ОБ УГРОЖАЕМОМ ПЕРИОДЕ

Обозреватель - Observer 2005 №8 (187)

ОБ УГРОЖАЕМОМ ПЕРИОДЕ

В.Гагарин,

генерал-лейтенант

        Во все времена боевой состав, структура, численность вооруженных сил, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений.

        За прошедшие после обретения Россией суверенитета годы российские Вооружённые Силы прошли сложный путь. Они, как и страна в целом, находились в процессе активного реформирования, связанного с коренным изменением геополитических условий и становлением обновлённой российской государственности. 

        Следует отметить, что в настоящее время общее состояние Вооружённых Сил РФ не в полной мере соответствует современным требованиям. Именно это обстоятельство вынуждает руководство МО создавать части постоянной боевой готовности, переводить часть Вооружённых Сил на контрактную основу, изыскивать новые формы и способы поддержания боевой и мобилизационной готовности и подготовки войск, обеспечивающие их функционирование и применение на уровне, гарантирующем обеспечение военной безопасности Российской Федерации.

        Анализ мероприятий по оператив ной подготовке показал, что в настоящее время особое внимание уделяется действиям войск при их подготовке к переводу с мирного на военное время в так называемый период нарастания военной угрозы.

        Возрастание значимости периода нарастания военной угрозы и угрожаемого периода в целом при подготовке войск к предстоящим (боевым) действиям ставит задачу уточнения понятия, более глубокого анализа его сущности и содержания, соответствующего принятым законодательным актам, а также разработку целей, задач и способов действий в указанный период.

        Для того чтобы выделить характерные черты угрожаемого периода, уточним понятие "военная опасность". Необходимость этого вызвана тем, что его часто трактуют по-разному.

        В Словаре русского языка С.Ожегова под опасностью понимается "возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья".

        Как видно из определения, с понятием "опасность" неразрывно связано и другое понятие - "угроза", которое С.Ожегов определяет как "запугивание, обещание причинить кому-либо зло".

        Следовательно, если под "злом" или "несчастьем" понимать войну, то наряду с понятием "военная опасность" правомерно существование и такого понятия как "военная угроза".

        При этом военная угроза может рассматриваться как открытая опасность войны и характеризоваться мерой (степенью) готовности какого-либо государства (коалиции государств) к осуществлению нападения (развязыванию военных действий) на другие государства.

        Под реальной военной опасностью правомерно считать преднамеренную активизацию всех внутренних и внешних сил, средств и факторов, вплоть до открытой демонстрации военной силы, с целью устрашения противника в преддверии войны.

        Говоря иными словами, военная угроза характеризует качественно-количественное состояние реальной военной опасности. При целенаправленной подготовке к войне государство-агрессор увеличивает численность армии, размеры производства вооружения, повышает боевую готовность своих вооруженных сил, ускоряет подготовку промышленности к работе по планам военного времени, усиливает гражданскую оборону и дипломатическую деятельность для политической изоляции своей потенциальной "жертвы", ищет новых союзников, активизирует все виды разведки и т.п.

        Реагируя на это, соответствующие меры проводит и противостоящая страна.

        Уровень военной опасности для какого-либо государства зависит, в том числе и от потенциального агрессора. В то же время он является относительной величиной, зависящей от военной мощи этого государства. Так, например, слабая в военном отношении страна для мощной державы опасна лишь теоретически. Однако она, если входит в союз (коалицию) с другими странами, может оказаться опасной, так как втянет в военный конфликт своих союзников.

        Степень военной опасности обычно связывается с вероятностью агрессии, перехода от мирных отношений между государствами к войне. Наличие между государствами политических, экономических, идеологических, религиозных и других противоречий, в том числе обусловленных территориальными притязаниями, высокий уровень материальной базы для ведения войны (развитые вооруженные силы, обладающие высокими наступательными возможностями, инфраструктура, обеспечивающая их эффективную реализацию и др.), признание возможности со стороны отдельных государств применения военной силы для достижения политических целей, в совокупности обусловливают принципиальную возможность возникновения войны, то есть военную опасность.

        В современном мировом сообществе государств все перечисленные факторы существуют если не в открытых, то в скрытых (латентных) формах, следовательно, в настоящее время существует и потенциальная опасность войны. Очевидно, что при оценке потенциальной военной опасности следует иметь в виду прежде всего те государства, которые в сравнении с данным государством обладают большими или сопоставимыми военно-экономическими возможностями, более выгодными условиями для их реализации.

        Важно отметить, что степень военной угрозы является своего рода векторной величиной с направлением на "жертву" агрессии, своеобразным "индикатором" текущего состояния готовности задействованных военных факторов агрессора.

        Степень военной угрозы может быть различной, она определяется мерой военных устремлений и реальной (достигнутой) способностью одного из противостоящих государств (коалиции государств) к совершению агрессии. Как особое состояние готовности одной из сторон свершить агрессию военная угроза носит односторонний характер.

        Высокая степень военной угрозы определяет, по существу, и высокий уровень реальной военной опасности, если государство-агрессор обладает большими потенциальными возможностями для ведения обычной крупномасштабной или любой ядерной войны. Постоянная и объективная оценка степени военной угрозы позволяет миролюбивому государству обоснованно прогнозировать начало агрессии, своевременно готовить вооруженные силы (повышать уровень боеготовности и боеспособности) и народ к ее отражению.

        Определение военной опасности, военной угрозы и их уровней является важным элементом оценки и прогнозирования военно-политической и стратегической обстановки. Для обоснованного решения проблем, связанных с оборонным строительством и обеспечением безопасности страны в целом, при анализе военно-политической и стратегической обстановки необходимо различать и определять три уровня военной опасности, а именно:

  • первый - отсутствие в условиях военной опасности военной угрозы; 

  • второй - появление и наличие военной угрозы; 

  • третий - непосредственная военная угроза.

        Для каждого уровня военной угрозы характерны свои признаки и условия возникновения, при этом установление факта появления военной угрозы предопределяет новый этап в подготовке государства и его вооруженных сил к войне - угрожаемый период.

        Исходя из представленного выше определения военной угрозы, ее можно также характеризовать возможностью государства (коалиции государств) через опосредованное или непосредственное применение вооруженных сил достичь своих интересов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что военная угроза может выступать в качестве средства, позволяющего достичь желаемого результата без прямого применения военной силы.

        В свою очередь, непосредственная военная угроза как высшая форма проявления военной угрозы может быть охарактеризована наличием у одной из соперничающих сторон реальных намерений применить военную силу для разрешения имеющихся противоречий.

        Таким образом, нахождение соперничающих сторон в состоянии военной или непосредственной военной угрозы определяет сущность угрожаемого периода.

        Угрожаемый период может продолжаться в течение длительного времени, поэтому представляется важным определить границы его временных рамок.

        В Военной доктрине Российской Федерации и других источниках отмечается, что крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период различной продолжительности.

        При этом временные рамки понятия "угрожаемый период" определяются от начала нарастания военной угрозы до начала войны.

        Начало и окончание угрожаемого периода могут обозначаться принятием и объявлением соответствующих государственно-политических решений (нормативно-правовых актов), фактическим применением вооруженных сил.

        Все отмеченное выше позволяет определить временные рамки действия угрожаемого периода, в мирное время охватывающего период нарастания военной угрозы и период её крайнего обострения - непосредственной угрозы агрессии. При этом в период нарастания военной угрозы предполагается проведение мероприятий, связанных с решением проблемных вопросов боевой и мобилизационной готовности, а их наращивание (завершение) - осуществить в ходе перевода войск с мирного на военное время в условиях непосредственной угрозы агрессии.

        Период нарастания военной угрозы, как и угрожаемый период в целом, может быть различной продолжительности. Проведённые исследования, анализ существующих взглядов иностранных государств на характер и способы подготовки и ведения военных действий позволяют выделить 4 основных варианта военных угроз:

        1. Угрозы, связанные с разрешением давно существовавших противоречий между Востоком и Западом, а теперь между теми же Западом, США и "новыми" странами, образовавшимися на месте бывшего СССР и Варшавского договора;

        2. Угрозы, способные привести к военным конфликтам, связанные с реанимированием традиционных военно-политических противоречий между Россией и некоторыми государствами. Произошел своеобразный "откат" в прошлое, когда в ряду государств, способных нанести ущерб России, были США, Германия, Франция, Турция, Япония, Китай. Сейчас к ним можно отнести Пакистан и Иран;

        3. Угроза, относительно новая для России, связанная с возросшей вероятностью возникновения межэтнических и межконфессиональных противоречий, ростом влияния в отдельных странах и регионах влияния "фундаменталистских" политических сил, сохранением отдельных геополитических проблем Севера и Юга;

        4. Угрозы, способные привести к военным конфликтам с участием России, связанные с возможностью возникновения конфликтных ситуаций с некоторыми из государств, которые способны в течение определенного времени приобрести вооружение, военную технику, основанную на последних достижениях науки и технологии. Процесс контроля над вооружениями в мировой практике делает лишь первые шаги. Проблема нераспространения оружия, в том числе ядерного, в мире пока не решена, а в случае попадания его в распоряжение нестабильных или тоталитарных политических режимов ситуация может существенно обостриться.

        Исходя из механизма нарастания военных угроз, логично будет предположить, что сущность действий государства и его вооружённых сил в данный период заключается в разрешении противоречия между имеющимся и требуемым уровнем готовности к отражению возможной агрессии. Содержанием данного периода является выполнение комплекса мероприятий и механизм их реализации.

        Проведённый анализ сущности и содержания угрожаемого периода позволяют уточнить имеющиеся определения угрожаемого периода в целом, а также сформулировать определение периода нарастания военной угрозы.

        Таким образом, угрожаемый период - есть период мирного времени, от начала нарастания военной угрозы и до начала ведения военных действий, характеризующийся этапами нарастания военной угрозы и непосредственной военной угрозы; используемый государством для завершения подготовки к отражению возможной агрессии, повышения готовности экономики страны к выполнению задач в условиях военного времени, переводу Вооружённых Сил с мирного на военное время и их развёртыванию в полном объёме.

        Следовательно, период нарастания военной угрозы - первоначальный этап угрожаемого периода, предшествующий объявлению мобилизации (введению военного положения) в государстве; характеризующийся частичным переводом организаций экономического комплекса страны и предприятий МО на работу по мобилизационным планам и подготовкой Вооружённых Сил РФ к переводу с мирного на военное время.

        В свою очередь, период непосредственной угрозы агрессии - это период крайнего обострения военной угрозы.

        Правильное представление угрожаемого периода и его составных частей позволит лучше подготовиться к отражению возможной угрозы против РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации