ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(22)/2008
B.C. УДАЛЬЦОВ
заслуженный деятель науки РФ,
доктор технических наук,
профессор, действительный член АВН;
В.ГРИШИН,
кандидат технических наук,
доцент, профессор АВН
ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
Уже многие десятилетия после появления ядерного оружия мы живем в условиях особой формы стратегических взаимоотношений ядерных государств, основанной на принципе взаимного ядерного сдерживания. В его основу положена концепция предотвращения агрессии против страны, обладающей ядерным оружием, за счет создания условий неотвратимости нанесения по агрессору в ответных действиях разрушительного ядерного удара с причинением ему неприемлемого ущерба. Именно в такой постановке оно явилось основой стратегической стабильности в мире и позволило предотвратить, казалось бы, как неизбежную, ядерную войну.
А что же дальше? Останется ли в ядерной политике государств принцип ядерного сдерживания, изначально основанный на угрозе ядерного апокалипсиса, или он будет заменен иной, менее опасной по своим возможным тяжелым последствиям, формой стратегических взаимоотношений ядерных государств?
По оптимистическому мнению некоторых политиков и специалистов после распада СССР и крушения социалистической системы с 1991 года «отсутствует какая-либо реальная политическая почва»1 для продолжения его использования. Так ли это? Или в мире на межгосударственном уровне перестали существовать другие противоречия - геополитические, экономические, территориальные, религиозные и другие, подобно тем, которые исторически всегда присутствовали во взаимоотношениях различных государств и зачастую приобретали самую острую форму в виде многочисленных и разного масштаба войн. Классическим примером является первая мировая война, в которой было впервые применено оружие массового поражения - химическое оружие. Объективно говоря, различные противоречия между современными государствами имеются и проявляются с разной степенью остроты и в настоящее время. Более того, можно утверждать, что противоречия между государствами будут возникать и впредь.
В связи с этим представляют практический интерес ответы на следующие три вопроса. Каковы особенности действия принципа ядерного сдерживания в современных условиях, в том числе из-за расширения числа ядерных государств и наличия стран, стремящихся к обладанию ядерным оружием? Какие позиции в отношении ядерного сдерживания как принципа, так и особенно в практике его применения занимают ведущие ядерные государства? И, главное для нас, какую позицию в области ядерного сдерживания должна занимать современная Россия как правопреемник великой державы - СССР, создавшего в исключительно трудных условиях мощный, вполне паритетный с США, потенциал ядерного сдерживания.
Принципиальный ответ на этот вопрос на государственном и военном уровне руководства России уже определен. Более того, он закреплен доктринальными документами. Однако конкретизация ряда аспектов практической реализации требований военной доктрины и позиции России в области ядерного сдерживания, в выработке направлений развития своих стратегических ядерных сил (СЯС), способов подготовки и планирования форм их применения, с тем, чтобы достигнуть действительно эффективного ядерного сдерживания, безусловно, требует дальнейшей детализации и развития.
Интерес к этой проблематике весьма велик. Многое в этом плане делается Академией военных наук. Разные аналитические оценки, подходы и предложения содержатся в ряде работ. В связи с этим для более правильного и полного понимания, какой должна быть конкретная практика действий России в области ядерного сдерживания и каково его будущее, представляется полезным оглянуться назад, в недавнее прошлое, поскольку история не только «зеркало прошлого бытия и деятельности, но и изъяснение настоящего и пример будущего» (Н.М. Карамзин). Используя этот методологический прием, посмотреть, почему оно возникло, как и в каких условиях оно формировалось и развивалось и оценить его роль в прошлом, в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Идея принципа ядерного сдерживания возникла значительно раньше, чем было разработано и испытано в 1945 году первое в мире ядерное взрывное устройство. Она была изложена еще в разгар второй мировой войны в 1941 году в письме А. Эйнштейна президенту США и основана на опасении, что у Гитлера может оказаться атомная бомба, поскольку немецкие физики, наряду с успехами в ядерной физике ученых других стран, уже в предвоенные годы достигли значительных результатов в теории ее создания.
Когда это письмо попало на стол Ф. Рузвельта с сопровождающей его динамичной рекомендацией специального помощника Президента Г. Гопкинса «Это требует действий!», оно послужило началом в 1942 году известного американского «Манхэттенского проекта» по созданию атомного оружия. Этот проект успешно завершился уже после разгрома и капитуляции фашистской Германии не только созданием первых образцов атомного оружия в США, но и их варварским применением против мирного населения двух городов Японии2. Последнее вызвало особенно глубокое разочарование у А. Эйнштейна - великого ученого и гуманиста - и он даже сожалел, что написал письмо Президенту США.
Если на раннем этапе создания атомной бомбы ядерное сдерживание имело антигитлеровскую направленность, то на завершающем этапе разрабатываемая атомная бомба стала рассматриваться правящими кругами США как мощное средство военно-политического давления на СССР. Президентом США Г. Трумэном, сменившем внезапно умершего в апреле месяце 1945 года Ф. Рузвельта, в конфиденциальной обстановке было сказано: «Если бомба взорвется, а это так и будет, у меня появится хорошая дубинка против этих русских парней». Первый испытательный атомный взрыв, осуществленный 16 июля 1945 года, ознаменовал, что такая «дубинка» у США появилась. Как она сразу же «заработала», можно судить по записям военного министра США Стимсона в его дневнике, сделанным после получения письменного доклада руководителя Манхэттенского проекта генерала Л. Гровса о первом в истории атомном взрыве, проведенном на полигоне вблизи Аламогордо. Доклад был срочно доставлен самолетом в Потсдам, где в это время проходила конференция глав государств-победителей во второй мировой войне, и доложен президенту Г.Трумэну3. «На следующий день - пишет Стимсон - Черчилль также прочитал доклад Гровса и рассказал мне о вчерашней встрече большой тройки. По тому, как Трумэн энергично и решительно противился предложениям русских и категорически отвергал их, он понял, что тот вдохновлен каким-то событием. Теперь я знаю, что с ним произошло, - сказал Черчилль - вчера я не мог понять, в чем дело. Когда Трумэн пришел на конференцию после прочтения доклада, это был другой человек. Он твердо заявлял русским, на что он согласен, а на что нет, и вообще господствовал на этом заседании. Черчилль добавил, что ему теперь понятны причины такого поведения Трумэна и он сам теперь испытывает то же»4. Это было началом политического, военного и иных форм давления, которые намеревались проводить США в отношении Советского Союза и всего остального мира. Боевое применение атомной бомбы не замедлило себя ждать. Буквально через две недели были проведены атомные бомбардировки двух беззащитных японских городов. Результат, как и ожидалось американскими военными и Президентом, санкционировавших их, был устрашающим по объемам разрушений и количеству жертв.
В результате в 1945 году США оказались не только монополистами во владении ядерным оружием, но и единственными обладателями средствами его доставки в любую точку Земного шара - бомбардировщиков дальней авиации и авианосного флота. Возможности их базирования были весьма широкими за счет европейских и азиатских территорий, на которых оставались американская армия и флот после окончания Второй мировой войны. Такое положение определило принятие США «Атомной стратегии», ориентированной, прежде всего, на победу в войне с СССР.
Естественно, что в этих условиях перед СССР со всей остротой встала необходимость ликвидировать монополию США как в отношении ядерного оружия, так и в средствах его доставки на территорию США. Только так можно было избавить нашу страну от военно-политического и экономического диктата, а главное - участи Японии в случае прямой военной агрессии и заложить основу своего будущего потенциала ядерного сдерживания.
Меры, предпринятые руководством страны в этих двух направлениях, были не только энергичными и масштабными, но и характеризовались высшей степенью системности и наличием у руководства страны исключительно сильной политической воли в их реализации. Все это наряду с огромными усилиями всей страны, талантом и самоотверженностью наших людей предопределило высокую эффективность принятых чрезвычайных мер.
Создание советской атомной бомбы стало национальной программой. Высокий статус и приоритет получили также программы создания авиационных и особенно ракетных средств доставки.
Выполнение атомной программы потребовало огромного напряжения страны в целом. Вот как написал об этом главный конструктор первых образцов советской атомной бомбы, трижды Герой социалистического труда Ю.Б. Харитон: «Наша страна входила в атомную эпоху в исключительно тяжелых условиях... Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946-1949 годах. Было нелегко и позже. Но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Только сильный духом народ после таких невероятно тяжелых испытаний мог сделать совершенно из ряда вон выходящее: полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии, наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды... Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом наша страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой»5.
После нашего первого испытательного ядерного взрыва, осуществленного на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, США, располагающие большим количеством ядерных бомб, делают ставку на создание подавляющего превосходства в ядерном оружии. Принимаемая в 1950 году стратегия США так и называется «Атомное превосходство». Появляются военные планы нанесения тысячи бомбовых ядерных ударов по СССР.
Позднее, после испытаний термоядерных зарядов в США в ноябре 1952 г. и у нас в августе 1953 года, военная доктрина несколько изменяется, что видно из ее нового названия «Массированное возмездие». Но ее суть в отношении СССР остается прежней и основывается на превосходстве по общему ядерному боезапасу, неограниченным возможностям его доставки на нашу территорию полутора тысячами стратегических бомбардировщиков, базирующихся на передовых аэродромах вблизи границ Советского Союза.
В этот период развитие системы ядерных вооружений вынужденно основывалось на единственном виде средств доставки, каким была авиация. Поэтому первым видом ядерных боеприпасов в США, а затем и в СССР стали авиабомбы. Поэтому в 1947 году еще до завершения разработки атомного оружия в СССР организация работ по подготовке его применения возлагается на ВВС. Дальняя бомбардировочная авиация получает структурно-организационную самостоятельность. Интенсифицируются работы по подготовке серийного производства нового бомбардировщика Ту-4 с дальностью полета до 5400 км. Его летные и специальные испытания как потенциального носителя ядерного оружия завершаются в 1949 г. Акт по результатам его испытаний был подписан лично И.В. Сталиным (случай уникальный в истории отечественной авиации, но вполне понятный - в стране отсутствовали средства доставки разрабатываемого ядерного оружия)2,3.
Учитывая недостаточную дальность полета Ту-4 до территории США, интенсивно ведутся работы по подготовке аэродромов «подскока» на льдах Северного Ледовитого океана и в тундре на его северных берегах. Развертывается строительство полигона в Крыму для отработки авиационного обеспечения предстоящих испытаний первых образцов ядерного оружия и проведения летно-баллистических испытаний их макетов. В августе 1951 года формируется первый авиационно-бомбардировочный полк самолетов-носителей ядерного оружия Ту-4, а в сентябре 1953 года он переформируется в авиационную дивизию аналогичного назначения, укомплектованную более совершенными самолетами-носителями Ту-16. В 1955 году создается и принимается на вооружение дальний бомбардировщик Ту-95, способный в беспосадочном полете доставить ядерное оружие на территорию североамериканского континента, а в 1959 году был построен первый сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22. Все это, наряду с наращиванием боезапаса ядерных боеприпасов, разработкой ракет средней дальности и созданием территориальных систем ПВО было определенными шагами в ядерном сдерживании США6.
Тем не менее, эффективность взаимного ядерного сдерживания в этот период особенно проявилась даже в наиболее опасное время острого военно-политического противостояния между США, с одной стороны, Кубой и СССР, с другой, приведшего к Карибскому кризису в 1962 году2. Д. Кеннеди и Н.С. Хрущеву хватило выдержки, здравого смысла и воли достичь компромисса. В результате кризис, в котором обе страны находились на грани ядерной катастрофы, был преодолен. США отказались от попыток силой захватить Кубу, согласились вывести и вывели из Турции ранее размещенные там свои ядерные ракеты средней дальности, а Советский Союз обязался и вывез с Кубы ракеты средней и малой дальности и все ядерные боеприпасы, включая тактическое ядерное оружие. Именно в период Карибского кризиса, когда на Кубе в пределах досягаемости до территории США оказались ракеты с ядерными боеголовками, американцы впервые почувствовали и осознали реальную опасность ядерного удара в ответ на их агрессивные действия по захвату Кубы.
Этот факт, несомненно, повлиял на Кеннеди и его советников, на политическое разрешение этого кризиса.
Невыгодная для нас монополия авиации в межконтинентальных средствах доставки ядерного оружия, продолжалась до начала 60-х годов, когда произошел научно-технический прорыв в создании межконтинентальных баллистических ракет. В 1957 году осуществлен первый запуск в мире искусственного спутника с помощью ракеты, разработанной в КБ СП. Королева, последующая доработка, которая завершается принятием на вооружение в 1960 году межконтинентальных баллистических ракет Р-7 и Р-7а. Дальность последней - девять тысяч километров. И в этом же 1960 году создается наша тяжелая ракета Р-16 с дальностью до тринадцати тысяч километров. Это даже больше, чем у принятой в 1959 году на вооружение США ракеты «Атлас», дальность полета которой составляла одиннадцать тысяч километров7,8.
Успехи в ракетостроении стали поворотным этапом в решении крайне важной для СССР проблемы создания межконтинентальных средств доставки и достижения действительно реального ядерного сдерживания США. Они приводят к кардинальному изменению соотношения сил и в целом военно-политической обстановки в мире. Это определило появление новой стратегии США в отношениях с СССР, получившей название «Гибкое реагирование». В 1967 году она принимается и НАТО. Однако ее сущность осталась - ставка на ядерную войну и, в первую очередь, на создание потенциала первого, «контрсилового удара», способного поразить стационарные командные пункты и наши ракеты наземного базирования с ядерными боеголовками до их запуска.
Это вызвало необходимость надежной защиты ракетно-ядерного оружия, чтобы не быть уничтоженным первым ядерным ударом. И такая защита была создана. Ее основой стали высокозащищенные пусковые установки и командные пункты ракетных полков и дивизий, размещенных в позиционных районах. В течение 60-70-х годов как ответная мера на повышение точности ракет, трижды повышалась защищенность шахтных пусковых установок, чтобы сохранить возможность нанесения ответного удара. В этот период выживаемости ракет в условиях первого удара по ним уделялось первостепенное внимание. В начале 80-х годов разрабатывается подвижный вариант базирования ракетных комплексов, что обеспечило резкое увеличение их живучести. Они ставятся на боевое дежурство. Наряду с развитием морской составляющей СЯС это создало основу гарантированного ответного удара.
Создание ядерного оружия, средств его доставки, обеспечение живучести ракетных комплексов и последующее их развитие по праву являются блестящими примерами концентрации интеллектуальных, материальных и духовных ресурсов, поддержки фундаментальной науки, выбора правильных приоритетов, четкой организации работ, подбора талантливых кадров, высочайшей ответственности и энтузиазма людей. Эти примеры поучительны и для нашей современной деятельности.
Не рассматривая далее процесс эскалации двухсторонних усилий в обеспечении взаимного ядерного сдерживания, отметим, что США постоянно стремились обеспечить себе превосходство в ядерных вооружениях, делая упор на создание «контрсилового» их потенциала. Это выражалось, прежде всего, в повышении точности ракет, обеспечивающем гарантированное поражение одним боезарядом малоразмерной в плане высокозащищенной цели; в разработке и принятии на вооружение разделяющихся головных частей, что позволяло поражать несколько целей (до 10 -12) пуском одной ракеты; в создании боеголовок с повышенной механической стойкостью, позволяющей заглубляться в грунтовые среды, что создавало при взрыве повышенное поражающее действие на высокопрочные заглубленные и подземные сооружения (шахтные пусковые установки и командные пункты). Эта ядерная политика США по достижению превосходства продолжается и в настоящее время.
Существовавшее в мире длительное фактически двустороннее ядерное сдерживание США (Запад) -СССР (Россия) становится многосторонним и следовательно - менее устойчивым, что создает новую военно-политическую обстановку и оказывает существенное влияние на процесс традиционного взаимного ядерного сдерживания между СССР (Россией) - США и другими ядерными странами.
Каковы же современные позиции в области ядерного сдерживания государств, относящихся к так называемому традиционному ядерному клубу?
Ядерная политика Великобритании исторически связана с американской и ориентируется на необходимость сохранения у себя ядерного оружия как основы ядерного сдерживания. Британские ракеты с ядерными боезарядами включены в американскую систему ядерного оперативного планирования, предусматривающую их использование как в упреждающем, так и ответном ударе всем составом боеготовых средств.
Ядерное сдерживание продолжает сохранять ведущую роль и во французской оборонной стратегии. Согласно заявлению президента Франции, сделанного в 2001 году: «Французские ядерные силы способны нанести неприемлемый ущерб любому государству, угрожающему жизненным интересам страны, при любых обстоятельствах, где бы не находилась угроза и какова бы ни была ее природа». К числу стран, по объектам которых может быть применено ядерное оружие, стали относить потенциальных обладателей ядерного оружия, «способных прибегнуть к его применению против Франции». В определенных случаях Франция не исключает применение превентивных ядерных ударов.
Обращает на себя внимание, что даже во Франции, а не только в США, разрабатываются и имеются на вооружении ядерные боеприпасы с повышенной радиационной и механической стойкостью. Они предназначаются для преодоления ПРО и поражения высокозащищенных объектов с использованием нескольких боеприпасов с малым временем разнесения их прихода к цели. В перечень подобных специализированных боеприпасов входят также и такие, которые могут проникать в плотную среду с последующим подрывом на заданной глубине, что увеличивает долю энергии взрыва, передающейся в грунтовой массив, и повышает поражающее действие на заглубленные и подземные объекты. Указанные ядерные боеприпасы относятся к потенциалу «контрсилового» удара.
Франция и Великобритания намерены создать Европейскую систему ядерного сдерживания, основу которой должны составлять французские и британские ядерные силы. В случае ее создания, с учетом существующего состояния и перспективного развития ядерных вооружений в этих государствах, объединенная система ядерного сдерживания будет обладать более высоким потенциалом. По числу боезарядов общеевропейские и российские СЯС морского базирования будут сопоставимы, а по общему числу боезарядов в целом европейские и российские СЯС будут близки друг к другу. Это явится весьма значимым фактором, который Россия должна учитывать в своей политике ядерного сдерживания.
В настоящее время в ядерной политике США продолжают сохранять упор на ядерное сдерживание.
В новой стратегии национальной безопасности США, опубликованной в марте 2006 года, спектр военно-стратегических аспектов значительно расширен в сторону ее агрессивной направленности. Сделан акцент на укрепление и демонстрацию, включая применение военной силы, своего лидирующего положения в мире, захват сырьевых источников, навязывание так называемого «продвижения» демократии в других странах, создание условий к приходу к власти и поддержке правительств, проводящих, в их понимании, «ответственную политику». По отношению к России поставлена задача «удержания ее на пути к демократии и от вмешательства в процесс развития прилегающих к ней регионов».
Подчеркнута необходимость обеспечения способности противостоять широкому спектру угроз и боевых средств, которыми может обладать и применять любой потенциальный противник
Исходя из анализа предыдущих и новой стратегии национальной безопасности США и других официальных документов, следует признать, что развитие вооруженных сил будет осуществляться в двух основных направлениях. Первое - это поддержание и качественное развитие ядерного потенциала в интересах не только ядерного, но и «всеобщего» сдерживания. И второе - совершенствование обычных вооружений в целях обеспечения успешного решения боевых задач в военных конфликтах любого масштаба.
США в своей ядерной политике постоянно стремились, что наглядно проявлялось во взаимоотношениях с СССР, начиная с 1945 года, и продолжают стремиться в настоящее время к созданию условий для достижения своего превосходства и, особенно, в способности нанесения «контрсилового и обезглавливающего» ядерных ударов.
Вследствие занятой США в последние годы позиции отказа от переговорного процесса области дальнейшего ограничения ядерных вооружений и в целях усиления своего превосходства, ими фактически демонтируются согласованные ранее важные договорные рубежи в ограничении и сокращении вооружений и в укрепления доверия. К их числу относятся Договор по ПРО, СНВ-2, Рамочное соглашение СНВ-3 и другие.
С учетом изложенных позиций этих стран Россия также должна принимать все необходимые меры по сохранению и развитию потенциала ядерного сдерживания, имея ввиду, что силы общего назначения России сегодня значительно уступают постоянно наращиваемым силам НАТО. При этом постоянно увеличивается его геостратегическое преимущество за счет вооруженных сил и территории новых государств, вошедших в этот военный союз и стремящихся в него. Поэтому в ближайшие десятилетия обеспечить защиту суверенитета, территориальной целостности России от внешних посягательств или, более того, предотвратить любую крупномасштабную агрессию могут лишь СЯС. Это делает необходимым, в первую очередь, развивать именно СЯС, чтобы обеспечить необходимый потенциал для сдерживания любого агрессора.
В соответствии с требованиями военной доктрины и других руководящих документов наши СЯС должны гарантированно иметь возможность нанести агрессору неприемлемый ущерб в любых условиях обстановки. В любых условиях - это значит, что даже и в наиболее тяжелых условиях ответного удара, когда ядерные боезаряды ракет агрессора достигнут намеченных целей, выжившая часть СЯС должна нанести ответный удар с причинением неприемлемого ущерба стране-агрессору. Только такой потенциал наших СЯС, способный к выживанию после первого, так называемого «контрсилового» удара, может сдержать агрессора от нападения на Россию. Именно это качество СЯС в сочетании со способностью боевых зарядов сохранившихся ракет преодолевать ПРО, должны стать основными критериями для определения направлений развития боевых характеристик наших СЯС, определения их структурного, качественного и количественного состава.
Необходимость обеспечения именно такой способности СЯС подтверждена историческим процессом длительного военно-политического противостояния США и СССР, когда обе стороны, наряду с развитием своих СЯС (СНС), постоянно стремились обеспечивать их выживаемость по отношению к первому удару. Это укрепляло стратегическую стабильность и сыграло решающую роль в предотвращении ядерной войны.
Именно поэтому обеспечению этой формы ответных действий в настоящее время должно быть уделено первостепенное внимание, как это делалось в недавнем историческом прошлом, и не заменять ее только формой действий СЯС в виде ответно-встречного или, тем более, упреждающего удара.
Ответные действия СЯС в форме ответно-встречного удара предполагают запуск ракет по информации от технических систем ракетного предупреждения о ракетном нападении, что не исключает риска технической ошибки и неправильной интерпретации этой информации, или когда какая-то часть боезарядов противника уже достигла позиций наших СЯС, но остальные ракеты успевают стартовать. В обоих случаях для принятия решения на ответные действия остаются исключительно сжатые сроки. Поэтому ответные действия СЯС в форме ответно-встречного удара будут не гарантированы.
Другим условием для определения необходимого потенциала сдерживания в сочетании с выживаемостью СЯС является придание ракетам способности гарантированно преодолевать ПРО в ответном ударе, когда в полете их количество станет меньше за счет возможных потерь от нанесения по ним первого, «контрсилового» удара.
В этой связи для определения необходимого потенциала сдерживания важно правильно оценить влияние возможностей создаваемой в США системы противоракетной обороны. Аргументация, что эта система создается для защиты Америки и Западной Европы от возможных преднамеренных или случайных одиночных пусков ракет из стран с «агрессивными режимами» - фактическими или потенциальными обладателями ядерного и ракетного оружия, является не более чем прикрытием ее основного предназначения, направленного против России.
Представляет ли опасность для сохранения ядерного потенциала сдерживания России создаваемая в США система ПРО? Да, конечно, ее следует расценивать, как опасную, вопреки имеющему мнению отдельных специалистов, что эта система не может оказать существенного влияния на наш потенциал сдерживания, поскольку в России уже имеются способы и средства для ее преодоления. Такой же аргументацией пользуются и американцы в ответ на наши возражения против создаваемой ими системы ПРО. Создание в США не только глобальной системы ПРО, но даже ограниченной системы ПРО должны учитываться Россией в своих планах развития СЯС, чтобы постоянно иметь действительно необходимый потенциал сдерживания.
Таким образом, для сохранения имеющегося потенциала сдерживания и его развития необходимо решить целый ряд сложных задач в интересах российских СЯС для создания им условий гарантированного ответного ядерного удара и тем самым надежно обеспечить национальную безопасность России.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. «Ядерное оружие после «холодной войны». Издательство «Российская политическая энциклопедия», М., 2006.
2. Л. Гровс «Теперь об этом можно рассказать». Атомиздат,М.,1964.
3. Н.С.Бирюков, И.Н.Валынкин «Рожденная атомной эрой».Издание Чеховский полиграфический комбинат МО РФ,2002.
4. «В интересах обороны и мирного создания»,Издательский центр «Академия», М., 1999.
5. «50 лет мира», ВНИИ РФ Ядерный центр, г. Саров, 1999.
6. «Военно-инженерная и строительная наука на службеОтечества», Военное издательство, М., 2006.
7. «История 4 ЦНИИ МО РФ (1946-2006 г.)», ЦИПК РВСН,2006.
8. Л.И.Волков «Военная реформа, России в 21 веке», журнал «Стратегическая стабильность» № 1 за 2001 г., издание АВН, РИА Центра проблем СЯС.