Из истории создания и подготовки резервных формирований

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1989, стр. 21-31

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Из истории создания и подготовки резервных формирований

Генерал-полковник Д. А. ГРИНКЕВИЧ

ИСТОРИЯ убедительно свидетельствует, что ход и исход войны зависели от способности противоборствующих сторон обеспечить своевременный приток на театры военных действий свежих, хорошо обученных резервов различного назначения.

Анализ численности вооруженных сил основных стран, участвовавших во второй мировой войне, их потерь показывает, что война фактически велась людьми, призванными на военную службу из запаса и впервые. Так, фашистская Германия поставила под ружье 21 млн. человек, что превышало численность ее вооруженных сил к началу войны (1939 год) в 16 раз. В Советском Союзе за 4 года войны из запаса было призвано 13 возрастов (1905-1918 годов), 4 возраста - впервые. Война потребовала более значительных и более подготовленных пополнений, чем прежде. Причем с ростом технической оснащенности войск удельный вес обученных резервов не уменьшался, а возрастал.

Появилась прямая зависимость активного ведения войны от наличия у сторон отлаженной системы подготовки людских резервов, способной обеспечить непрерывное и значительное пополнение действующей армии обученным личным составом.

Защищая завоевания социализма, Советский Союз приобрел богатый опыт подготовки людских ресурсов. Центральное место в решении этой проблемы занимали запасные войска - соединения и части видов Вооруженных Сил (родов войск, специальных войск), предназначенные для подготовки, переподготовки и отправки пополнений в действующую армию.

Начало гражданской войны показало, что эффективность действий Красной Армии нередко снижалась из-за отсутствия резервов. Решение проблемы подготовки пополнений вначале виделось во всеобщем военном обучении населения. В 1918 году ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Он обязывал всех граждан обоего пола в возрасте от 18 до 40 лет обучаться военному делу по месту работы. Лица, прошедшие военную подготовку, брались на учет как военнообязанные и в случае необходимости призывались в ряды Красной Армии. Руководство всеобщим военным обучением возлагалось на Главное управление военно-учебных заведений и образованный при нем отдел всеобщего военного обучения, а на местах - на военные комиссариаты- Позднее при Всероссийском главном штабе для этой цели было создано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч).

В октябре 1918 года в системе Всевобуча обучалось 170 203 человека, а в декабре 1918 года-уже 675 437 человек. Однако Всевобуч не мог решить полностью проблему подготовки пополнений. Поэтому была введена система запасных войск.

По приказу Революционного военного совета (РВС) Республики от 11 сентября 1918 года в Московском, Петроградском, Орловском, Ярославском, Приволжском и Уральском военных округах было начато формирование 11 пехотных дивизий с запасными пехотным батальоном, артиллерийской батареей и кавалерийским дивизионом при каждой дивизии. Они предназначались для подготовки резервов только для своих дивизий.

12 октября 1918 года РВС Республики формирует в военных округах 33 запасных пехотных батальона. Одновременно перед окружными военными комиссариатами была поставлена задача увеличить количество запасных частей и в каждом военном округе ежемесячно готовить не менее 20 тыс. человек.

В связи с расширением масштабов гражданской войны и увеличением численности Красной Армии резко возросла потребность в подготовке обученных резервов. В феврале 1919 года было утверждено Положение о запасных войсках. Этот документ возлагал формирование запасных частей на губернские и окружные военные комиссариаты, в состав которых был введен отдел формирования и обучения.

Запасные части вначале формировались в составе отдельных запасных батальонов, а позже стрелковых полков и бригад, кавалерийских дивизионов (иногда кавалерийских эскадронов), артиллерийских легких и гаубичных батарей и тяжелых артиллерийских бригад, инженерных и понтонных батальонов и полков, телефонно-телеграфных дивизионов и рот. Однако из-за нехватки командного состава и казарм формирование запасных частей шло медленно. К февралю 1919' года в запасных формированиях насчитывалось более 82 тыс. человек. Создание запасных частей не поспевало за нуждами фронтов. Наркомвоену приходилось вплоть до весны 1919 года брать для срочного пополнения армий Восточного и Южного фронтов маршевые роты из формирующихся в округах дивизий, что затягивало их комплектование. Только за январь--март 1919 года фронты получили около 140 тыс. человек пополнения из внутренних округов. 100 маршевых рот, взятых из формировавшихся 11 дивизий, пополнили осенью 1918 года войска Южного фронта.

Для улучшения руководства запасными войсками в марте 1919 года в военных округах были образованы управления запасных войск, на которые возлагались формирование запасных частей н ответственность за организацию подготовки пополнений.

Дальнейшее развитие и совершенствование запасных частей продолжалось и в последующие годы. Так, уже в июле 1920 года в военных округах имелось 160 запасных стрелковых и 6 пулеметных батальонов, сведенных в отдельные запасные полки шести-, четырех- и двухбатальонного состава. В Брянске, Воронеже, Саратове, Москве, Петрограде, Архангельске, Екатеринбурге, Омске, Красноярске и в станице Каменской за счет запасных частей военных округов началось формирование запасных бригад численностью до 30-40 тыс. человек каждая. К декабрю 1920 года в 10 запасных бригадах насчитывалось около 200 тыс. человек личного состава. В это же время, когда формирование бригад было завершено, управления запасных войск в военных округах были упразднены.

В годы гражданской войны значительная часть соединений и частей Красной Армии была сформирована непосредственно на фронтах за счет так называемого самоукомплектования. Для этого во фронтах имелись свои запасные войска и управления по обучению и формированию войск (упраформы), которые начали создаваться уже в конце 1918 года (сначала на Южном фронте). Кроме запасных частей, формируемых фронтовым и армейским командованием, в их распоряжение вместе с передачей прифронтовых округов и территорий губерний передавались и находившиеся там запасные части.

Напряженная борьба, развернувшаяся на всех фронтах гражданской войны в 1919 году, настоятельно требовала дополнительных людских резервов. Существующая система запасных войск не полностью удовлетворяла потребности в них Красной Армии. Поэтому был осуществлен переход к запасным армиям.

7 августа 1919 года на территории Приволжского военного округа была создана Запасная армия Республики, подчиненная непосредственно Главкому всеми Вооруженными Силами. Во второй половине октября была сформирована Запасная армия Юго-Восточного (позже Кавказского) фронта, в августе 1920 года - Запасная армия Западного фронта, в сентябре - Украинская Запасная армия Юго-Западного фронта. Задача этих армий состояла в подготовке обученных частей и соединений.

Структура запасных армий была различной. Например, аппарат управления Запасной армии Республики был организован по типу полевой армии с учетом специфики подготовки и формирования резервов и пополнений.

Для обучения пополнений Запасная армия Республики в своем составе имела 7 запасных стрелковых полков, запасную артиллерийскую бригаду, запасный кавалерийский полк, запасные лыжный, инженерный и понтонный батальоны, запасный батальон связи и запасный прожекторный дивизион.

Резерв младшего командного состава готовился в высшей военной школе, на кавалерийском и техническом курсах, в учебном полку, пулеметной школе, в школах гренадеров и разведчиков. Кроме того, каждая запасная часть имела свою школу командиров-специалистов. При политическом отделе Запасной армии Республики работала партийная школа по подготовке политкомиссаров.

Всего за 1919-1920 годы Запасная армия Республики дала фронту 385 103 человека. За это время было сформировано и направлено на фронты 2 дивизии, 22 стрелковые бригады, 201 (маршевый батальон, 12 пулеметных команд, 2 кавалерийские дивизии, 4 кавалерийские бригады, 12 кавалерийских полков и 12 марш-эскадронов.

В 1919 году подверглась реорганизации и система всеобщего военного обучения трудящихся. Вся территория страны делилась на 41 полковой территориальный округ, совпадавший, как правило, с территорией губерний. Крупные промышленные центры (Москва, Петроград и другие) выделялись в самостоятельные территориальные округа. Полковые округа делились на батальонные, батальонные - на районные участки, а последние - на взводные, где фактически и проводилось обучение военному делу. При полковых и батальонных округах создавались школы для подготовки младшего командного состава и инструкторов Всевобуча из трудящихся. Для подготовки пулеметчиков, связистов, разведчиков были образованы особые команды.

В годы гражданской войны запасные части, как правило, формировались в губернских и промышленных центрах, там, где был казарменный фонд, учебные поля, возможности для оснащения вооружением, а также и экипировки личного состава.

Постоянный состав запасных частей подбирался из хорошо подготовленных специалистов, имеющих боевой опыт и владеющих методическими навыками. Широко привлекались военные специалисты из числа бывших офицеров старой армии.

Для повышения и совершенствования специальных знаний, военно-инструкторских навыков командного состава запасных частей в апреле 1920 года во всех военных округах были созданы окружные школы строевой подготовки, где обучались командиры подразделений пехоты, артиллерии, кавалерии и технических войск.

В своей основе переменный состав запасных частей состоял из призывников, прошедших 96-часовую программу всеобщего военного обучения, мобилизованных и выздоровевших красноармейцев.

Программы обучения для запасных частей разрабатывались окружными военными комиссариатами исходя из качества переменного состава, обстановки на фронтах, обеспеченности запасных войск и потребностей действующей армии.

Обучение переменного состава в запасных частях проводилось с учетом подготовленности личного состава по двухнедельным программам, при 8-12-часовом учебном дне- Большая часть учебного времени отводилась одиночной подготовке. Красноармейцы получали навыки владения оружием и действий в основных видах боя. Боевая подготовка частей, маршевых батальонов заканчивалась, как правило, тактическим учением с боевой стрельбой.

До мая 1920 года боевая подготовка запасных частей проходила только на зимних квартирах, а затем и в летних лагерях.

В годы гражданской войны запасные войска стали основной формой подготовки боевых резервов для действующей армии. После гражданской войны все запасные части были расформированы.

В межвоенный период подготовка военнообученного резерва полностью легла на территориальные войска. 8 августа 1923 года ЦИК и СНК СССР своим декретом предоставили Реввоенсовету Республики право привлекать к военной подготовке граждан с 16-летнего возраста. Эта подготовка, заключавшаяся в физическом и начальном военном обучении, возлагалась на гражданские организации под общим руководством и наблюдением местных органов военного ведомства. Начиная с 19 лет и до года призыва военнообязанные должны были проходить курс допризывной подготовки общей продолжительностью не свыше-2,5 месяца. Лица, достигшие призывного возраста, подлежали военному обучению в территориальных частях в течение 5 лет общей продолжительностью до 8 месяцев. После этого они зачислялись в запас с привлечением к повторному обучению не более трех раз за все время нахождения на военном учете и на срок, не превышающий одного месяца для каждого повторного сбора.

Укрепление хозяйственного положения страны дало возможность начиная с 1925-1926 годов взять на государственный бюджет подготовку и содержание допризывников. Был введен казарменный метод их обучения.

Вторая половина 30-х годов характеризовалась дальнейшим ростом агрессивности наиболее реакционных сил империализма. В связи с этим остро встала проблема улучшения организации военного обучения граждан СССР и увеличения темпов накопления в запасе военнообученных резервов, способных без длительной переподготовки овладеть поступающими в войска вооружением и военной техникой.

Однако решить эту проблему только за счет призыва на действительную службу не представлялось возможным. Поэтому значительную часть военнообязанных планировалось подготовить на учебных сборах в воинских частях и учреждениях по месту приписки. Кроме того, было принято часть военнообязанных обучать в некоторых гражданских наркоматах, организациях Осоавиахима и Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Если наркоматы с задачей подготовки специалистов по своему профилю еще справлялись, то качество обучения в системе Осоавиахима из-за нехватки необходимой материальной части и квалифицированных кадров не полностью отвечало требованиям армии и флота. Поэтому военнообязанные, прошедшие подготовку в Осоавиахиме в 1940 году, принимались на военный учет как малообученные.

В этой связи в июле 1940 года Наркомат обороны вышел с предложением в Комитет Обороны при СНК СССР, в котором говорилось: в 1941 году подготовку военнообязанных проводить не в организациях Осоавиахима, а при частях и учреждениях Красной Армии. И хотя с сентября 1940 года подготовкой военнообязанных Осоавиахим уже не занимался', необходимая сеть запасных частей развернута не была.

С первых дней Великой Отечественной войны Советской Армии, которая вела ожесточенные сражения на огромном фронте, потребовалось дальнейшее наращивание сил, непрерывное и значительное пополнение обученным личным составом. Для этой цели в соответствии с мобилизационным планом была развернута сеть запасных и учебных частей-

Формирование запасных частей, особенно во внутренних округах, прошло организованно и в установленные сроки. Уже 8 июля 1941 года Генеральный штаб отдал первое распоряжение об отправке маршевых батальонов на фронт, а 11 -12 июля Приволжский военный округ отправил на фронт первые 16 маршевых батальонов.

В связи с развертыванием массовой армии и подачей на фронты большого количества пополнений необходимо было упорядочить и централизовать формирование новых частей, соединений и подготовку пополнений. Поэтому 16 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота». Для руководства и контроля за формированием и подготовкой маршевых пополнений было создано Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформ). На него было возложено руководство запасными и учебными частями во внутренних военных округах.

В связи с особенностью формирования и подготовки резервных соединений и частей авиации, бронетанковых войск и артиллерии в главных управлениях Военно-Воздушных Сил, Автотракторном и начальника артиллерии были созданы самостоятельные управления формирования и укомплектования. Главупраформ РККА выделял для них только личный состав, призываемый из запаса.

Ставка Верховного Главнокомандования и Главупраформ гибко реагировали на менявшиеся объем и структуру потерь войск действующей армии. Запасные и учебные части постоянно подвергались реорганизации, так как в отдельные периоды войны потребность фронтов действующей армии в пополнении то уменьшалась, то резко возрастала в. зависимости от складывающейся обстановки.

В целях накопления военнообученного резерва 17 сентября 1941 года ГКО принял Постановление о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР. К военному обучению в системе Всевобуча привлекались мужчины в возрасте от 16 до 50 лет, а также женщины-добровольцы.

Программа обучения была рассчитана на 110 часов. Она предусматривала тактическую, огневую, саперную, строевую, химическую, санитарную и физическую подготовку, изучение воинских уставов. Обучение проводилось в основном по программе бойца-стрелка. В феврале 1942 года была введена подготовка подрывников, автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков, танкистов, истребителей танков и некоторых других специалистов.

Приказом Наркома обороны устанавливались жесткие сроки обучения по очередям. В первую очередь к военной подготовке привлекались допризывники 17-18-летнего возраста и военнообязанные из числа необученных в возрасте до 45 лет.

Сложившаяся на фронте в первые месяцы военных действий обстановка показала, что спланированная накануне войны сеть запасных и учебных частей и их емкость были явно недостаточными для удовлетворения потребности действующей армии. Поэтому в августе 1941 года были разработаны и утверждены ГКО мероприятия по повышению интенсивности подготовки людских резервов и отправке маршевых пополнений фронтам. Предусматривалось значительно увеличить количество и емкость запасных и учебных частей, учебных центров, школ для подготовки младших специалистов, повысить уровень учебно-воспитательной работы в них. Проведенные мероприятия позволили уже в сентябре 1941 года иметь в запасных частях свыше 1 млн. воинов.

В большинстве случаев запасные части формировались и размещались не в городах, а в летних лагерях, где с наступлением холодов для личного состава были построены землянки. Это было вызвано, с одной стороны, нехваткой казарм и, с другой стороны, наличием там достаточного количества учебных полей и стремлением быстрее приучить призванных в армию к трудностям фронтовой жизни.

До мая 1942 года запасные войска организационно состояли из стрелковых бригад, отдельных запасных полков, батальонов и школ по подготовке младших специалистов внутренних военных округов, фронтов и армий. Запасные бригады, как правило, состояли из 3 запасных полков и специальных подразделений.

Структура и специализация частей в запасных бригадах в этот период менялись в зависимости от требований действующей армии и местных условий.

Так, осенью 1941 года встал вопрос о необходимости подготовки в большом количестве лыжников. По постановлению ГКО в Уральском военном округе был образован ряд учебных лыжных полков. В суровую и тяжелую зиму 1941/42 года эти части подготовили для фронта тысячи умелых лыжников и метких стрелков.

В Закавказском военном округе был сформирован учебный горнолыжный батальон.

С мая 1942 года, когда на оснащение войск стали поступать в большом количестве автоматическое оружие, минометы, противотанковые ружья, новые артиллерийские системы и тайки, часть запасных стрелковых бригад была преобразована в учебные, строго специализированные. Например, 22-я запасная стрелковая бригада Уральского военного округа была преобразована в 8-ю учебную. В ее полках готовились снайперы, автоматчики, пулеметчики, артиллеристы для противотанковых расчетов, минометчики. Для подготовки специалистов других родов войск были созданы запасные и учебные бригады, учебные центры и лагеря. Такая специализация принесла большую пользу.

В целях более оперативной и качественной подготовки пополнения для фронта в мае 1944 года запасные и учебные бригады были преобразованы в дивизии. Структура запасных частей фронтов и армий, а также запасных танковых бригад осталась прежней. Специализация запасных войск была проведена по регионам и военным округам. Так, Московский военный округ стал готовить пополнение для гвардейских стрелковых соединений и частей и для частей самоходной артиллерии, Уральский - для танковых войск, Северо-Кавказский - для кавалерии, Закавказский - для горно-стрелковых войск.

В начале войны командным составом запасные войска комплектовались за счет призванных в армию. Но уже с осени 1941 года командирами запасных дивизий, бригад и полков назначались лишь фронтовики, обладавшие хорошими методическими навыками. Командирами подразделений назначались офицеры после выздоровления. Обладая богатым боевым опытом и методическими навыками, они способствовали качественной и успешной подготовке пополнений.

За годы войны широкую практику получили регулярные выезды командного состава запасных частей на фронт для изучения боевого опыта. Это помогло, например, своевременно организовать подготовку истребительных команд по борьбе с танками и мотопехотой противника. Они комплектовались в каждом батальоне и дивизионе из наиболее стойких и подготовленных добровольцев. Команды стали включаться в каждый маршевый батальон, отправляющийся на фронт-

Для укомплектования запасных частей переменным составом направлялись военнообязанные из запаса, военнообязанные и военнослужащие, находящиеся на пересыльных пунктах военных комиссариатов, солдаты и сержанты, выписываемые из госпиталей.

Особое внимание уделялось отбору переменного состава для запасных учебных частей и учебных центров, готовивших специалистов всех родов войск. Военные комиссариаты отбирали в учебные центры (где готовились командиры экипажей и расчетов, механики-водители, наводчики) людей, знакомых с техникой, - рабочих машиностроительных заводов, механизаторов сельского хозяйства, студентов индустриальных вузов и техникумов. Они быстрее и лучше овладевали военными специальностями.

Программы и сроки обучения, объем и содержание изучаемого материала для запасных частей зависели от потребностей фронта и степени подготовленности переменного состава.

Так, обучение личного состава запасных стрелковых бригад велось по нескольким программам. Полный трехмесячный курс, даже в начале войны, проходили лишь молодые красноармейцы, впервые призванные в армию, а также люди старших возрастов. Военнообязанных запаса, прошедших в предвоенные годы полный цикл сборов в территориальных частях, обучали по семидневной программе- Их знакомили только с новыми видами оружия и новыми тактическими приемами. К концу недели проводили стрельбы, после чего бойцов включали в маршевые подразделения.

До мая 1942 года обучение по программам остальных категорий не превышало месяца, а младших командиров - двух месяцев. В основу этих программ обучения был положен боевой опыт. Ори этом особое внимание обращалось на овладение новой техникой и вооружением и на умелое их использование в бою.

В 1944 году в запасные и учебные части поступили новые программы обучения, в которых предъявлялись более высокие, чем прежде, требования к выучке пополнения для действующей армии. Срок обучения солдат и сержантов увеличивался от двух до шести месяцев. Командиры получили возможность обучать воинов последовательно, переходя от простого к сложному.

При обучении переменного состава основной упор делался на одиночную подготовку бойца. Занятия проводились при любой погоде, днем и ночью. Поскольку в начале войны на обучение отводилось мало времени, воины занимались по 12-15, а иногда и по 18 часов в сутки. В последующем продолжительность учебного времени была снижена до 8-10 часов.

Огневая подготовка начиналась с изучения материальной части оружия. Лишь сдав зачет, боец получал право стрелять боевыми патронами, минами и снарядами. Стрельбы проводились на тактическом фоне с тем, чтобы воины получили ясное представление о том, как вести огонь в реальном бою.

Большая часть учебного времени отводилась тактической подготовке. Ее тематика зависела и отвечала требованиям фронтов. Так, с мая 1942 года отрабатывались такие темы, как «Наступление на обороняющегося противника», «Прорыв укрепленной полосы», «Бой на окружение», «Внезапное нападение и выход из боя», «Отражение атак противника, поддерживаемого танками». В ходе занятий командиры добивались взаимозаменяемости в отделениях и расчетах, а также четкого взаимодействия солдат разных родов войск. Стрелки и автоматчики учились действовать при поддержке огня станковых пулеметов, минометов и орудий.

В этой связи боевые стрельбы из станковых пулеметов, минометов и орудий проводились, как правило, через головы наступающих подразделений, что приучало солдат к реальной фронтовой обстановке. Они тщательно готовились, и ими руководили командиры полков.

Занятия с рядовым составом проводились методом показа командиром необходимых приемов и действий в бою. Навыки достигались большим количеством тренировок.

Воины обкатывались танками, тренировались в преодолении минных полей, различных препятствий, осваивали рукопашный бой, метание гранат и другие приемы боя. Бойцов и сержантов приучали не бояться танков и самолетов противника, умело уходить из-под огня. Отрабатывались способы ведения боя ночью, в лесу, в населенных пунктах, приемы форсирования водных преград.

Большое внимание уделялось инженерной подготовке. Из запасных частей каждый боец уходил, умея владеть не только саперной лопаткой, но и киркой, ломом, топором, мог строить блиндажи и другие убежища.

По мере того как отодвигалась линия фронта на Запад, в запасных и учебных частях внутренних округов усилилось внимание к физической подготовке личного состава. Особое значение придавалось военно-прикладным видам спорта, способствующим качественной боевой подготовке бойцов и командиров. Начиная с 1944 года в военных округах регулярно проводились окружные спартакиады среди запасных и учебных частей и военных училищ по различным видам спорта. Активизация спортивной работы дала положительные результаты. Военные округа направляли на фронт физически крепких и закаленных офицеров, сержантов и солдат.

В годы войны большое внимание уделялось идеологической закалке и политической подготовке. В январе 1944 года в соответствии с приказом начальника Главного политического управления РККА во всех запасных и учебных частях были введены политические занятия с рядовым и сержантским составом, (два раза в неделю в учебное время). Для проведения политических занятий привлекались заместители командиров батальонов по политической части, командиры рот, работники партийно-политического аппарата полков, а также наиболее подготовленные в политическом отношении командиры взводов.

Наряду с политическими занятиями в воспитании воинов использовались и другие формы работы. Проводились читки газет, политические информации, беседы о Советских Вооруженных Силах, их боевых успехах, о долге советских воинов, о военной присяге. Широко организовывались встречи с фронтовиками.

Командиры запасных и учебных соединений поддерживали тесную связь с местными партийными и советскими органами. Благодаря этому быстрее и лучше решались вопросы бытового обустройства, создания учебно-материальной базы, качественного подбора личного состава.

В результате целенаправленной и комплексной деятельности командования, партийных и комсомольских организаций из запасных-: и учебных частей на фронт поступали смелые, инициативные, готовые героически отстаивать каждую пядь советской земли, уверенные в силе своего оружия, способные в любых условиях боя уничтожать фашистских захватчиков советские воины.

После курса обучения солдаты и сержанты направлялись в маршевые роты, где они получали полную экипировку и обеспечивались продуктами питания на время следования.

Своеобразно комплектовались и готовились танковые маршевые подразделения. Обычно запасная танковая бригада состояла из двух учебных и одного запасного полков. Зачисленный в учебные полки личный состав получал полную подготовку по специальностям механиков-водителей, командиров орудий и стрелков-радистов. После этого они направлялись в запасной полк, который обычно располагался вблизи завода, выпускавшего танки. Сюда же прибывали и офицеры после излечения в госпиталях или окончания военных училищ. Командование запасного полка формировало маршевые роты, которые приступали к боевой подготовке. Сначала они проходили обучение и слаживание на учебных машинах, а потом, получив новые танки на заводе, обкатывали их. Все выявленные технические неполадки устранялись на предприятии. После этого рота на танках, с которыми ей предстояло убывать на фронт, практически отрабатывала разнообразные тактические задачи и стрельбы- Когда рота была полностью подготовлена, она; в полном составе вместе с -техникой грузилась в эшелон и следовала в действующую армию.

Таким образом формировались целые танковые полки и бригады, управления которых снимались с фронта и отправлялись в пункты переформирования, где получали личный состав (маршевые роты), вооружение, завершали боевое слаживание и возвращались в действующую армию. На это уходило от двух недель до одного-полутора месяцев.

Отправка маршевых пополнений из военных округов на фронт предусматривалась ежемесячными планами, составляемыми в соответствии с заданиями Главупраформа. В зависимости от потребностей фронта военный округ получал и дополнительные задания.

Отправка пополнения на восполнение потерь действующей армии осуществлялась маршевыми батальонами и ротами (стрелковыми, пулеметными, ротами специалистов стрелковых частей, истребителей танков и т. п.). Специалисты, не входившие в указанные подразделения, отправлялись на фронт отдельными маршевыми командами. Формирование боеготовых стрелковых частей в запасных соединениях для отправки на фронт в полном составе на замену частей, понесших значительные потери, как правило, не проводилось. Боевые части, имевшие боевой опыт, не расформировывались, а, как правило, доукомплектовывались личным составом.

В начале войны маршевое пополнение из военных округов поступало непосредственно в части действующей армии, минуя запасные части фронтов и армий, которые к тому времени еще не везде были развернуты. Это часто приводило к ненужным потерям, обесценивало значение таких пополнений. Вскоре вынужденно создавшееся положение было признано неправильным. С марта 1942 года маршевые подразделения стали поступать исключительно через запасные части фронтов и армий, где, при наличии времени, они проходили доподготовку и лишь оттуда распределялись по дивизиям, выведенным в резерв армии (фронта). Это давало соединениям более подготовленное пополнение, позволяло им лучше использовать его по прямому предназначению.

Трудно переоценить вклад запасных соединений (частей) в Великой Отечественной войне- Несмотря на трудности, связанные с их формированием, обеспечением и размещением, они проделали исключительно большую работу по военному обучению молодежи очередных призывов и призванных из запаса военнообязанных, по подготовке специалистов для всех родов войск, обеспечили бесперебойное пополнение действующей армии людскими ресурсами. Только запасные и учебные соединения и части Московского военного округа за 1944-1945 годы подготовили и отправили на фронт 1020 тыс. бойцов и командиров, 2-й запасный танковый полк Уральского военного округа за 1942- 1945 годы -25 040 экипажей, что составило 2504 маршевые роты. В отдельные годы войны численность запасных войск достигала пятой части общей численности Советских Вооруженных Сил.

В целом опыт гражданской и Великой Отечественной войн убедительно показал, что советское военное командование своевременно решало вопросы подготовки резервов и в различных условиях находило оправдавшие себя в дальнейшем формы и методы обучения, целесообразную структуру запасных соединений и частей. Накопленный опыт заслуживает внимания и не теряет своей ценности в современных условиях.

Полностью себя оправдала созданная в Советском Союзе стройная система массовой подготовки военнообученных резервов: начальной военной подготовки по линии всеобщего военного обучения и добровольных оборонных обществ, а специальной военной подготовки и переподготовки - в запасных войсках.

Сеть запасных и учебных частей и их емкость, как показывает опыт войны, должна быть способной удовлетворить потребности действующей армии, особенно в начальный период войны, когда потери войск могут быть весьма существенны.

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость централизованного управления запасными формированиями, отправки маршевого пополнения компактными частями или подразделениями, оснащения запасных и учебных частей вооружением и техникой, состоящими на оснащении войск действующей армии. Программы обучения должны составляться и изменяться в зависимости от контингента и требований фронта, с учетом накопленного боевого опыта.

В послевоенный период изменения, происходящие в военном деле, массовое оснащение войск новыми видами вооружения и военной техники, непрерывное совершенствование их организационной структуры с учетом развития военного искусства породили новые тенденции в подготовке и накоплении военнообученных резервов. Происходит глубокая специализация и разделение труда в Вооруженных Силах, существенно усложняется система обучения специалистов. Именно это требует пересмотра и уточнения сроков и расходов для их подготовки. По-новому видится проблема воспитания и обучения массовых резервов при непрерывном усложнении систем вооружения, военного дела в целом и тенденции сокращения продолжительности действительной службы рядового и сержантского состава.

Этими изменениями продиктована необходимость введения в СССР, как и в большинстве государств мира, системы вневойсковой подготовки. Такая система у нас закреплена Законом 1967 года о всеобщей воинской обязанности, которым определены и основные задачи вневойсковой подготовки: подготовка молодежи к военной службе (начальная военная подготовка юношей допризывного и призывного возрастов, подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР из числа призывной молодежи); военная подготовка студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений; периодическая подготовка и переподготовка военнообязанных, находящихся в запасе.

Начальная военная подготовка проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9-го класса), средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах. Юноши, достигшие 16 лет, но не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, проходят эту подготовку без отрыва от производства на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах и других организациях.

Подготовка специалистов для Вооруженных Сил из числа призывной молодежи осуществляется в учебных организациях ДОСААФ и в профессионально-технических училищах по одной из военно-технических учетных специальностей.

Другими задачами подготовки молодежи к военной службе являются: военно-патриотическое воспитание; повышение общеобразовательного уровня и изучение русского языка лицами, не владеющими или слабо владеющими им; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий; физическая подготовка, овладение военно-прикладными видами спорта.

Военная подготовка студентов гражданских высших и средних специальных учебных заведений осуществляется на военных кафедрах, циклах (отделениях) этих учебных заведений и имеет целью подготовить офицеров запаса из числа годных к военной службе студентов мужского пола, обучающихся на дневных (очных) факультетах. В медицинских учебных заведениях к военно-медицинской подготовке привлекаются также и студентки. После окончания учебы лицам, усвоившим курс подготовки, присваивается первичное офицерское звание и они зачисляются в запас Вооруженных Сил.

Подготовка (доподготовка или переподготовка) военнообязанных запаса осуществляется на учебных сборах и других занятиях, периодически проводимых начальниками гарнизонов, командирами воинских частей и военными комиссариатами.

Действующая в настоящее время система вневойсковой подготовки в основном обеспечивает в мирное время подготовку молодежи к военной службе и накопление военнообученного ресурса, а создаваемая на военное время система запасных и учебных формирований - подготовку и подачу военнообученного пополнения для действующей армии в целях восполнения боевых потерь.

В целом Советские Вооруженные Силы располагают богатым опытом организации и осуществления мероприятий массовой подготовки людских ресурсов, всесторонний анализ, изучение и творческое применение которого помогают совершенствовать имеющиеся и изыскивать новые, более современные формы и методы работы в этой области, избегать повторения ошибок прошлого.

Военная Мысль,- 1958.-№ 1.- С. 21.

Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия.- М: Сов. энциклопедия, 1985.-С. 452.

Советские Вооруженные Силы.- М.: Воениздат, 1978.- С. 52.

Гражданская война и военная интервенция в СССР.- М: Советская энциклопедия, 1987.-С. 217.

Т а м же.

Советские Вооруженные Силы,- С, 52.

Там же.

Гражданская война и военная интервенция в СССР.- С. 217.

Советская Военная Энциклопедия.- Т. 3.- М: Воениздат, 1977.- С. 399.

Краснознаменный Приволжский.-М.: Воениздат, 1984.-С. 77.

ЦАМО СССР, ф. 157, .он. 114883, д. 3. л. 240-241.

История Уральского военногб округа.-- М.: Воениздат, 1970.- С. 172,

Ордена Ленина Московский военный округ. - М.: Воениздат, 1977. - С. 318.

Краснознаменный Уральский. - М.; Воениздат ,1983. - С. 190.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации