Повышать действенность контроля и помощи

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1987, стр. 3-12

К 70-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота

Повышать действенность контроля и помощи

Генерал армии И. М. ТРЕТЬЯК

ПЕРЕСТРОЙКА прочно вошла в нашу жизнь, и слово это стало синонимом подлинно революционных преобразований, происходящих в обществе. Партией разработана глубоко обоснованная и всесторонне взвешенная программа обновления, которая получила активную поддержку всего советского народа. Чтобы намеченное быстрее становилось реальностью, необходимо резко усилить организацию дела, всемерно повышать действенность системы контроля. «Учет и контроль, - писал В. И. Ленин, - вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» (Поли. собр. соч., т. 33, с. 101). Владимир Ильич требовал безусловного выполнения принятых решений, строгого и систематического контроля, правдивой информации, точных данных о фактическом положении дел.

Система контроля в нашей стране создавалась под непосредственным руководством В. И. Ленина, при его самом активном участии. Разрабатывая основы организации и деятельности социалистической системы контроля, Владимир Ильич исходил прежде всего из понимания необходимости и сущности контроля как важнейшего элемента управления государственными и общественными делами. В своих теоретических трудах, в многогранной практике административной деятельности по руководству государством он всегда связывал вопросы контроля с проблемами управления, рассматривая их как неотъемлемую часть механизма руководства социалистическим обществом.

Ленинские идеи и положения об организации контроля получили свое дальнейшее развитие в документах XXVII съезда партии, материалах апрельского (1985 года), январского и июньского (1987 года) Пленумов ЦК КПСС, постановлениях Центрального Комитета КПСС.

В Резолюции XXVII съезда по Политическому докладу ЦК КПСС отмечается, что съезд обращает внимание на необходимость усиления контроля за практическим исполнением принимаемых решений и планов. По мере нашего движения вперед организация контроля должна занимать все больший удельный вес в работе.

Демократизация общества, подчеркивалось на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, по-новому ставит и вопрос о контроле за тем, как работают партийные, советские и хозяйственные органы, их кадры. Вопросы организации контроля получили дальнейшее развитие на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС. В докладе товарища Горбачева М. С. отмечалось, что нам необходимо овладеть ленинским принципом социалистического контроля, сочетающего самый широкий демократизм с партийным руководством.

Этим вопросам на протяжении ряда предшествующих лет недостаточно уделяли внимания. Сложившаяся система контроля, отмечено на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, стала «неэффективна, она излишне дробна, растранжиривает рабочее время, отвлекает массу людей и средств, а главное - замкнута на ведомственных и местнических интересах...».

В этой связи реализация курса на ускорение и перестройку, на достижение качественно нового состояния советского общества потребовала иного, чем ранее, подхода к выполнению контрольных функций. Проверка исполнения выдвинулась на первый план, больше спроса стало предъявляться к деятельности руководящих кадров. Вводится систематическая отчетность всех избираемых и назначаемых должностных лиц, укрепляются демократические принципы работы сессий, постоянных комиссий Советов, расширяется гласность в работе государственных и общественных организаций. Признано целесообразным принятие мер по упорядочению системы различных проверок и инспекций на предприятиях и в организациях, имея в виду, чтобы такие проверки помогали делу, а не были данью формализму, отвлекающему от дела большое число людей. Все это способствует созданию в стране обстановки, благоприятной для широкого и беспрепятственного контроля во всех областях социалистического строительства.

Особое значение партия придает совершенствованию контроля в Вооруженных Силах. Это обусловлено взрывоопасностью международной обстановки, расширением масштабов и сложностью задач по защите завоеваний социализма на современном этапе. Как никогда, возросли требования к боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, их полевой, воздушной и морской выучке, состоянию воинской дисциплины. Новым содержанием наполнились задачи по подготовке и воспитанию военных кадров, контролю за их деятельностью. Высокая техническая оснащенность армии и флота предопределяет необходимость сочетания профессионального мастерства личного состава с его высокой морально-политической и психологической подготовленностью, стойкостью, боевой активностью, мужеством и решительностью.

Однако, как показывают события последнего времени, эти факторы не всегда учитываются в деятельности командно-политического состава, стиле руководства войсками, организации контроля и оказании им практической помощи. Факт нарушения советского воздушного пространства западногерманским спортивным самолетом убедительно высветил недостатки в организации управления во всех звеньях армейского механизма, отсутствие четкой системы контроля и проверки исполнения.

Центральный Комитет дал суровую, но справедливую оценку этого инцидента, вскрыл его причины и истоки, со всей определенностью отметил, что перестройка содержания, стиля и методов работы по-настоящему еще не затронула руководящие военные кадры, ими не обеспечивается должный контроль за поддержанием боевой готовности, повышением бдительности и управлением войсками. Все это вызывает настоятельную необходимость исходя из решений партии и объективного положения дел в значительной степени улучшить организацию контроля, повысить уровень исполнительской дисциплины и ответственности кадров.

Чтобы успешно реализовать эти требования в планах оперативной, боевой и политической подготовки, важно добиться рациональной организации ратного труда, всего процесса учебы и службы, основанных на строгом соблюдении уставных положений и высоком методическом мастерстве офицеров.

Командиры и начальники, штабы и политорганы могут рассчитывать на успех в своей организаторской работе только при наличии четко отлаженной системы контроля, обеспечивающей им постоянное знание истинного состояния дел в подчиненных соединениях и частях и способствующей воспитанию у всего личного состава высочайшей исполнительности, организованности, чувства ответственности за выполнение служебного долга. В целом решение этой важной задачи может достигаться при гибком и рациональном использовании различных способов и средств контроля: непосредственная проверка на местах; контроль с применением технических средств; изучение докладов; анализ донесений, поступающих в формализованном виде, с последующей обработкой их на ЭВМ. Особое место при этом в претворении современных требований в жизнь занимает контроль и проверка исполнения принятых решений.

Контроль исполнения - это главнейшая предпосылка твердого и непрерывного управления войсками (силами), важнейшая составная часть всей организаторской работы командующих, командиров и штабов. Не случайно В. И. Ленин рассматривал проверку исполнения как ключевую задачу в любой отрасли человеческой деятельности. Он считал, что обязанность руководителей не только в том, чтобы подписывать директивы, давать советы и руководящие указания, но и в том, чтобы проверять, что выходит на деле для проведения в жизнь этих советов и указаний.

Мы не поступимся истиной, если скажем, что абсолютное большинство командующих, командиров и штабов понимают важность и значимость контроля и проверки исполнения. Но не подлежит сомнению и то, что далеко не все одинаково умеют четко организовать и систематически осуществлять эту работу. Объясняется, на наш взгляд, это тем, что ко н т р о л ь исполнения связан прежде всего с большой организаторской работой, которая требует не только высоких профессиональных знаний, но и настойчивости, проявления непреклонной воли в достижении поставленных целей.

Важно особо подчеркнуть, что еще не все командиры и штабы понимают необходимость систематического контроля. К сожалению, как свидетельствует опыт, иногда на проверку исполнения смотрят как на второстепенное дело, порой откладывают на более удобное время, а затем забывают о ней в напряженной повседневной жизни. В лучшем случае контроль осуществляется эпизодически и поверхностно. В конечном счете это приводит к тому, что командир и штаб лишаются возможности знать фактическое состояние дел в подчиненных соединениях и частях, а управление ими теряет конкретность и целеустремленность.

Отмечая важность проведения систематической проверки исполнения, хотелось бы обратить внимание на два момента.

Во-первых. Контроль исполнения необходимо рассматривать не изолированно, обособленно, а в органическом единстве со всей системой организаторской работы командиров и штабов по руководству войсками (силами). Чтобы эффективно управлять, надо располагать достоверной информацией о фактическом положении дел в соединениях и частях.

Средством, обеспечивающим поступление такой информации, являются доклады командиров и обязательная проверка их объективности. В этом случае контроль выступает непременным связующим элементом между каждым последующим этапом управления. Но его нельзя рассматривать только в качестве поставщика достоверной информации о фактическом положении дел. Хотя это важная сторона дела, но следует особо подчеркнуть, что его задачи значительно шире и объемнее. Контроль предполагает такую организацию работы командиров, штабов и политорганов, которая должна быть направлена прежде всего на качественное выполнение войсками (силами) поставленных задач, оказание им реальной помощи, обеспечение единства решения и исполнения. Поэтому при проверках надо стремиться не только устанавливать фактическое состояние дел, а одновременно и оказывать действенную помощь войскам (силам) в достижении намеченных целей в кратчайшие сроки, подсказать проверяемым пути движения вперед и устранения имеющихся недостатков, научить их наиболее эффективно решать возникающие задачи. Именно в этом заключается значимость и важность контроля исполнения. Следует отметить, что проверка исполнения должна не только вскрывать недостатки, но и обобщать положительный опыт. Командир должен принимать все меры к тому, чтобы этот опыт использовался в других частях и соединениях.

Во-вторых. Эффективность контроля в большей степени определяется тем, какое решение принято старшим командиром и штабом. Оно должно отражать всю сложность поставленной задачи, предусматривать конкретный план действий, исполнителей и сроки ее выполнения. Без этого проверять нечего и некого.

Мы считаем, что важнейшей предпосылкой успешного выполнения войсками (силами) задач являются целеустремленность, конкретность и тщательность их разработки вышестоящим командиром и штабом. Жизнь показывает, что задачи, поставленные войскам (силам) без глубокого учета конкретной обстановки и реально существующих возможностей их решения, с самого начала обрекаются на неуспех, остаются лишь на бумаге. Более того, такой подход к делу снижает авторитет вышестоящего штаба и подрывает у подчиненных веру в собственные силы.

Поэтому при разработке приказов, распоряжений, планов боевой и политической подготовки важно предъявлять к себе самые высокие требования. Необходимо в деталях учитывать реальные материальные возможности соединений и частей, фактор времени, условия обстановки и, конечно, добиваться предельной четкости и недвусмысленности при подготовке документов. Ясность и конкретность задач исключают возможность иного их понимания даже в тех случаях, когда кто-то попытается это сделать в оправдание своей неисполнительности.

Правильная проверка исполнения обеспечивает своевременное вскрытие и устранение недостатков, достижение поставленной цели. Говоря о проверке исполнения, В. И. Ленин требовал детально изучать выполнение наших планов, наши ошибки и способы их исправления. Формы и методы проверки исполнения, подчеркивал он, «должны быть систематически, неуклонно, повторно и многократно испытываемы, сравниваемы, изучаемы» (Поли. собр. соч., т. 43, с. 282). В этих словах заключен глубокий смысл.

В нынешних условиях вопросы контроля и проверки исполнения приобретают еще более важное значение и должны быть в центре внимания всех руководителей и партийных организаций. Указания Ленина о проверке исполнения, сделанные почти 65 лет назад, и сейчас сохраняют свою силу.

Незыблемой основой повышения качества и эффективности организаторской деятельности является неуклонное претворение в жизнь ленинских принципов контроля. Сюда прежде всего следует отнести: партийное руководство контролем, всеохватность, массовость, гласность, плановость и комплексность проверок, их объективность и достоверность, действенность контроля и помощи.

Основополагающим принципом является партийное руководство контролем. Это выражается в том, что Коммунистическая партия и ее ленинский Центральный Комитет определяют основные направления деятельности органов контроля, осуществляют подбор и воспитание преданных делу кадров. Контрольные органы ЦК КПСС показывают высокие образцы реализации на практике ленинских принципов организации проверки и исполнения. Проявляя истинно партийную принципиальность, они настойчиво и целеустремленно ведут борьбу за выполнение планов социалистического созидания и принятых решений, последовательно сосредоточивают усилия на важнейших направлениях. Их отличают бескомпромиссность и объективность оценок, высокая компетентность.

Организаторская работа командиров и штабов по осуществлению контроля и проверки исполнения должна тесно сочетаться с активной деятельностью политорганов, партийных и комсомольских организаций. Партийные организации призваны твердо и последовательно проводить в жизнь политику партии в Вооруженных Силах, всей своей работой укреплять их боевую мощь, сплачивать личный состав вокруг Коммунистической партии, воспитывать воинов в духе идей марксизма-ленинизма, беззаветной преданности социалистической Родине; нерушимого единства и братской дружбы между народами СССР; мобилизовать личный состав на безупречное исполнение своего воинского долга, приказов и распоряжений командования; смело вскрывать недостатки и постоянно оказывать эффективную помощь командирам, политорганам, штабам в устранении недостатков, поддержании бдительности и боевой готовности соединений, частей и подразделений, образцовом выполнении задач боевой и политической подготовки, овладении техникой и оружием, укреплении воинской дисциплины.

Важно, чтобы командиры, политорганы и штабы могли опираться в проведении контроля на партийные и комсомольские организации, своевременно ставили перед ними задачи и внимательно рассматривали вносимые предложения.

Всеохватность контроля означает его всеобъемлющий, многогранный характер. Ни одно должностное лицо, ни один орган управления не должен оставаться вне контроля. Практика убедительно показывает, что ничто так не портит людей, порождая у них безответственность и благодушие, как бесконтрольность.

С первых дней становления Советской власти вождь революции В. И. Ленин призывал рабочих установить строгий контроль за производством и распределением, видя в этом необходимые предпосылки для создания и упрочения новых социалистических общественных отношений. Совершенствование хозяйственного механизма, укрепление производственной и трудовой дисциплины стали с тех пор одними из основных направлений деятельности органов контроля. Важнейшее значение партия придает сейчас улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократическими извращениями и нарушениями социалистической законности. Всеохватность контроля достигается широким вовлечением трудящихся масс в управление страной, осуществлением контрольных функций.

В армейских условиях принцип всеохватности обеспечивается четкой регламентацией уставами и наставлениями обязанностей командного состава и других должностных лиц управленческого звена по проверке и контролю боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск (сил), организации оперативной и боевой подготовки; состояния и сохранности вооружения, боевой и другой техники; обеспеченности боеприпасами, горючим и другими материальными средствами; организации всех вопросов повседневной жизни и учебно-боевой деятельности.

В современных условиях существенно изменились критерии боевой готовности войск (сил), и особенно фактор времени. Поэтому в центре внимания контроля и проверки исполнения должны всегда находиться вопросы боевой готовности соединений и частей, и прежде всего мероприятия, проводимые в целях дальнейшего повышения их постоянной готовности к отражению агрессии противника. Целесообразно систематически проверять работу командиров и штабов всех звеньев по организации оповещения и сбора частей в короткие сроки, четкость и надежность функционирования технических средств управления войсками (силами), несение боевого дежурства, своевременность внедрения в практику обучения войск (сил) новых, более совершенных способов подготовки личного состава и вооружения к ведению боевых действий по защите социалистического Отечества.

Во всех случаях первостепенное значение придается проверке выполнения решений и постановлений ЦК КПСС и Советского правительства, относящихся к деятельности войск (сил), приказов и директив Министра обороны, начальника Генерального штаба и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Важно проверять своевременность доведения до войск (сил) руководящих документов, правильность и глубину понимания излагаемых в них положений, полноту и. своевременность разработки командирами и штабами мероприятий, направленных, на выполнение данных требований, и организацию их проведения в жизнь.

Под руководством командиров и политорганов функционирует разветвленная сеть комитетов, групп и постов народного контроля. В обязанности всех военнослужащих входит докладывать по команде об обнаруженных где-либо хищениях или порче военного имущества, незаконном расходовании денежных средств, злоупотреблениях в снабжении войск, недостатках в состоянии техники и других фактах, наносящих ущерб Вооруженным Силам. Они могут также направлять письменные предложения или заявления по устранению этих недостатков старшему начальнику, до Министра обороны СССР включительно.

Последовательное проведение в жизнь принципа гласности служит гарантией объективности контроля, партийного подхода к оценке работы проверяемых людей и подразумевает не только глубокое проникновение в существо рассматриваемых проверяющими вопросов, их высокую честность и принципиальность, но и конкретную помощь в устранении недостатков.

Гласность проявляется и в том, что каждой проверяемой части или подразделению недостатки указываются сразу же по мере их выявления и дается время для устранения. Все индивидуальные оценки личному составу объявляются немедленно после выполнения задачи, упражнения, норматива, а на групповых занятиях - после их окончания.

Большое значение В. И. Ленин придавал систематичности, последовательности и своевременности контроля. Он указывал, что проверка лишь тогда достигает цели, когда она будет введена в систему и осуществляться не от случая к случаю, не эпизодически, а постоянно. «По каждому «делу», - требовал Владимир Ильич, - надо от времени до времени (1 раз в неделю, 1 раз в месяц или в два месяца, смотря по характеру и важности дела, а затем внезапно) производить проверку реального выполнения. Это самое важное и самое необходимое» (Поли. собр. соч., т. 53, с. 162).

Не секрет, например, что в недалеком прошлом этот ленинский принцип порой предавался забвению. Некоторые объединения и соединения длительное время не инспектировались и не проверялись комплексными комиссиями Министерства обороны, что порождало благодушие и самоуспокоенность их командования, приводило к упущениям в вопросах боевой готовности, боевой выучки и состояния воинской дисциплины. Другие, наоборот, не «выходили» из проверок, что притупляло ответственность, а порой вырабатывало стойкий иммунитет к комиссиям. К тому же и редко какая проверка помогала в налаживании дел на местах, так как цель ограничивалась в основном фиксацией недостатков, констатацией фактов.

В этой связи система проверки войск нуждается в существенном упорядочении, как того требует ЦК КПСС. Нужно на всех уровнях твердо определить, кто кого и с какой периодичностью, по каким вопросам и в каком объеме проверяет, а также какая оказывается помощь в организации дела. Данная проблема давно назрела, и ее надо решить оперативно. Иначе вновь на первый план выдвинется массовость, общность, повторяемость проверок, а главное, будет страдать организаторская работа.

Объективность и достоверность проверок важны как для руководства, так и для проверяемых, поскольку они заинтересованы в знании истинного состояния дел. Ибо всякое решение принимается на базе информации. От нее зависит правильность принятого решения. На базе ложной информации оно может быть только неправильным.

К сожалению, нередки случаи, и это подтвердила работа комиссий Министерства обороны СССР в Войсках ПВО, когда результаты инспектирования расходятся с оценкой, сделанной ранее соответствующими командующими (командирами) и начальниками. Вопреки интересам дела некоторые из них, стремясь приукрасить истину, становятся на путь сокрытия имеющихся недостатков, впадая в административный восторг от собственных блестящих реляций. Завышение результатов, ошибочные выводы дезориентируют вышестоящие штабы, расхолаживают подчиненных, приводят к накоплению негативных тенденций. Вовремя вскрыть подобные явления, дать им принципиальную оценку- важнейшая задача проверочных комиссий.

Однако это возможно при условии, если руководство комиссии занимает твердую, принципиальную позицию, если выводы по результатам проверки базируются на достоверных фактах, на глубоком анализе причин имеющихся недостатков и соответствуют стоящим перед войсками (силами) задачам. При этом никакие ведомственные, местнические и личные интересы не должны помешать установлению причин, породивших недостатки, и их устранению.

Настоящий контроль и проверка (в ленинском понимании данного вопроса) не терпят высокомерия и верхоглядства. Для них характерны вдумчивость и принципиальность, непредвзятость в сочетании с чуткостью и доверием к людям, уважительным отношением к их труду.

Контрольно-проверочная деятельность командиров и начальников всех степеней должна сочетаться с воспитательной работой. «Все искусство управления и политики состоит в том, - указывал В. И. Ленин, - чтобы своевременно учесть и знать, где сосредоточить свои главные силы и внимание» (Поли. собр. соч., т. 40, с. 85). Контроль и проверка исполнения позволяют выявить не только, как решаются поставленные оперативные или тактические задачи, например на учениях, но и изучить передовой опыт воспитательной деятельности подчиненных, внести определенные коррективы в их работу и сам процесс воспитания. При этом важную роль играет методика контроля. Успех работы каждого руководителя измеряется, как отмечал В. И. Ленин, умением проверить, «что именно и насколько осуществляется в жизни...-» (Поли. собр. соч., т. 42, с. 325).

Известно, что одним из основных методов контроля в войсках является личное общение с исполнителями. Этот метод используется как при проведении мероприятий по боевой готовности, оперативной, боевой и политической подготовке, итоговых проверках, так и в повседневной деятельности войск командирами, штабами, работниками политорганов и всеми другими руководителями и специалистами. Это способствует более полному выяснению состояния дел на местах, в том числе и эффективности воспитания. Научный подход к организации контроля - это не только фиксирование недостатков в подготовке войск (сил), в воспитательной работе с личным составом, но и оказание помощи командирам и политработникам в их устранении, в организации учебных и других мероприятий в теской связи с воспитательной работой в соответствии с требованиями комплексного подхода.

Конкретность руководства войсками достигается: обучением, воспитательным процессом; умением видеть реальное положение вещей, оперативно реагировать на сложившуюся обстановку и на запросы военнослужащих.

Важным моментом в системе контроля выступают выявление, изучение и распространение всего положительного и нового, что рождается в повседневной учебно-боевой и воспитательной практике. С этой целью результаты проверки, конкретные выводы и рекомендации, как правило, доводятся до всех командиров и политработников. Это способствует мобилизации руководителей на устранение недостатков, обучению их методике воспитания, помогает улучшать стиль руководства, воспитывает исполнителей.

Обеспечить действенность контроля - значит найти источники, причины, породившие недостатки; дать практические рекомендации, советы; соединить контроль с организаторской работой по их устранению, с обучением подчиненных командиров, штабов и политорганов и оказать им конкретную помощь в решении поставленных задач.

Следует остановиться на таком явлении, как подмена реального контроля бумажным. Обычно после малоэффективной работы в войсках многочисленных комиссий в штабы начинает поступать поток приказов, директив и распоряжений, которые зачастую не содержат ничего нового и фактически являются повторением предыдущих. В них подробно излагаются общие положения, уставные обязанности, но не всегда четко и кратко определяются задачи, сроки и исполнители. Это ведет к снижению ответственности у подчиненных и в итоге к неисполнительности, порождает недостатки в работе.

Действенность проверок значительно повысится, если в этой работе опираться на коллектив. «Пройдет время, - отмечал товарищ Горбачев М. С, - и вы сами будете искать пути, как к любому вопросу привлечь внимание коллектива, как с его участием решать любой вопрос. Это главное средство. И если тут получится настоящий союз руководящих кадров, парторганизаций и трудовых коллективов, это станет решающей силой».

Необходимая эффективность контроля достигается при условии, что он является обязательной повседневной функцией должностных лиц на всех уровнях управления. Пренебрежение контролем лишает командующих, командиров и штабы возможности знать фактическое состояние дел и, следовательно, принимать, если нужно, конкретные меры для исправления положения.

Поэтому важным условием эффективности контроля должно быть постоянство его действия. Систематический, четкий и деловой контроль служит залогом успеха в работе, способствует воспитанию у личного состава чувства высокой ответственности за порученный участок работы. Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев контроль и проверку исполнения необходимо осуществлять уже в ходе выполнения того или иного приказа, чтобы они носили упреждающий, профилактический характер. Запоздалая проверка, фиксация свершившегося факта - порочный метод руководства.

Одна из целей проверки - предупреждение ошибок и устранение недостатков не только в проверяемых, но и в других объединениях и соединениях. Своевременно заметить упущения, не допустить их перерастания в крупные срывы - существенная задача проверки и оказания помощи. Изучение причин недостатков и их немедленное устранение, реальная в этом помощь и проведение предупредительных мер - непременные условия успешной проверки.

Результативность работы проверочных комиссий в значительной мере определяется заблаговременным и тщательным планированием, которое слагается из определения целей и задач проверки, состава проверяемых войск (сил), методов и сроков ее проведения, назначения и подготовки должностных лиц, порядка и сроков обобщения, анализа и представления полученных результатов. Для каждой категории проверяемых (будь то орган управления, соединение или часть) исходя из функциональных обязанностей и предназначения определяется ряд вопросов, на которые должен быть дан ответ в ходе работы. План увязывается с возможностями имеющейся учебно-материальной базы, задачами и предназначением проверяемых объединений и соединений.

В нем предусматриваются также внезапные проверки, которые по опыту позволяют наиболее объективно оценить войска и вскрыть недостатки в их боевой готовности. При необходимости планируются (и это уже находит свое применение в работе аппаратов видов Вооруженных Сил и некоторых объединений) повторные проверки или выезды небольших групп офицеров для контроля за ходом устранения недостатков, выявленных ранее.

Однако в любом случае важно помнить, что деятельность контрольных групп должна быть четко согласована на всех уровнях. Иначе планирование проверки приведет к большому количеству разрозненных выездов в войска по отдельным вопросам, внося элементы «аварийности» в жизнь частей, мешая их плановой боевой учебе. «Проверять надо,- отмечалось на апрельском (1985 года) Пленуме ЦК КПСС,- контролировать необходимо, и каждая проверка должна приносить практическую пользу, служить интересам дела. Но едва ли оправданы проверки по одному и тому же, порою мелкому вопросу, многочисленные комиссии, которые организуются по формальным соображениям, отрывая людей от работы, создавая обстановку нервозности». Как правило, они готовятся наспех и проводятся поверхностно, а принимаемые решения носят необязательный характер. В большинстве случаев настоящей пользы такие проверки не приносят.

Чтобы исключить подобную практику, мы идем по пути комплексных проверок. Это означает, учил В. И. Ленин, - «брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения...» (Поли. собр. соч., т. 30, с. 351).

Работа комплексных групп обычно охватывает все вопросы, начиная от проверки боевой и мобилизационной готовности и заканчивая организацией жизни и быта личного состава. Вместе с тем важно, чтобы в ходе ее усилия проверяющих сосредоточивались на главных, узловых вопросах, определяющих действительную готовность войск (сил) к выполнению боевых задач, уровень их полевой, воздушной и морской выучки.

Несколько по-иному, на наш взгляд, может строиться проверка вопросов боевой и мобилизационной готовности. По опыту лучшие результаты достигались тогда, когда эта работа поручалась отдельной, специально созданной и подготовленной группе генералов и офицеров, которая последовательно действовала во всех частях проверяемого объединения или соединения. Хорошо зарекомендовал себя метод внезапного подъема по тревоге с последующим совершением маршей в незапланированные районы, решением различных учебно-боевых задач.

Действенность контроля и помощи может быть обеспечена при условии высокой квалификации проверяющих, их компетентности. Центральный Комитет партии, Министр обороны СССР постоянно обращают внимание на то, чтобы выполнение решений проверяли люди, всесторонне подготовленные, знающие дело и способные оказать помощь в устранении недостатков.

Проверяющий должен хорошо ориентироваться в требованиях руководящих документов, глубоко разбираться в тех вопросах, которые ему поручено оценить, уметь вскрывать причинно-следственные связи фактов и явлений, проводить анализ, готовить выводы и предложения.

Ясно, что без заблаговременной и всесторонней подготовки тут не обойтись. В этой связи хорошо себя зарекомендовали изучение генералами и офицерами руководящих документов и методики работы, подробные инструктажи по вопросам, подлежащим проверке. Вместе с тем особого внимания заслуживает практическая подготовка проверяющих. В этих целях организуются специальные показные занятия, обмен опытом в составе комиссий и групп, составление индивидуальных заданий на период проверки. Там, где эта работа проводится целенаправленно и систематически, достигаются высокое качество и эффективность контроля.

Таковы, на наш взгляд, некоторые пути повышения действенности контроля и помощи. Чтобы еще выше поднять роль контроля, усилить его воздействие на все стороны жизни и деятельности войск (сил), необходимо обеспечить точное выполнение указаний ЦК КПСС о создании во всех управленческих звеньях четкой, научно обоснованной системы контроля, шире использовать его профилактические возможности.

Сейчас, как никогда, вопросы контроля должны находиться в центре внимания командиров и начальников всех степеней. Там, где об этом забывают, где ослабляется требовательность, в делах царит застой, процветают безответственность, неисполнительность, имеют место грубые нарушения воинской и трудовой дисциплины. Поэтому ни один воинский коллектив, ни одно должностное лицо любого ранга, ни один военнослужащий или служащий не может оставаться вне контроля.

Сейчас мы можем говорить о вступлении в новый этап перестройки, когда вся наша политика, все наши решения трансформируются в конкретные дела, воплощаются в жизнь. Это требует огромных усилий всего народа - рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех наших кадров. Теперь уже сама жизнь будет проверять наши идеи, планы, подходы и методы работы.

Из доклада М. С. Горбачева на торжественном заседании, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1986.- С. 117.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 25-26 июня 1987 г.- М.: Политиздат, 1987,- С. 35.

Там ж е.-- С. 34.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г.- С. 80.

Правда.- 1987.- 2 октября.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г.- М.: Политиздат, 1985.- С. 19.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации