Еще раз о формах применения сил ВМФ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2005, стр. 47-51
Еще раз о формах применения сил ВМФ
Капитан 1 ранга O.K. МЕШКОВ,
доктор военных наук
Капитан 1 ранга в отставке В. И. ПОЛЕНИН,
доктор военных наук
В ЦЕЛЕВОЙ установке Организационно-мобилизационного сбора ВМФ (2004) указано на необходимость разработки «теории форм применения сил ВМФ» что характеризует современную направленность усилий военно-морской теории и обусловливает актуальность этих вопросов. Их основным содержанием, на наш взгляд, является обоснование предложений:
по структуризации форм применения сил ВМФ в соответствии с принципами стандартизации и унификации;
по введению категории «операция» как обобщенной высшей формы применения сил ВМФ на всех уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом) и устранению недостатков существующих определений операций и боевых действий;
по приведению терминологии, связанной с определением форм применения сил ВМФ, в соответствие с истинным содержанием этих понятий.
Структуризация форм применения сил ВМФ должна соответствовать принципам стандартизации и унификации, которым согласно положениям системного подхода обязана удовлетворять всякая система, претендующая на признание совершенства, необходимости и достаточности. В действующей редакции Боевого устава ВМФ система форм применения сил представляет собой, по нашим оценкам, частично избыточную и частично неполную систему с недостаточно упорядоченными связями по субординации и равнозначности форм, их ролям как системообразующим и дополнительным. В частности, имеют место следующие недостатки.
Первый. Среди основных самостоятельных форм операций и боевых действий упоминается удар как равноправная с ними одноуровневая форма, хотя по смыслу удар является подчиненной формой, поскольку осуществляется (наносится, выполняется) только в рамках операций и боевых действий.
Второй. Указание о реализации операций и боевых действий флота в тактических формах является нарушением принципа субординации. Следует определять их реализацию только через действия подчиненных объединений.
Третий. Указание о реализации боевых действий объединений флота через боевые действия подчиненных объединений отражает не существующую ныне трехступенчатую флотскую структуру «флот - объединение - объединение», поскольку реально имеет место иерархия «флот - объединение - соединение».
Четвертый. На тактическом уровне отсутствуют логически оправданные тактические операции, а для мирного времени - специальные и миротворческие операции. Возражение могло бы состоять в том, что специальные и миротворческие операции относятся к оперативному уровню. Однако это возражение не может быть принято, поскольку имеет место прецедент распространения одной и той же по названию формы «боевые действия» и на оперативный, и на тактический уровень.
Пятый. Бой реализуется в ударах, атаках и маневре как подчиненных формах, выражаясь через эти формы в своих фазах. Это правильно, но именно поэтому эти частные формы не являются одноуровневыми формами, равноправными с боем, что следует из их перечней без указания субординации.
Если устранить все отмеченные недостатки, то итоговая схема системы форм применения сил ВМФ примет вид, представленный в таблице.
Предложенная итоговая система форм применения сил ВМФ характеризуется следующими показателями и особенностями.
Во-первых, полнотой, а именно наличием операций и действий как основных системообразующих форм на всех уровнях - стратегическом, оперативном и тактическом - для военного и мирного времени (новыми формами являются тактические, специальные и миротворческие операции).
Во-вторых, четким разделением исходных форм на системообразующие, соподчиненные по иерархии (операции и боевые действия различных уровней) и дополнительные подчиненные формы.
В-третьих, строгой субординацией, т.е. использованием основными, системообразующими формами для своей реализации только соподчиненных форм следующего иерархического уровня (так формируются операции и боевые действия флота, оперативных командований ВС (ОКВС) и подчиненных объединений).
В-четвертых, введением внутренней двухуровневой структуры форм оперативного уровня в строгом соответствии с определениями операции и боевых действий флота (оперативно-стратегический уровень), морских операций, а также операций и боевых действий объединений (оперативно-тактический уровень).
Специальные операции мирного времени следует считать в основном операциями тактического масштаба. Это дополнительный аргумент в пользу введения понятия «тактическая операция», поскольку такое введение как бы автоматически обеспечивает единство форм военного и мирного времени.
Недостатки определений операций и боевых действий. Очевидно, что предложение о введении понятия «тактическая операция» правомерно обсуждать, если будет дано приемлемое определение этой формы применения сил. С использованием принятых ныне терминов можно было бы дать следующее ориентировочное определение тактической операции: «Тактическая операция есть совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задаче, месту и времени боев, ударов и атак разнородных или однородных сил и войск флота, действующих по единому замыслу и плану для выполнения наиболее важных тактических (боевых) задач». Однако это типовое определение будет, по нашему мнению, неудовлетворительным, поскольку не отвечает требованию раскрытия существа и особенностей собственно данной формы применения сил относительно других форм. Это видно из сравнения определений операций и боевых действий различного масштаба, где отличия между операциями и боевыми действиями имеют второстепенный, иллюзорный характер. Так, операция и боевые действия флота, имея одинаковый оперативный масштаб, различаются только одновременностью и оперативно-стратегическим масштабом - для операции флота, последовательностью и оперативно-тактическим масштабом - для боевых действий флота. Если учесть, что одновременность и последовательность являются признаками не формы, а способа выполнения задач, то становится ясным, что приведенные формулировки повторяют друг друга и практически определяют одну и ту же форму применения сил.
Таким образом, по своему смыслу эти определения мы считаем чисто декларативными, а не нормативными. Поэтому требуется приведение терминологии, связанной с определением форм применения сил ВМФ, в соответствие с истинным содержанием этих понятий.
Известен принцип, согласно которому уровень противоборствующих группировок должен соизмеряться. Например, группировкам оперативного уровня должны противостоять группировки того же уровня. Этот принцип является универсальным, поэтому его можно и следует применить и к определению характеристик форм применения сил.
На оперативном уровне современный противник способен вести военные действия, характеризующиеся одновременностью действий всех группировок сил и постоянным созданием угрозы во всех средах на всю глубину операционных зон флотов. Противодействие такому противнику требует формирования ответного специального процесса оперативного применения сил, обладающего аналогичными фундаментальными свойствами: одновременностью, многосредностью, пространственным размахом и непрерывностью действия. Очевидно, что организационная форма применения сил, которая позволяет реализовать все указанные свойства, как раз и будет операцией, т. е. операция флота - это высшая форма организации процесса оперативного применения сил флота при выполнении оперативно-стратегических и оперативных задач, когда обеспечивается создание свойств одновременности, многосредности, пространственного размаха и непрерывности действий сил в операционной зоне флота, а также способности штабов непрерывно реагировать на изменения обстановки, управлять силами и обеспечивать их действия на срок выполнения задач или до достижения целей действий.
В противном случае могут проводиться только боевые действия как форма организации процесса оперативного применения сил флота при неполном создании (наличии) свойств, присущих операции для сил и (или) штабов. И ничего более! Здесь все необходимо и достаточно.
Практическое значение предлагаемых нами определений наряду с их точным соответствием истинному смыслу термина «форма применения сил» состоит в нормативности, деятельностном характере, направляющем мышление и волю военачальников и штабов на четкое определение способности и необходимых условий выполнения поставленных задач в той или иной форме применения сил. Если это будет понято и принято, то в таком же ключе должны быть пересмотрены определения других форм применения сил на всех уровнях. Если же вернуться к обсуждаемому тактическому уровню, то в терминах, соответствующих этимологии термина «форма», определения тактической операции и тактических (боевых) действий будут следующими.
Тактическая операция - высшая форма организации процесса применения сил при выполнении поставленных тактических задач с обеспечением одновременности, многосредности, пространственного размаха и непрерывности действий сил в назначенной зоне (районе) и способности штабов непрерывно реагировать на изменения обстановки, управлять силами и обеспечивать их действия на срок выполнения задач или до достижения целей действий.
Тактические (боевые) действия - форма организации процесса тактического применения сил при неполном создании указанных свойств для сил и (или) штабов.
Обращаясь к исходным, ныне действующим определениям понятий «операция» и «боевые действия» в других видах Вооруженных Сил, можно видеть, что они в нашем представлении совпадают с определениями для ВМФ вплоть до основных структурных элементов. Это означает, что наши предложения применимы к Вооруженным Силам в целом.
Морской сборник. 2004. № 3. С. 7.
Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1989. С. 290; Морской энциклопедический словарь. СПб.: Судостроение, 1993. Т. 2. С. 313.
Это утверждение не имеет характера непреложного «закона». (Прим. ред.)