ФГУП ЦНИИ ЭИСУ - общесистемный институт оборонно-промышленного комплекса
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(22)/2008
М.Д.САФИН,*
кандидат технических наук
ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» - общесистемный институт оборонно-промышленного комплекса
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ») - головной институт экономико-информационного профиля в области технико-экономического обоснования направлений реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, информационного обеспечения принятия управленческих решений в оборонной промышленности, головная организация Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказа) в части информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности в сфере исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Основные направления его деятельности - исследования и научные разработки в области государственной оборонно-промышленной политики страны и реализации утвержденных Президентом России «Основ политики Российской Федерации по развитию ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу».
С начала 90-х годов при централизации управления оборонными отраслями промышленности в Минпроме России, Госкомоборонпроме России, Миноборонпроме России, Минэкономики России, Минпромнауки России (Минпромэнерго России) ЦНИИ ЭИСУ выполнял значительный комплекс работ, выступая в роли головного исполнителя по целому кругу экономических проблем: по проблемам конверсии военного производства и разработке Федеральных целевых программ конверсии (1994, 1996, 1998 годы); по Концепции обоснования реформирования и реструктуризации оборонно-промышленного комплекса России в рыночных условиях (1993-1994 годы); по разработке Программы развития оборонно-промышленного потенциала Российской Федерации в 1996 году и разработки в 2001 году последней завершенной в 2006 году ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)». Ведущие специалисты института принимали участие в разработке Основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации в 2001 году.
В 2004 году институт возглавил разработку Федеральной государственной программы развития ОПК на 2007-2010 годы и на период до 2015 года, формируемой по поручению Президента РФ и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 сентября 2004 г. № 1173-р. В настоящее время - это Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2006 г. В 2007 году начата ее реализация.
Учитывая постоянно возрастающие требования к повышению информативности обеспечения государственных органов исполнительной власти при управлении оборонно-промышленным комплексом, в конце 90-х - начале 2000-х годов в институте получили развитие работы по разработке и широкому использованию новых информационных технологий, сформирована соответствующая структура подразделений и научных центров, ориентированных на реализацию общесистемного подхода к экономико-информационным проблемам.
В таком качестве общесистемного института ЦНИИ ЭИСУ разработал в период 2000-2004 годов идеологию единой межотраслевой информационной системы (ЕМС), реализовал программно-аппаратный комплекс ЕМС, создал и систематически обеспечивал единую базу данных государственной, ведомственной статистической и бухгалтерской отчетности ОПК, сформировал устойчивую кооперацию отраслевых вычислительных центров и экономико-информационных институтов. Таким образом, на базе ЦНИИ ЭИСУ функционировал в оборонно-промышленном комплексе единый межотраслевой информационно-аналитический центр, решающий такие важнейшие задачи в области развития ОПК, как анализ текущего состояния и развития оборонно-промышленного потенциала, мониторинг финансово-экономической устойчивости оборонных предприятий, прогноз социально-экономического развития оборонных отраслей промышленности на среднесрочную перспективу. Указанные разработки осуществляются в интересах государственных органов исполнительной власти - Минпроэнерго России, Роспрома, Минэкономразвития России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2005 г. № 771-р ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» передан в ведение Рособоронзаказа. С 2006 года эксплуатация ЕМС передана головному институту Роспрома - ФГУП «ЦНИИ «Центр».
С переходом информационно-экономического института из сферы оборонной промышленности в Рособоронзаказ (в систему Министерства обороны) не столько изменились задачи института (в своей основе они остаются информационно-аналитическими), сколько сместились в сторону интересов Заказчика акценты в оценках полученных результатов о состоянии ОПК. Находясь ближе к заказчику, институт оценивает состояние и потенциал оборонных предприятий именно с позиций Заказчика. Проводя мониторинг предприятий и организаций ОПК и анализируя состояние их оборонно-промышленного потенциала в ходе участия в проводимых Рособоронзаказом контрольно-надзорных мероприятиях по исполнению государственного оборонного заказа, специалисты института более углубленно оценивают финансовую устойчивость оборонных предприятий и их взаимоотношения с заказчиком, выявляют причины и факторы низкого качества изготовления предприятиями-исполнителями продукции военного назначения. Приведу один пример: по результатам контрольно-надзорной деятельности Рособоронзаказа в 2005-2006 годах было выявлено значительное число нарушений, различных по своему характеру, часто приводящих к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву выполнения заданий ГОЗ. По поручению Рособоронзаказа специалистами института проведен факторный анализ для оценки степени влияния причин нарушений, выявленных при исполнении ГОЗ, и предложены меры по их устранению. В частности, были выявлены основные группы факторов и причин, влияющих на срывы сроков исполнения ГОЗ и проанализированы их последствия. Анализ выявил 4 основные группы факторов и степень их влияния на формирование, размещение и исполнение ГОЗ: организационные (степень влияния этой группы факторов в % к итогу составила - 30 %); несовершенство нормативно-правовой, законодательной базы - (20%); финансово-экономические факторы, такие, как несвоевременность финансирования ГОЗ и недостатки в системе ценообразования на ПВН, - (40%); производственно-технологические факторы - состояние производственно-технологической базы предприятий-исполнителей ГОЗ и др. - (10%).
Обращает на себя внимание последняя группа факторов. Эта группа (производственно-технологических факторов) оказывает наименьшее влияние на срыв выполнения заданий ГОЗ (степень влияния этой группы - 10 % - наименьшая из всех групповых факторов), что на первый взгляд, представляется совершенно неожиданным. Однако, оказывается, что такое слабое влияние этого фактора можно объяснить только тем, что предприятия с низким производственно-технологическим обеспечением, как правило, не проходят по конкурсу, так как имеют при сильно незагруженной базе высокие производственные издержки.
По результатам такого факторного анализа специалистами института были подготовлены предложения по устранения недостатков по каждой группе факторов и представлены в Рособоронзаказ. Именно в таком формате мы работаем с нашим заказчиком.
В новой организационной структуре институт работает третий год. За этот период, как уже отмечалось, институт не только не изменил основные направления своей деятельности, но и расширил круг задач в сфере информационно-аналитической деятельности и, в первую очередь, в области развития информационной системы обеспечения Рособоронзаказа.
Созданная в институте единая межотраслевая информационная система, о которой говорилось выше, главным образом была ориентирована на задачи оборонной промышленности (на решение задач, стоящих перед ОПК, т.е. на задачи управления оборонной промышленностью, ее реформирования и развития и т.п.) и уже не отвечала в полной мере целям деятельности Рособоронзаказа. В этой системе информация о состоянии размещения и исполнения гособоронзаказа является разрозненной, слабо структурированной по основным параметрам ГОЗ, содержится в различных формах ведомственной отчетности и, как правило, в практически не стыкуемых информационных базах. Для целей и задач Рособоронзаказа эта система, с одной стороны, является избыточной, а с другой
- требует адаптации к условиям получения более глубокой и полной информации о качестве и характере выполнения военных программ и текущего исполнения государственного оборонного заказа и, что наиболее важно, - анализа причин и факторов, приводящих к задержке или срыву их исполнения.
Проведенный нами анализ состояния информационных ресурсов в этой области показывает:
- до создания Рособоронзаказа и принятия федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (начало 2005 года) отсутствовал реестр заключенных контрактов на выполнение ГОЗ по результатам проведенных конкурсов. В связи с введением в действие указанного закона функция ведения реестра контрактов в сфере ГОЗ закреплена за Рособоронзаказом. Утвержден административный регламент ведения Реестра, создана подсистема ведения Реестра в рамках автоматизированной системы контроля и надзора в сфере государственного оборонного заказа (АСКиН ГОЗ);
- перечень номенклатуры ГОЗ ведется в Управлениях множества государственных заказчиков (как правило, в различных форматах, не позволяющих их информационную совместимость);
- отсутствуют паспорта большинства предприятий и организаций - исполнителей ГОЗ, которые ведутся Роспромом и которые должны содержать актуализированную информацию о финансовой устойчивости и научно-техническом и производственно-технологическом потенциале исполнителей ГОЗ (в среднем ежегодная наполненность информационной базы по паспортам составляет 50%, что существенно снижает полноту и достоверность аналитических докладов о состоянии и проблемных вопросах предприятий ОПК). В оборонно-промышленном комплексе ведется также сводный реестр организаций ОПК (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004г № 96), однако информация о предприятиях-исполнителях ГОЗ, содержащаяся в этом реестре, неполная.
Полномасштабное исполнение функций Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ, созданной в 2006 году, невозможно без создания межведомственной информационно-аналитической системы (Положение о ВПК утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 2006 г. № 278).
Разработку и развитие такой системы мы считаем одной из стратегических задач, стоящих перед институтом на ближайшее время. У института есть для решения этой проблемы достаточный научный задел, а для ее выполнения - и необходимый практический опыт. В 2002-2007 годах институт с использованием единых информационных технологий выполнил целый комплекс работ в интересах различных ведомств ОПК - Минпромэнерго, Роспрома, Рособоронзаказа.
Сотрудниками института только в прошедшем году разработано и сдано в эксплуатацию специальное программное обеспечение автоматизированной системы контроля и надзора в сфере государственного оборонного заказа (АСКиН ГОЗ), обеспечивающее возможность информационного сопровождения всего жизненного цикла существования государственного оборонного заказа - от его разработки до реализации. Оснащение Рособоронзаказа таким мощным инструментом позволило существенно повысить оперативность и эффективность исполнения им своих основных функций - контроля и надзора за формированием, размещением и исполнением ГОЗ.
Федеральной службой по оборонному заказу с привлечением специалистов института была осуществлена инициативная разработка Концепции построения и функционирования информационно-аналитической системы Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (ИАС-ВПК). В настоящее время рассматривается вопрос о начале ее полномасштабной разработки.
Помимо таких крупных исследовательских проектов ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» выполняет также комплекс работ по заказам предприятий и организаций ОПК и организаций иных министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, осуществляет тесное сотрудничество с Департаментом науки и промышленной политики г. Москвы в части содействия развитию оборонных предприятий города. Институт как уполномоченная организация Рособоронзаказа по вопросам ценообразования ведет комплекс работ по оказанию услуг в этой области, в том числе и оборонным предприятиям, расположенным в г. Москве.
Достаточно сказать, что портфель научных разработок института в последние три года содержит более 50-ти процентов работ, финансируемых из внебюджетных источников, и выполняется они по заказам предприятий и организаций как оборонных, так и гражданских отраслей промышленности.
Серьезные задачи стоят перед институтом в наступающем году. Предстоит завершение такой крупной разработки как Стратегия долгосрочного развития промышленности обычных вооружений, участие в разработке Стратегии развития ОПК, в доработке и расширении комплекса программных мероприятий по реализации Программы развития ОПК в связи с формированием новой Государственной программы вооружений на период до 2020 года. Значительная работа предусматривается в рамках напряженного плана Рособоронзаказа по участию специалистов института в проведении контрольно-надзорных мероприятий по исполнению ГОЗ. В портфеле института имеются также договоры с оборонными предприятиями и предприятиями других отраслей на оказание услуг в области экспертизы цен на продукцию военного назначения, на развитие информационных систем.
Однако реализация имеющихся планов связана с необходимостью пополнения института кадрами молодых специалистов, с решением социальных задач, в том числе с повышением уровня заработной платы, с дальнейшим техническим переоснащением научной и производственной базы. Будущее института мы видим в его комплексном социально-экономическом развитии.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Сафин Мурад Дильшатович - Генеральный директор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» Федеральной службы по оборонному заказу.