Совершенствование испытательного комплекса Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2007, стр.16-18

Совершенствование испытательного комплекса Министерства обороны Российской Федерации

Генерал-майор В.М. БУРЕНОК,

доктор технических наук

Полковник Л. В. СТАХЛИЧ,

кандидат технических наук

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ комплекс (ИК) Министерства обороны Российской Федерации представляет собой совокупность органов военного управления и системы испытательных полигонов с упорядоченными отношениями между ними; он предназначен для решения задач по проведению испытаний разрабатываемого и серийно производимого вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Основными его задачами являются:

осуществление всесторонних испытаний разрабатываемых (опытных) образцов ВВСТ, оценка соответствия их тактико-технических характеристик заданным тактико-техническим требованиям;

контрольные испытания установочных партий, серийных и находящихся в эксплуатации образцов ВВСТ и обеспечение объективного контроля действий боевых расчетов;

проведение опытно-исследовательских и оперативно-тактических учений войск по отработке боевого применения ВВСТ, боевой подготовки, в том числе боевых стрельб частей и подразделений ВС РФ;

исследования по отработке технологий создания и совершенствования ВВСТ, в том числе проведение натурных демонстрационных экспериментов.

В настоящее время ИК переживает сложный период, обусловленный старением экспериментально-испытательной базы (ЭИБ) и низкими темпами ее обновления (имеющаяся база зачастую уже не в состоянии с требуемой достоверностью оценить тактико-технические характеристики и показатели эффективности испытываемых образцов), а также последствиями распада СССР, в результате которого ряд важных испытательных полигонов оказался на территории других государств. Ожидаемое же завершение разработки ряда новых систем, комплексов вооружения и образцов ВВСТ предъявляет к ИК требования не только по готовности существующей ЭИБ к испытаниям, но и в плане ее развития для решения новых задач по проведению испытаний, обусловленных новизной испытываемых ВВСТ. В условиях же ограниченных финансовых ресурсов полномасштабное переоснащение и эффективное обеспечение функционирования разветвленной, зачастую дублирующей друг друга сети полигонов (она построена по видовому принципу: у каждого вида ВС РФ и рода войск есть свои полигоны) не представляется возможным.

Следовательно, существует весьма актуальная проблема реформирования, оптимизации структуры и рационального развития испытательного комплекса в новых экономических и геополитических условиях. Ее условно можно разделить на две задачи: организационную и техническую.

Решение организационной задачи нацелено на совершенствование системы управления ИК и системы планирования испытаний, сокращение и объединение полигонов, вывод их из состава ИК (в том числе путем присоединения полигонов к научно-исследовательским организациям Министерства обороны РФ, если тематика проводимых испытаний находится в сфере интересов их научной работы), перевод испытаний ВВСТ из зарубежных полигонов на отечественные, совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ИК и проведение испытаний.

С учетом имеющегося опыта совершенствование системы управления ИК и планирования испытаний целесообразно осуществлять в направлении централизации, оптимизации распределения задач по проведению испытаний между испытательными полигонами; автоматизации процессов планирования испытаний, координации и контроля деятельности полигонов и проводимых испытаний. В перспективе система управления должна базироваться на интегрированной автоматизированной системе, ядром которой будет ситуационный центр планирования, управления и контроля испытаний, выполняющий следующие основные функции:

анализ текущего технического состояния средств ЭИБ (для этого в его составе должна функционировать автоматизированная, постоянно актуализируемая база данных, а в системе управления ИК на основе регулярных донесений будет организован мониторинг ее текущего состояния);

оценка возможностей ЭИБ по обеспечению проведения испытаний ВВСТ;

распределение задач по проведению испытаний между полигонами с учетом их загрузки, возможностей и характера испытаний;

разработка плановых документов по совершенствованию ЭИБ и проведению испытаний и др.

Решения о сокращении сети полигонов путем их расформирования, объединения и вывода из состава ИК Министерства обороны должны приниматься с учетом результатов анализа возможностей испытательной базы, номенклатуры испытываемых образцов ВВСТ, территориального расположения и существующего дублирования возможностей ЭИБ.

Перевод испытаний на территорию России - весьма сложная проблема, которая, как представляется, в ближайшие годы не может быть решена в полном объеме (это обусловлено многими факторами, в том числе высокой затратностью проведения такого рода мероприятий и уникальностью географического положения некоторых полигонов, ставших после распада СССР зарубежными). Решение данной проблемы должно строиться на основе тщательной оценки характера предстоящих испытаний, полных затрат по переносу испытаний (объемов и стоимости капитального строительства и технического оснащения полигонов, затрат на решение социальных вопросов, включая размещение и социально-бытовое обустройство личного состава и др.), перспективности таких решений (перенос некоторых испытаний может оказаться нецелесообразным в силу снижения с течением времени актуальности их проведения) и т. п.

Испытания ряда образцов ВВСТ предполагают необходимость развертывания полигонов в различных климатических зонах и географических широтах. Причем они зачастую не являются непрерывными, а обладают либо определенной цикличностью, либо проводятся эпизодически. Для такого рода испытаний могут создаваться мобильные (перебазируемые) полигоны, что, с одной стороны, потребует дополнительных затрат на перебазирование, однако с другой - принесет существенную экономию, обусловленную отсутствием необходимости содержать сеть специализированных стационарных полигонов. Безусловно, принятию решения о их создании должна предшествовать тщательная технико-экономическая оценка целесообразности и возможности осуществления этого проекта.

Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность И К и проведение испытаний, необходимо провести по ряду направлений, включая введение в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета по разделу Минобороны вида расходов на содержание испытательных полигонов, уточнение порядка и ответственности органов управления в части финансового и материального обеспечения государственных испытаний, совершенствование системы общих технических требований к ЭИБ и т. д.

Решение технической задачи развития ИК нацелено на совершенствование ЭИБ полигонов и связано с выполнением основных мероприятий, в том числе: обоснование оптимальных номенклатурных рядов ЭИБ и на этой основе формирование системы мероприятий ГПВ (на основе анализа текущего состояния экспериментально-испытательной базы полигонов, оценки ее возможностей по обеспечению испытаний перспективных ВВСТ); управление реализацией мероприятий ГПВ в ежегодных государственных оборонных заказах.

Развитие ЭИБ должно основываться на ряде принципов, вытекающих из характера проводимых испытаний, накопленного отечественного опыта их проведения тенденций развития ЭИБ за рубежом, науки и техники. Важнейшими из них являются следующие:

модульность и многофункциональность перспективных средств ЭИБ;

снижение габаритов средств ЭИБ, повышение их мобильности;

повышение точности измерений, в первую очередь на основе использования информации спутниковых навигационных систем;

комплексная автоматизация процессов испытаний (в рамках как отдельных полигонов, так и ИК в целом);

широкое использование моделирования процессов испытаний, развитие опытно-теоретических методов испытаний.

В заключение следует отметить, что на протяжении последних полутора десятков лет развитию ИК уделялось недостаточное внимание. Объективно это было обусловлено той ситуацией, которая складывалась в стране и в ее Вооруженных Силах. Она характеризовалась рядом факторов, которые препятствовали реализации планов оснащения ВС РФ вооружением и военной техникой. Вначале это был недостаток финансовых средств, затем слабо контролируемый рост цен, сейчас на первый план выходят недостаточные возможности реформированной, конверсированной и деструктурированной оборонной промышленности. Но если не решить проблему переоснащения полигонов и обеспечения их готовности к проведению испытаний, то может появиться еще один фактор, препятствующий реализации ГПВ, - созданные новые образцы ВВСТ нельзя будет всесторонне испытать, а следовательно, правильно оценить их роль, место в системе вооружения, вклад в решение тех задач, которые стоят перед Вооруженными Силами страны.

Буренок В.М., Н а й д е н о в В.Г. Методы повышения эффективности применения средств и систем обеспечения испытаний ВВСТ. М.: Граница, 2006.

Военная Мысль, 2004. № 9. С. 33-36.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации