Система совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности

Военная мысль № 5/2007, стр. 19-24

Система совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности

Полковник П.А. ДУЛЬНЕВ,

доктор военных наук, профессор

Подполковник А.Ю. БРОСАЛИН

В СОВРЕМЕННЫХ условиях одной из нерешенных проблем теории и практики военного искусства является достижение высокого уровня взаимодействия воинских формирований Вооруженных Сил РФ с войсками (силами) других силовых министерств и ведомств при решении задач по локализации (разрешению) вооруженных конфликтов. Это во многом обусловлено достаточно сложной структурой военной организации нашего государства, которая условно разделена на две независимые друг от друга части: собственно Вооруженные Силы и так называемые другие войска (внутренние войска МВД, пограничные войска ФСБ, воинские формирования Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям и др.). В результате, как показал опыт проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, возникают определенные трудности в организации совместных действий войск при проведении специальных операций, что является следствием немалых противоречий и несогласованностей в вопросах строительства, развития и подготовки войск (сил) разноведомственной принадлежности. Одним из путей решения данной проблемы является, на наш взгляд, выработка единых подходов к организации оперативной, боевой подготовки органов управления и войск (сил) различных силовых ведомств и централизация руководства ею.

Применение войск в ходе разрешения внутреннего вооруженного конфликта осуществлялось, как правило, в форме специальных операций, которые в зависимости от состава привлекаемых сил и средств были войсковыми или совместными. Войсковые операции проводились общевойсковыми частями и соединениями с привлечением воинских формирований родов войск и специальных войск под руководством общевойскового командира.

В совместных операциях задачи выполняли временно создаваемые группировки войск с привлечением сил и средств ВС, МВД, ФПС, ФСБ и других ведомств под руководством общевойскового командира. Эти операции с учетом специфики внутреннего вооруженного конфликта доказали свою высокую эффективность и получили более широкое распространение, чем войсковые. При их подготовке и проведении наибольшую сложность представлял вопрос организации взаимодействия между воинскими формированиями разноведомственной принадлежности, что объяснялось существенными различиями в их организационно-штатной структуре, тактике действий, специфике выполняемых задач, а также отсутствием каких-либо соответствующих нормативных документов, которыми можно было бы руководствоваться.

Боевой опыт применения войск в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе высветил обширный комплекс проблем, связанных с трудностями организации совместных согласованных действий воинских формирований различных силовых структур в ходе специальной операции. Условно эти проблемы можно разбить на несколько блоков (рис. 1).

Система совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности

Рис. 1. Основные проблемы организации совместных действий воинских формирований разноведомственной принадлежности в специальной операции.

Разрешить перечисленные проблемы возможно только на основе объединения усилий всех силовых министерств и ведомств в целях устранения имеющихся противоречий в подготовке специалистов и подразделений. Одно из таких противоречий заключается в несоответствии направленности и задач подготовки одиночных специалистов и подразделений содержанию боевых действий в вооруженном конфликте. Содержание боя определяется такими факторами, как применяемые средства и способы вооруженной борьбы, особенности театра военных действий и другие, которые необходимо всесторонне учитывать при организации и проведении мероприятий боевой подготовки.

С данным противоречием тесно связано другое - между содержанием боевых действий в вооруженном конфликте, с одной стороны, и применяемой методикой, средствами обучения - с другой. Причина этого противоречия заключается в отсутствии достаточно глубоко разработанной тактики контрпартизанской борьбы.

Следующее противоречие - между необходимостью приближения процесса обучения к условиям реального боя и низкими возможностями по полному воспроизведению боевой обстановки при проведении мероприятий боевой подготовки. Ведь существующими методами и способами нельзя с высокой степенью достоверности сымитировать огонь артиллерии, удары авиации и т. п. Но самое сложное - осуществить психологическое моделирование боевой обстановки, которое вызывало бы у обучаемых чувство реальной опасности, ненависти к противнику, осознание необходимости выполнить поставленную задачу даже ценой собственной жизни. Основным направлением разрешения данного противоречия является развитие и совершенствование форм, методов и средств боевой подготовки в направлении повышения возможностей по имитации взаимного огневого поражения и воспроизведению других признаков, характерных для боя в вооруженном конфликте.

Определяющее влияние на развитие системы боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности оказывает внутреннее противоречие между возрастанием объема содержания боевой учебы и недостаточно высокими возможностями по его реализации. Рост объема содержания подготовки одиночных специалистов и подразделений обусловлен следующими факторами и тенденциями: увеличением количества предметов подготовки, связанным с появлением новых и усложнением существующих средств вооруженной борьбы; оснащением подразделений все большим количеством коллективного оружия, что требует овладения смежными специальностями, взаимозаменяемости и повышения уровня слаженности подразделений и частей; возрастанием числа типовых задач, которые подразделения и части должны выполнять в бою; совершенствованием и усложнением форм и способов ведения военных (боевых) действий.

Совокупность факторов, определяющих первую сторону данного противоречия (рост объема содержания), диалектически воздействует на другую (возможность его освоения), отражаясь в ней противоположной тенденцией - относительным сокращением учебного времени на изучение каждого отдельного предмета. Так, при неизменных сроках, порядке и последовательности подготовки частей и подразделений появление нового предмета (темы, учебного вопроса, задачи) требует выделения дополнительного времени, которое можно получить за счет других дисциплин. При этом, естественно, снижается качество боевой учебы, глубина освоения военных специальностей и уровень слаженности воинских формирований. Не допустить этого можно только путем совершенствования имеющихся и разработки новых средств и методов обучения, что в свою очередь ведет к возрастанию объема учебной материально-технической базы (УМТБ), удорожанию мероприятий подготовки и связанным с этим ограничениям в боевой учебе, усложнению содержания, порядка организации и методики боевой подготовки и определенным трудностям в ее приближении к условиям реального боя.

Основными направлениями разрешения выявленных противоречий являются тщательное определение содержания боевой подготовки, совершенствование организации и методики обучения, создание и внедрение новых средств подготовки. Реализовать эти направления возможно, на наш взгляд, только путем выработки и внедрения единой системы совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности (рис. 2).

Целью ее внедрения является достижение высокого уровня обученно-сти личного состава, слаженности воинских формирований различных силовых ведомств и их органов управления, обеспечивающих успешное выполнение ими задач согласно боевому предназначению. Конечным результатом реализации выдвинутых направлений создания такой системы следует считать разработку структуры, программы и определение содержания совместной боевой подготовки, методики обучения, а также строительство новых учебных объектов для решения типовых задач.

При разработке системы совместной боевой подготовки необходимо предусмотреть проведение следующих мероприятий: согласование программ боевой подготовки различных силовых структур с выделением как общих, так и специфических направлений в содержании совместного обучения; изыскание и выработка совместных форм и методов обучения (групповых упражнений, тактических летучек, командно-штабных и тактических учений, конференций, а также совещаний как формы обобщения и распространения передового опыта совместной боевой подготовки); наращивание существующей УМТБ в целях обеспечения эффективной подготовки к выполнению общих задач при совместных действиях, а также создание общих учебных центров для проведения совместных мероприятий боевой подготовки.

По структуре совместная боевая подготовка может подразделяться на два этапа. Первый - раздельная подготовка в составе своих силовых ведомств, которая включает одиночную подготовку военнослужащих и слаживание подразделений. При этом будут решаться следующие задачи: совершенствование индивидуальной подготовки по занимаемой должности и овладение дополнительными военно-учетными специальностями; слаживание подразделений для выполнения задач по боевому предназначению; овладение индивидуальными приемами и способами при совместных действиях и отработка основ взаимодействия подразделений различных силовых ведомств.

Второй этап - совместная подготовка воинских формирований различных силовых ведомств, основное содержание которой заключается в слаживании подразделений для совместных действий с использованием единой УМТБ. Главная цель данного этапа - совершенствование умений, навыков и отработка вопросов взаимодействия при совместном выполнении различных боевых и других задач.

Содержание совместной боевой подготовки подразделений разноведомственной принадлежности должно определяться особенностями применения формирований этих силовых ведомств и выполнения ими боевых задач, но при этом в максимальной степени соответствовать характеру боевых действий в вооруженных конфликтах, физико-географическим условиям региона и учитывать тактику действий НВФ.

В целях реализации указанных требований представляется целесообразным разработать программу совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности, где определить наиболее сложные вопросы, по которым должно осуществляться их взаимодействие при выполнении совместных боевых задач в ходе вооруженного конфликта. При составлении этой программы необходимо максимально учесть основные особенности ведения боевых действий в вооруженном конфликте, в частности включить отработку способов ведения боевых действий с мелкими (10-15 человек) и крупными (50-200 человек) НВФ, а также их мобильными группами ночью и в тумане, в горах, на равнине и в населенных пунктах.

Система совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности

Рис. 2. Основные положения единой системы совместной боевой подготовки воинских формирований разноведомственной принадлежности

В качестве отдельных тем следует предусмотреть изучение вопросов ведения борьбы с ДРГ, предотвращения террористических актов; обеспечения бесперебойного функционирования органов государственного управления, жизненно важных объектов и коммуникаций; блокирования городов, других ключевых населенных пунктов и районов, удерживаемых НВФ; изоляции, ликвидации и разгрома наиболее опасных группировок противника, способных оказать своими действиями определяющее влияние на дальнейший ход конфликта; проведения разведывательно-поисковых, рейдово-ударных, блокирующих, штурмовых действий при разгроме НВФ; участия в поддержании режима чрезвычайного положения и прикрытии государственной границы.

Другим, не менее важным направлением внедрения системы совместной боевой подготовки является создание и совершенствование общей УМТБ, которая в настоящее время не обеспечивает требуемый уровень качества обучения как одиночных специалистов, так и подразделений. Основными ее недостатками являются низкая пропускная способность учебных мест (не соблюдается принцип «тренируются все, обучается каждый»); недостаточное применение технических средств обучения (тренажеров) и боевой техники; несоответствие условий обучения реальным условиям боя; невозможность быстрого развертывания необходимых учебных объектов непосредственно в районах вооруженного конфликта.

УМТБ для совместной боевой подготовки - это комплекс материальных и технических средств, различных строений и инженерных сооружений, оборудованных и расположенных в порядке и последовательности в соответствии с содержанием, методикой и учебными планами подготовки подразделений как в мирное время, так и в ходе ведения боевых действий.

Сущность совершенствования существующей УМТБ заключается в разработке и производстве необходимых приспособлений и расходных материалов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также в применении новых средств и технологий для проведения обучения. Создание новой УМТБ для совместной боевой подготовки вызвано усложнением ее содержания, необходимостью внедрения более современных методик обучения и максимального учета особенностей ведения боевых действий в вооруженных конфликтах.

Новая УМТБ для совместной боевой подготовки в особых условиях может включать следующие объекты: полосу препятствий для отработки вопросов передвижения и преодоления препятствий (в горах, лесу, населенном пункте); стрельбище для обучения ведению огня в специфических условиях местности (снизу вверх, сверху вниз, на предельную дальность, через стекло и т. д.); инженерный городок для изучения вопросов преодоления минно-взрывных заграждений противника, различных завалов и препятствий, поиска и обезвреживания фугасов; тактическое поле для отработки способов ведения контртеррористической борьбы, устройства засад, обучения снайперов, разведгрупп и др.; район городской застройки (отдельные городские строения, дома частного сектора в один-два этажа из кирпича и бревен).

Подготовка подразделений силовых ведомств на общих учебных центрах может проводиться по двум вариантам: первый - когда на учебном центре находятся воинские формирования только одного силового ведомства; второй - когда на учебном центре проходят обучение подразделения нескольких силовых ведомств одновременно.

Таким образом, в целях повышения уровня взаимодействия воинских формирований разноведомственной принадлежности в ходе локализации (разрешения) вооруженных конфликтов необходимо разработать и внедрить единую систему боевой подготовки, в рамках которой предусмотреть отработку как специфических задач и способов действий, присущих конкретному силовому ведомству, так и совместных, требующих согласованных усилий разноведомственных сил и средств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации