ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 1/2009, стр. 4-13

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ»

Олег Растренин

Продолжение.

Начало см. в «ТиВ» №5,7-9,11,12/2008г.

Противотанковые самолеты Ил-2 с пушками НС-37 появились на фронте лишь в августе месяце: в 568-м шал 231-й шади 801-м шап 232-й шад 2-го шак, который действовал в составе 1-й воздушной армии Западного фронта. В следующем месяце боевое применение нового штурмовика началось в частях 1 -го шак, а в октябре- ноябре Ил-2 с «большой пушкой» появился в 7-м шак, 1-й гвардейской и 227-й шад. В общей сложности в войсковых испытаниях были учтены результаты боевых вылетов 96 самолетов Ил-2 с НС-37 24-й, 25-й и 26-й серий производства авиазавода №30.

Уже 16 октября на имя командующего ВВС маршала А.А. Новикова из действующей армии ушло донесение командира 1-го шак генерал-лейтенанта В.Г. Рязанова «О результатах эффективности применения самолета Ил-2 с 37-мм авиационной пушкой ОКБ-16 11П в боевых условиях по сравнению с самолетом Ил-2 с пушками ВЯ и ШВАК». Еще через пару недель специалисты 4-го отдела НИИ ВВС подготовили довольно обширный «Доклад по результатам изучения опыта боевого применения Ил-2 с 37-мм пушками ОКБ-16 во 2-м Смоленском ШАК». Затем последовал и доклад штаба 2-го штурмового авиакорпуса.

Строевые летчики отмечали, что новый вариант Ил-2 по сравнению с самолетом, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ-23, обладает несколько большей инертностью, ухудшенной маневренностью и управляемостью, особенно на больших скоростях. Заметно увеличился радиус виража. Крены на вираже допускались до 60° на скорости 280-300 км/ч.

При стрельбе из двух пушек после очереди из 4-6 снарядов Ил-2 терял в скорости полета до 30-50 км/ч. Точных выстрелов получалось всего два-три, после чего наводка сбивалась. При стрельбе из одной пушки наводка сбивалась сразу же после первого выстрела. Удержать самолет на линии визирования было невозможно. При открытии огня с дистанции 700-800 м за один заход летчикам удавалось сделать две очереди - всего не более 10 снарядов, из которых прицельными были 3-4.

Самолет допускал пикирование вплоть до 50°. Ввод в пикирование и вывод из него были простыми и затруднений улетного состава не вызывали. Однако при углах пикирования более 35° при стрельбе из пушек самолет стремился увеличить угол пикирования. Поэтому в цель попадали только первые 2-3 снаряда, а остальные шли с недолетом. На пикировании самолет довольно быстро набирал скорость, и при достижении 330 км/ч и выше летчики отмечали чрезмерно большую нагрузку на рули управления. Просадка на выводе из пикирования увеличилась. Самолет следовало выводить из пикирования на 50 м раньше обычного.

На планировании летчикам приходилось выдерживать более высокую скорость - порядка 190-210 км/ч при отклоненных щитках. После выравнивания самолет летел над землей несколько дольше, чем обычно. На посадке «на выдерживании более чувствителен к взмыванию».

Ухудшение летно-пилотажных качеств Ил-2 с НС-37 затруднило выполнение противозенитного маневра, особенно в составе группы, усложнило выход в атаку, прицеливание и уточнение наводки самолета на цель при стрельбе из пушек. Из-за сильной отдачи НС-37 летчики всерьез опасались, что в случае длинной очереди крыло может не выдержать и разрушиться.

Возможности Ил-2 с пушками НС-37 в воздушном бою с немецкими самолетами по сравнению с обычными серийными «Илами» снизились. В этой связи летчики указывали, что прикрывающая группа истребителей должна быть увеличена в сравнении с общепринятыми нормами. Приемы же воздушного боя Ил-2 с НС-37 практически не отличались от приемов, применяемых Ил-2 с ВЯ-23 или ШВАК. Однако ввиду того, что при стрельбе из НС-37 на кабрировании резко падала скорость штурмовика, оборонительный «круг» получался более растянутым, что требовало от летчиков большей собранности и внимательности. Самым неприятным было то обстоятельство, что в случае отказа одной из пушек при стрельбе на кабрировании «самолет имел тенденцию к срыву в штопор».

В то же время сами пушки НС-37 в бою зарекомендовали себя как мощное и эффективное оружие. Так, летчики 568-го шал 2-го шак 1-й ВА с 15 по 26 сентября только огнем из НС-37 уничтожили шесть танков и САУ, 99 автомашин, 10 повозок и подавили огонь шести батарей. Свои потери составили три самолета.

В материалах 1-го шак «наблюдением летчиков» отмечается «ряд характерных поражений целей»: 6 октября младший лейтенант Самородов короткой очередью из НС-37 перебил гусеницу немецкого танка, который развернулся и прекратил движение; 9 октября лейтенант Восконин прицельным огнем с дистанции 250-300 м короткими очередями поджег два танка и т.д.

Несмотря на высокую эффективность пушек НС-37 при действии по наземным целям, летный и командный состав 1-го и 2-го шак считал, что новый штурмовик по совокупности боевых качеств не имеет преимуществ перед Ил-2 с пушками ВЯ-23.

В своем отчете командование 1 -го штурмового авиакорпуса указывало: «Малый темп стрельбы и небольшой запас боекомплекта обязывает летчика к ведению исключительно точной прицельной стрельбы короткими очередями (4-5 снарядов) с действительной дистанции ведения огня по точечным целям, главным образом, по танкам противника. Летчики должны быть снайперами стрельбы поточечным целям и открывать огонь только с действительной дистанции, тогда пушка может дать большой эффект и оправдает свое назначение».

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Кроме этого, опять же вследствие меньшего темпа стрельбы из НС-37 по сравнению с пушкой ВЯ-23 «требуется удлинение атаки, что невыгодно в случае сильного насыщения района удара зенитной артиллерией противника, поэтому область применения самолета Ил-2 с НС-37 там, где зенитная артиллерия подавлена или ее нет».

По мнению командного состава 2-го шак и штаба 1-й воздушной армии, «наиболее эффективным вооружением самолета Ил-2 является пушка ВЯ, позволяющая получать ...большую плотность огня на цели », что в сочетании с широким применением противотанковых авиабомб ПТАБ обеспечивает высокую вероятность поражения большинства типовых целей - автоколонны, артиллерийские и зенитные батареи и т.д. Тогда как самолеты Ил-2 с 37-мм авиапушками можно с успехом применять по бронетанковой технике лишь при условии, что обстановка позволяет «выполнить несколько заходов с ведением прицельного огня, так как за один заход выпускается мало снарядов, а бомбовая нагрузка значительно меньше нагрузки Ил-2 с ВЯ и потому не обеспечивается надежное поражение цели». Использовать самолет для разведки и «охоты» в тылу противника «из-за недостаточной скорости и маневренности нецелесообразно».

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Начальник штаба корпуса полковник Трушин особо указывал, что на вооружении ВВС «в основном необходимо оставить существующий тип двухместного Ил-2 с ВЯ, защитив боковой плексиглас кабин бронестеклом».

Заместитель командующего 1-й ВА генерал-майор А.Г. Богородецкий предлагал эскадрильи самолетов Ил-2 с НС-37 «иметь только в составе штурмовых авиакорпусов или самостоятельно с задачей использования против танков, бронепоездам и паровозам строго сообразуясь с обстановкой».

Впечатление о новом самолете довольно сильно портилось имевшими место конструктивными недостатками пушечных установок и самих пушек НС-37.

Технический состав полков отмечал плохую термообработку металла, что являлось причиной поломки отдельных деталей пушки. Например, вкладыш ударника выдерживал в среднем только 120-235 выстрелов, после чего ломался. Очень часто перегорал электроспуск. Пришлось силами ПАРМ ставить на пушках механический дублер.

При неполной разборке пушки было очень трудно устанавливать прибор для поджатия пружины рычага подачи приемника - требовалось увеличить вырез в верхней обшивке плоскости. Троса перезарядки на заводе ставились не вытянутыми, поэтому через несколько боевых вылетов они вытягивались настолько, что не выполняли своего назначения. Конструкция двух лючков над снарядным ящиком сильно затрудняла укладку патронной ленты. Предлагалось «сделать над отсеком одну общую крышку». Из-за «неплавного подвода ленты из патронного ящика в подводящий рукав» довольно часто (90% всех случаев) происходил обрыв звеньев, что приводило к прекращению огня из левой пушки.

Встречались случаи «выпадения патрона из ленты (на левой пушке) и неотход подвижных частей пушки», а также непопадания звена в патронник по причине нестандартности звеньев. Это являлось причиной отказов в работе пушек.

Последние дефекты обуславливались тем обстоятельством, что в крыльевом варианте НС-37 на Ил-2 использовались звенья от мотор-пушки этого типа, установленной на истребителе Як-9Т, где «усилие съема было в пределах 50-80 кг». Из-за увеличения боекомплекта по сравнению с Як-9Т и особенностей пушечной установки на самолете Ил-2 «указанное усилие съема оказалось недостаточным, почему и начали появляться случаи выпадения патрон из звена».

Для устранения этого дефекта довольно скоро было «отработано и запущено в валовое производство звено с усилием съема 80-100 кг, а старые звенья из употребления изъяты».

Столкнулись в полках и с довольно необычными эксплуатационными трудностями. Оказалось, что обслуживание пушек НС-37 девушками - оружейницами непосильно: «практикой установлено, что для обслуживания пушек необходимо иметь штат вооруженцев из мужчин». При этом если полк работал всеми самолетами и выполнял 2-3 полковых вылета в день, то существующий штат специалистов по вооружению не справлялся с подготовкой самолетов к повторным боевым вылетам.

Когда температура наружного воздуха упала ниже минус 10°С,начались массовые отказы пушек НС-37. Дело в том, что гидротормоз пушки снаряжался на заводе водоглицериновой смесью, непригодной для работы при низкой температуре.

Как всегда, положение спасла смекалка русского солдата. Используя опыт «самолетчиков», которые применяли в гидротормозах шасси спиртоглицериновую смесь, вооруженцы опытным путем определили необходимое процентное соотношение спирта и глицерина в аналогичной смеси для пушки. Работа автоматики пушки и величина отката проверялись путем отстрела на земле при различном соотношении спирта и глицерина. Пушка уложилась в требуемые параметры и начала безотказно работать при составе смеси 90% спирта и 10% глицерина. По сути, это практически чистый спирт.

К сожалению, вынужденное применение спиртовой смеси в пушках НС-37 приводило и к известным заботам комсостава полков по обеспечению контроля использования смеси по прямому назначению. Естественно, это не всегда удавалось...

В дальнейшем по рекомендации ОКБ-16 и НИИ АВ в гидротормоз пушки стали заливать тракторный керосин №1. Для оказания помощи строевым частям в этом вопросе от ОКБ-16 в действующую армию срочно выехали небольшие бригады специалистов.

К этому времени в НИИ АВ уже накопилась достаточная для анализа статистика работы пушки НС-37 и пушечной установки на самолете при контрольных испытаниях вооружения. Оказалось, что на некоторых Ил-2 после 1500-3000 выстрелов нарушалась прочность заклепочных швов, связывавших переднее крепление пушечной установки с лонжероном и нервюрами крыла. Это приводило к ослаблению жесткости установок и их перемещению относительно крыла во время стрельбы с последующим разрушением силовых элементов конструкции крыла. Очевидно, это была конструктивная недоработка.

В сложившейся ситуации СВ. Ильюшин делает попытку перевести «стрелку» на ОКБ-16. Свою позицию он мотивировал излишне большой силой отдачи пушки при стрельбе, которая значительно превышает расчетные значения. В свою очередь, А.Э. Нудельман сослался на материалы полигонных испытаний НИИ АВ и успешный опыт эксплуатации самолетов ЛаГГ-3, Як-9Т и Ил-2 с пушкой НС-37 в строевых частях.

Здесь стоит сказать, что на фронте указанные явления в массовом порядке проявиться просто не могли, так как боевая живучесть самолетов Ил-2 летом-осенью 1943 г. не превышала 30 вылетов, в ходе которых настрелять из одной пушки более 1500 выстрелов было совершенно невозможно. Как следует из материалов войсковых испытаний, средний расход боекомплекта к пушкам НС-37 в одном боевом вылете составил 62 снаряда (разброс от 7 до 73% от полного боезапаса) . При этом расход свыше половины боекомплекта отмечался лишь в 22,1% боевых вылетов, а полный расход - в 3,3% вылетов. То есть, к моменту потери самолета настрел на одну пушку 11П мог составить не более 1000-1100 выстрелов.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Отвечая на запрос СВ. Ильюшина, начальник НИИ АВ генерал-майор М.В. Гуревич и его заместитель по научно-исследовательской работе доктор технических наук полковник B.C. Пугачев в письме от 12 ноября были вынуждены пояснить, что «сила отдачи не может быть охарактеризована одним числом независимо от конструкции установки и в каждом конкретном случае должна вычисляться конструктором установки».

В ходе сравнительных испытаний по определению силы отдачи 37 и 23-мм пушек в равных условиях закрепления на наземном станке оказалось, что пушки 11П и ВЯ-23 имеют одинаковую максимальную величину усилия отдачи 5500 кг, а отдача пушки Ш-37 не превышала 2325 кг. Причем максимальная сила отдачи действовала в течение весьма короткого промежутка времени.

Отмечалось, что в условиях стрельбы с самолетных пушечных установок сила отдачи пушек будет несколько меньше. Ее величина определяется жесткостью установки. Так, отдача пушки ВЯ-23 на самолете Ил-2 оценивалась «приблизительно от 3000 до 4000 кг». Кроме этого, максимальное значение силы отдачи пушки 11П могло быть уменьшено за счет соответствующей регулировки гидравлического тормоза. По мнению военных специалистов, среднее значение силы отдачи пушки 11П не могло превышать 2500 кг, а для пушки Ш-37 «максимальное значение силы отдачи близко к среднему ее значению».

«Приведенные выше цифры имеют целью дать объективную сравнительную оценку действия пушек при выстреле на установку», - обращали внимание главного конструктора самолета М.В. Гуревич и B.C. Пугачев.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИПолучалось так, что самолеты Ил-2 с пушками ВЯ-23 с отдачей примерно такой же, как и у пушек 11П, уже пару лет честно воевали без особых претензий со стороны летного состава. Другое дело, неудачной оказалась сама установка НС-37 на Ил-2 - недостаточная жесткость установки, расположение пушек под крылом и на большом удалении от строительной оси самолета, в то время как запас продольной устойчивости самолета был невелик. Именно по этим причинам стрельба из НС-37 значительно сильнее влияла «на матчастъ самолета Ил-2», чем при стрельбе из пушек ВЯ-23.

Несомненно, при подготовке ответа военные учитывали и результаты государственных испытаний двухместного бронированного штурмовика Су-6 М-71ф, который также был вооружен двумя пушками НС-37. В отличие от Ил-2, на «сухом» пушки размещались в крыле и ближе к оси самолета, что в совокупности с более высоким запасом устойчивости штурмовика обеспечивало высокую эффективность стрельбы в воздухе по малоразмерным целям. Во время полигонных испытаний Су-6 никаких нареканий, связанных с влиянием силы отдачи пушек на самолет при стрельбе в воздухе, летчиками-испытателями не высказывалось: «...На пикировании при стрельбе самолет устойчив, отдача даже при стрельбе из всех точек незначительна».

Не найдя поддержки у военных, СВ. Ильюшин 19 ноября направил А.И. Шахурину письмо, где снимал с себя всякую ответственность за возможные последствия, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации Ил-2 с пушками НС-37, сделав основной упор на большую отдачу пушек: «...В данный момент по имеющимся у меня сведениям ОКБ-16 и НИПАВ КА производят на самолетах в частях КА замену жидкости в амортизаторах пушек 11П. Какими соображениями вызвана эта замена я, как главный конструктор самолета, в известность не поставлен. При таких условиях, когда такой серьезный факт, как замена жидкости в гидроамортизаторе пушки, определяющий величину силы отдачи, сделан без ведома Главного конструктора самолета, нельзя дать никакой гарантии за безопасную работу самолета с 11Пкалибра 37мм».

СВ. Ильюшин напоминал наркому, что все расчеты пушечной установки были выполнены исходя из усилия отдачи 2280 кг, «как это указано в прилагаемом при сем письме начальника ОКБ-16НКВ от 2.10.42г. № 726», тогда как фактическая сила отдачи 11П на самолете Ил-2 составляет 5500 кг.

«Кроме того, считаю необходимым сообщить Вам, что указанные в письме генерал-майора Гуревича усилия отдачи пушки 11П калибра 37 мм в действительности значительно больше. Поэтому прошу Вас об указании произвести замер силы отдачи пушки 11П в ЦАГИ, причем жидкость в гидротормозе пушки должна быть такого же состава, который находится на пушках в действующих частях КА», - писал далее Ильюшин.

Известна резолюция А.И. Шахурина на этом письме своему заместителю П.В. Дементьеву: «т. Ильюшин говорит о том, что он не гарантирует безопасную работу, т.е. снимает с себя ответственность и все. Больше ничего не предлагает. Ничего не говорит о ВЯ. Отдача по сообщению НИИАВ также большая...»

Остается неясным, определялась ли сила отдачи пушки 11П в ЦАГИ, но в НИИ АВ дополнительные испытания проводились. Весной 1944 г. исследовалось влияние «стрельбы из 37 мм пушки ОКБ-16 на матчасть серийного самолета завода №30». Для этой работы был задействован Ил-2 (зав. №303189), на котором литые хомуты переднего и заднего крепления пушки были заменены коваными как более прочными. Были сделаны и другие доработки.

Как следует из материалов отчета, сила отдачи «на специальном станке с жестким креплением пушек» при заливке гидротормоза тяжелым керосином колебалась в пределах 4200-4400 кг, а при заливке водоглицериновой смесью - 4050-4750 кг. То есть отдача оказалась даже меньше, чем намерили в 1943 г. Однако настрел без нарушения прочности крыла ограничивался все теми же 3000 выстрелами из каждой пушки. «При данной жесткости установок не может быть обеспечена надежная работа пушек из-за большого смещения их во время стрельбы относительно крыла, что также лимитирует живучесть установки», - констатировали в отчете военные испытатели.

После обмена мнениями по результатам войсковых испытаний самолета Ил-2 с пушками НС-37 на боевое применение было решено считать их неудовлетворительными. В этой связи Государственный комитет обороны своим постановлением от 12 ноября прекратил серийный выпуск Ил-2 с НС-37, сделав окончательный выбор в пользу установки на самолете пушек ВЯ-23.

Надо полагать, донесения из действующей армии по результатам опыта боевого применения Ил-2 с пушками НС-37 на фоне впечатляющих успехов ПТАБ выглядели не самым лучшим образом. Из документов следовало, что подавляющая масса летчиков будет просто не в состоянии поражать в боевых условиях танки из НС-37 с самолета Ил-2. В тоже время обучение специально отобранных летчиков для действий по бронетехнике займет много времени, а применение ПТАБ особой подготовки не требует. Свою роль, очевидно, сыграла и дискуссия по поводу излишне большой силы отдачи пушек НС-37.

Необходимо отметить, что выводы о целесообразности боевого применения Ил-2 с «большой» пушкой были сделаны на основе весьма ограниченного боевого опыта.

Например, упоминавшийся выше «Доклад...» 4-го отдела НИИ ВВС основывался на анализе всего 12 групповых вылетов (50 самолето-вылетов) 10 самолетов Ил-2 с НС-37, выполненных летчиками 568-го шап.

Как следует из материалов «Доклада...», огонь из пушек НС-37 велся с больших дистанций: начало стрельбы - 1300-800 м и окончание - 500-400 м. В этих условиях летчики за один заход делали 2-3 очереди по 4-6 выстрелов с уточнением прицеливания после каждой очереди. При этом учет результативности боевых вылетов (количество уничтоженной и поврежденной боевой техники противника) «отдельно ...по самолетам с 37-мм пушками не проводился».

Из документов 2-го шак следует, что никакими другими данными, кроме наблюдений экипажей, ни штабы полков, ни штаб корпуса не располагали, поэтому установить, какая из пушек является эффективнее, возможности не представлялось. Исчерпывающие данные об эффективности самолетов Ил-2 с НС-37 нельзя было дать еще и потому, что при действии по целям на поле боя летчики одновременно осуществляли пуск PC и сбрасывали бомбы. Тем не менее, в материалах «Доклада...» делается вывод: «...для действий по танковым и мотомеханизированным колоннам, бронепоездам и ж.д. эшелонам более целесообразно применение Ил-2 с ВЯ и ШВАК и бомбами ПТАБ. Ил-2 с 37-мм пушками целесообразно в этом случае применять в смешанных группах для действий по огневым позициям ЗА с дальних дистанций».

За прекращение серийного выпуска Ил-2 с НС-37 ратовал и главный конструктор самолета. В письме на имя Шахурина от 8 декабря Ильюшин, Кузнецов и В. Коккинаки указывали: «Поскольку самолеты Ил-2 с пушкам и 37мм имеют специальное назначение по уничтожению танков и железнодорожных эшелонов, то выпущенного количества этих самолетов достаточно при правильном организационном использовании их, а именно: включением в авиационные дивизии по одному третьему полку самолетов Ил-2 с двумя пушками 37 мм. Дальнейший выпуск самолетов Ил-2 с пушками 37 мм нежелателен и потому, что фактическая сила отдачи пушки 1Ш оказалась 5500 кг вместо заявленной ОКБ-16 НКВ - 2280 кг, что потребует повышения прочности и соответствующих испытаний самолета». Предлагалось повторно определить фактическую силу отдачи пушек с амортизационной смесью, применяемой в войсках, после чего «произвести проверку в воздухе двух самолетов с пушками 11Пна живучесть».

Судя по всему, после выхода постановления ГОКО военные приостановили приемку выпущенных Ил-2 с НС-37, а их к 7 декабря было построено 947 штук и к 15 января планировали собрать еще 228 самолетов. Как следует из письма, «основная масса ...по настоящее время простаивает без всякого использования и надлежащего ухода, подвергаясь в своих деревянных частях загниванию». Поэтому, чтобы «самолеты ...не подвергались дальнейшему разрушению», предлагалось немедленно передать их в строевые авиачасти «без специального отбора летчиков для указанных самолетов, так как они не требуют летчиков высокой квалификации».

Буквально через неделю на имя заместителя командующего ВВС КА генерал-полковника А.В. Никитина поступило «Предварительное заключение по самолетам Ил-2 с 37-мм пушками», в котором командующий 8-й воздушной армии генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин докладывал: «...Выводы, сделанные на основе опыта в частях 1 шак, не соответствуют действительности, способны вызвать улетного состава недоверие и поэтому должны подлежать аннулированию. Выводы генерала Рязанова создали недоверие в частях 8 В А к самолетам с пушкой 37 мм. На самом деле это не так».

При переучивании летчиков 75-го гшап 1-й гшад и 807-го шал 7-го шак на самолет Ил-2 с НС-37 было установлено, что переход на самолеты с пушками 37 мм никакой сложности не представляет. Считалось достаточным дать летчикам два полета в зону на отработку техники пилотирования (40 мин), два полета на полигон для стрельбы из пушек (30 мин) и один полет в составе шестерки на отработку противозенитного маневра и действий с круга (30 мин). Всего пять полетов с налетом 1 ч 40 мин при расходе 38 снарядов к пушке НС-37.

Инспектор по технике пилотирования 1-й гшад майор Еськов в своем рапорте от 21 ноября 1943 г. отмечал: «Ил-2 с 37-мм пушками ОКБ-16 особенностей в технике пилотирования по сравнению с Ил-2 с ВЯ не имеет. Аэродинамические качества самолета не ухудшились, а сохранились полностью присущие самолету Ил-2, за исключением замедленного выхода из пикирования. При переучивании летного состава с обычных самолетов ...никакой сложности не представляет. ...Увеличение калибра и уменьшение боекомплекта пушек требует от летного состава: высокого искусства в умении прицеливаться по точечным целям и повседневной тренировки в прицеливании; ведения огня короткими очередями не более 2-х выстрелов в каждой; повышения общей стрелковой культуры».

Вопрос о целесообразности серийного выпуска самолета Ил-2 вновь встал на повестку дня. От ГКО им занимался член Военного совета ВВС КА и одновременно заведующий авиационным отделом ЦК ВКП(б) генерал-лейтенант Н.С. Шиманов. Оперативному управлению штаба ВВС поручили подготовить развернутый анализ эффективности боевого применения самолетов, вооруженных 37-мм пушками.

В подготовленных материалах специалисты штаба ВВС сделали вывод, что вместо противотанкового варианта самолета Ил-2 с пушками НС-37 на вооружении ВВС КА целесообразно иметь 30% тяжелых истребителей Як-9Т, основной задачей которых являлась бы борьба с танками противника. Кроме этого, «Яки» привлекались бы как «охотники» для уничтожения железнодорожных эшелонов на перегонах и автомашин, а также самолетов на аэродромах. Массовое применение противотанковых Як-9Т непосредственно на поле боя не предусматривалось по причине низкой боевой живучести мотора жидкостного охлаждения.

В обоснование этой позиции приводилась статистика потерь И-16 и И-153, использовавшихся в качестве штурмовиков, из которой следовало, что истребители могут с успехом применяться для штурмовых действий по наземным целям благодаря большой скорости и высокой маневренности. По подсчетам Оперативного управления штаба ВВС, их боевая живучесть была в 2-3 раза выше, чем штурмовиков Ил-2.

Кроме того, «способность истребителей пикировать почти отвесно позволяет использовать возможности НС-37 более полно для поражения танков». При этом, поскольку установка пушки НС-37 ухудшала летные данные Як-9Т, то предлагалось применять этот истребитель только совместно с более маневренными Як-9 и Ла-5, а в состав смешанной эскадрильи вводить одно звено Як-9Т.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Мотор-пушка НС-45.

Патроны и снаряды к штатному стрелково-пушечному вооружению ВВС КА:

1 - к пулемету ШКАС калибра 7,62 мм;

2 - к пулемету Березина калибра 12,7 мм;

3 - к пушке ШВАК калибра 20 мм;

4 - к пушке Волкова-Ярцева калибра 23 мм;

5 - к пушке Нудельмана-Суранова калибра 37 мм;

6 - к пушке Нудельмана-Суранова калибра 45 мм.

В то же время «в силу своих низких летно-тактических данных (в частности, малого угла пикирования) самолет Ил-2 не в состоянии использовать высокие боевые качества пушки ОКБ-16, а потому с точки зрения борьбы с немецкими тяжелыми танками уступает Ил-2 с ВЯ. Поражение из пушек ОКБ-16 средних и тяжелых танков «Пантера» возможно лишь после многократных атак, т.е. при действии по деморализованному противнику, сопротивление которого подавлено».

Действительно, учитывая, что около половины попавших в танк Pz.V снарядов давали рикошет или непробитие (утлы встречи с броней 25-30° и выше), а часть снарядов после пробития брони попадала в малоуязвимые места танка, то для выведения из строя одной «Пантеры» требовалось не менее трех-четырех попаданий. Следовательно, для поражения Pz.V необходимо было израсходовать около 100-125 снарядов, т.е. выделить два самолета Ил-2 с НС-37, которые выполнят по 6-8 заходов каждый. Принимая в расчет 100 кг противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5, входящих в боевую зарядку Ил-2 с НС-37, получается, что один «Ил-2 с 37-мм пушками имеет возможность огнем пушек и ПТАБ в среднем поразить один танк».

Поскольку, «по данным полков и боевого опыта, при атаке скопления танков процент попаданий в танк в 1,5 раза выше, чем при стрельбе по одиночному танку», то Ил-2 «с пушками ОКБ-16, используя огонь пушек и ПТАБы, может в среднем уничтожить 1,5-2 танка».

Между тем, для уничтожения ПТАБами одиночного танка любого типа требовалось в среднем два самолета Ил-2 с ВЯ-23, а «при действиях по плотному скоплению танков у мест заправки, в теснинах, у переправ, на погрузке и т.д. ...бомбовая зарядка одного самолета обеспечивает поражение ПТАБами 2-3 танков». При этом Ил-2 с пушками ВЯ-23 имели одно очень важное тактическое преимущество перед «Илами» с 37-мм пушками - во всех случаях «ПТАБы сбрасываются с одного-двух заходов».

Важным обстоятельством в пользу ПТАБ являлось и то, что в производстве бомба была проста и ее выпуск обходился очень дешево. Это позволяло изготовлять и применять их в большом количестве.

Доводы офицеров штаба ВВС сочли вполне убедительными. Вопрос о развертывании серийного производства Ил-2 с пушками НС-37 с повестки дня был снят. Одновременно отказались и от доводки самолета Ил-2 с пушками калибра 45 мм. С их помощью рассчитывали бороться с тяжелой немецкой бронетехникой. Задача создания 45-мм авиационной пушки для установки на самолеты Як-9Т и Ил-2 была поставлена Государственным Комитетом обороны еще в начале июня 1943 г.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

В ходе проработки этого вопроса стало ясно, что такая пушка может быть создана тремя конструкторскими бюро: ОКБ-16 А. С. Нудельмана, ОКБ-15 Б. Г. Шпитального и ЦАКБ В. Г. Грабина. При этом пушки ОКБ-15 и ОКБ-16 могли устанавливаться как на самолет Ил-2, так и на Як-9Т, а пушка ЦАКБ - только на «Як». При обсуждении предварительных предложений А.С. Нудельман и В.Г. Грабин гарантировали силу отдачи в пределах 2300 кг и 3000 кг соответственно. И хотя по ТТТ усилие отдачи ограничивалось 2000 кг при весе самой пушки не более 200 кг, было решено допустить их к дальнейшей работе.

18 августа 1943 г. вышли три постановления ГОКО, которые определяли порядок и сроки подачи самолетов Ил-2 и Як-9Т с пушками калибра 45 мм для производства государственных испытаний. Пушки ОКБ-15 (Ш-45) и ОКБ-16 (НС-45) представляли собой одноименные пушки калибра 37 мм, которые перестволили на больший калибр.

Как следует из документов, для ускорения работ ОКБ Ильюшина установило две пушки Ш-45 на одноместный самолет Ил-2 (зав. № 1861704) производства завода № 18. Боекомплект к каждой пушке включал 20 снарядов. Уже 23 августа штурмовик поступил на ЛИС завода №240, где начались работы по отладке вооружения. Напомним, что именно этот самолет с пушками ШФК-37 в 1941 г. проходил государственные летные испытания и испытания на боевое применение на фронте.

Для установки 45-мм авиапушек НС-45 был выбран серийный двухместный самолет Ил-2 (зав. №303124).

Самолет был построен на заводе №30 с пушками НС-37 и затем переделан под установку пушек калибра 45 мм. Боекомплект к НС-45 включал 50 снарядов на каждую пушку. Налетно-ис-пытательную станцию завода №240 самолет поступил 2 сентября, где в течение двух недель проводился отстрел вооружения. Затем самолет доработали и к 1 ноября перегнали в НИИ АВ для завершения заводских и проведения государственных испытаний.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Немецкая САУ «Веспе», разбитая штурмовиками Ил-2. 1-й Белорусский фронт, июнь 1944 г.

Подбитое штурмовиками штурмовое орудие StuG40.

Одноместный самолет Ил-2 с двумя Ш-45 на государственные испытания не передавался ввиду низкой живучести пушки, особенно ее затвора. Как известно, государственные испытания истребителя Як-9Т М-105пф с такой пушкой (боекомплект 20 снарядов) в НИИ АВ завершились неудачно. Акт по испытаниям был утвержден 15 декабря начальником института генерал-майором М.В. Гуревичем.

В акте указывалось, что пушка Ш-45 испытания не выдержала. Рекомендовалось доработанный образец пушки установить на самолет Ил-2 и на нем провести государственные испытания.

Однако пушку довести до ума все же не удалось. НС-45 также не отличалась высокой надежностью - доводка автоматики пушки и проведение некоторых доработок на самом самолете затянулись до 8 февраля 1944 г.

Испытания показали неудовлетворительную точность стрельбы из НС-45 в воздухе: вновь причиной являлась сильная отдача при стрельбе. По данным НИИ АВ, максимальная сила отдачи пушки на наземном станке достигала 7000 кг при среднем значении не более 2800 кг. В то же время при настреле свыше 2000 выстрелов на каждую пушку нарушение прочности пушечных установок и силовых элементов крыла самолета обнаружено не было. В выводах отчета указывалось, что пушки НС-45 на самолете Ил-2 государственные испытания выдержали. Требовалось уменьшить силу отдачи пушек и установить их ближе к оси самолета.

К этому времени уже было принято окончательное решение о прекращении всех работ по самолетам Ил-2 с крупнокалиберными пушками. В этой связи не был проявлен интерес и к модернизированным пушкам НС-37М и НС-45М, имевшим почти вдвое меньшее усилие отдачи «на крыльевой установке самолета Ил-2».

С пушками НС-45 была выпущена лишь небольшая войсковая серия истребителя Як-9К в количестве 53 единиц. Опытный экземпляр самолета этого типа - Як-9Т (зав. №01-21) с НС-45 (боекомплект 29 снарядов) в период с 23 января по 29 марта 1944 г. успешно отлетал государственные испытания в НИИ ВВС. Акт по испытаниям был утвержден 9 апреля.

По сравнению с Як-9Т (с НС-37) летные данные нового варианта «Яка» снизились, что в отчете объяснялось плохим восстановительным ремонтом самолета перед установкой на него 45-мм пушки. По технике пилотирования отличий почти не было. Отдача при стрельбе из пушки НС-45 воздействовала на самолет значительно сильнее, чем при стрельбе из пушки калибра 37 мм. При стрельбе на скорости менее 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а летчик совершал резкие движения вперед-назад. Поэтому прицельным оказывался только первый выстрел. На скорости свыше 350 км/ч можно было стрелять очередью в 2-3 снаряда. Большая сила отдачи пушки НС-45 оказывала существенное влияние и на конструкцию самолета: от сильной встряски нарушалась герметичность соединений, появлялись трещины в трубопроводах, радиаторах, через которые вытекали вода и масло.

По результатам войсковых испытаний в 3-м иак (с 13.08.44 г. по 15.02.45 г.) рекомендовалось выпускать этот самолет небольшой серией с задачей уничтожения бомбардировщиков и наземных целей, особенно при действии по аэродромам. Борьба с истребителями противника считалась нецелесообразной. Однако в производство самолет не запускался ввиду недостаточных летных данных и надежности пушки. Акт по испытаниям утвержден 4 мая 1945 г. заместителем командующего ВВС маршалом Ф.Я. Фалалеевым.

Таким образом, основным средством борьбы советской авиации с немецкими танками фактически стала ПТАБ-2,5-1,5. Высокую эффективность ПТАБ показывали и при действии по открытым складам боеприпасов и скоплениям боевой техники вследствие большого числа прямых попаданий. При этом автомашины, тягачи и бронетранспортеры, как правило, полностью сгорали, а боеприпасы в штабелях подрывались не только при прямом попадании ПТАБ в их корпуса, но и через укупорку.

Масштабы применения ПТАБ с каждым годом неуклонно возрастали. Так, если к концу 1943 г. было израсходовано 1171340 бомб этого типа, то в 1944 г. - уже 5024822 штук, а за первых 4 месяца 1945 г. - 3242701 бомб. То есть, ежемесячный расход ПТАБ практически каждый год удваивался. Именно по этим причинам повышение противотанковых свойств ВВС КА связывалось исключительно с совершенствованием авиабомб этого типа.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИУже в конце 1943 г. в ЦКБ-22 была разработана более мощная и совершенная противотанковая авиабомба в габаритах 10 кг, но весом 2,5 кг - ПТАБ-10-2,5. При первых же полигонных испытаниях она показала превосходные результаты по эффективности действия, но была забракована военными из-за несоответствия габаритов.

Бомбу срочно доработали. На государственных испытаниях в НИИ ВВС, проходивших с 5 июня по 18июля 1944 г., ПТАБ-10-2,5 легко пробивала танковую броню толщиной до 160 мм при углах встречи до 30° и обеспечивала пробитие 40-мм брони, расположенной на расстоянии 500 мм от 20-мм броневого экрана.

К сожалению, в силу конструктивных недостатков как самой бомбы, так и бомбоотсеков штурмовиков Ил-2 ПТАБ-10-2,5не была принята на вооружение ВВС КА. В акте по войсковым испытаниям от 28 сентября 1945 г. указывалось: «Для принятия окончательного решения по авиабомбам ПТАБ-10-2,5, показавшим на испытаниях высокую эффективность, считать необходимым, доработать конструкцию ПТАБ-10-2,5 в части увеличения жесткости стабилизатора и его крепления к корпусу бомбы».

Дальнейшая доработка и совершенствование противотанковых авиабомб этого типа привело к принятию на вооружение ВВС КА авиабомбы ПТАБ-2,5 (в габаритах 2,5 кг весом 2,5 кг). Но это было уже после войны.

В заключение необходимо отметить, что решение о прекращении выпуска Ил-2 с пушками НС-37 все же нельзя признать правильным. Учитывая, что к этому времени промышленность освоила массовое производство ракетных снарядов РБС-132 и РОФС-132, эффективность действий Ил-2 с НС-37 по танкам могла быть повышена за счет увеличения на штурмовике числа ракетных орудий - с 4 до 12-16.

Напрашивалась очевидная переделка Ил-2 в чистый противотанковый самолет с мощным ракетно-пушечным вооружением и формирование на его основе отдельных противотанковых авиаполков, летный состав которых прошел бы спецподготовку по борьбе с бронетехникой. При этом имело смысл рассматривать противотанковые авиаполки как резерв Ставки ВГК и придавать их воздушным армиям для действий на танкоопасных направлениях и на направлении главного удара при сопровождении подвижных групп фронта, а также для срыва железнодорожных перевозок на коммуникациях противника. Выпуск противотанковых Ил-2 следовало ограничить количеством, достаточным для формирования, обучения и восполнения убыли самолетов по боевым и небоевым причинам противотанковых авиаполков.

Учитывая, что устойчивость оперативных порядков войск во многом определяется плотностью бронетанковой техники на 1 км фронта, противотанковые авиаполки сильно пригодились бы при отражении танковых контрударов вермахта и при прорыве укрепленных районов. Выводя из строя танки противника, было возможным снизить устойчивость оперативных порядков войск и решить исход боя в свою пользу.

Особенно важным было поражение с воздуха танков и САУ в обороне, «врытых» в землю и действующих из засад. Находясь в укрытиях, немецкие танкисты могли на больших дистанциях поражать атакующие советские танки и самоходки, оставаясь практически неуязвимыми. Являясь, по сути, ключевыми элементами системы противотанковой обороны, немецкие танки обеспечивали и повышенную устойчивость всей войсковой обороны.

В то же время наступающие советские войска для борьбы с немецкими танками и САУ ПТО не имели в своих боевых порядках эффективных огневых средств - орудия ПТО и тяжелая артиллерия обычно не поспевали за ушедшей вперед пехотой и танками. Оставалось уничтожать немецкие танки ПТО силами самих танкистов и «самоходов» и нести при этом большие потери.

Известно, что специальные противотанковые авиаполки на Як-9Т, как это предлагалось штабом ВВС, так и не были сформированы, а имевшиеся на фронте танковые «Яки» применялись главным образом для борьбы с воздушным противником.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА... - ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИМежду тем, ошеломляющий эффект массового применения противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 имел место лишь непродолжительное время.

Принятие летом 1944 г. на вооружение штурмового самолета Ил-10, к сожалению, не только не повысило, а наоборот понизило возможности штурмовой авиации ВВС КАв борьбе с танками вермахта. Дело в том, что бомбоотсеки «десятки» по сравнению с «двойкой» вмещали почти вдвое меньшее количество ПТАБ.

Окончание следует


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации