ИСТОКИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ
Обозреватель - Observer 2004 №11 (178)
ИСТОКИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ
Роберт Луговец,
ветеран вооруженных сил, полковник,
кандидат юридических наук
Пожалуй, впервые, выступая 13 сентября 2004 г. на расширенном совещании Правительства, В.В.Путин признал, что исполнительная власть в России пока не сумела организовать должного взаимодействия со своим народом. В этой связи Президент предложил силовым структурам "наладить контакт с гражданами и теснее взаимодействовать с ними". Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность, говорил он.
Важнейший стратегический регион страны - Северный Кавказ оказался одновременно жертвой и наиболее удобным местом организации террора в России. Именно здесь агенты международного терроризма и их местные соучастники откровенно используют в своих преступных целях социально-экономические ошибки и просчеты исполнительной власти страны.
В сохраняющейся в регионе массовой безработице, в недостатках социальной политики и в низком уровне образования подрастающего поколения, как считает Президент, вызревает питательная среда для экстремистской пропаганды. Здесь в условиях нищеты формируются условия для успешной вербовки новых сторонников терроризма, исполнителей и организаторов террористических акций, разжигания новых очагов террора. И виновны в таком положении, по мнению Президента, в первую очередь органы исполнительной власти.
В результате допущенных политических и экономических промахов, считает Президент, Северо-Кавказский регион по качеству жизни недопустимо отстает от других российских территорий.
Показатели среднедушевых доходов в Южном федеральном округе (ЮФО) в полтора раза ниже, чем в среднем по стране, а в Ингушетии, - почти в четыре (!) раза. Уровень безработицы здесь носит массовый характер. Новый полпред Президента в ЮФО Д.Козак, после ознакомительной поездки полностью подтвердил эти оценки. Он охарактеризовал ситуацию в округе, где 10 из 13 субъектов являются высоко дотационными, как "вопиющую". "Регион, - заявил он, захлестывает преступность в самых острых ее проявлениях - от терроризма и бандитизма до коррупции и злоупотреблений во всех органах исполнительной власти и местного самоуправления".
После серии террористических актов в Москве и трагедии в Беслане эта оценка состояния дел на Северном Кавказе беспрецедентна. По сути, В.Путин и Д.Козак поставили "неуд" всей постсоветской политической и экономической стратегии исполнительной власти в этом регионе. И, думается, не только на Северном Кавказе. На наш взгляд, этим в первую очередь объясняется появление в Правительстве России нового министра - В.Яковлева и воссоздание министерства, ответственного за вопросы региональной и национальной политики, а также создание Госдумой парламентской комиссии по проблемам Северного Кавказа. Вместе с тем Президент подчеркнул, что борьба с террором - это наша общая и главная цель, и ее достижение прямо зависит от того, насколько эффективно будут мобилизованы все ресурсы государства и общества.
Однако напомним. Еще в апреле текущего года Государственная Дума обращала внимание Президента и Правительства на необходимость повышения эффективности противодействия терроризму в России.
В частности, 13 апреля 2004 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом", в которых приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента, Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства, федеральных министерств и ведомств, специализированных научных учреждений, учебных заведений, общественных организаций, СМИ. Участники форума порекомендовали Президенту выступить с политической инициативой о создании эффективной государственной системы противодействия терроризму, формировании национального антитеррористического фронта и максимально широкого международного сотрудничества. Правительству РФ предлагалось на 2004-2007 гг. разработать Федеральную целевую программу "Антитеррор".
Однако понадобились серия террористических актов в Москве и трагедия в Северной Осетии, чтобы эти предложения общественности были услышаны.
События в Беслане при всей их аморальной и нечеловеческой жестокости имеют позитивное, если так можно выразиться, значение. Впервые, пожалуй, в постсоветское время сложилась ситуация, в которой международное общественное мнение по-настоящему проявило понимание, и практически все государства активно сопереживали эту трагедию. Руководители большинства стран выражали поддержку российскому руководству в его борьбе с терроризмом не только на словах. Была организована небывалая по своим масштабам международная гуманитарная помощь пострадавшим жителям Беслана. Отдельные же отголоски эпохи "холодной войны" лишь подчеркивают общий позитивный фон международной поддержки усилий российского руководства в борьбе с терроризмом.
В Северной Осетии и на Северном Кавказе в целом продолжается активный поиск соучастников бандитов, погубивших свыше трехсот ни в чем неповинных детей и женщин. Однако вопрос кто организовал, финансировал и практически осуществлял захват заложников в Беслане остается по-прежнему открытым, и россияне рассчитывают на то, что достоверные ответы на него не заставят нас долго ждать.
Вместе с тем, представляет безусловный общественный интерес вопрос, на который сегодня никто почему-то не желает вразумительно ответить: Кто повинен в том, что в самом начале ХХI в. Россия оказалась втянута в эту необычную войну?
В войну, не имеющую ни фронта, ни тыла, ни нейтральной полосы. Более того, в войну, в которой отсутствует четкое понятие врага. А ключевые категории: "международный терроризм", "лицо кавказкой национальности" как основные субъекты террористических актов в России остаются в значительной мере некорректными. В этой связи, думается, что некоторые заявления высокопоставленных чиновников о нанесении точечных ударов по зарубежным террористическим центрам являются результатом излишней эмоции. Им не хватает обстоятельного анализа современного состояния борьбы с терроризмом и точного расчета практических мер противодействия ему. Отсутствует идейная основа эффективной защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности россиян.
Повышение эффективности противодействия современному терроризму, конечно же, потребует от всех не только переосмысления адекватности существующих форм и методов борьбы его характеру. Понадобится более масштабное привлечение сил и средств иного, более высокого качества. Думается, что будут востребованы, прежде всего, методы и средства, рассчитанные на длительное, тонкое и кропотливое использование их в мозговых и финансовых центрах современного терроризма, в ближайшем окружении его политических и идейных вдохновителей, организаторов и практических исполнителей террористических акций. Вновь понадобятся новые, точнее сказать - старые как мир методы и средства оперативной работы, позволяющие упреждать не только действия, но и замыслы преступников. А для этого нужны именно те ресурсы, которые были бездумно, если не сказать - преступно, уничтожены в пьяной эйфории разгрома государственного аппарата Советского Союза.
Другими словами, если война в традиционном ее понимании - это продолжение государственной политики иными, военными средствами и методами, то особая война с терроризмом - это ведь тоже продолжение государственной политики. Только не военными, а, прежде всего, оперативными средствами и методами. В этой особой войне вооруженные силы и меры имеют, как представляется, вспомогательный характер, а решающую роль приобретают лишь в случаях, когда террористический акт уже свершился и задача борьбы с терроризмом переходит в фазу минимизации его последствий. В последние годы практически почти с каждым террористическим актом на территории России именно так и происходит.
Таким образом, эффективное противодействие терроризму сегодня - это война особого рода, в которой, как показывает наша практика и практика, к примеру, Израиля, каждый гражданин в любой момент и в любом месте может пострадать или даже погибнуть от непредсказуемого террористического акта. Ради победы в этой войне, государство обязано мобилизовать все свои возможности и возможности общества, каждого гражданина. Без опоры на свой народ, на доверие всех наших граждан усилия исполнительной власти обречены на провал по определению.
При этом следует иметь в виду, что корни и начало этого преступного явления в современной России были инициированы в начале 90-х годов прошлого века в Беловежской пуще тремя ликвидаторами Советского Союза и их советниками. И как бы сегодня нам не хотелось перевести это явление на международный уровень, обозначить его зарубежные истоки, воевать с российским терроризмом нам придется, главным образом, на нашей территории и, прежде всего, с внутренним нашим врагом. С врагом нашего Отечества, взращенным деяниями первого президента России и его ближайшего окружения на Северном Кавказе, и не только там.
Сущность этого внутреннего врага заключается в слабости нашей исполнительной власти.
Имеются достаточные основания считать, что корни российской части современного международного терроризма произрастают из коррупции, которая позволяет террористам и их пособникам безбоязненно нарушать моральные, административные и уголовные нормы. Коррупция дает им возможность преодолевать любые действующие в стране государственные и общественные системы безопасности и является, таким образом, важнейшим условием возникновения и развития отечественного терроризма. Думается, что пока коррупция будет сохранять свои позиции в государственных, общественных и коммерческих структурах победить терроризм в стране в обозримой перспективе принципиально не возможно.
В этой связи важнейшим условием реальной победы над терроризмом в России является существенное снижение уровня коррупции, так как не может быть даже речи об эффективной борьбе с ним в условиях, когда бандиты вооружены новейшим российским оружием, а на вооружении у защитников Отечества - не всегда пригодные к боевому применению гранатометы "Муха" образца 80-х годов прошлого столетия.
Известно также, что в Москве на жилой площади всего в 20 кв. м, можно за мизерную плату зарегистрировать до 200 и более лиц. Цена же получения в городе постоянной регистрации колеблется в пределах от 500 до 1500 долл.
Напомним, к тому же, что стоимость теракта на рейсовом самолете оказалась и того меньше. Всего за 1000 руб. мелкий спекулянт организовал террористке и покупку авиабилета, и бесконтрольную посадку на авиалайнер, и стал соучастником гибели десятков безвинных пассажиров и экипажа авиалайнера.
Чего больше всего боится коррупция? Конечно, гласности.
Только действенный общественный контроль за работой государственных структур и, прежде всего, правоохранительных органов открывает государству возможность эффективной борьбы с коррупцией.
Но, желает ли исполнительная власть иметь у себя такой контроль? Практика всего постсоветского государственного строительства убедительно свидетельствует о противном: общественный контроль исполнительной власти в России ни к чему.
Вспомним, хотя бы, результаты работы парламентской комиссии по расследованию преступлений в Чечне в середине 90-х. Со слов С.Говорухина, в итоговом документе этой комиссии были расставлены точки практически над всеми "i" чеченской преступности и ее московских покровителей. Более того, в документе были предложены практические меры по достойному выходу государства из чеченского кризиса. Однако, воз, что называется, и ныне там.
Особенно плохо, когда власть начинает сама уничтожать мало приятные для нее, но в какой-то мере полезные информационные структуры, (например, телевизионные программы "Свобода слова", "Личный вклад", "Степан Капуста и Хрюн Моржов" и т.д.).
В стране пока отсутствует механизм общественного контроля над работой силовых структур. В.Путин понимает всю важность и необходимость общественного контроля. Его предложения о создании для этих целей Общественной палаты, казалось бы, отвечают этой потребности. Однако при ближайшем рассмотрении возможность организации контроля при помощи этого неконституционного органа представляется эфемерной. Руководство ФСБ, МВД или Прокуратуры вряд ли рискнет нарушить требования своих же правовых Положений, в которых четко определены границы и предмет отчетности об итогах работы. Поэтому никакая общественная структура не вправе реально проконтролировать их работу. Таким образом, Общественная палата даже, если она будет создана в интересах контроля над силовыми структурами, практического влияния на результативность борьбы с терроризмом иметь скорее всего не будет.
Такой контроль уже давно пытаются осуществлять различные общественные организации, СМИ и независимые эксперты, как правило, не располагающие нужными для этого возможностями. Им, прежде всего, не хватает требуемого уровня профессионализма для объективной и качественной оценки фактов, событий, их внутренних, не всегда заметных, связей и отношений. Отсутствует доступ к закрытым данным. Да и профессиональная мотивация подчас мешает объективности журналиста.
В вопросах общественного контроля следовало бы использовать западный опыт.
К примеру, опыт Рэнд-корпорейшн в США.
В Японии, в ведущих европейских странах тоже существуют мощные экспертные сообщества с развитой структурой специализированных институтов и центров, высоко квалифицированными кадрами ученых и специалистов, громадным опытом аналитической работы. Эти компании на договорных началах получают от главы государства или руководителей ведомств задания на проведение независимых экспертиз по наиболее важным политическим, экономическим, социальным и иным требующим своего решения проблемам. Им выделяются соответствующие финансовые средства и предоставляется вся нужная информация, а при необходимости создаются условия для плодотворной работы.
К работе над проблемами компаниями привлекаются различные компетентные в данной области специалисты и ученые, не являющиеся действующими политиками, государственными служащими или сотрудниками силовых ведомств.
По результатам работы выпускаются доклады, записки, проекты, содержащие выводы и рекомендации по рациональному решению поставленной проблемы.
Независимые экспертные организации, таким образом, имеют возможность объективно оценивать полученные государственными структурами результаты, указывать на допущенные просчеты и ошибки при планировании и реализации стратегических целей и практических задач. Уровень объективности и качества их работы обеспечивается за счет независимости мнения и оплаты экспертов. Руководители ведомств и глава государства в свою очередь получают независимый канал достоверного контроля над решением важнейших проблем, информацию, необходимую для принятия сложных решений.
Каждый год от рук наемных убийц в стране погибают крупные бизнесмены, представители властных структур, политические лидеры, журналисты, граждане РФ. Не может быть речи о реальной борьбе с терроризмом и в условиях отсутствия должной политической воли при расследовании тяжких уголовных преступлений. Такие громкие преступления террористического характера, как расстрел Листьева, подрыв Холодова, взрыв на Котляковском кладбище и многие-многие другие террористические акции, и заказные убийства, годами остаются не расследованными, думается, только по этой причине.
Но основная причина не столь однозначна.
Слабость работы правоохранительных органов обусловлена рядом причин, главная из которых заключается в том, что в постсоветский период наряду с систематическими реформами правоохранительной системы и отдельных ее структур, в Российской Федерации сформировался особый уклад переходного от социализма к капитализму периода. Инициированная западными спецслужбами и подхваченная Ельциным эпоха ломки и последовательного уничтожения социалистических общественных отношений и превращения их в отношения капиталистические все еще продолжается. В этих условиях жизнь, как и смерть, превратилась в товар, имеющий свою стоимость и цену. И жизнь, и смерть ныне продаются и покупаются на развивающемся в стране капиталистическом рынке, как и любой другой товар теневой экономики. В этом превращении жизни человека в ходовой рыночный товар заключаются политические и экономические корни российского терроризма.
Когда цель оправдывает средства, тогда все средства хороши!
Россия, конечно, может строить храмы и небоскребы, разрешать международные конфликты, даже выигрывать теннисные турниры и добиваться медалей на очередной Олимпиаде. Но до тех пор, пока у определенной части общества почему-то считается совершенно нормальным разрешать возникающие конфликты с помощью автомата Калашникова, или, захватив, в заложники детей и женщин, взрывать и расстреливать их, то такое общество поражено особо тяжелой болезнью. Лечение этой болезни требует кардинальных мер немедицинского характера.
В этой связи напрашиваются некоторые исторические параллели.
При ближайшем рассмотрении ныне Россия вновь оказалось в условиях, сходных с событиями вековой давности. В начале ХХ в. жизненно важные интересы вопиющей нищеты основной массы российского народа пришли в непримиримое противоречие с корыстными интересами кучки баснословно богатых людей, в том числе с интересами царской семьи и государственного аппарата. Для разрешения противоречия понадобилась Октябрьская революция и целая эпоха социалистического развития страны.
Если же внимательно присмотреться к нынешнему общественному развитию беспристрастно и объективно, то российское общество сегодня вновь приобретает такие же неприглядные формы, как и сто лет назад.
Всего 36 российских миллиардеров, по данным журнала "Forbes", владеют сегодня капиталом в 110 млрд. долл., что составляет около 25% нашего ВВП.
А сколько капиталов сосредоточено у 100 или 1000 самых богатых людей России? Но даже 10 тыс. самых богатых российских семей это всего лишь мизерная доля процента населения страны.
К тому же российские экономисты-патриоты, например, академик Львов, уже давно предупреждают власти о реальной угрозе нашей безопасности со стороны дальнейшего сохранения ничем не оправданного разрыва в децильных доходах богатых и бедных граждан России.
Не следует забывать, что общественная собственность в СССР создавалась неоплаченным трудом ряда предыдущих поколений россиян, которых, к тому же, нынешний режим уже дважды обманул.
Первый раз при помощи "ваучеризации" и других мошеннических финансовых "игр", а второй - во время спровоцированного нашими властями дефолта 1998 г. Сегодня уже известно и о новой, не менее масштабной афере, никак не прибавляющей доверия к властным структурам.
Как рассказал Ю.Бондарев в программе А.Караулова "Момент истины", на основе закона о разделе продукции была продана за рубеж сахалинская нефть. По оценкам Счетной Палаты, вместо доходов от этой сделки России будет нанесен ущерб в размере от 50 до 200 млрд. долл.
Трудно представить, чем руководствовались госчиновники, заключая такую сделку. Еще более удивительна позиция невмешательства Генпрокуратуры к фигурантам этой сделки.
Таким образом, доверие россиян к властным структурам и государству было в корне подорвано.
Уровень общественного доверия к власти никак не повысился и в этом году, когда наименее защищенные слои населения (более 30 млн. чел.) в законодательном порядке были лишены установленных Законом же льгот и привилегий.
Главное же заключается в том, что существующая в России частная собственность пока представляет собой скорее виртуальную категорию права собственности. Владение средствами производства, недвижимостью все еще представляет лишь формальное удостоверение на право частной собственности, которое, как и любая другая бумага, может быть в любой момент уничтожено, а его владелец пущен в расход либо на "законных" основаниях, либо в процессе криминальных разборок.
А.Вольский, в прямом эфире назвал весьма впечатляющую цифру: "Сегодня в производстве арбитражных судов страны находится более 30 тысяч дел о банкротствах, половина из которых являются заказными". Свидетельство этого весьма осведомленного и компетентного человека многого стоит. С молчаливого согласия исполнительной власти при помощи государственной судебной системы в стране сегодня организован новый, так сказать, "законный процесс" передела собственности, и предстоящее банкротство НК ЮКОС, наверное, не последняя его составляющая.
Не менее показательна в этом отношении недавняя реакция лондонского сидельца Березовского на вторичное (!?) объявление его в международный розыск за мошенничество. Отвергая обвинение в обманном присвоении в ближнем Подмосковье в 1999 г. бывшей госдачи с земельным участком в 14 га, Березовский, тем не менее, предлагает российской прокуратуре разобраться в этой связи с Ельциным, подписавшим указ о продаже этого участка "ЛогоВАЗ".
Как писал классик - "тому в истории мы тьму примеров слышим".
После столь циничного издевательства властей в 90-х годах над общенародной собственностью страны и личной собственностью граждан в "Сбербанке" России, от российского этноса вряд ли сегодня можно ожидать уважительного отношения к любой форме частной собственности. Появившиеся в России в результате разрушения институтов социалистических отношений зачатки частной собственности пока нельзя, как представляется, в должной мере отнести к сфере достаточно развитых буржуазных отношений собственности. Последние предполагают наличие у людей веры и уважения к частной и, прежде всего, чужой частной собственности. Они предполагают также присутствие соответствующей этики трудовых отношений между работодателем и собственником рабочей силы, трудящимся.
В России же пока еще культура отношений к частной собственности находится в стадии эмбрионального развития. Созданные в процессе реформирования социалистической экономики предпосылки к утверждению в России частной собственности по своему характеру и содержанию сегодня скорее прямо противоположны развитым капиталистическим отношениям собственности. Трудящиеся и сегодня нередко протестуют, в том числе в форме голодовки, против невыплаты зарплаты. Именно здесь, на наш взгляд, также коренятся истоки и условия современной преступности и терроризма в России.
Мы по-прежнему запаздываем с принятием практических мер борьбы с преступными вызовами и угрозами. За рубежом в странах, столкнувшихся с террористической угрозой, давно созданы единые системы безопасности, ответственные за обеспечение внутренней безопасности и борьбу с терроризмом. Такая же организация работы национальной системы безопасности, способная не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на упреждение вылазок террористов, диверсий, заказных убийств, похищения людей должна быть создана и у нас. Правоохранительные органы обязаны работать на опережение противника и "уничтожать преступников", как сказал Президент, "в их собственном логове, а если требует обстановка - доставать их и из-за рубежа".
В заключение необходимо отметить, что в результате целеустремленного реформирования империи, известной под названием Советский Союз, нам пока не удалось решить ни одной конструктивной задачи, под лозунгами успешного решения которых проводились эти реформы. Зато удалось развалить одну из наиболее мощных экономик планеты и превратить Россию в страну с неразвитой экономикой, но с ядерным вооружением. Наиболее политически значимым результатом этого реформирования явилось не имеющее аналогов в новейшей истории и преступное по своей сути разделение населения страны на две непримиримых категории: на чрезмерно богатых (менее 1%) и неоправданно бедных (более 30%), что в свою очередь создало условия для превращения страны в полигон международного терроризма. При этом идеология дружбы народов и бескорыстной взаимопомощи была искусно подменена на откровенный национализм и шовинизм, сдобренный корыстным чистоганом, что и составляет сегодня идеологическую основу нынешнего российского терроризма, идейные, так сказать, условия его возникновения и развития.
Специалисты считают, что на Северном Кавказе ни этнических, ни национальных, ни религиозных корней терроризма не было никогда, и нет их сегодня. Народы, проживающие в горных условиях, где каждый клочок земли, как и сама жизнь человека, имеют особую ценность, сумели выработать на протяжении веков совместного существования такое обычное право (Адат), которое позволяло им находить компромиссные решения в большинстве конфликтных ситуаций.
С развалом российской империи нашлись недалекие политиканы, корыстные финансовые воротилы, уголовные авторитеты, которые воспользовались имеющимися на Северном Кавказе противоречиями и просчетами центральной власти в своих личных интересах и стали посылать на смерть под исламским лозунгом "Аллах Акбар" не только мужчин и подростков, но и женщин. На практике эти женщины и мальчики шли на смерть по совершенно другим причинам - в отмщение за смерть мужа, брата, жениха, отца, от безысходной бедности, безработицы и т.п.
Специалисты по Северному Кавказу в частности, считают, если у исполнительной власти России в ближайшие годы не хватит ответственного благоразумия для установления мира и благополучия на Северном Кавказе, то примерно к 20-му году нам все-таки придется признать независимость и Чечни, и всего Северного Кавказа со всеми вытекающими из этого факта негативными геополитическими последствиями для страны.
В деле выведения России на достойный ее уровень развитых стран, на наш взгляд, именно проблема восстановления доверия граждан России к властным структурам представляется сегодня первоочередной задачей. В основе ее практического решения лежит всего одна задача, но наиболее весомая и трудоемкая для нынешней власти - практическая организация возвращения властными структурами былого доверия своего народа. Пока, к сожалению, власти делают главным образом то, что подрывает это доверие и, прежде всего, доверие населения страны к ее Президенту. Наиболее показательным примером в этом смысле сегодня, пожалуй, является принятие в августе этого года Государственной Думой федерального закона о замене льгот ветеранам и инвалидам денежными выплатами.