Экономическая составляющая военной безопасности России на современном этапе
ВМ №12.2004г.(стр. 11-20)
Экономическая составляющая военной безопасности России на современном этапе
Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ,
доктор военных наук, профессор
В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ печати все чаще и чаще поднимается вопрос о военной безопасности России. Авторы высказывают озабоченность состоянием дел в данной сфере. Особую тревогу вызывает кризис экономики, которая является основной составляющей общей безопасности любого государства. Среди прочих публикаций привлекает внимание статья «Экономические аспекты военной безопасности», в которой достаточно обоснованно доказывается, что в условиях динамично изменяющейся военно-политической обстановки, с учетом потребности обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил России большой практический интерес представляет оценка состояния обеспеченности и подготовленности нашей армии и флота сейчас и в обозримом будущем к защите национальных интересов и сохранению военной безопасности государства.
Не меньший интерес вызывают опубликованные материалы А.И. Николаева «Оборона России». Автор отмечает, что силы, не заинтересованные в мощной России, намерены лишить ее способности обороняться. Образно говоря, военная безопасность России стала своеобразным Куликовым полем, на котором происходит решающая битва не только за военную безопасность, но и безопасность вообще, существование и развитие России как суверенного государства. Военная мощь государства оказалась сосредоточением достижений не только передовой науки, промышленности и технологии, но и стойкости, силы духа людей, которые сохраняют бесценные достижения многих поколений нашей страны.
В сегодняшнем неспокойном мире, пронизанном острой конкуренцией во всех областях деятельности, где используется многообразный арсенал способов решения спорных проблем - от экономического и политического закабаления до открытой вооруженной агрессии, - проблема военной безопасности для России имеет принципиально важное значение. Российская Федерация оказалась в эпицентре радикальных геополитических, геоэкономических и региональных изменений экономического, социально-экономического и военного характера. Занимая уникальное геополитическое положение, страна не может не испытывать на себе воздействие процессов, в том числе негативных, происходящих в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке. Особенностью России является то, что в непосредственной близости от ее границ располагаются многие центры международного напряжения и ведутся вооруженные конфликты. Нынешняя слабость нашего государства провоцирует отнюдь не дружественные действия со стороны некоторых стран, желающих воспользоваться тяжелым экономическим положением России.
В нашей истории очень часто случалось так, что внутреннюю слабость России и отсутствие возможности обеспечить военную безопасность внешние силы использовали для вооруженного вторжения. И в настоящее время Россия вынуждена считаться с современными реалиями и проявлять заботу о собственной безопасности.
Военная безопасность всегда зависела от состояния военной мощи государства, под которой понимают совокупность материально-производственных возможностей экономики и всех духовных сил общества, его способности мобилизовать их и использовать для предотвращения войны, а если этого сделать не удается, - для отражения агрессии. На состояние военной мощи государства влияет не только уровень развития материального производства, но и характер политической и экономической организации общества. Поэтому военная мощь государства определяется его экономическими, социальными, научно-техническими и другими возможностями, непосредственно воплощенными в Вооруженных Силах, их готовности выполнить задачи по защите национальных интересов.
Способность государства эффективно распорядиться имеющимися возможностями для решения задач военной безопасности выступает главной предпосылкой и важнейшим элементом политического потенциала, от которого зависят существование и развитие других потенциалов: экономического, военно-экономического, собственно военного и духовного. Эти потенциалы характеризуются не только качественными и количественными характеристиками Вооруженных Сил, но и состоянием оборонно-промышленного комплекса страны, отношением общества к защите Родины.
Основу системы военной безопасности государства составляют экономика, политика, морально-политическое единство народа и, прежде всего, его решимость идти до конца в деле защиты интересов страны. Система военной безопасности должна обеспечить надежную защиту государства в случае внешней агрессии. Известно, что подготовка к войне может осуществляться по различным вариантам. Обычно в войнах прошлого вооруженной борьбе подчинялось все, чем располагало государство. В одних случаях оно готовилось к войне заблаговременно, перестраивая экономику на военный лад. В других - было вынуждено с максимальным напряжением сил отражать вооруженную агрессию.
Исторический опыт доказывает, что каждое государство должно заранее готовить свою экономику к обеспечению нужд вооруженных сил и страны в целом на период военных действий. Наглядный тому пример - Великая Отечественная война, принесшая нашему народу неисчислимые жертвы и страдания, причинившая стране огромный материальный ущерб.
В новых условиях геополитической ситуации XXI века мощь любого государства определяется в первую очередь состоянием его экономики. От состояния экономики будет зависеть военная мощь государства, которая должна обеспечить его военную безопасность.
До 90-х годов прошлого столетия под безопасностью государства понимали защиту его от нападения извне, шпионажа, покушения на государственный и общественный строй. Однако под влиянием коренных геополитических изменений, происшедших в мире, и в частности в России, политологами и специалистами-учеными в содержание понятия «безопасность» была добавлена новая составляющая - экономическая безопасность государства. По мнению автора, под экономической безопасностью государства следует понимать состояние национальной экономики, при которой внешние и внутренние негативные влияния нейтрализуются живучестью, устойчивостью общественно-экономического строя, а также наличием резервов хозяйства страны, способных обеспечить его военную безопасность.
Мировой процесс политического и экономического переустройства, начавшийся в 90-х годах прошлого века, настойчиво и упорно заявляет о формирующемся геоэкономическом порядке, при котором силовые действия являются главным аргументом утверждения не только национальных интересов, но и интересов узких корпоративно-олигархических кругов, призванных обеспечить господство сильного и богатого, т.е. утвердить беспрепятственную возможность получения прибыли посредством «кулачного» права.
Вне всякого сомнения, превалирующее влияние при определении повода для развязывания современных вооруженных конфликтов и войн, содержания конечных военно-политических и экономических целей всех военных кампаний последнего десятилетия оказывали и оказывают американские экономические и политические интересы. Зависимость американской экономики от мировых сырьевых ресурсов, запасы которых уже никто не может назвать неисчерпаемыми, заставляет США объявлять зоной своих национальных интересов регионы, обладающие значительными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.
В начале 90-х годов прошлого столетия именно наличие топливно-энергетических ресурсов на Ближнем Востоке привело к тому, что США объявили этот регион зоной своих жизненных интересов. В одном только Ираке сконцентрировано 11% разведанных мировых запасов нефти. Организованная американской администрацией в 1991 году вооруженная кампания за овладение энергетическими ресурсами на Аравийском полуострове не решила главной проблемы - не все топливно-энергетические и сырьевые ресурсы этого региона оказались тогда под контролем США.
В высказываниях американского военно-политического руководства в последнее десятилетие отчетливо просматривается неудовлетворенность конечными результатами кампании 1991 года в зоне Персидского залива. Этим, на наш взгляд, объясняется и главная цель вторжения США в Ирак в 2003 году. Она состояла, прежде всего, в решении своих военно-политических и экономических интересов, установлении единоличного контроля над топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами Ирака. Это подтверждается ходом и самим содержанием конкретных действий американцев и их союзников в период агрессии и в ходе борьбы с иракским народно-освободительным движением в настоящее время.
Высокое развитие промышленности ряда стран уже сейчас позволяет производить высокоточное оружие различного базирования и оснащать им свои группировки войск (сил) для достижения целей военных действий малыми потерями, без широкомасштабного применения своих вооруженных сил, т.е. бесконтактным способом. Больше всего преуспели в этом отношении США, которые, используя высокий технологический уровень развития промышленности, делают ставку на обеспечение национальных интересов в наиболее важных для себя и своих союзников районах мира путем ведения малочисленными группировками войск (сил), оснащенных высокоточным оружием различного базирования, бесконтактных войн и вооруженных конфликтов.
Реальные результаты всех военных акций США и их союзников в последние годы подтверждают взгляды современных военных теоретиков о том, что в обозримом будущем вооруженная борьба между противоборствующими государствами будет вестись по законам и правилам той стороны, которая в наибольшей степени подготовлена к реализации на практике самых передовых достижений в военной и технологической областях.
Российские аналитики прогнозируют, что в современных условиях военная агрессия против нашей страны будет возможна в случае максимального ослабления ее экономического, военного и морального потенциалов, падения престижа на международной арене и отсутствия готовности российских граждан встать на защиту своей Родины.
Проблема состоит в том, что экономические, морально-психологические, социальные и военные основы безопасности любого государства не возникают вдруг и сразу. Это результат огромного труда всего общества на всех уровнях. Для обеспечения военной безопасности государству не только нужна современная высокотехнологичная экономика и военная организация, обладающая надежным военным потенциалом, но и необходимо добиться максимального напряжения материально-технических, интеллектуальных и морально-психологических сил всего общества. Для современного российского общества это - непростая задача.
В каждом государстве экономика обусловливает количественный и качественный состав вооруженных сил. Она воздействует на характер современных военных действий через вооружение и военную технику (ВВТ) и людей, предопределяет размах, напряженность и другие характерные черты вооруженных конфликтов и войн. Через ВВТ экономика оказывает влияние на планы ведения войн и конфликтов, способы военных действий, на масштабы и качество подготовки страны к ним. Реализуя научно-технические достижения, экономика создает благоприятные условия для подготовки вооруженных сил к защите национальных интересов.
Зависимость подготовки и ведения военных действий в целом от состояния экономики государства наглядно демонстрируют итоги Великой Отечественной войны. К числу наиболее важных причин неудач наших Вооруженных Сил в начальном периоде войны следует отнести наличие у Германии более мощной промышленной базы, созданной в результате длительной подготовки к войне, оккупации почти всей Западной Европы и использования фашистским руководством ее огромных экономических ресурсов.
Другими причинами наших неудач в начальном периоде войны являются трудности в оснащении Вооруженных Сил новой боевой техникой и вооружением. Это было связано с тем, что накануне войны экономика страны работала еще по планам мирного времени, а военная промышленность, несмотря на интенсивное ее развитие, не успевала обеспечивать Вооруженные Силы необходимым количеством боевой техники и вооружения (особенно новейших типов) при высоких темпах их развертывания. В результате к началу войны преимущество в техническом оснащении группировок войск новым оружием оказалось на стороне фашистской Германии.
С началом войны перевод экономики на военные рельсы осуществлялся в сложных условиях. Боевая обстановка требовала небывалого по своим масштабам перебазирования производительных сил из западных областей страны на Восток. Это чрезвычайно усложнило проблему технического оснащения Вооруженных Сил и отрицательно сказалось на ходе военных (боевых) действий в первые месяцы войны.
Однако наш народ успешно преодолел возникшие трудности. В короткие сроки была проведена эвакуация материально-производственных ценностей из западных районов страны и развертывание новой промышленной базы на Урале и в Сибири. В результате неимоверного труда в короткие сроки была завершена перестройка экономики на обеспечение военного производства, нужд армии и флота.
Принятые меры позволили нашей стране уже к концу 1942 года выпустить самолетов на 60% больше, чем в 1941 году, производство танков возросло в 3,7 раза, почти втрое увеличилось изготовление минометов.
Все это улучшило общее соотношение сил на советско-германском фронте, наша армия перешла к активным наступательным действиям. Начиная с 1943 года ежегодно нам удавалось производить больше, чем в фашистской Германии: минометов - в 5 раз, орудий - в 2,2, танков - в 1,8, самолетов - в 1,3 раза. За год войны для обеспечения боевых действий воюющих фронтов расходовалось 25-27 млн т материальных средств. В 1943 году расход материальных средств на проведение операции группы фронтов составил около 1 млн т.
Непрерывно пополняемые более совершенным оружием и боевой техникой, армия и флот последовательно укрепляли свою боевую мощь. Несмотря на объективные трудности начального периода войны, экономика СССР с успехом выдержала единоборство с военной экономикой фашистской Германии, что позволило Советскому Союзу победоносно завершить Великую Отечественную войну.
Результаты процесса нового политического и экономического переустройства мира наглядно демонстрируются конечными целями военных акций (региональных войн на Балканах, в Афганистане, дважды в зоне Персидского залива, проводимых США и их союзниками) в последнее десятилетие. Эти акции подтверждают, что существующие международные и региональные механизмы обеспечения безопасности утрачивают прежнюю эффективность и не могут адекватно реагировать на быстро меняющуюся стратегическую ситуацию.
В этой связи можно уверенно утверждать, что военная сила в обозримой перспективе сохранит за собой весомую роль в достижении политических и экономических целей наиболее развитых в экономическом отношении государств и блоков. При этом диапазон условий применения ими военной силы может существенно расширяться.
Действительность убедительно доказывает безотлагательную необходимость заблаговременной подготовки любого государства к войне. С учетом специфики геополитического положения (огромная территория, богатые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы) Россия должна быть готова вести вооруженную борьбу по защите своих национальных интересов и сохранению территориальной целостности в соответствии с современными требованиями.
Юридически Федеральный закон «Об обороне» предусматривает целый комплекс мероприятий по обеспечению национальных интересов и сохранению территориальной целостности страны. В статье 2 данного Закона четко зафиксировано, что государство должно осуществлять: строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование и их применение; разработку, производство и совершенствование вооружения и военной техники, создание их запасов; планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, других мероприятий, относящихся к вопросам военной безопасности.
Однако надо признать, что в последнее десятилетие положения Закона «Об обороне» выполнялись не в полном объеме, в результате чего военно-экономический потенциал России оказался сильно ослабленным. В кризисном состоянии оказалась специализированная промышленная база в таких отраслях, как электроника, связь, оптическое приборостроение, вычислительная техника. Это привело к тому, что оснащенность российских Вооруженных Сил современными вооружением и техникой составляет менее 30%. В итоге в Российской армии, как и в других войсках нашего государства, сложилось такое положение, при котором запас прочности систем вооружения подошел к критической отметке.
Объемы поступающего в российские войска нового ВВТ не покрывают их естественной убыли, поэтому без существенного увеличения серийных закупок возможности Вооруженных Сил по решению оборонительных задач могут значительно снизиться. В последние годы закупка новых образцов ВВТ осуществлялась на недопустимо низком уровне, что не способствовало улучшению ситуации с техническим оснащением ВС РФ. В основном проводился косметический ремонт ВВТ и в лучшем случае - их модернизация в ограниченных пределах.
В условиях динамичного изменения военно-политической обстановки в мире, непредсказуемости ее дальнейшего развития, особенностей геостратегического положения России возникает безотлагательная необходимость увязывать реальные возможности государства и потребности Вооруженных Сил в ассигнованиях на военные нужды.
Долгосрочное планирование в области создания и производства вооружения и военной техники в современных условиях осуществляет управление начальника вооружения Министерства обороны РФ, которое в том числе отвечает за разработку инновационной политики, выработку и реализацию технологической и промышленной стратегии. Основой для планирования, создания и закупок систем ВВТ является корректируемая государственная программа вооружения РФ. Она разрабатывается с учетом прогнозируемых потребностей армии и флота, других войск, воинских формирований и органов РФ в вооружении и военной технике (в виде оперативно-стратегических требований к системам вооружения и военной технике) с учетом финансовых средств, выделяемых государством на обеспечение военной безопасности.
Однако структурная избыточность оборонно-промышленного комплекса и его организационная раздробленность не позволяют Министерству обороны РФ сконцентрировать те малые объемы финансовых средств, ежегодно выделяемые государством в виде военного бюджета, для эффективного решения крупных проектов по разработке и производству высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения. В этой связи можно уверенно констатировать, что без юридически-правовой и финансовой государственной поддержки добиться эффективной работы и рентабельности оборонно-промышленного комплекса в условиях рыночных отношений будет невозможно.
Нет необходимости доказывать, что российская экономика уже длительный период находится в кризисном состоянии. Но, несмотря на проблемы внутреннего развития, сложности переходного периода и недостаточный военный потенциал, Россия должна максимально использовать существующие возможности, в том числе и невоенного характера, в деле обеспечения военной безопасности государства. Сегодня наша страна является крупнейшим поставщиком на мировой рынок нефти и газа, занимает второе место по добыче алмазов и золота, имеет четвертую часть всех запасов деловой древесины, не говоря уже о наличии других природных ресурсов. Ежегодная суммарная стоимость национального богатства (совокупность созданных трудом материальных благ и имеющихся природных ресурсов) России составляет 340-380 трлн долл. Однако принятый Государственной Думой Закон о федеральном бюджете на 2004 год заставляет задуматься, как при таком объеме средств, выделенных на военные цели, можно обеспечить безопасность Российской Федерации.
Военный бюджет 2004 года, за небольшим исключением, повторяет предыдущий, который являлся бюджетом выживания российских Вооруженных Сил. Так, ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2004 году составляют 411 472 653,4 тыс. руб., превышая средства, выделенные на 2003 год всего лишь на 8,6% при планируемой инфляции 10%. Закупка вооружений и продукции производственно-технического назначения и имущества запланирована всего на 54,8 млрд руб., а на ремонт ВВТ и продукции производственно-технического назначения выделено 30,9 млрд руб.
Если бы Россия стала оснащать свои Вооруженные Силы, оплачивать военную службу и, главное, обучать российского солдата так, как это делают страны НАТО, то при таком объеме военного бюджета она смогла бы позволить себе иметь армию численностью: по американской модели - 46 тыс. человек; по английской модели - 55 тыс. человек, по немецкой или французской модели - 83 тыс. человек. Такие вооруженные силы недостаточны даже для островных государств, к которым, например, относится Великобритания или Япония. Численность армии Великобритании составляет 211,4 тыс. человек, Японии - 258,6 тыс. человек. Кроме регулярных войск вооруженные силы этих стран имеют личный состав резервных компонентов, общая численность которых составляет в Великобритании 247,1 тыс. человек, в Японии - 53,7 тыс.
Островное положение вышеупомянутых стран всегда давало им ряд преимуществ оборонительного характера, определяло стратегию их военного строительства - в первую очередь развитие военно-морского флота. Следует отметить, что Япония обладает мощным экономическим потенциалом, уступающим только США: объем валовой продукции Соединенных Штатов равен 9 трлн долл., а Японии - 4,2 трлн долл. Экономическая мощь Японии является ведущим слагаемым ее национальной безопасности, основой геополитической и геоэкономической константы. Объем ежегодного военного бюджета Японии составляет около 40,1-40,3 млрд долл. На закупку новейшей военной техники правительство Страны восходящего солнца ежегодно выделяет 9,1-9,5 млрд долл.
Сторонникам реформирования российских Вооруженных Сил давно следовало бы уяснить, что наша страна не подходит под общий стандарт обычного территориального государства. Огромная территория, богатые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, наличие большой по протяженности морской и сухопутной государственной границы обусловливают необходимость для защиты конституционного строя и национальных интересов общества, сохранения территориальной целостности иметь наиболее оптимальные по численности Вооруженные Силы, обладающие высокими боевыми возможностями и способные обеспечить военную безопасность страны.
Однако объем средств на «национальную оборону» России, ассигнования на закупку и ремонт вооружения и техники таковы, что никакого реального улучшения в развитии российских Вооруженных Сил в 2004 году не произойдет. Такой подход государства к своей национальной обороне объясняется непростой ситуацией в его экономике.
Экономическая готовность всегда играла, и будет играть в будущем существенную роль в обеспечении военных усилий противоборствующих сторон. Добиться высокой готовности экономики к отражению агрессии - задача сложная и разносторонняя, и решать ее необходимо заблаговременно. Прежде всего, нужна надежная оснащенность Вооруженных Сил России современным оружием и техникой на новейшей технологической основе.
Как показывает опыт военных кампаний, проведенных ВС США и их союзниками в последнее десятилетие, быстрое развитие передовых технологий резко увеличивает военно-технический разрыв между странами с развитой финансово-экономической базой и экономически зависимыми государствами. К сожалению, приходится признавать, что в результате развала оборонно-промышленного комплекса и научно-исследовательской базы впервые за всю историю нашей страны в случае втягивания ее в вооруженный конфликт Российской армии придется сражаться с оружием, качественно уступающим противнику по ряду параметров. При технологическом превосходстве противника боевые действия для российских группировок войск будут существенно затруднены, особенно с учетом тех условий, которые могут быть нам навязаны.
В то же время деятельность государства, общества и каждого гражданина по обеспечению военной безопасности должна сводиться к тому, чтобы сделать невозможным развязывание военной агрессии против России, а в случае ее неизбежности - организовать эффективное отражение, выдержать навязанную войну и победить. Для выполнения этой задачи необходимо иметь мощную экономику, в том числе современный оборонно-промышленный комплекс, развитую науку и культуру граждан.
Обширная территория России всегда заключала в себе довольно противоречивые качества. С одной стороны, огромные богатства: сырье, энергетические ресурсы - являются важным слагаемым экономической и военной мощи нашей страны. С другой - огромные расстояния, неблагоприятный климат, незаселенные просторы создают дополнительные трудности. Обслуживание такого пространства требует больших политических, экономических и военных усилий, что при слабом государстве и недостаточно развитой экономике губительно.
Россия имеет глобальные геополитические интересы, а обострение региональных геополитических противоречий создает новые угрозы ее национальной безопасности в условиях снижения экономических возможностей и обороноспособности страны. Защита геополитических интересов России предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач, среди которых на первый план выдвигаются: задачи преодоления экономического кризиса и обеспечения устойчивого экономического подъема, сопровождаемого ростом благосостояния народа. Экономическая мощь страны является ныне основой реализации ее военной безопасности.
Положительным моментом является то, что в последнее время прослеживается подъем производства продукции машиностроения. По оценке специалистов, данная тенденция имеет долгосрочную перспективу. Это в полной мере относится и к оборонно-промышленному комплексу. В развитии конечной продукции, в том числе и военной, наблюдается позитивная динамика. Она связана, во-первых, с грамотной инвестиционной политикой, которая проводится в России в отношении оборонно-промышленного комплекса и оборонного производства, а во-вторых, с выгодной международной конъюнктурой, заинтересованностью международного рынка в приобретении российского вооружения. Используя оживление и рост экономики, необходимо всемерно укреплять оборонную мощь России, повышать боевые возможности ее Вооруженных Сил, памятуя, что XXI век не обещает абсолютного мира и благоденствия.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что в условиях формирования нового мирового порядка лидером в этом процессе, на наш взгляд, будут США. При этом диапазон условий применения ими и их сателлитами военной силы в ближайшее время, скорее всего, будет только расширяться.
Результаты военных акций, проведенных США и их союзниками в последнее десятилетие, дают основание полагать, что в борьбе за утверждение своего могущества они уже не могут остановиться. Их стремление к безраздельному мировому господству в рамках однополярной модели, претензии на мировые запасы энергоресурсов, уверенность в непобедимости и собственной непогрешимости укрепляют решимость идти до конца. Вместе с тем в мире пока нет силы, способной их либо остановить, либо дать понять, что пора остановиться. А к чему это может привести, история знает. Так было уже накануне Второй мировой войны.
Поэтому только на основе возрождения былой мощи российских Вооруженных Сил можно в будущем вести речь о величии Родины и ее способности дать достойный отпор любому агрессору, каким бы современным оружием и военно-научными знаниями он ни обладал. И этот шанс у России есть.
Рябошапко В.А., Ромин А.Н., Малеев В.М. Экономические аспекты военной безопасности// Вестник Академии военных наук. 2003. № 2(3).
Николаев А.И. Оборона России. М., 2003. С. 7-8.
Бурутин А. Современные проблемы российских ВС// Российская газета. 2003. Сентябрь.
Николаев А.И. Оборона России. С. 150-153.
Баскаков В., Малеев В. Некоторые аспекты оборонного бюджета России 2004 года// Экономика и финансы. 2003. № 12. С. 16.
Там же. С. 12.
Николаев А.И. Оборона России. С. 207.