Об информационном моделировании в АСУВ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1994

Об информационном моделировании в АСУВ

Полковник А.С.БЕЗУГЛЫЙ,

кандидат технических наук

Полковник С.П.ГАВРИЛЕНКО

ПРИНЯТИЕ «Основных положений военной доктрины Российской Федерации» является этапным событием в военной политике России. Военная доктрина интегрирует положения и направления военного строительства, ориентированные на перспективу. Но будущего не бывает без прошлого и настоящего. Российским Вооруженным Силам достался в наследство груз нерешенных проблем, накопившихся за многие годы.

Одной из них является проблема информатизации и автоматизации Вооруженных Сил. В настоящее время в связи с принятием основополагающих документов по военному строительству сложились благоприятные условия для формирования и осуществления стратегии прорыва в данной области. В связи с этим разработка программы информатизации Вооруженных Сил была бы своевременна, так как она позволит одновременно и Согласованно провести целый ряд мероприятий.

Нельзя не учитывать, что сегодня к управлению войсками на всех уровнях приходит новое поколение командиров и начальников - образованных, энергичных и свободных от старых догм и штампов. Постепенно формируется корпус офицерских кадров, который с самого начала своей практической деятельности работает за компьютером.

Проблемы информатизации и автоматизации Вооруженных Сил неоднократно обсуждались в армейской печати и анализировались как учеными, так и практиками. К сожалению, далеко не все предлагаемые варианты их решения были удачными.

Достижения в области теории и практики создания систем автоматизированного управления боевыми комплексами и средствами боевого управления значительно опередили автоматизированные системы, предназначающиеся для решения задач распорядительной, организационной и планирующей деятельности штабов и управлений. Каков же выход из сложившейся ситуации?

Анализ проводимых ранее мероприятий по внедрению средств автоматизации в органы управления войсками обусловливает необходимость разработки комплексной исследовательской программы, базирующейся на уже достигнутых научных и практических результатах и включающей создание информационной модели Вооруженных Сил.

Вооруженные Силы представляют собой сложную систему с многоуровневой организацией, многофункциональным предназначением входящих в нес элементов и многообразием видов деятельности по обеспечению жизнедеятельности соединений и частей. Следует отмстить, что степень сложности информационной составляющей такой системы, как Вооруженные Силы, соответствует сложности организации всей системы. Количественная характеристика включает десятки тысяч элементов системы (воинских формирований, организаций), которые в данном контексте можно интерпретировать как источники и потребители информации. Номенклатура единиц учета информации, циркулирующей в потоках управления, будет измеряться уже в сотнях тысяч. К примеру, только подсистема персонального учета личного состава Вооруженных Сил должна будет включать информацию и данные о списочном составе частей и соединений, что составит около двух миллионов единиц. Полная информационная емкость системы будет измеряться в гигабайтах.

Возникает вопрос, а возможно ли на практике реализовать автоматизацию такой информационной системы, как Вооруженные Силы? Благодаря последним достижениям информатики и развитию средств вычислительной техники в настоящее время принципиальных преград для реализации такой глобальной автоматизированной информационной системы не существует. Главное - это выбор и разработка рациональной стратегии проведения работ н данной области, поиск путей и методов решения конкретных задач информатизации штабов и управлений.

На наш взгляд, отправным моментом в концепции информатизации должна стать разработка информационной модели Вооруженных Сил. Определение модели «информационная» требует некоторого пояснения. Ее разработка предполагает использование комплекса научных дисциплин, применение широкого спектра научных теорий и методов. При выработке концептуального подхода к решению проблем информатизации, на наш взгляд, целесообразно избежать междисциплинарного деления и обособления, которые накладывают соответствующие ограничения как на предмет исследования, так и на используемые методы. Кроме того, управление Вооруженными Силами основывается и реализуется исключительно информационными методами как по форме, так и по содержанию. Штабы всех уровней имеют четко выраженную особенность, которая определяется информационным характером их деятельности, и содержат все необходимые атрибуты, свойственные информационным органам. Следовательно, в силу природы управленческих процессов, протекающих в органах управления войсками, основой управления функционированием всей системы являются полнота и качество циркулирующей информации. Поэтому систематизация, классификация и стандартизация информации, а также описание и формализация способов и методов ее обработки будут представлять собой не что иное, как информационное моделирование.

Сформулируем основные представления об информационной модели Вооруженных Сил. С организационной точки зрения се разработка является крупной научно-технической задачей, а практическая реализация требует значительных капиталовложений. Построение информационной модели Вооруженных Сил исходит прежде всего из необходимости реализации автоматизированной человеко-машинной системы и имеет следующие особенности.

Во-первых, иерархическая организация Вооруженных Сил будет определять соответствующую архитектуру уровней моделирования и отображение их в структуре информационного и программного обеспечения. Следует особо подчеркнуть необходимость обеспечения комплексного, всестороннего охвата всего уровня управления (органа или процесса управления), так как информатизация (автоматизация) на одном из уровней (при сохранении прежних форм и методов обработки документов и данных на соседних уровнях) оказывается малоэффективной и не даст, как правило, никаких результатов, кроме разгрузки машинописных бюро.

Во-вторых, модель должна быть адекватна существующим организационно-штатным структурам своих войск и войск противника (в том числе по личному составу, вооружению и военной технике), сценарий моделирования с которым будет отрабатываться и исследоваться.

В-третьих, необходимо учитывать, что Вооруженные Силы вынуждены будут вступать в войну (боевые действия) в существующих организационно-штатных структурах с табельным вооружением и военной техникой, а также со сложившимися представлениями и образом мышления командующих и командиров всех уровней, основанными на базе руководящих документов по подготовке и ведению операций и закрепленными в процессе боевой и оперативной подготовки. В отображении состава войск и заключается, по нашему мнению, подготовка фактографического содержания банка данных информационной модели.

Наиболее важным вопросом в построении модели и автоматизированной системы управления Вооруженными Силами является необходимость учета се функционирования в мирное и военное время. Для этого при разработке модели следует выявить базисные информационные структуры, точно определяющие состав объектов, которые должны входить в нес, а также перечни их характеристик. Совокупность значений, принимаемых характеристиками объектов в этой системе классификации и кодирования информации, образует и 11 форм а I {ионное п оле.

Поскольку все процессы, в том числе и жизнедеятельности Вооруженных Сил, протекают во времени и физическом пространстве, информация в модели должна быть систематизирована относительно этих понятий (времени и пространства).

При систематизации информации относительно физического пространства «информационной единицей» может быть названа совокупность объектов и их характеристик, отнесенная к единице физического пространства и достаточная для решения всего перечня задач, стоящих перед органом управления. При этом подразумевается согласование во времени значений характеристик объектов. Согласование во времени определяет также и последовательность решения (выполнения) задач, входящих в указанный перечень. Предлагаемая постановка вопроса о необходимости систематизации информации относительно времени и пространства носит принципиальный характер, так как при таком подходе определяются конкретные параметры, относительно которых может быть осуществлен контроль целостности данных информационной системы с помощью формальных методов.

Следует отмстить, что при использовании понятий «информационное поле» и «информационная единица» разработка и создание информационной модели Вооруженных Сил и автоматизированной системы управления ими приобретают взаимосвязанный и согласованный характер, прежде всего в совместимости, а в ряде случаев и в идентичности информационных структур - от концептуальных до моделей данных конкретных систем управления базами данных - по составу войск (видов, округов, флотов, группировок), структурам видов и родов войск, численности и обеспеченности вооружением и военной техникой и т.п.

В результате анализа жизненного цикла программных систем, разрабатываемых в интересах Вооруженных Сил, четко проявляется тенденция применения разработчиками случайных и частных решений, что привело нас к выводу о необходимости разработки и введения в Вооруженных Силах информационного стандарта как для моделей различного назначения, так и автоматизированных систем управления войсками.

Введение информационного стандарта должно содействовать планомерному повышению эффективности системы управления войсками и органов управления в целом, так как потребуются анализ и обоснование существующих структур во взаимосвязи с формами и содержанием представляемых и разрабатываемых ими документов.

Говоря об информационном стандарте, надо иметь в виду, что любая система управления нуждается в постоянном улучшении качества циркулирующей в ней информации, разработке новых способов и методов организации управленческого процесса, изыскании резервов сокращения трудозатрат на выработку и принятие решений.

Решить задачи повышения эффективности управления войсками не сможет и самый современный компьютер, если новые информационные технологии заключать в рамки существующих схем и методов организации управления, которые родились задолго до компьютерной эры и принципиально несовместимы с ними. Разнообразие информации и данных по типу и содержанию, способам оформления и передачи се в органах управления войсками настоятельно требует соответствующей регламентации и стандартизации.

Информационный стандарт Вооруженных Сил, на наш взгляд, должен представлять собой общепринятые правила (положения), направленные на регламентацию и описание состава, структуры, содержания, параметров и характеристик информации и данных, а также способов и методов их обработки, оформления, передачи и хранения, их унификацию и упрощение в целях повышения эффективности работы органов управления и системы в целом.

Для практической разработки информационных структур автоматизированных систем управления войсками мы предлагаем ввести и определить как базисную информационную структуру военного округа, что необходимо предварительно всесторонне обсудить. Категория «военный округ» выступает основным элементом в системе территориального построения Вооруженных Сил. Использование такой базисной информационной структуры позволит обеспечить информационную и программную совместимость с имеющимися и вновь разрабатываемыми моделями операций, так как стратегическое направление всегда можно будет соотнести с соответствующими округами. Это позволит, что самое важное, обеспечить проведение единой технологии информатизации и автоматизации органов управления войсками.

Что же касается состава данных, которые должна содержать базисная информационная структура военного округа, то он может быть представлен следующими группами информации: характеристика прогнозируемых вариантов военных конфликтов; физико-географические данные; административно-территориальная характеристика; военно-техническая и военно-экономическая характеристика; состав войск округа; состав войск противостоящей стороны (группировки); оперативно-стратегическое построение войск; состав мобилизационных ресурсов; состав стационарных пунктов управления, узлов и линий связи, центров коммутации каналов и сообщений; характеристика системы всех видов обеспечения; социально-демографическая характеристика.

Такой перечень составляющих базисной структуры (естественно, уточненный и дополненный) может служить основой построения концептуальной схемы информационной модели Вооруженных Сил.

Исходной единицей информационной структуры военного округа будет та наименьшая единица административно-территориального деления, с точностью до которой производится дислокация соединений и частей, например населенный пункт - по принятой системе обозначений административно-территориальных объектов. В указанной системе наименьшим отображаемым объектом является сельсовет, наибольшим - республика. Район - та административно-территориальная единица, в которой всегда имеется хотя бы один воинский орган - военный комиссариат. Выбор величины объекта определяется спецификой решаемых задач и предъявляет соответствующие требования к характеристикам вычислительной техники.

Уместен вопрос, так ли уж необходимо в данном случае административное деление, может быть в АСУ применять только географические координаты - широту и долготу?

На этот счет имеются следующие соображения. Кроме непосредственного планирования выполнения боевых задач командир (начальник) так или иначе имеет дело с местным населением и структурами власти, которые организованы по административно-территориальному признаку той страны, в которой в данный момент дислоцируется соответствующее воинское формирование. Кроме того, для режима мирного времени наибольшую значимость представляет возможность моделирования потерь боевого состава, вооружения, военной техники, а также личного состава с детализацией до должностей и военно-учетных специальностей.

В связи с этим модель должна предусматривать моделирование противодействия и ведения боевых действий сторон на уровне соприкосновения штатных единиц с соответствующим личным составом, вооружением и военной техникой на конкретных стратегических направлениях.

Надо сказать, что до настоящего времени на таком микроуровне модели армейских, фронтовых, тем более стратегических операций не разрабатывались. Применяемые ранее для этого методы агрегирования информации, по нашему мнению, были вынужденной мерой, связанной с недостатком памяти и быстродействия ЭВМ. Следствием широкого использования агрегирования информации является приведение результатов моделирования к сравнению военных и экономических потенциалов, а также людских ресурсов противоборствующих государств (коалиций). При таком подходе упрощаются исходные данные для моделирования, и, следовательно, качество и обоснованность выводов, получаемых на основе анализа результатов, недостаточно объективно отражают истинное состояние изучаемых объектов. Мы считаем, что моделирование на макроуровне даст возможность определить структуры и объемы потерь своих войск. Особенно важно провести анализ вероятных потерь в личном составе с детализацией по военно-учетным специальностям так как это позволит обеспечить всей необходимой информацией процесс организации мобилизационного планирования и на этой основе организовать накопление требуемых ресурсов в мирное время. Кроме того, его результаты вполне могут обосновать необходимость пересмотра взглядов на подготовку и ведение операций, состав группировок войск, их техническое оснащение. Но такие результаты возможно пол учить только при условии привязки к административно-территориальному делению состава войск и наличия мобилизационных ресурсов.

Аналогичным образом с помощью моделирования может решаться вопрос накопления запасов вооружения, военной техники и других материальных ресурсов.

Предлагаемый состав базисной информационной структуры модели военного округа позволяет определить и описать в принятой системе классификации общие черты и параметры операций: цели, задачи, размах и другие данные, необходимые для их планирования и подготовки. В связи с тем что в перспективе будут разработаны информационные системы общегосударственного масштаба, такие, например, как учет населения, целесообразно использовать единую систему классификации и кодирования информации как в Вооруженных Силах, так и применяющуюся сейчас в органах статистики. Особенно это касается административного деления, привязки к железнодорожной сети, аэродромам, почтовым отделениям связи и т.д.

Использование общегосударственных классификаторов позволяет получить значительный выигрыш в трудозатратах и сроках создания баз данных, так как они поддерживаются в актуальном состоянии и поставляются потребителям соответствующими государственными структурами.

Что касается фактографической информации, особенно данных о населении каких-либо регионов нашей страны или зарубежных государств, то здесь требуется кропотливая работа по накоплению необходимых сведений через органы статистики и другие каналы.

Проводимые в настоящее время исследования по проблемам информатизации диктуют необходимость принятия взвешенных и рациональных решений, от которых во многом будет зависеть эффективность управления войсками. Формирование качественно новых Вооруженных Сил без соответствующего наполнения их новыми информационными технологиями невозможно.

Военная мысль. - 1993. -±-№7, - С.68-71; №10. - С. 51-55; №12. - С. 24-27.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации