспортную инфраструктуру, а также обеспечения ее эффективного функционирования в случае такого воздействия. Главной целью оборонной подготовки является обеспечение требуемой живучести транспортной сети и надежности эксплуатируемых объектов, сооружений и устройств, т.е. способности сохранять и быстро восстанавливать свою работоспособность в условиях воздействия противника.

В настоящее время организация оборонной подготовки транспорта имеет особенности, связанные с изменением характера вероятного воздействия противника на пути сообщения и транспортные средства вследствие возможности их разрушения высокоточными средствами поражения, увеличением глубины возможного воздействия противника на элементы транспортной системы и сокращением директивных сроков их восстановления.

На основании вышеизложенного транспортная безопасность определяется развитием транспортного обеспечения вооруженных сил, т.е. боевыми и производственными возможностями соединений и воинских частей, от которых зависит скоростное восстановление путей сообщения, а также возможностями структур Белорусской железной дороги, департамента «Белавтодор» и других организаций по выполнению мобилизационных и боевых функций.

Опыт транспортного обеспечения вооруженных сил зарубежных стран показывает, что большинство из них имеют формирования транспортного обеспечения, отличающиеся соотношением эксплуатационных и восстановительных подразделений в зависимости от принятой военной доктрины. Так, страны, которые не планируют ведение боевых действий на своей территории, отдают приоритет эксплуатационным подразделениям, а страны, имеющие оборонительную доктрину, - восстановительным [1].

В целях совершенствования транспортного обеспечения Вооруженных Сил в Республике Беларусь образованы транспортные войска [6], основными задачами которых в мирное время являются осуществление подготовительных мероприятий по техническому прикрытию, восстановлению, повышению живучести и пропускной способности железных и автомобильных дорог в предполагаемых районах ведения боевых действий; накопление, размещение и обновление технического вооружения; организация воинских перевозок, а также участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера на транспортных коммуникациях. В военное время транспортные войска должны обеспечивать техническое прикрытие, восстановление, разминирование, заграждение и эксплуатацию железных и автомобильных дорог в районах проведения войсковых операций; наведение мостовых переходов и организацию перевозочного процесса.

5. Основные направления технического перевооружения

транспортных войск Республики Беларусь

Исходя из современных задач, стоящих перед транспортными войсками, осуществляется реорганизация системы транспортного обеспечения, которая базируется на комплексном подходе, включающем научный анализ и практический опыт, и направлена на обеспечение живучести транспортных коммуникаций, модернизацию и обновление парка специальной техники, а также совершенствование структуры транспортных войск и нормативно-правовой базы [7].

Для объединения возможностей и обеспечения эффективного взаимодействия транспортных войск Республики Беларусь, железнодорожных войск Российской Федерации (ЖДВ РФ), входящих в состав Региональной группировки войск (РГВ), а также Министерства транспорта России и Белорусской железной дороги, разработана и действует программа Союзного государства «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона», согласно которой в системе технического обеспечения РГВ производственный и научно-технический потенциал привлекаемых структур играет первостепенную роль, позволяя поддерживать необходимый уровень технического оснащения как в мирное, так и в военное время. Для полного и скоординированного использования имеющихся потенциалов участников РГВ и объединения производственных и научно-технических возможностей предприятий ЖДВ РФ и РБ специалистами государственного учреждения «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь» разработан комплекс мероприятий для сотрудничества в данной сфере, который отражает вопросы организации взаимодействия указанных структур в области создания и внедрения новых образцов железнодорожной техники, а также модернизации состоящей на вооружении. При этом уделяется внимание вопросам обучения и подготовки специалистов по эксплуатации специальной техники и координации действий, направленных на ее использование в прогрессивных технологических процессах восстановления и содержания транспортных коммуникаций.

В результате реализации указанной выше программы определены основные направления технического перевооружения транспортных войск Республики Беларусь, одним из которых является внедрение многофункциональных технических средств для выполнения транспортных и технологических операций как на железнодорожных путях, так и автотранспортных коммуникациях. Данное направление представляет собой актуальную задачу, что подтверждается мировой тенденцией создания машин, имеющих широкие технологические возможности. Решение данной задачи возможно посредством оснащения пневмоколесной техники механизмами комбинированного рельсоколесного хода, а также установки широкого спектра сменного рабочего оборудования [8].

В научном плане создание данной техники базируется на разработке конструктивных решений узлов и агрегатов комбинированного хода, доработке несущих элементов, трансмиссии и ходовой части агрегатируемых с ними отечественных пневмоколесных энергонасыщенных транспортных средств, которые основываются на оптимизации методик тяговых, тормозных и прочностных расчетов с учетом движения по рельсовой колее с помощью пневмоколесных или иных движителей и использования в качестве направляющих элементов дополнительных железнодорожных колес.

В то же время расширение технологических возможностей технических средств на комбинированном ходу возможно путем их оснащения различным оборудованием (гидроманипулятором с агрегатом для одиночной замены шпал, грейфером, щеткой и т.д., кузовом-фургоном для размещения личного состава, ремонтно-восстановительного и аварийно-спасательного инструмента, плужным или роторным снегоочистителем), дополнительными системами, обеспечивающими безопасность движения при выполнении поездных и маневровых работ, механизацию процесса установки и съезда машин с железнодорожного пути, а также повышение их надежности при работе в условиях интенсивной эксплуатации.

Результаты разработки данных машин специалистами департамента транспортного обеспечения и в научных коллективах Белорусского государственного университета транспорта, РУП «МТЗ» и РУП «МАЗ» показали, что при использовании в качестве базы шасси Ш-406 «Беларус» и МАЗ-6303 возможно создание локомобилей, позволяющих выполнять поездные и маневровые работы с различным количеством единиц железнодорожного подвижного состава полной массой поезда до 400 и 1000 т соответственно со скоростью до 10 км/ч. При этом шасси Ш-406 «Беларус» на комбинированном ходу позволяет создать высокопроизводительную универсальную путевую машину по восстановлению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, стрелочных переводов и искусственных сооружений посредством агрегатирования с ним сменных блоков, выполняющих подъемку и рихтовку пути, установку шпал по меткам и разгонку стыковых зазоров, балластировочные работы, очистку пути от снега и другие операции [8].

Для повышения оперативности возведения элементов мостов и других искусственных сооружений при строительстве военно-автомобильных дорог, восстановлении железнодорожных путей и преодолении водных преград развивается направление по совершенствованию и разработке транспортных средств для транспортировки, бес крановой погрузки и выгрузки звеньев понтонных систем (на шасси МАЗ-6317- для сваебойно-монтажного парома СМП-86, автопоездов АНС-10 и АНС-17 - для наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 и моста-ленты железнодорожного МЛЖ), а также повышению эксплуатационных характеристик их самоходных звеньев. В рамках данного направления представляют интерес исследования по модернизации парка техники для погружения свай, включающего в себя дизель-молоты и вибропогружатели, а также колесные, гусеничные и плавающие транспортные средства для агрегатирования копровых установок.

Таким образом, основные направления технического перевооружения транспортных войск Республики Беларусь, базирующиеся на комплексном научно-обоснованном подходе, способствуют повышению эффективности решения поставленных перед ними задач, а также укреплению взаимодействия с другими объектами и субъектами, входящими в военную организацию государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полянский Л.Б., Родионов А.А. Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства // Наука и военная безопасность. - 2005. - №3.-С. 13-15.

2. Ивашов Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии. Геополитические проблемы / Л.Г. Ивашов. - М., 2000. - 333 с.

3. Автомобильные перевозки в странах Центральной и Восточной Европы. - М.: АСМАП. - 1998.

4. Карбанович И.И. Международные автомобильные перевозки / И.И. Карбанович. - Мн.: Юнипак, 2002. - 284 с.

5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь.

6. Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 312 «О некоторых мерах по совершенствованию транспортного обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь».

7. Киреев В.И. Перспективы развития системы транспортного обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь / В.И. Киреев//Армия. - 2008. - № 4. - С. 12-15.

8. Довгяло В.А. Современное состояние и перспективы оснащения транспортных войск Республики Беларусь многофункциональными техническими средствами / В.А. Довгяло, Д.И. Бочкарев, Л.Б. Полянский // Механика машин, механизмов и материалов. - 2007. - № 1. - С. 33-37.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации