Некоторые пути развития у слушателей и курсантов творческого мышления при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1989, стр. 46-52

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Некоторые пути развития у слушателей и курсантов творческого мышления при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке

Генерал-лейтенант В.П.ГРИШИН

Полковник А. В. РЫНДЯ,

кандидат военных наук

НАУКОЙ доказано, что творческие способности в той или иной степени присущи любому человеку, нужно лишь суметь их раскрыть и развить. Сложность, с которой сталкиваются преподаватели ввузов, состоит в том, чтобы выявить их у слушателей и курсантов и придать процессу обучения нужную направленность.

Не затрагивая всех граней творческого мышления, мы хотим высказать свое мнение о его развитии при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке. Тем более что этот вопрос очень редко освещается в военно-научной литературе. А значимость его бесспорна.

На важность и сложность этой задачи указывается в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». В нем говорится: «Важно обеспечить решающую роль учебного процесса в формировании духовных устоев личности современного советского интеллигента, его научного мировоззрения, широкого кругозора. ...Развивать у студентов диалектическое мышление, раскрывать сущность явлений во всей их полноте, многообразии и противоречиях».

Необходимость развития этих и других профессиональных качеств советского офицера и определяет дальнейшие пути совершенствования учебного процесса в ввузах.

Известно, что объектом познавательной деятельности командира является оперативно-тактическая обстановка (положение, характер действий и боевые возможности своих войск, соседей и противника, условия местности, погоды, времени и др.). Изучение ее начинается с отражения фактов и явлений в виде ощущений, восприятий и представлений. Вместе с тем при ведении боя он не видит действий всех сил и средств своих войск и противника, а может лишь их прогнозировать (представлять). Но, вооруженный знаниями природы и принципами современного общевойскового боя и операции, закономерностями их развития, на основе опыта и имеющихся неполных, зачастую противоречивых данных командир воссоздает в своем воображении всю картину боевой обстановки. Она может быть истинная или ошибочная. Это зависит от уровня знаний, практического опыта и умения творчески мыслить.

Таким образом, мышление позволяет косвенным путем, через единичные (частные) факты составить наиболее вероятное, общее представление о характере сложившейся ситуации.

Что же такое творческое мышление командира, офицера штаба и каковы его признаки? Психология определяет - это процесс, который составляет непрерывное взаимодействие человека с объектом познания. «Объект в процессе творческого мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Процесс творческого мышления включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

В ходе проведенных исследований в ввузах было выявлено, что наиболее ярко продуктивные процессы творческого мышления у слушателей и курсантов проявляются при постановке и решении ими различных проблем, создаваемых преподавателем в ходе занятий. Правомерность этого положения подтверждается тем, что проблемность - черта познания, так как ее наличие обусловлено всеобщей взаимосвязью и взаимообусловленностью происходящих сегодня изменений в тактике и оперативном искусстве. Творческое мышление же, являясь опосредственным познанием, берет свое начало именно в проблемности.

Основная его функция, как показали результаты работы в учебных заведениях, заключается в том, чтобы раскрывать неизвестное.

Следовательно, самостоятельный поиск в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления у обучаемых. Оно может осуществляться лишь в творческой деятельности, специально организуемой преподавателем на занятиях по оперативно-тактической подготовке.

Вместе с тем проведенные занятия в ряде ввузов показывают, что еще не все они могут организовывать такую деятельность слушателей и курсантов. Нередки случаи, когда сами преподаватели оперативно-тактических кафедр процесс формирования знаний понимают как механическое запоминание, т. е. будто знания, которые обучающий передает обучаемому, просто проецируются в его сознании, переносятся из головы преподавателя в голову слушателя. Такое представление о процессе обучения совершенно игнорирует собственную мыслительную работу слушателей и курсантов, а между тем только ею опосредствуется усвоение так как «человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом».

Вот почему проблемное обучение в настоящее время заслуживает особого внимания и активно внедряется в учебный процесс ввузов.

Какое же обучение можно считать проблемным? Мнения об этом самые различные. В течение последних лет нам удалось собрать довольно интересные данные, посвященные выяснению того, как понимают преподаватели оперативно-тактических кафедр вопросы теории проблемного обучения и как они применяют его на практике. В результате анализа мы убедились, что большинство из них правильно понимают эту проблему и придают ей определенное значение. Однако о конкретных путях ее решения, особенно применения в своей деятельности проблемных ситуаций имеют весьма смутное представление. Наибольшую трудность для них. (и начинающих, и со стажем) представляет сам процесс проблемного обучения. Более половины опрошенных не могли привести примеры проблемных ситуаций или приводили их неверно. Многие склонны были любой вопрос, заставляющий слушателя или курсанта думать, называть проблемным. Особенно трудным оказалось создание системы ситуаций при изучении целой темы, что очень важно для развития творческого мышления.

Одновременно со стороны преподавателей было немало пожеланий, чтобы дать возможность слушателям и курсантам самим пополнять знания и ориентироваться в потоках информации. Это, по их мнению, будет являться эффективным способом развития творческого мышления. На деле же во многих ввузах учебники, методические пособия и рекомендации по-прежнему ориентируют не на организацию творческой работы на занятиях и в часы самостоятельной работы, а на деятельность преподавателя. По этому вопросу председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодин указывает: «Наши учебники носят «монографический» характер, их авторы пытаются в ограниченном объеме дать как можно больше сведений из данной области науки, блеснуть эрудицией. В результате такая книга не учит, а излагает. Порой неясно и нечетко. Иногда с ошибками. А главное, студент не может проверить, правильно ли он все понял, может ли применить прочитанное для решения задач. А механическое запоминание - враг профессионального мышления». Это в полной мере относится и к ввузам Министерства обороны СССР.

Итак, сущность проблемного обучения, на наш взгляд, состоит в том, что знания в значительной своей части не даются обучаемым в готовом виде, а приобретаются ими в процессе активной, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.

Опыт и практика убеждают, что познавательная потребность возникает у слушателей и курсантов в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действий, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно она помогает дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечив таким образом возможность управления со стороны преподавателя этим процессом. Вот почему при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке проблемную ситуацию следует рассматривать как центральное звено обучения.

Таковы лишь некоторые основные положения современной дидактики о развитии творческого мышления. Применительно к оперативно-тактической подготовке эти положения означают, что процесс поиска неизвестного способа деятельности или выработки решения в сложных (а зачастую и противоречивых) условиях обстановки и его конкретизирование и являются элементом разумного их творчества. Сущность его состоит в преобразовании имеющихся неполных (противоречивых) данных обстановки, в творческом мыслительном формировании качественно новых и эффективных решений.

Рассмотрим некоторые формы и методы проведения занятий по оперативно-тактической подготовке, которые можно, на наш взгляд, использовать для творческого развития мышления у обучаемых.

Практика ввузов, их учебные программы и планы показывают, что основными видами занятий по оперативно-тактической подготовке, на которых можно успешно развивать творческое мышление слушателей и курсантов, являются лекции, семинары, групповые упражнения в классе и поле, тактические летучки и учения.

При чтении лекций достигается всестороннее освещение вопросов практической деятельности командира и штаба по организации и ведению боя и операции (уяснение задачи, оценка обстановки, выработка решения, постановка боевых задач, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения боя и т. д.). Здесь нельзя ограничиваться лишь имеющимися возможностями, как это зачастую бывает в некоторых ввузах, традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения, следует всячески вносить элементы проблемное™, побуждающие активную работу не только памяти, но и мысли. Преподаватель как бы беседует с аудиторией, рассуждает вслух, ставит вопросы, анализирует их, обостряет противоречивые моменты, доказывает и находит истину.

Другими словами, лекции, в которых обучающим широко применяется диалектический метод с элементами проблемностй, позволяют подвести обучаемых к творческому мышлению и глубокому пониманию современного общевойскового боя (операции).

Но здесь возникают два вопроса, которые очень часто вызывают различные толкования у преподавателей оперативно-тактических кафедр. Первый: могут ли в проблемной лекции излагаться мнения, противоречащие официальным взглядам?

По нашему мнению, поскольку в уставах и других руководящих документах сжато формулируются научно обоснованные положения тактики и оперативного искусства, то, как правило, таких расхождений не должно быть. Однако жизнь идет вперед, а уставы и наставления, как показывает практика, сохраняют свою силу в полном объеме в среднем 5-10 лет. Поэтому если опыт боевой, оперативной подготовки и войсковых учений (особенно исследовательских) со всей убедительностью показывает, что какое-нибудь положение устаревает (появление нового оружия и его влияние на характер боя и операции), то соответствующее новое должно активно внедряться в учебный процесс. Необходимые обоснования, проблемы и доказательства по данному вопросу приводятся в тексте лекции и должны рассматриваться при ее обсуждении на кафедре.

Второй вопрос, имеет ли право преподаватель высказывать свое соображение по любой из рассматриваемых проблем?

Мы убеждены в том, что преподаватель, читающий проблемную лекцию, не должен быть «передатчиком» какой-то суммы положений советской военной науки. Само собой разумеется, что они им глубоко продуманы и являются взглядами, убеждениями самого лектора. В этом случае необходимость внедрения принципиально новых положений в учебный процесс должна решать кафедра. Если же мнение читающего проблемную лекцию отличается от общепринятых взглядов, то пропагандировать его преподаватель, по всей видимости, не должен. Когда речь идет о собственном мнении, не противоречащим тем или иным положениям уставов, наставлений, приказов и директив, а развивает их, то изложение таких взглядов есть прямая обязанность лектора. В равной мере это относится и к обоснованному анализу различных гипотез и предложений, высказываемых как в отечественной, так и зарубежной военной печати.

Одной из проблем развития творческого мышления, на наш взгляд, является восприятие и использование лекторами обратной связи - опосредственной и непосредственной. Первая присуща главным образом пропаганде в печати, по радио, телевидению и т. д. Вторая характерна для устных ее форм, в том числе и для лекций по оперативно-тактическому искусству. Возникает она в самом процессе воздействия при изложении проблемных ситуаций и служит основой корректировки рассматриваемого материала в соответствии с реакцией слушателей и курсантов. Такая особенность непосредственной обратной связи позволяет более успешно добиваться развития творческого мышления и тем самым повысить эффективность усвоения ими материала. Как отмечает Е. А. Ножкин, «имея перед собой открытую аудиторию и посылая речевые сигналы, оратор одновременно и непрерывно получает определенную информацию о воздействии своей речи в виде той или иной реакции аудитории. В результате он имеет возможность соответствующим образом корректировать свое выступление. Подобной «привилегией» не обладает ни одно из современных средств информации».

Основной метод восприятия обратной связи - наблюдение за реакцией обучаемых. Естественно, он никак не сочетается с выступлением преподавателя в форме зачитывания заранее написанного текста. Отсюда другой вывод: чтобы эффективно использовать обратную связь, он -должен уметь выступать свободно, лишь ориентируясь на подготовленный материал, но не зачитывая его. Можно возразить, что интересно написанная лекция с проблемными ситуациями хорошо воспринимается аудиторией и при прочтении ее вслух. Однако в этом случае неизбежны сомнения: добился ли лектор, говоря о далеко не простых проблемах современной военной науки, правильного их понимания (ведь он не мог видеть, как воспринималось излагаемое). А если ставилась задача убедить и особенно переубедить слушателей и курсантов, развить их творческое мышление, то сомнений появляется еще больше.

Специальные исследования показывают, что восприятие информации при непосредственном общении пропагандиста с аудиторией может быть в 10 раз выше, чем при чтении им же написанного текста.

Конечно, свободное изложение материала в течение двух часов требует от преподавателя большой профессиональной подготовки. Однако затраченный труд окупится сторицей, так как чтение лекции не по конспекту способствует установлению контакта между лектором, слушателями' и курсантами, позволяет сильнее воздействовать на их сознание и чувства. Наряду с этим глубокие знания преподавателя вызывают уважение со стороны обучаемых и стремление их к подражанию. Перефразируя известный принцип обучения: «Делай, как я!», такой преподаватель будет призывать аудиторию: «Знай и творчески мысли, как я!»

На семинарских занятиях творческое мышление развивается дидактическим, логическим, эвристическим и проблемным методами обучения.

Практика работы в ввузах показывает, что, как правило, главной целью семинарских занятий ставится более глубокое усвоение сложных теоретических вопросов, изучение тех из них, которые недостаточно глубоко или вообще не рассматривались на лекции. Однако нередко встречаются случаи, когда слушатели и курсанты, выступая по ранее запланированным вопросам, старательно излагают книжный материал. Так зачастую бывает тогда, когда вопросы поставлены в том виде, как они изложены в учебнике. Таким методом творческое мышление развить нельзя. В лучшем случае только докладчик приобретает навыки изложения своих мыслей и проверяет свои знания, а остальные работают на слух. Подобную форму семинаров по оперативно-тактической подготовке принято считать пассивной, так как работает слух, отчасти память, но не мысль. Прочные, фундаментальные знания должны добываться кропотливым, упорным трудом, а для этого больше подходят активные средства и методы проведения семинарских занятий. При их подготовке следует тщательно подбирать и формулировать вопросы с тем, чтобы они приводили к возникновению проблемных ситуаций, противоречивых моментов, заставляли аудиторию самостоятельно мыслить, напряженно думать и творчески работать как в часы самостоятельной подготовки, так и на самом занятии.

На наш взгляд, вопросы целесообразно ставить не так, как они сформулированы в, учебнике или лекции, а начинать, например, словами: «почему», «в чем отличие», «сравните», «обосновать» « т. д. Скажем: «Почему боевой порядок танкового батальона в наступлении имеет такое построение, как показано на схеме (слайде)?» Отвечая на них, слушатели и курсанты излагают то, что они должны докладывать по вопросу «Боевой порядок танкового батальона в наступлении». Кроме того, им, очевидно, потребуется сообщить и дополнительные данные на часть поставленного вопроса «почему», которых у них может не оказаться в памяти, и они будут вынуждены думать, конструировать свой ответ, т. е. творчески мыслить.

В перспективе нам представляется, что большинство семинарских занятий или часть их следует проводить в форме оперативно-тактических игр вне оперативного времени. Это позволит, на наш взгляд, поднять активность, развивать не только творческое мышление, но и практические навыки, необходимые для действий на групповых и тактических занятиях. То есть при таком методе проведения семинарских занятий со слушателями и курсантами закрепляется не только теоретический материал, но и идет их подготовка к более сложным видам мероприятий по оперативно-тактической подготовке.

Важный вид оперативно-тактической подготовки - групповые упражнения. Они могут быть классными и полевыми. Наиболее эффективными в развитии творческого мышления являются групповые упражнения в поле. Опыт ряда ввузов показывает, что слушатели и курсанты начинают творческую работу на тех занятиях, где возникает сложная и недостаточно ясная обстановка, т. е. когда создана проблемная ситуация, а вся их деятельность по организации и ведению операции и боя проходит строго ограничено по времени.

Безусловно, создание такой обстановки является большим творческим искусством преподавателя. Она должна быть критической, требующей от обучаемых наряду с выполнением ранее поставленных боевых задач принимать меры по срыву противодействия противника, проявления инициативы, решительности и разумного риска; характеризоваться широким применением современного оружия, воздушных десантов, дистанционного минирования и средств РЭБ; глубоким огневым поражением; одновременным ведением боевых действий сторонами на нескольких рубежах и в различных районах по направлениям и не на сплошном фронте, а также массовыми потерями по всей глубине оперативного построения. . .

Роль преподавателя должна заключаться в своевременном и умелом создании проблемной ситуации (последовательной цепи их) с помощью данных обстановки. Добиваться правильных и обоснованных докладов замыслов (решений), вытекающих из процесса творческого, логического мышления обучаемых, подмечать и поощрять оригинальные решения, подчеркивать это в частных и общих разборах. При необходимости преподаватель может доложить свой оптимальный вариант решения в условиях данной обстановки и особо указать, в чем здесь проявлено творчество.

На тактических занятиях и учениях в еще большей степени возможно и даже необходимо применять приемы и способы развития творческого мышления. Однако следует помнить, что на учениях обучение усложняется, так как слушатели и курсанты действуют в одинаковых условиях (должностях). Но эту задачу можно решить путем заблаговременной подготовки вводных, создающих сложный, противоречивый характер обстановки, а также продуманной сменой обучаемых в занимаемых должностях. Удачно созданный фон боевых действий в рамках лимита времени будет вынуждать обучаемых постоянно уточнять, а возможно, и менять ранее принятые решения и потребует от них проявления высоких организаторских способностей, физической закалки, творческой активности, разумной инициативы и военной хитрости.

Действия слушателей должны быть всесторонне проанализированы с точки зрения проявленного ими творчества, сопоставлены между собой и оценены. Тогда они будут нести учебно-воспитательную нагрузку и способствовать развитию инициативы.

Как показывает опыт, важное место в развитии творческого мышления занимают тактические летучки, которые могут проводиться на групповых упражнениях в поле. Их можно иметь одну-две на учебную задачу. Основной целью их является проверка и совершенствование теоретических знаний, практических навыков и умений. На нее по опыту ввузов отводится 20-25 мин в училищах и около часа в академиях. Тактическая обстановка доводится в устной форме. Но здесь нужно иметь в виду следующее: во-первых, обстановку необходимо создавать такую, которая бы включала неполные, противоречивые данные, но с учетом степени подготовки слушателей и курсантов, чтобы задача и условия ее выполнения были посильны для анализа. Во-вторых, при решении вопросов на летучке не должно быть общения слушателей, курсантов между собой; в-третьих, при подведении итогов особо отмечать, какие элементы творчества ожидались от обучаемых, кто добился этого, а кто нет, каковы пути устранения недостатков.

По нашему мнению, в ввузах целесообразно ввести оценку за творческую деятельность слушателей и курсантов, а также за оперативность в работе. Это будет стимулировать деятельность обучаемых.

Накопленный опыт работы оперативно-тактических кафедр ввузов показывает, что чрезвычайно ответственным моментом в проведении всех видов занятий, своеобразной школой развития творческого мышления у слушателей и курсантов является разбор. В ходе его не только подводятся итоги действий на занятии (учении), но на основе свежих, только что полученных практических результатов делаются теоретические обобщения, выводы, указываются дальнейшие пути и направления совершенствования оперативно-тактического мастерства и развития творческого мышления у обучаемых. Хорошо подготовленный в организационном, методическом и научном отношениях разбор - это воплощение единства теории и практики, венец деятельности прежде всего преподавателя, слушателей и курсантов.

В заключение мы хотим отметить, что развитие творческого мышления при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке должно носить не стихийный, а целенаправленный характер. Во всех учебных и методических материалах кафедр необходимо ставить конкретные задачи по выработке у слушателей и курсантов этих важных качеств, заблаговременно и продуманно планировать различные методические приемы и способы их достижения.

Правда. - 1987. -25 марта.

Рубинштейн С. Л, О мышлении и путях его исследования.- М. 1958.- С. 98-99.

Рубинштейн С. Л. Вопросы психологии,- М. 1955.- С. 34.

Правда-1987. - 9 октября.

Ножкин Е. А. Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: 1971,- С. 158.

Коммунист Вооруженных Сил.- 1984.- № 2.- С. 70.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации