Проблемы управления тылом в современных условиях
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1995, стр. 64-67
Проблемы управления тылом в современных условиях
Генерал-полковник А.Т. КЛИМОВ,
начальник штаба Тыла Вооруженных Сил. Российской Федерации
НА СОВРЕМЕННОМ этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) для успешной реализации планов реформирования войск и учреждений тыла, совершенствования принципов всестороннего тылового обеспечения войск и сил флота необходим целый комплекс мероприятий, направленных на качественное изменение отдельных составляющих системы управления Тылом ВС (СУТ). Это прежде всего обусловлено Основными положениями военной доктрины и новым геостратегическим делением территории России, а также формированием в стране рыночных отношений, при которых перед Тылом ВС, как связующим звеном между экономикой страны и ее Вооруженными Силами, был поставлен ряд новых задач.
Проведенный штабом Тыла ВС РФ анализ работы органов управления дает основание констатировать, что в настоящее время состояние СУТ не в полной мере отвечает тем требованиям, которые к ней предъявляются. Это прежде всего отсутствие четкого определения количественно-качественного состава всех ее элементов и разграничения их функций, необоснованность структуризации всех составных СУТ и их организационно-технического построения.
"Такое положение обусловлено целым рядом объективных причин: просчетами в ранее осуществлявшейся военно-технической политике, когда системы управления ориентировались в основном на функционирование в особый период; изменившимися условиями использования потенциала системы управления, в первую очередь из-за специфических особенностей применения сил и средств тыла в кризисных ситуациях, предопределивших необходимость обеспечения не только группировок войск, но и других формирований.
Решение перечисленных проблем" даст возможность более полно использовать потенциал всей системы, обеспечит устойчивое руководство войсками и учреждениями тыла как в их повседневной деятельности, так и в вооруженных конфликтах.
Однако существенные преобразования всех составных элементов СУТ только за счет выполнения традиционных мероприятий по обеспечению ее устойчивости, оперативности, непрерывности и скрытности вряд ли, по нашему мнению, снимут все проблемы.
Поэтому штаб Тыла ВС РФ в ходе дальнейшего реформирования предусматривает ряд масштабных организационных мероприятий. В частности, начиная с 1993 года осуществляется переход на территориальный принцип тылового обеспечения войск (сил), а соответственно и на территориальную систему управления Тылом ВС. Полученные при развертывании ряда центров тылового обеспечения (ЦТО) научно-практические результаты в целом подтверждают правильность намеченных нами путей совершенствования СУТ в условиях перехода к рыночным отношениям. Полагаем, что они послужат основой для создания более сложных в функциональном и организационно-структурном отношении ЦТО и в других районах.
Наряду со структурной перестройкой СУТ большое внимание следует уделять развитию ее инфраструктуры в стратегических регионах и на операционных направлениях. Обусловлено это тем, что стационарные пункты управления различных уровней руководства, узлы и коммуникации связи, другие объекты информационной среды заключают в себе основной потенциал, от которого зависит эффективное управление войсками (силами) и их тылом, особенно в мирное время и в условиях развертывания ВС. Однако оборудование территории стратегических регионов (операционных направлений) России к настоящему времени не в полной мере соответствует сложившимся геостратегическим условиям.
Исходя из этого нам предстоит в самые сжатые сроки разработать и принять концептуальные решения по данному вопросу, всесторонне обосновать необходимые объемы ассигнований на долгосрочную программу развития стационарной компоненты СУТ. Если раньше, в условиях традиционного крупномасштабного использования группировок войск (сил), она дополняла возможности подвижных элементов СУТ, то в настоящее время их роль в реализации всех функций руководства тылом кардинальным образом меняется: именно состояние инфраструктуры управления будет определять как достигнутый, так и требуемый уровень развития СУТ.
Достаточно масштабны проблемы в сфере средств управления Тылом ВС РФ, который, как известно, «унаследовал» довольно разбалансированную в функциональном плане материально-техническую базу управления. Об этом свидетельствуют, в частности: неадекватный уровень автоматизации по звеньям руководства; несоответствие возможностей существующих комплексов средств автоматизации (КСА) объему функций и задач управления; опережающее развитие систем боевого управления на фоне практически неавтоматизированной работы органов управления Тылом ВС в мирное время; критическое отставание в развитии средств связи от потребностей внедрения новых информационных технологий; отсутствие концепции совместного функционирования, в силу программной несовместимости, стационарной и подвижной подсистем АСУ Тыла (АСУТ) Вооруженных Сил, а также другие узкие места и дисбалансы методологического характера.
С учетом сложившегося на сегодня положения, обусловленного недостаточностью ассигнований и кризисным состоянием оборонного комплекса страны, выход из создавшейся ситуации видится в изменении системы заказов и поставок в органы управления перспективных средств АСУ, в том числе, возможно, и путем закупок АСУ за рубежом. По-видимому, необходимо отказаться от модернизации тех объектов управления, предназначение, принадлежность и условия применения которых не до конца определены, а кроме того, пересмотреть функциональную структуру, уточнить информационные потребности органов управления, использующих вычислительные, программные и информационные ресурсы этих объектов.
В условиях экономической нестабильности совместная работа с промышленностью должна строиться скорее всего на принципах расширения прямых связей, на новой законодательной базе, гарантирующей полное финансирование как опытно-конструкторских работ (ОКР), так и поставок технических средств в войска.
Предвидим возражения приведенным выше доводам, но логика текущего момента, на наш взгляд, диктует именно такие подходы.
Масштабы структурной и функциональной перестройки Тыла ВС в условиях реформирования ВС РФ таковы, что помимо упомянутых выше методологических и практических проблем необходимо учитывать как территориальный, так и количественно-качественный аспект. Именно это должно стать исходной посылкой для выработки требований к уровню функционирования системы управления Тылом ВС и степени согласования информационных потоков по общим и специфическим факторам обстановки.
Опыт боевых действий в зоне Персидского залива показал, в частности, что при современных средствах и способах воздействия на системы управления войсками и тылом могут возникать не только нарушения взаимообмена по отдельным направлениям и контурам руководства, но даже информационные барьерные рубежи, что чревато потерей управления в тех или иных зонах боевых действий. Преодолеть такие барьеры чаще всего не удавалось из-за недостаточной совместимости средств связи и различных КСА разнородных военных организмов. Для устранения такого рода недостатков мы предполагаем, используя те системно-технические наработки, которые были получены при создании подсистемы тылового и технического обеспечения, продолжить создание единого стационарно-мобильного комплекса средств автоматизации, который бы обеспечивал обмен информацией от войскового до центрального звена с выходом на ТПУ ВС РФ.
Параллельно с этим будут решаться задачи, связанные: с приведением состава, структуры и информационного обеспечения (в широком его понимании) автоматизированных систем управления в соответствие с изменениями, вызванными преобразованиями ВС и их тыла; с новой организационной подчиненностью некоторых служб тыла; с новыми задачами войск (сил), обусловленными современной военно-политической обстановкой и вхождением Российской Федерации в мировое сообщество, в том числе в рамках программы «Сотрудничество во имя мира», и др.
Известно, что система управления Тылом ВС, помимо своего прямого назначения, развертывается в интересах руководства и другими видами обеспечения, ь ':гстности боевого. ТПУ, являясь одним из пунктов управления войсками, должен при необходимости обеспечить возможность управления войсками (силами) в операции (бою). Однако следует отметить, что технические возможности существующих узлов связи загородных пунктов управления Тыла ВС не позволяют образовывать каналы высокого качества и гарантированной стойкости. Еще острее проблема организации связи в оперативном и войсковом звене, где ввиду скудного финансирования программы вооружения общая укомплектованность средствами связи недостаточна.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, необходимо коренным образом пересмотреть стратегию и тактику в области автоматизации управления Тылом ВС РФ и обеспечения его связью, учитывая, разумеется, сокращение ассигнований на создание систем военного назначения, кризисное состояние военно-промышленного комплекса страны и другие факторы.
Мы считаем, что здесь наиболее важны два направления - создание современной автоматизирорэнной системы управления Тылом ВС и разработка автоматизированной системы связи и передачи данных Тыла ВС.
Для средств автоматизации это означает объединение отдельных автоматизированных систем в единую АСУ Тыла ВС РФ, в том числе объединение отдельных вычислительных средств (ВЦ, ПЭВМ и т.д.) в локальные региональные вычислительные сети с разработкой соответствующих программных средств, а для средств связи - переход на качественно новые принципы, такие, как цифровые методы передачи информации, унифицированные системы с многоскоростной коммутацией каналов и пакетов, космические средства.
Реализация изложенных в статье предложений и рекомендаций потребует значительных материальных и финансовых затрат, в результате чего может возникнуть объективное противоречие между потребными ассигнованиями и ограниченными в настоящее время экономическими возможностями государства.
Но решить эту проблему можно, и главным образом за счет значительного снижения затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области управления. Им нужно придать более прикладной характер, отказаться от дублирования тем, а также выпускаемой продукции, более эффективно использовать современные достижения отечественной и зарубежной науки. При этом для нас вряд ли приемлем существующий в развитых странах механизм распределения заказов на проектирование и изготовление сложной военной техники, базирующийся на уже сложившейся рыночной экономике. Сегодня в нашей стране таких условий пока нет.
Поэтому целесообразно (реформируя, совершенствуя) сохранить существующий порядок выполнения заказов на проектирование и производство образцов военной техники, в частности подсистем и комплексов АСУТ, усилив элемент конкурсное™ при окончательном определении исполнителей. Такой подход, помимо чисто экономического эффекта, позволит сохранить высококвалифицированные кадры и научный потенциал в научно-исследовательских учреждениях МО и на предприятиях промышленности, что в свою очередь поможет реализовать поставленные задачи с меньшими затратами сил и средств, в том числе и финансовых.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в современных условиях недопустимо по-старому инвестировать разработку новых и модернизацию существующих систем автоматизации и связи. В СССР головные предприятия различных ведомств оборонной промышленности, зачастую игнорируя научно-технические достижения, фактически дублировали друг друга. В итоге неоправданно завышались затраты, отодвигались на несколько лет сроки внедрения необходимых Тылу ВС технических средств, а его органы оснащались морально устаревшими образцами техники и информационными технологиями.
Состояние имеющихся в настоящее время наработок показывает, что поднятые проблемы могут быть решены на достаточно высоком уровне и в требуемые сроки накопленным в Тыле ВС и организациях промышленности научным потенциалом. Единственное, что может их замедлить, - это финансирование работ, а также неопределенность в сохранении научных и производственных коллективов, восстановлении практически полностью нарушенных научно-производственных связей. Тем не менее следует искать и находить пути их решения, ибо лишь при этом условии возможно выйти на тот уровень, который позволит обеспечить необходимую степень оперативности и устойчивости функционирования всей системы управления Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации.