Характерные черты и особенности войн начала ХХI века

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008

В.И. Евдаков

доктор военных наук, доцент,

член-корреспондент АВН;

полковник С.Д. Мещеряков

Характерные черты и особенности войн начала ХХI века

Военно-политическая обстановка в мире в период до 2025 года будет развиваться под воздействием процесса активного геостратегического переустройства и становления новой системы обеспечения глобальной безопасности. Процесс трансформации системы международных отношений будет характеризоваться, с одной стороны, углублением международной интеграции, формированием глобального экономического и информационного пространства, а с другой - обострением конкурентной борьбы мировых экономических и военно-политических центров - США, ведущих государств Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона - за расширение сфер влияния. При этом доминирование отдельных государств в экономической и валютно-финансовой сферах будет активно использоваться ими для расширения своего влияния в других странах и регионах.

На ситуацию в мире значительное влияние, кроме того, окажет стремление США к формированию однополюсного мирового порядка и закреплению за собой роли ведущей державы, процесс дальнейшего расширения НАТО, сохранение межэтнических, религиозных, территориальных конфликтов и противоречий в непосредственной близости от границ Российской Федерации с возможностью их дальнейшей эскалации, а также все возрастающие нетрадиционные угрозы.

Военно-политическое руководство основных иностранных государств продолжает рассматривать вооруженные силы в качестве одной из главных составляющих достижения своих политических и экономических целей в тех странах и регионах, которые они определяют зонами национальных интересов. Исходя из этого, большинство крупных государств в прилегающих к России регионах, прежде всего, страны НАТО, Япония, Китай, Индия, Пакистан, Иран будут активно переоснащать свои Вооруженные Силы (ВС), закупать новые и проводить модернизацию имеющихся систем вооружений для поддержания их высокой боеспособности и боеготовности. Сохранится высокая вероятность появления у ряда стран оружия массового поражения и современных средств его доставки. Одновременно США, Великобритания, Франция и Китай ускорят дальнейшее совершенствование своих ядерных сил, и будут принимать меры по поддержанию их в высокой готовности к применению.

Опасным по своим последствиям для международной безопасности является выход США из Договора по ПРО 1972 г. в целях создания национальной системы противоракетной обороны и их намерение возобновить, при необходимости, ядерные испытания. Первым шагом в этом направлении является отказ американского Конгресса ратифицировать Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Реализация таких планов оказывает деструктивное воздействие на стратегическую стабильность, всю структуру международных договоренностей в области разоружения, нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, тормозит дальнейший прогресс по этим направлениям и может вызвать новый виток гонки ракетно-ядерных вооружений в мире.

Вероятность развязывания всеобщей ядерной или широкомасштабной обычной войны с вовлечением в нее России в последнее время сведена к минимуму. Однако существенно повышается угроза обострения существующих или возникновения новых региональных и локальных конфликтов, которые способны оказать негативное воздействие на безопасность Российской Федерации. Одновременно возрастет стремление США и их ближайших союзников к использованию как коалиционных, так и национальных вооруженных сил для разрешения кризисных ситуаций на территориях суверенных государств и отстранения от власти неугодных режимов без соответствующих решений Совета Безопасности ООН. Наметившаяся тенденция использования США и их партнерами по НАТО силовых методов разрешения локальных и региональных конфликтов в обход общепринятых норм международного права способна привести к обострению обстановки и наращиванию конфликтного потенциала в отдельных регионах и в мире в целом.

Разногласия ведущих государств мира будут все больше перемещаться в область экономического и технологического соперничества, обострится их конкурентная борьба за доступ к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, а также рынкам сбыта, особенно на постсоветском пространстве.

Анализ характера локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, взглядов военно-политического руководства США на ведение боевых действий в конфликтах различного масштаба показывает, что «урегулирование» кризисных ситуаций с использованием военной силы, ведение различного рода локальных войн и конфликтов меньшего масштаба в ближайшие 10-15 лет будет характеризоваться следующими особенностями:

  • развязыванию военных действий будет предшествовать мощная пропагандистская кампания, имеющая целью дискредитировать проводимый противоборствующим государством политический курс, сформировать среди населения западных стран «образ врага» и обеспечить широкую поддержку военной акции;

  • самое широкое внимание будет уделяться ведению информационной войны, направленной на достижение превосходства в сфере управления войсками, а также морально-психологическое подавление личного состава ВС и населения противоборствующей стороны;

  • для дестабилизации внутриполитической обстановки будут широко использоваться деструктивные силы, антиправительственные формирования и группировки различного толка, в том числе и экстремистской направленности;

  • начальный период вооруженного конфликта будет характеризоваться ведением интенсивных боевых действий с целью завоевания превосходства в воздухе, космосе и на море, особое внимание будет при этом уделяться проведению воздушной наступательной операции (кампании);

  • одновременно с завоеванием превосходства в воздухе или после этого в рамках воздушной наступательной операции (кампании) могут решаться задачи по изоляции и разгрому наземной группировки ВС противника, а также уничтожению или блокированию его флота;

  • в это же время следует ожидать проведения дополнительного развертывания группировок, в том числе и для проведения наземной операции - скорее всего по принуждению к миру или поддержанию мира;

  • завоевание господства на море будет, прежде всего, связано с завоеванием господства в прибрежных районах, откуда формирования ВМС могли бы наносить совместно с ВВС удары по берегу, проводить десантные операции;

  • по своему размаху военные действия, вероятнее всего, не выйдут за пределы региона, будут вестись интенсивно и охватят все сферы вооруженной борьбы;

  • противоборствующие стороны будут стремиться к достижению оперативной и тактической внезапности при нанесении первых и последующих ударов по противнику, а также использованию нетрадиционных способов и форм развязывания и ведения боевых действий - решение поставленных задач в конфликте будет достигаться за счет объединения усилий всех видов ВС США, обеспечения их превосходящей мобильности, точности поражения, всеобъемлющей защиты и целенаправленного тылового обеспечения на фоне информационного превосходства над противником;

  • на всех этапах конфликта следует ожидать интенсивного применения сил специальных операций в целях ведения разведки и выдачи целеуказания высокоточным средствам поражения, осуществления провокаций, террористических акций и уничтожения наиболее важных объектов, а также проведения психологических операций и операций по спасению личного состава;

  • в вооруженных конфликтах все более широкое применение может получить оружие на новых физических принципах, а также нелетальные виды оружия;

  • в условиях затягивания конфликта возможно установление экономической блокады и нанесение интенсивных высокоточных ударов по ключевым объектам экономики с целью парализации всей системы жизнеобеспечения страны.

Необходимо отметить, что, несмотря на общее нацеливание национальных ВС на ведение боевых действий в основном с применением только обычного оружия, военно-политическое руководство США не исключает применение и ядерного оружия (ЯО) в основном тогда, когда будут поставлены под угрозу жизненно важные интересы государства.

При этом в области ЯО остается тенденция повышения «ядерного порога» в возможных крупномасштабных войнах и возрастающая реальность его снижения в конфликтах меньшего масштаба. В связи с нарастающим процессом распространения ядерного оружия (Индия, Пакистан, Северная Корея и др.) военно-политическим руководством США не исключается ограниченное, «профилактическое» применение ЯО в отдельных военных акциях (кампаниях) по предотвращению распространения ОМП и средств его доставки, а также для ударов по объектам, используемым в интересах международных террористических организаций. Кроме того, снижению «ядерного порога» могут способствовать мероприятия, проводимые в самих США по реформированию стратегических сил (создание «стратегических сил реагирования»).

Установление контроля за развитием ситуации в зонах своих жизненно важных интересов все чаще реализуется через проведение США и других стран Запада «стратегии непрямых действий». Она представляет собой комплексное воздействие (политико-дипломатическое, экономическое, военное, идеологическое, информационное, психологическое и др.), направленное на дестабилизацию социально-политической ситуации в том или ином регионе мира (стране), создание управляемых извне локальных конфликтов и легитимное использование многонациональных вооруженных сил. Реализация такой стратегии осуществляется через технологию управления кризисами, составной частью которой является проведение небоевых и боевых операций в т.н. «условиях отсутствия войны», что приводит к некоторому стиранию граней между формами и способами противоборства государств, коалиций и различных группировок, используемых в мирное время (в т.ч. в кризисных ситуациях, конфликтах и даже локальных войнах).

Главным отличием будущих действий в условиях отсутствия войны от операций, которые планируются в ходе военных действий, считается то, что такие действия имеют целью «сдерживание войны, разрешение конфликта на самых ранних его стадиях, поддержку гражданских властей в деле разрешения внутригосударственного кризиса, тогда как целью войны останется достижение победы в короткие сроки при минимальных потерях». Кроме того, по мнению специалистов США, «операции в условиях отсутствия войны в большей степени, чем действия во время войны подвержены влиянию политической конъюнктуры, а военным отводится второстепенная роль».

К осуществлению операций в условиях отсутствия войны могут одновременно привлекаться все виды вооруженных сил на совместной (многонациональной) основе, они будут носить не только мирный (небоевой), но и боевой характер. Они могут предшествовать войне, осуществляться одновременно (параллельно) с ведением военных действий на том же или другом ТВД, либо после их завершения.

Американское военное руководство считает целесообразным, а в ряде случаев единственно возможным (исходя из специфики задач и обстановки), использование в действиях в условиях отсутствия войны сил специальных операций всех трех видов ВС. При этом данные силы могут привлекаться для решения и боевых (диверсионные, рейдовые действия, специальная разведка, борьба с терроризмом и др.), и небоевых (оказание военной и гуманитарной помощи и др.) задач.

Одной из особенностей будущих операций в условиях отсутствия войны будет являться то, что к их проведению на первом этапе должны будут привлекаться дислоцированные в данном регионе части и подразделения ВС передового базирования, действия которых даже в тактическом звене по своим последствиям могут приобрести стратегическую и международную значимость.

Началу всех операций в особых условиях мирного времени (как и во время войны), по мнению специалистов США, должно предшествовать радиоэлектронное воздействие на противника, целью которого ставится информационное доминирование в боевом пространстве и «ослепление» противника.

В прогнозируемый период американские ВС все чаще будут привлекаться для проведения миротворческих операций, целью которых является решение политических задач при поддержке военной силы. Миротворческие операции подразделяются в основном на операции по поддержанию, принуждению, установлению и строительству мира.

Операции по поддержанию мира. Основа их проведения - установление постоянного контакта с враждующими сторонами и их использование в целях снижения остроты конфликта, обеспечения стабильности для последующих дипломатических действий. Вооруженные контингенты, прежде всего, решают задачи по разделению сторон, затем устанавливают необходимые контакты и организуют совместные встречи представителей всех сторон для решения различных практических вопросов (совместное патрулирование в буферной зоне, создание совместного механизма решения спорных проблем и т.д.).

Основными принципами действий вооруженных сил в операциях по поддержанию мира, согласно американским уставам и наставлениям, является: нейтральность, сбалансированность состава сил (географическая, политическая и функциональная), единство командования и управления, согласованность действий, свобода передвижения и передислокаций, право на самооборону. Основные решаемые задачи в вышеуказанных операциях: всестороннее обеспечение действий, организация и проведение наблюдения, применение (при необходимости) силы и др.

Операции по принуждению к миру предполагают применение или угрозу применения силы с целью вынудить противоборствующие стороны согласиться с резолюциями или санкциями, устанавливаемыми для поддержания или восстановления мира. В отличие от операций по поддержанию мира, их проведение не требует согласия сторон, вовлеченных в конфликт, и может заключаться в принуждении выполнения санкций, насильственном разъединении враждующих сторон, установлении зон, запрещенных для полетов и т.д.

Операции по установлению мира. Характерной особенностью действий вооруженных формирований в таких операциях является обеспечение их постоянной готовности к ведению боевых действий в интересах предотвращения насилия со стороны враждующих сторон. Особое значение здесь приобретают разведывательные действия, а также связь с гражданской администрацией.

Практическое ведение операций по установлению мира предполагает достижение договоренности хотя бы с одной из противостоящих сторон и исключение возможности противодействия другой стороны. Ввод войск должен осуществляться внезапно и быстро. В этих целях могут привлекаться воздушно-десантные, воздушно-штурмовые или амфибийные силы при воздушном прикрытии или поддержке с моря. Эти силы должны быть готовы оборонять плацдарм сразу же после высадки, но не должны инициировать прямых боевых действий.

Операции по строительству мира проводятся после разрешения кризиса или завершения конфликта и заключаются в обеспечении восстановления властных структур, их полномочий и формировании политических и экономических условий, препятствующих возобновлению конфликта. При этом формирования ВС могут участвовать в восстановлении жизненно важных объектов экономики, транспортной инфраструктуры, обучении и подготовке вооруженных сил страны пребывания и т. д.

Страны, обладающие ядерным потенциалом сдерживания (устрашения), будут стремиться решать свои политические цели с применением военной силы, по-видимому, исключительно в различных локальных войнах и конфликтах с применением обычного оружия против стран, обладающих сравнимым или меньшим военным потенциалом, оставляя ядерное оружие в качестве средства сдерживания или «последнего аргумента» в войне.

Неядерные страны с незначительным военным потенциалом будут также решать свои задачи посредством участия в небольших обычных локальных войнах и конфликтах, ставя перед собой еще меньшие по масштабу задачи (например, разрешение территориального спора в результате приграничного конфликта).

Таким образом, в войнах и конфликтах с применением обычного оружия все большую роль будет играть информационное противоборство. Решающая роль будет отводиться обычному ВТО и оружию на новых физических принципах. Основными объектами воздействия (поражения) в первую очередь становятся системы государственного и военного управления, вся информационная инфраструктура, средства ответного удара, важнейшие объекты экономики.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации