Роль оперативно-тактических заданий в развитии кораблей ВМФ

Военная мысль № 7/2007, стр. 23-32

Роль оперативно-тактических заданий в развитии кораблей ВМФ

Начальник 24 ЦНИИ МО РФ

контр-адмирал В.Л. ВАСЮКОВ,

кандидат военных наук

Старший научный сотрудник 24 ЦНИИ МО РФ

контр-адмирал в отставке С. К. СВИРИН,

доктор военно-морских наук, профессор

СУЩЕСТВУЕТ тесная взаимосвязь характера решения задач защиты интересов государства на море с функциональными свойствами вооружения.

Задачи, которые ставятся перед ВМФ, формы и способы их решения во многом определяются качественным и количественным составом его вооружения. Свойства объектов, воздействие по которым ВМФ должен осуществлять, особенности среды его деятельности в свою очередь определяют требования к боевым средствам ВМФ. Такие требования принято называть оперативно-тактическими (ОТТ), а разрабатываются и обосновываются они специалистами оперативного направления служебной деятельности в области научного обеспечения развития вооружения, глубоко понимающими условия и особенности применения ВМФ и военно-морской службы.

Облик технического оснащения сил флота определяется прежде всего кораблями. Последние находятся в прямой зависимости от уровня развития промышленности и производственных технологий, необходимых для создания вооружения. Как известно, вплоть до XIX века уровень развития таких определяющих технологий основывался на простейших законах механического движения. Для применения положений этих законов в практической деятельности человечества не требовалось их теоретических формулировок и глубоких исследований сопутствующих процессов. Достаточно было эмпирически приноравливаться к их действию. Теоретические обобщения делались по мере накопления соответствующей практики деятельности и опытного материала в области развития техники, - только затем следовало обобщение этого материала в теории, формулировании принципов, гипотез, законов и т. п. Такая последовательность отнюдь не означала отсутствия ценности теоретических обобщений для практики. Следуя за развитием техники, наука, сделав теоретические выводы, открывала новые возможности в развитии техники, обеспечивала качественные изменения в ее дальнейшем развитии, что отражалось и на развитии боевых свойств кораблей. Корабли того времени создавались по принципу «все в одном», включая зачастую инициативное тыловое обеспечение.

По мере развития технических средств и промышленной технологии кораблестроения совершенствовалось оснащение кораблей, росло многообразие вооружения, создавались все более эффективные образцы и комплексы связи, разведки, целеуказания, корабли превращались во все более сложные боевые технические системы. Для поддержки функционирования кораблей по мере их усложнения появилась необходимость и возможность создания систем различных видов их обеспечения, обслуживания и управления. Военно-морской флот постепенно становился совокупностью различных типов носителей средств поражения противника и больших боевых и обеспечивающих систем.

В XIX веке наука начала опережать технику, постепенно стиралась грань между ученым и изобретателем. В XX веке опережение наукой техники стало правилом. В научно-техническом прогрессе создалось положение, когда сначала широким фронтом ведутся фундаментальные исследования, затем на их основе выделяются участки, которые открывают новые возможности в области практического применения найденных теоретических и экспериментальных решений, в том числе в развитии боевых свойств кораблей. На этих участках концентрируется внимание прикладных исследований по созданию новых образцов техники, в том числе, а часто и прежде всего, вооружения.

В механизме взаимодействия науки и техники определяющими стали потребности развития техники и производства в целях повышения обороноспособности государства. Однако в отличие от ранее сложившегося положения интересы развития технических средств стимулировали решение не частных задач создания конкретных машин, а фундаментальные исследования в той или иной еще недостаточно изученной области, где было бы возможно открытие новых путей решения практических задач. Дальнейший технический прогресс, в том числе в кораблестроении, стал возможен только на основе организации специальных работ и использования всего арсенала методов познания, что требует огромных знаний, организации труда специально созданных больших научно-исследовательских и проектно-конструкторских коллективов, особых подходов и навыков, которыми владеют научные работники. Грамотная разработка замысла на создание новых кораблей становилась невозможной без оглядки на прогноз развития науки.

К середине XX века по мере военно-технического прогресса резко увеличились количество, сложность и значение связей в системах военно-морского флота. В предшествующий период развитие военных кораблей в ведущих морских державах, как правило, велось по традиционным для них направлениям, а в каждом новом проекте корабля государства руководствовались стремлением превзойти аналогичные корабли соперников. Опыт Второй мировой войны показал, что такой подход себя не оправдывает. Остро встала необходимость при обеспечении разработки программ вооружения и военного кораблестроения проводить всестороннее глубокое обоснование оперативно-тактических требований к кораблям и судам ВМФ исходя из особенностей морской стратегии и политики государства. В частности, в Советском Союзе сложилась практика научного обеспечения выработки военно-технической политики, в том числе развития ВМФ, включающей этапы разработки военно-технической концепции развития вооружения, направлений развития вооружения, программ вооружения и кораблестроения.

Поскольку функционирование кораблей и судов ВМФ существенно зависит от систем, которые он включает, при обосновании требований к ним необходимо рассмотреть влияние всех системообразующих факторов от которых зависят эти требования. ОТТ к кораблям определяются влиянием целого ряда факторов. Важнейшими из них являются основные задачи ВМФ, которые в свою очередь определяются военной доктриной и задачами вооруженных сил РФ. Возможности решения каждой из основных задач ВМФ определяются совокупностью сил и средств, предназначенных для этой цели. Собственно решение задач флотом заключается в соответствующем воздействии по объектам противостоящей стороны. Эти объекты обладают определенными свойствами, что диктует необходимость создания такой совокупности средств воздействия, каждый элемент которой обладает свойствами, обеспечивающими потребное воздействие.

Но практически невозможно создать корабль, летательный аппарат или любое другое боевое средство, полностью обеспечивающее необходимое для решения данной задачи воздействие по объектам противника в любых условиях и вариантах обстановки. Такое положение ведет к необходимости создания некоторой совокупности взаимодополняющих элементов (сил и средств различных типов), каждый из которых в отдельности, как правило, не отвечает всем предъявляемым требованиям, но вместе они представляют целостное множество, способное решать всю совокупность частных задач в любых условиях обстановки. Связи между элементами такого множества определяются единой целью воздействия и объединяют элементы в функциональную систему. Рассмотрение таких функциональных связей является следующим важнейшим фактором, подлежащим анализу при обосновании ОТТ.

Следует отметить, что рассмотрение в исследованиях по научному обеспечению развития вооружения тех или иных функциональных систем, соответствующих основным задачам ВМФ, определяется не только составом объектов противника, но и принципиальной возможностью воздействия по ним силами и средствами ВМФ. Так, например, постановка перед ВМФ задачи поражения стратегических объектов на территории противника стала актуальной только с появлением возможности оснащения сил ВМФ соответствующим оружием (баллистическими и крылатыми ракетами). Кроме того, требования к элементам системы диктуются требованиями к функциональной системе в целом. Поэтому при обосновании ОТТ к кораблю необходимо прежде всего определиться, в рамках какой функциональной системы следует его рассматривать. Боевые корабли, как правило, могут воздействовать по различным объектам и рассматриваются в нескольких функциональных системах. Так, например, многоцелевые подводные лодки рассматриваются прежде всего в функциональных системах борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. А при вооружении крылатыми ракетами большой дальности - также и в системе стратегической задачи разрушения важных наземных объектов.

С точки зрения объектов воздействия выявление необходимого уровня развития тактико-технических характеристик (ТТХ) корабля требует рассмотрения двух категорий объектов воздействия. Первая категория - объекты, воздействие по которым определяет достижение цели системы (уничтожение подводных лодок, авианосцев и т. п.). Вторая категория - объекты, воздействие по которым необходимо для преодоления их противодействия решению основной задачи. В общем случае первые определяют требования к ударным возможностям корабля, вторые - к оборонительным, или, иными словами, к его боевой устойчивости. При этом учитываются функциональные связи воздействия и их взаимодополнения по системам всех назначений: поражения, обеспечения, управления и обслуживания.

Корабли решают основные задачи, как правило, в составе группировки в тактическом или оперативном взаимодействии с разнородными силами. Физико-географические условия, системы различных видов обеспечения, обслуживания и управления создают среду, в которой действуют группировки, решающие основные задачи. Учет этих факторов является необходимым условием достаточно глубокого обоснования ОТТ к кораблю. Физическая среда, ее особенности в различных районах требуют для действий в ней определенного развития тех или иных свойств корабля и также накладывают существенный отпечаток на необходимый облик его и комплексов вооружения. В свою очередь географические условия определяют необходимость заблаговременного развертывания кораблей в различных морских регионах таким образом, чтобы обеспечить решение задач в каждом из них. Значительные отличия географических условий в регионах накладывают свой отпечаток на требования к кораблям.

Очевидно, что на корабле невозможно иметь все необходимое для обеспечения боеспособности, боеготовности и решения всех задач в мирное и военное время. Поэтому значительное число задач обеспечения действий кораблей возлагается на специально создаваемые функциональные системы обеспечения и управления. Но особенности боевых и эксплуатационных свойств технического оснащения перспективных кораблей также заставляют подчас предъявлять новые требования к развитию соответствующих систем обеспечения и управления. Необходимый уровень развития ТТХ корабля определяется с учетом возможностей развития таких систем. Таким образом, подобные исследования связаны с необходимостью решения сложных научно-технических задач сбалансированного развития систем обеспечения, управления и комплексов вооружения кораблей.

Существует тесная связь между задачами ВМФ (равно как и других видов ВС и Вооруженных Сил в целом) и техническими, производственными и финансовыми возможностями государства. В конечном итоге, хотя требования к системам вооружения и кораблям диктуются прежде всего свойствами объектов воздействия, характер, объем и уровень эффективности решения задач определяются реальными технологическими и ресурсными возможностями страны. Они должны быть сбалансированы между собой. Такое сбалансирование производится на основании военно-экономических оценок планов и программ развития и строительства ВМФ. При этом одним из первых шагов в сбалансировании является определение потребностей, т. е. уровня развития сил и средств, необходимого для решения задач.

ОТТ во многом определяют уровень развития тактико-технических свойств кораблей. Однако далеко не всегда необходимый уровень является технически достижимым. Безусловно, прогнозировать развитие кораблестроения и вооружения с упреждением на 20 лет крайне сложно в силу высокой степени неопределенности развития собственно боевых свойств кораблей и вооружения, а также научно-технического уровня развития промышленности, ресурсов, военно-политической обстановки и т. п. (на основе накопленного 24 ЦНИИ МО опыта исследований и разработки программ вооружения десятилетний временной интервал прогнозирования развития ВМФ, по нашему мнению, является оптимальным).

Положение облегчается тем обстоятельством, что в силу преемственности и последовательности выполнения поисковых, прикладных и опытно-конструкторских работ необходимая степень точности и подробности прогноза при их обосновании далеко не одинаковы.

Следует отметить, что на каждом из этапов исследования ведутся по двум основным направлениям: нормативному и поисковому. Нормативное направление заключается в обосновании задач ВМФ, требований к свойствам кораблей и качественному и количественному составу вооружения исходя из состава возможных объектов воздействия. Поисковое - в определении возможного качественного и количественного состава вооружения, его типажа, уровня развития функциональных свойств и объема производства исходя из научно-технических возможностей, уровня развития промышленности и объема ресурсов, которые могут быть выделены на развитие вооружения. На каждом из этапов результаты исследований систематически сопоставляются, что обеспечивает взаимное влияние промежуточных данных на конечный результат. С одной стороны, анализ свойств объектов воздействия позволяет определить требования к свойствам кораблей и их перспективного вооружения и стимулирует поиск учеными и конструкторами возможностей создания вооружения, обладающего необходимыми свойствами. С другой стороны, анализ влияния научно-технического прогресса на развитие вооружения подсказывает подчас новые возможности воздействия по объектам, которые раньше для такого воздействия были недоступны. Последнее особенно характерно при создании вооружения с принципиально новыми боевыми свойствами. Кроме того, прогноз развития производительных сил страны позволяет выявить возможность появления и приоритетность новых объектов воздействия и защиты. Примером таких объектов является бурное развитие нефтепромыслов на морском и океанском шельфах, а в перспективе - развитие добычи в различных районах океана других видов сырья. В итоге в результате последовательного поэтапного сопоставления результатов исследований по каждому из направлений осуществляются всесторонний учет взаимного влияния потребностей и возможностей, их сбалансирование и выработка рекомендаций по целесообразным планам ж решениям. В нашем случае - по целесообразному уровню развития ТТХ кораблей.

При разработке военно-технической концепции необходимо прежде всего выявить возможный состав объектов поражения противника на соответствующую перспективу, произвести анализ их свойств, выявить уязвимые места и на основании этого определить, какие свойства желательно придать перспективным кораблям. На первом этапе подобных исследований выполненный анализ прогноза результатов научно-технического прогресса, оценка возможности использования его достижений в развитии вооружения позволяют представить себе в принципе, каков будет облик перспективных кораблей. Возможности флота во многом определяются его носителями и их средствами поражения. Поэтому важно знать, каковы возможности в развитии кораблей и летательных аппаратов, сохранят ли они в основном свой облик как платформы для размещения различных средств или претерпят принципиальные изменения, возможно ли появление принципиально новых типов носителей. Не менее важно знать, какие изменения могут претерпеть боевые средства поражения, могут ли появиться новые средства поражения и каких объектов. Сопоставление материалов нормативного и поискового прогнозов позволяет определить, какие изменения могут претерпеть возможности ВМФ в разрешении и предотвращении вооруженных конфликтов и, следовательно, задачи, формы и способы применения ВМФ, разработать замысел на развитие вооружения на рассматриваемую перспективу, определить приоритет в развитии различных типов носителей, в том числе кораблей, их боевых средств и свойств различного вооружения. Все это позволяет сформулировать задачи по решению научно-технических проблем в интересах развития вооружения, т. е. определить области концентрации усилий ученых и конструкторов.

Второй этап исследований по обоснованию развития вооружения заключается в определении целесообразного типажа перспективного вооружения, необходимого уровня развития его основных свойств и ТТХ, возможности достижения этого уровня на базе новых научно-технических достижений. Для обоснования ОТТ к уровню развития основных параметров систем и их элементов, в том числе типажа кораблей, служат материалы долгосрочного прогноза на этот период. Анализ результатов поисковых исследований в этом направлении позволяет выявить возможность реализации в рассматриваемый период различных технических решений и с помощью разных методов определить возможные уровни развития ТТХ кораблей и их вооружения. В конечном итоге сопоставление ОТТ и прогноза достижимых уровней развития боевых свойств кораблей и вооружения позволяет выявить возможную степень удовлетворения указанных требований, определить области концентрации усилий, направления развития вооружения и разработать рекомендации по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Третий этап исследований в интересах обеспечения целенаправленного управления развитием вооружения заключается в определении количества кораблей различного назначения, которое следует построить в планируемый период, а также таких соотношений между различными их типами, что позволили бы добиться необходимой эффективности решения задач при минимальных затратах ресурсов.

На каждом этапе уточняется номенклатура вооружения и целесообразный уровень развития его ТТХ в соответствии с производственными возможностями и развитием промышленных технологий. Полученные данные позволяют определить по каждому из типов кораблей совокупность задач, к решению которых целесообразно их привлекать (место в ВМФ) и целесообразную долю от общего объема каждой из основных задач, которая на них приходится, с учетом возможностей производства и ресурсных ограничений (роль в ВМФ). Такая работа позволяет определить целесообразный состав кораблей для решения всей совокупности задач в различных районах и с учетом досягаемости и возможностей управления разработать рекомендации по целесообразному составу корабельных группировок по регионам.

Итогом всей работы на третьем этапе является определение оптимальных соотношений в вооружении различного назначения, т. е. его сбалансированного состава, ТТХ конкретных типов кораблей на основании сопоставления потребностей, возможностей и рекомендаций по целесообразным планам кораблестроения.

Таким образом, в процессе выработки военно-технической политики государства, частью которой является техническое оснащение ВМФ, разрабатывается военно-техническая концепция, программы вооружения и кораблестроения исходя из реальных ресурсов государства. В конечном итоге формулируются задачи Военно-Морского Флота и вырисовывается реальный облик его перспективного вооружения, в том числе корабельного состава.

* * *

После утверждения в соответствующих государственных инстанциях начинается этап реализации программы вооружения с проектированием конкретных типов кораблей и разработкой образцов вооружения. Основными регламентирующими документами на этом этапе являются оперативно-тактические (ОТЗ) и тактико-технические задания (ТТЗ) на создание кораблей и других образцов вооружения.

ОТЗ является первым основополагающим документом директивного характера, определяющим основные требования к уровням боевых характеристик корабля для реализации этих требований при его проектировании и разработке боевых средств и вооружения (в ОТЗ не включаются какие-либо конкретные разрабатываемые или перспективные образцы и системы вооружения, - указываются только требуемые уровни их боевых свойств).

При разработке ОТЗ Главный штаб и НИУ ВМФ руководствовались следующими указаниями главнокомандующего ВМФ: «Ошибочно пытаться создать флот по образцу и подобию даже самой сильной морской державы и определять потребности в строительстве кораблей для своего флота, руководствуясь только количественными критериями и соотношениями корабельного состава. Каждая страна имеет специфическую потребность в морских силах, и только эта потребность, определяемая задачами флота, может служить основанием для развития родов сил, классов кораблей и оружия».

В действующей до начала 90-х годов прошлого столетия системе программных работ и исследований учреждений ВМФ и промышленности по развитию кораблей и вооружения ОТЗ в окончательном формате разрабатывалось Главным штабом (оперативное управление) ВМФ на основании ОТТ, выработанных и обоснованных в прогнозных исследованиях 24 ЦНИИ МО (головной исполнитель) и других НИУ ВМФ и промышленности по научному обеспечению развития вооружения ВМФ на соответствующую перспективу. ОТЗ выражали точку зрения командования Военно-Морского Флота на облик и боевые возможности корабля. ОТЗ с организациями промышленности не согласовывались, поскольку были ориентированы прежде всего на отражение максимальных потребностей и требований, диктуемых условиями решения задач ВМФ.

ОТЗ разрабатывались на корабли, предусмотренные программами вооружения и кораблестроения, планами проектирования и конструкторских разработок, а также в инициативном порядке для предварительных проектных работ по не вошедшим в программные документы, но, по мнению ВМФ, перспективным в будущем кораблям. ОТЗ утверждались главнокомандующим ВМФ и выдавались в промышленность, органы кораблестроения и вооружения ВМФ и высылались в 24 ЦНИИ МО.

Следует отметить, что командование ВМФ очень внимательно и требовательно относилось к разработке и содержательной части ОТЗ. Например, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов (впоследствии министр ВМФ, Адмирал Флота Советского Союза) в своих воспоминаниях о постановке им вопросов кораблестроения непосредственно перед И.В. Сталиным отмечал следующее: «Основными вопросами, которые я готовил и должен был лично докладывать, были вопросы по утверждению оперативно-тактических заданий на заложенные или закладываемые корабли».

Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков также очень внимательно и скрупулезно относился к тексту представляемых ему на утверждение ОТЗ на новые корабли. Как нам известно, зачастую перед утверждением ОТЗ он вписывал в его текст своим четким почерком бывшего штурмана дополнительные фрагменты по уточнениям или изменениям тех или иных наиболее важных требований к кораблю. При этом предупреждал, чтобы текст не перепечатывали и ОТЗ отправляли по адресам именно с его персональными поправками. Как пояснял С.Г. Горшков, он это делал с целью, чтобы руководители промышленности, особенно Минсудпрома, видели, что дополнения и изменения внес именно главнокомандующий ВМФ, и не пытались их отклонять или не выполнять. Кроме того, в оперативном управлении ГШ ВМФ функционировал специальный отдел «Оперативно-тактических заданий и перспективного планирования развития ВМФ». С.Г. Горшков лично опекал этот отдел и нередко с его офицерами совместно работал при подготовке или корректуре ОТЗ (отдел в эпоху «перестройки» в 1987 году слит с другим подразделением ОУ ГШ ВМФ).

На основании ОТЗ проектно-конструкторскими организациями промышленности разрабатывались аванпроекты (технические предложения) кораблей. Они создавались в многовариантном формате (наборе) проектных разработок.

После рассмотрения аванпроектов и утверждения главнокомандующим ВМФ выбранного варианта (вариантов) органами кораблестроения и вооружения и НИУ ВМФ разрабатывался более подробный технический документ - ТТЗ, которые в свою очередь являлись главной основой дальнейших проектных работ по кораблю и его вооружению.

По принятому порядку и организации совместных работ учреждений ВМФ и промышленности по проектированию корабля и разработке образцов его вооружения ТТЗ обязательно согласовывались с промышленностью, что являлось, как правило, сложным и острым во взаимоотношениях процессом отстаивания требований ВМФ (в свое время Н.Г. Кузнецов пытался добиться в правительственных инстанциях права выдачи ТТЗ в промышленность без согласования с нею задаваемых параметров и требований, но этого не добился).

Указанная система совместных работ Главного штаба, органов кораблестроения и вооружения, НИУ ВМФ и организаций промышленности по проблемам развития и строительства ВМФ действовала, постоянно совершенствуясь, с середины 50-х годов минувшего столетия и показала себя вполне продуктивной. Однако за последние 12-15 лет, в связи с тем что кораблестроение для ВМФ по известным причинам было в основном приостановлено (замерло), новое поколение руководства и офицеров центрального аппарата и НИУ ВМФ или забыли данную систему, или просто не знакомы с ней.

Выступая на общем собрании Академии военных наук 17 декабря 2005 года, главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.В. Масорин отметил: «Можно сделать вывод о том, что кризисные явления в российском кораблестроении преодолены, и наступает этап обновления корабельного состава ВМФ. Налицо долгожданный переход к долгосрочной политике нашего государства в отношении строительства Военно-Морского Флота как единственной силовой основы реализации и защиты наших интересов в Мировом океане. У меня есть все основания утверждать, что она будет реализована».

В связи с развертыванием работ по выполнению принятой Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы (ГПВ-2015) мы решили на страницах главного военно-теоретического журнала Минобороны РФ «Военная Мысль» для пользы дела напомнить о такой ранее действовавшей системе работ по развитию и строительству ВМФ с целью ее возможной «реанимации» и применения в соответствующей деятельности всех вышеупомянутых инстанций и учреждений ВМФ и промышленности.

Дальнейшие исследования и работы были направлены на рассмотрение результатов проектирования и разработку заключений на каждом из его этапов. Результаты проектных проработок по ТТЗ оценивались на соответствие их ОТЗ. При этом определялись последствия отступлений от требований заданий и влияние этих отступлений на возможности решения проектируемых кораблем задач. Проектирование кораблей и на этих этапах проводилось, как правило, также многовариантно.

Военно-экономическая оценка проработанных вариантов позволяет выявить приоритетность в развитии различных боевых свойств, определить целесообразность создания различных типов кораблей и в результате последовательных приближений совместно с конструкторами выбрать корабль, обладающий наиболее целесообразным сочетанием тактико-технических характеристик, т. е. определить его рациональный облик.

К вышеизложенному необходимо дополнительно пояснить, что ОТЗ на проектирование кораблей и рекомендации по сбалансированию вооружения ВМФ должны разрабатываться исходя из наиболее целесообразного использования ресурсов, выделяемых государством на развитие ВМФ для защиты государственных интересов в морских и океанских районах. Такая задача решается путем создания в конечном итоге необходимых функциональных систем ВМФ в оптимальном качественном и количественном составе.

В то же время промышленности в силу ее неизбежной отраслевой структуры можно заказывать элементы таких систем по отдельности. В таких условиях контроль за сбалансированным наращиванием функциональных систем практически могут осуществлять только органы центрального аппарата ВМФ при научном обеспечении этого процесса научно-исследовательскими организациями.

Источником разногласий между руководством ВМФ и промышленностью может быть (и случалось ранее) несоответствие прогнозов ВМФ и промышленности по достижимым уровням развития функциональных свойств кораблей и их вооружения требуемым уровням по упомянутой выше причине, а именно - условиям решения задач. В этом случае перед конструкторами по существу ставится задача осуществления дальнейшего поиска технических решений, удовлетворяющих требованиям ВМФ. Дело в том, что существовавший в СССР порядок прохождения ТТЗ на корабли через комиссию по военно-промышленным вопросам Совета Министров предусматривал, как уже выше упоминалось, обязательное их предварительное согласование между ВМФ и промышленностью. В итоге в ТТЗ практически однозначно фиксировался уровень параметров, определяющих функциональные свойства вооружения. Организации промышленности в свою очередь в существовавшей экономической системе всячески стремились исключить риск и брали на себя только гарантированные обязательства.

Такой порядок вынуждал заказчиков (ВМФ) принимать условия промышленности. Следствием подчас являлось создание вооружения, не отвечающего потребностям решения задан, а также создавались условия для спекулятивных заявлений отдельных представителей промышленности о полном выполнении требований заказчиков, отраженных якобы полностью в технических заданиях. Во избежание подобных случаев ОТЗ и ТТЗ должны сопровождаться приложениями, в которых содержатся обоснования действительных потребностей и зависимости между уровнем развития свойств и эффективностью решения задач. Такие зависимости позволят конструкторам полнее уяснить смысл требований ВМФ.

Для решения вопросов, возникающих в процессе создания вооружения, в ВМФ функционирует аппарат научно-технического и военно-научного сопровождения создания и строительства кораблей и других образцов вооружения. Наличие ОТЗ, сопровождаемых приложениями, раскрывающими существо выдвигаемых требований, также облегчит работу этого аппарата и поиск разумных компромиссов.

Поскольку вооружение создается во имя решения флотом определенных задач, военно-научное сопровождение должно осуществляться операторами - системными аналитиками, т. е. специалистами в соответствующих областях научного обеспечения деятельности и развития вооружения Военно-Морского Флота.

Таким образом, только совместная работа системных аналитиков-операторов, инженеров-кораблестроителей и разработчиков образцов вооружения, сопоставление на всех этапах проектирования кораблей ОТТ к ним и технических возможностей их создания позволяет в конечном итоге определить наиболее целесообразное сочетание функциональных свойств боевых кораблей и судов и обеспечить рациональное и экономное расходование ресурсов, выделяемых на развитие Военно-Морского Флота.

Го р ш к о в С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат МО СССР, 1976. С. 413-414.

С в и р и н С.К. Научное обеспечение развития вооружения ВМФ// Военная Мысль. 2006. №8. С. 15.

Кузнецов Н.Г. Крутые повороты. М.: Молодая Гвардия, 1995. С. 40.

Адмирал Кузнецов. Москва в жизни и судьбе флотоводца. Издательство Главархива Москвы. С. 243, 317-322.

Масорин В.В. Развитие Военно-Морского Флота и роль академии военных наук // Вестник Академии военных наук. № 1 (14). 2006. С. 25-26.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации