Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2007,стр. 25-32

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Полковник М.В. ШИМАНОВСКИЙ,

кандидат технических наук

Полковник Д.Ф. ЗИГАНШИН,

кандидат военных наук

ЧТОБЫ иметь возможность правильно оценивать эффективность функционирования системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов (СПН МЛР) и вырабатывать обоснованные направления ее совершенствования, необходимо разработать и классифицировать показатели, характеризующие исследуемую систему.

В основу классификации показателей могут быть положены самые различные подходы. На наш взгляд, с методической точки зрения все множество показателей целесообразно разделить на два класса: внешние и внутренние.

Под внешними показателями будем понимать такие, которые характеризуют свойства (качества) системы в целом. Они в свою очередь подразделяются на показатели, отражающие общесистемные свойства СПН МЛР (управляемость, устойчивость, живучесть, надежность, гибкость и др.), и показатели, характеризующие ее с точки зрения достижения основной цели функционирования. Показатели, отражающие общесистемные свойства исследуемой системы, в данной статье не рассматриваются.

Внутренние показатели характеризуют систему изнутри, т. е. ее состав, структуру, свойства отдельных элементов, процессы, протекающие в системе, и т. п.

Чтобы показатели адекватно характеризовали исследуемую систему, они должны удовлетворять следующим требованиям: в целом всесторонне, полно, с достаточной точностью, неизбыточно и непротиворечиво описывать СПН МЛР; по возможности иметь обобщенный показатель, соответствующий предназначению СПН МЛР, основной цели ее функционирования и отражающий комплекс ее основных свойств (качеств); иметь частные показатели, отражающие зависимость от процесса функционирования системы в целом или ее элементов (подсистем); адекватно отражать физическую сущность свойств (качеств) системы, ее элементов (подсистем) и протекающих в системе процессов; наглядно представлять свойства системы в целом, ее элементов (подсистем) и протекающих в системе процессов; чувствительными к изменениям условий функционирования системы; быть связанными с обобщенным показателем системы; поддаваться вычислению и формализации, т. е. быть количественными и иметь возможно более простые аналитические выражения.

Выбор и обоснование внешних показателей осуществляются на основании анализа цели функционирования и вытекающего из нее основного предназначения системы.

Целью функционирования СПН МЛР является полное и своевременное удовлетворение потребностей отмобилизовываемых (доукомплектовываемых) соединений и воинских частей в военно-обученных специалистах запаса в угрожаемый период и при восполнении потерь в начальный период войны.

Основным предназначением рассматриваемой системы является подготовка и накопление в запасе военно-обученных людских ресурсов, предназначенных для достижения указанной цели.

В соответствии с вышеизложенным в качестве внешних показателей (параметров) СПН МЛР могут выступать:

показатели, характеризующие количество МЛР: общий объем мобилизационных людских ресурсов - количество состоящих на воинском учете граждан, пребывающих в запасе, которые могут быть предназначены для доукомплектования соединений и воинских частей до штатов военного времени (в том числе специальных, вновь формируемых и резервных формирований), призваны на военную службу в военное время в целях восполнения потерь, а также привлечены к выполнению работ в целях обеспечения обороны и безопасности государства; общее количество граждан, пребывающих в составе резерва; распределение граждан, пребывающих в запасе, по военно-учетным специальностям (ВУС), по разрядам (возрасту граждан), составам запаса (воинским званиям) и категориям запаса (в зависимости от продолжительности, условий прохождения военной службы и пребывания в запасе), по районам комплектования - количество граждан по каждой из перечисленных категорий; укомплектованность подразделений, частей личным составом по штатам военного времени по прямым ВУС; укомплектованность подразделений, частей личным составом по штатам военного времени по прямому должностному предназначению;

показатели, характеризующие качество МЛР: уровень обученности (подготовки в соответствии с предназначением на определенную воинскую должность по конкретной ВУС) граждан, пребывающих в запасе, в том числе в составе резервов различной очереди (характеризует степень освоения знаний, навыков и умений, соответствующих объемам программы одиночной подготовки специалиста); степень слаженности подразделения, комплектуемого мобилизационными людскими ресурсами (отражает уровень обученности специалистов при выполнении групповых нормативов в составе подразделения); степень соответствия приписного состава предъявляемым к ним требованиям по военно-учетным признакам (данные требования раскрываются в соответствующих руководящих документах);

временные показатели: продолжительность различных видов подготовки граждан Российской Федерации; продолжительность периода времени, в течение которого граждане, пребывающие в запасе, однократно проходят все виды подготовки; продолжительность периода времени, в течение которого один (средний, обобщенный) гражданин, пребывающий в запасе и предназначенный на определенную воинскую должность, проходит подготовку по всем формам обучения; продолжительность периода времени, в течение которого все граждане, пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования соединений и воинских частей по штатам военного времени, однократно проходят подготовку (переподготовку) в соответствии с предназначением (вариант: продолжительность периода времени, в течение которого СПН МЛР осуществляет однократную подготовку (переподготовку) всех граждан, пребывающих в запасе и предназначенных для укомплектования соединений и воинских частей по штатам военного времени); периодичность прохождения гражданами, пребывающими в запасе, различных видов подготовки;

показатели, характеризующие производительность СПН МЛР: емкость - максимальное количество граждан, подготавливаемых системой одновременно (в течение одного периода обучения); пропускная способность - количество граждан, проходящих военную подготовку в единицу времени (в месяц, в полугодие, в год);

показатели, характеризующие затраты на функционирование СПН МЛР: общие затраты финансовых средств (по совокупности всех материальных расходов) на подготовку мобилизационных людских ресурсов, в том числе за определенный период времени; средние (приведенные) затраты на подготовку одного человека, в том числе за определенный период времени.

Внутренние показатели (параметры) СПН МЛР определяются на основе анализа состава системы, ее структуры и функций ее элементов (подсистем).

Основными элементами данной системы являются: федеральные органы государственной власти; органы военного управления; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и образовательные учреждения; соединения и воинские части ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов; инфраструктура, используемая в процессе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, в том числе учебная материально-техническая база; военные комиссариаты; собственно мобилизационные людские ресурсы государства, в том числе заблаговременно спланированные к поставке в соединения и воинские части при переводе Вооруженных Сил на состав и численность военного времени.

С методической точки зрения исследуемую систему целесообразно декомпозировать на ряд функциональных подсистем: подсистема управления подготовкой и накоплением мобилизационных людских ресурсов; подсистема подготовки мобилизационных людских ресурсов (в мирное время и военное время); подсистема учета и накопления мобилизационных людских ресурсов; подсистема обеспечения подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

Функциями подсистемы управления являются: сбор информации о состоянии работы по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов; определение потребности мобилизационных людских ресурсов для комплектования войск (сил); определение источников мобилизационных людских ресурсов; оценка уровня подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов и разработка мероприятий по его повышению; выбор рациональной стратегии - определение форм, способов и периодичности подготовки мобилизационных людских ресурсов; всестороннее детальное планирование мероприятий подготовки мобилизационных людских ресурсов; организация взаимодействия различных элементов СПН МЛР, в том числе органов военного управления с органами государственной власти и органами местного самоуправления; постоянный контроль выполнения планов по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов; определение степени соответствия результатов решения задач поставленной цели и корректировка решения.

Указанные функции выполняют органы управления подготовкой и накоплением МЛР, принимающие решения по порядку функционирования системы и ее элементов: федеральные органы государственной власти, органы военного управления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, военные комиссариаты.

Группа показателей, характеризующих подсистему управления подготовкой и накоплением мобилизационных людских ресурсов, включает следующие основные элементы: состав и структура органов государственного и военного управления, воинских формирований, организаций и учреждений, выполняющих задачи по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов; структурная взаимосвязь органов управления между собой и с элементами системы; состояние органов управления системой; численность личного состава в органах управления; эффективность организации управления системой;

взаимосвязь и обоснованность принимаемых решений; оперативность принимаемых решений и доведения команд (сигналов) до управляемых объектов; способность к решению внезапно возникающих задач; стоимость содержания органов управления.

Функциями подсистемы подготовки могут быть: разработка и совершенствование программ подготовки мобилизационных людских ресурсов; подготовка граждан, пребывающих в запасе, на военных сборах и тренировках; подготовка граждан в период пребывания их в резерве различной очереди; подготовка граждан, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования; подготовка граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО; проведение подготовки и слаживания как отдельных расчетов, подразделений, так и частей в полном составе.

Функции подготовки мобилизационных людских ресурсов выполняют соединения и воинские части, военно-учебные заведения, военные кафедры вузов и т. д.

К показателям, характеризующим подсистему подготовки, следует отнести: перечень форм подготовки мобилизационных людских ресурсов; перечень военно-учетных специальностей, по которым подготовка граждан осуществляется в различных учебных учреждениях системы; перечень ВУС, по которым подготовка граждан осуществляется в различных учебных учреждениях системы в военное время; наличие программ подготовки специалистов и их соответствие потребностям в мобилизационных людских ресурсах в каждом регионе (районе комплектования); количество командного, преподавательского, инструкторского и обслуживающего персонала; уровень профессиональной пригодности преподавательского, инструкторского и обслуживающего персонала; количество и вместимость учебных учреждений и воинских частей, осуществляющих подготовку граждан; вместимость запасных частей и учебных учреждений системы, осуществляющих подготовку граждан в военное время; пропускная способность учебных учреждений и воинских частей, осуществляющих подготовку граждан; пропускная способность запасных частей и учебных учреждений, осуществляющих подготовку граждан в военное время; количество мероприятий по подготовке мобилизационных людских ресурсов (сборов и тренировок) за расчетный период времени; продолжительность и периодичность мероприятий по подготовке мобилизационных людских ресурсов в соответствии с различными формами обучения (подготовки); сроки прохождения действительной военной службы и пребывания в резерве и запасе; уровень подготовки специалистов в конкретных учебных учреждениях СПН МЛР, соединениях и частях.

Функциями подсистемы учета и накопления при этом должны стать: учет наличия мобилизационных людских ресурсов, в том числе по районам комплектования; учет граждан, приписанных к соединениям, частям ВС РФ, других войск, и органов; профессиональный отбор граждан; создание потребных объемов накопления мобилизационных людских ресурсов по ВУС и воинским должностям; заключение с гражданами контрактов о включении в состав резерва; бронирование граждан, пребывающих в запасе; оповещение, прием и отправка мобилизационных людских ресурсов по предназначению.

Функции этой подсистемы выполняют: организационно-мобилизационные органы различного уровня; военные комиссариаты республик, краев, областей, районов; военно-учетные столы местных органов власти, предприятий и организаций.

Подсистему учета и накопления характеризуют такие показатели, как: наличие органов, осуществляющих учет и накопление мобилизационных людских ресурсов; укомплектованность органов, осуществляющих учет и накопление мобилизационных людских ресурсов; уровень профессиональной подготовки сотрудников органов, осуществляющих учет и накопление мобилизационных людских ресурсов; возможности органов, осуществляющих учет и накопление мобилизационных людских ресурсов, с учетом социальных, географических и других условий конкретных регионов.

Функциями подсистемы обеспечения являются: нормативно-правовое обеспечение функционирования СПН МЛР; финансовое обеспечение функционирования СПН МЛР; совершенствование учебной материально-технической базы; материально-техническое обеспечение функционирования СПН МЛР; тыловое обеспечение функционирования СПН МЛР; информационное обеспечение функционирования и совершенствования СПН МЛР.

Данные функции выполняются, практически, всеми элементами СПН МЛР, в части касающейся.

В группу показателей, характеризующих состояние подсистемы обеспечения, следует включить: наличие и достаточность федеральных нормативно-правовых актов; наличие и достаточность ведомственных нормативно-правовых актов; наличие и достаточность законодательных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления; достаточность и своевременность финансирования СПН МЛР; обеспеченность объектами капитального строительства; состояние учебной материально-технической базы подготовки военных специалистов запаса; наличие, состояние и оборудование объектов учебной материально-технической базы воинских частей, организаций и учреждений, в том числе по районам комплектования войск; возможности учебной материально-технической базы подготовки военных специалистов запаса; обеспеченность всеми видами довольствия граждан, привлекаемых к обучению различными источниками подготовки; достаточность запасов материальных средств, в том числе средств тылового обеспечения, необходимых для функционирования СПН МЛР; достаточность инфраструктуры; количественно-качественные характеристики инфраструктуры подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

Здесь необходимо отметить, что системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов видов, родов войск ВС, Тыла ВС, других войск могут иметь свои специфические, присущие только им показатели, характеризующие соответствующие специфические свойства систем.

Предложенные показатели, на наш взгляд, достаточно полно характеризуют систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов и могут использоваться для детального, всестороннего и глубокого ее анализа.

Для оценки эффективности функционирования СПН МЛР, т. е. степени ее приспособленности к решению поставленных задач, наряду с системой показателей необходимо определить соответствующие критерии.

В настоящее время в научной литературе нет однозначной, общепринятой трактовки понятия «критерий эффективности». В различных источниках критерии отождествляются либо с показателями, характеризующими систему (целевыми функциями), либо с конкретными значениями этих показателей.

В настоящей статье под критерием эффективности будем понимать правило (признак, условие), в соответствии с которым делается вывод об эффективности функционировании системы или о предпочтительности того или иного варианта построения системы.

Для того чтобы функционирование системы было признано эффективным, необходимо и достаточно (необходимо, достаточно), чтобы значение показателя (в общем случае векторного), характеризующего систему, принадлежало определенному заранее множеству (удовлетворяло определенному заранее условию):

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

гдe: f(x) - показатель, характеризующий систему (свойство системы), - целевая функция системы (показатель эффективности);

F* - определенное заранее множество значений показателя , при которых система удовлетворяет предъявленным ей требованиям;

F- область изменения целевой функции;

х - аргумент целевой функции, в общем случае - вектор параметров, влияющих на результат функционирования системы;

X- область определения целевой функции.

Можно выделить следующие виды критериев:

Критерий минимально допустимого результата (не менее требуемого)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Критерий максимально допустимого результата (не более требуемого)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Критерий интервального значения показателя

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Критерий максимально возможного результата (чем больше, тем лучше)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Критерий минимально возможного результата (чем меньше, тем лучше)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

Критерий наименьшего гарантированного выигрыша («нижнего выигрыша»)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

т. е. в условиях активного противодействия противника гарантируется эффективность не ниже чем f*.

Критерий наибольшего гарантированного проигрыша («верхнего проигрыша»)

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

т. е. в условиях активного противодействия противника гарантируется ущерб не больше чем/".

В случае если показатель эффективности (целевая функция) системы является векторным, при формировании критерия эффективности может быть использована композиция критериев различного вида. Например, для эффективного функционирования системы, необходимо и достаточно, чтобы

Система подготовки мобилизационных людских ресурсов и критерии оценки ее эффективности

В контексте предложенного определения и классификации критериев можно сформулировать критерии эффективности функционирования системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов и ее элементов по каждому из приведенных выше показателей.

Ниже приведены возможные варианты критериев по основным внешним показателям системы.

По показателям, характеризующим количество мобилизационных людских ресурсов, качество их подготовки и производительность СПН МЛР, наиболее целесообразно использовать критерии минимально допустимого результата и максимально возможного результата.

Критерий 1. Для того чтобы функционирование системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов было признано эффективным, необходимо, чтобы общее количество граждан, пребывающих в составе резерва, было не меньше требуемого.

Критерий 2. Наиболее эффективным (из всех возможных) вариантом построения системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должен быть признан тот, который обеспечивает подготовку максимального количества военно-обученных людских ресурсов.

Критерий 3. Для того чтобы функционирование системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов было признано эффективным, необходимо, чтобы уровень обученное™ (подготовки в соответствии с предназначением на определенную воинскую должность по конкретной ВУС) граждан, пребывающих в запасе, был не ниже требуемого.

Критерий 4. Пропускная способность системы - количество граждан, проходящих военную подготовку в единицу времени (в месяц, в полугодие, в год) - должна быть максимально возможной.

По временным показателям и показателям, характеризующим затраты на подготовку и накопление мобилизационных людских ресурсов, могут использоваться как критерий максимально допустимого результата, так и критерий минимально возможного результата.

Критерий 5. Для того чтобы функционирование системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов было признано эффективным, необходимо, чтобы продолжительность периода времени, в течение которого однократно проходят все виды обучающих мероприятий, была не более требуемой.

Критерий 6. Наиболее эффективным (из всех возможных) вариантом построения системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должен быть признан тот, при котором продолжительность периода времени, в течение которого все граждане, пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования соединений и воинских частей по штатам военного времени, однократно проходят подготовку (переподготовку) в соответствии с предназначением, является наименьшей.

Критерий 7. Общие затраты финансовых средств (по совокупности всех материальных расходов) на подготовку мобилизационных людских ресурсов, в том числе за определенный период времени должны быть не более допустимых.

Критерий эффективности функционирования системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов по комплексу показателей (по векторному показателю) может иметь следующий вид.

Критерий 8. Для того чтобы функционирование системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов было признано эффективным, необходимо и достаточно, чтобы одновременно выполнялись следующие условия: количество накопленных военно-обученных людских ресурсов было максимально возможным; общее количество граждан, пребывающих в составе резерва, было не меньше требуемого; уровень обученности граждан, пребывающих в запасе, был не ниже требуемого; пропускная способность системы была максимально возможной; продолжительность периода времени, в течение которого однократно проходят все виды обучающих мероприятий, была не более требуемой; общие затраты финансовых средств были не более допустимых.

Таким образом, предложенные в настоящей статье показатели, на наш взгляд, достаточно полно характеризуют систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов и может использоваться для детального, всестороннего и глубокого ее анализа. Критерии оценки эффективности функционирования СПН МЛР могут быть положены в основу определения рациональных значений ее параметров, которые, в свою очередь, определят рациональный вариант построения перспективной системы.

Под показателем (параметром) будем понимать переменную величину (физическую, лингвистическую и др.), характеризующую (описывающую) количественно или качественно то или иное свойство (качество) СПН МЛР в целом или отдельных ее элементов (подсистем). При этом необходимо различать сам показатель и его конкретное (например, числовое) значение.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации